Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кондопоги
«Карельская роспись»
Выполнила обучающаяся 7А класса
МОУ СОШ №2 г.Кондопоги
Либерман Ева.
Руководитель,
учитель русского языка и литературы
Почебыт Татьяна Евгеньевна.
В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные прялки, шкафчики, солонки, ковши и многие другие предметы утвари. Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных предметов быта.
Работы старых мастеров.
Основа композиции росписей – «древо жизни». Главные смыслы его – вечность жизни, плодородие, счастье. Изображение «древа жизни» несет добрые пожелания, радость, укрепляет духовные силы.
Особенности духовного склада и характера, свойственные народу Карелии, выражались в большой эмоциональной выразительности композиций – в устремленности ввысь силуэтов прялок, в типичном для орнамента движении вверх, по вертикали.
Основным законом живописной системы Карелии была роспись по цветным фонам (зеленым, синим, голубым, зеленовато-серым), на которых ярко светятся красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Использование природных красителей, изготовлявшихся из местных пород камня и цветных глин, приучало мастеров Карелии к сдержанной цветовой гамме и умению пользоваться ограниченным количеством красок. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. Роспись, выполняемая, в основном, на клеевых растворах, приготовлявшихся из смолы лиственницы или вишни, была близка темперной живописи. Красители определяли довольно сдержанную цветовую гамму: зеленые, коричневые, черные, серые тона. Любимые краски карел – киноварь и голубец (красная и синяя) – приобретались на русских ярмарках в больших городах.
Основным рабочим инструментом росписи являлась кисть. Для Поморья, Пудожья, Заонежья характерны росписи с мотивами растительного орнамента, для Олонецкого, Пряжинского районов – геометрического орнамента.
Карельская роспись – свободная кистевая роспись, исполнялась без нанесения контурного рисунка. Композиция росписи создавалась широкими мазками, «оживками» и «движками».
Рис.1
Рис.2
На рисунках 3,4:
1- Колокольчик
2 -Сложная роза
3 - Ягоды
4 - Шиповник
5 - Тюльпан
6 - Бутон
7 - Простая роза
8 - Современная сложная роза
Современная карельская роспись более яркая по цвету, в ней используется большое количество элементов. Современные мастера уделяют большое внимание развитию традиций народного декоративно-прикладного искусства. Был создан творческий комбинат «Карельские сувениры». К сожалению, сейчас, после закрытия предприятия, то, что было наработано художниками комбината «Карельские сувениры», безвозвратно уходит.
Народные традиции не должны быть утрачены. Я думаю, что карельская роспись будет сохранена в декоративном искусстве и предметах быта, будет радовать людей своими необычными яркими красками, напоминая о русских песнях, о волшебной сказке, чтобы не прерывалась связь веков.
Использованные интернет-ресурсы для доклада:
1.Энциклопедия технологий и мастерства. Технологии и ремесла. Карельская роспись. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-03.htm
2.Интернет-галерея «Тайде» http://taide.ru/book_page_47319.html
Медведева Татьяна Петровна
Почебыт Татьяна Евгеньевна