Творческий проект «Фартук»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ногинская специальная коррекционная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Творческий проект
«Фартук»
Выполнила: ученица 6 класса Гроховская Надежда
Руководитель: учитель профильного труда (швейное дело) Пронина Н.А.
Декабрь 2018г
Московская область
I.Исследовательская часть
История фартука (учащейся было дано задание подобрать в интернете материал по истории возникновения фартука)
Предназначение фартука.
Материалы, инструменты и оборудование для пошива фартука
II. Технологическая часть
Разработка вариантов изделия и обоснование выбора
Выбор материала и фасона.
Техника безопасности и организация рабочего места
Технологическая карта изготовления фартука
Экономическое обоснование
Экологическое обоснование
Рекламный проспект
Заключение
Источники информации.
Проблема: К любимому всеми празднику: «Новый год» принято дарить подарки. Ученица 6 класса Гроховская Надежда решила подарить маме фартук, сшитый своими руками. Надя заметила, что мама всегда одевает фартук на кухне и при уборке квартиры, поэтому это изделие будет актуальным, а сшитое руками дочери - приятным вдвойне. Хотелось, чтобы наше изделие отличалось оригинальностью, красивым оформлением.
Объект исследования – технология изготовления фартука
Предмет исследования – фартук, его история.
Тема проекта: Фартук
Цель проекта: пошив фартука в подарок маме
Исходя из цели нашего проекта, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить материалы по выбранной теме.
2. Разработать выкройку изделия.
3. Выбрать оборудование и материалы для изготовления изделия и безопасные приемы труда.
4. Разработать технологическую карту.
5. Сшить изделие.
6. Дать экономическое и экологическое обоснование.
7.Разработать рекламный проспект.
Методы работы:
Анализ источников информации.
Выбор фасона.
Изучение приёмов работы по изготовлению и отделке изделия
Предполагаемое изделие будет соответствовать следующим критериям:
Конструктивные:
прочность и надёжность, удобство использования.
Технологические критерии:
стандартность технологии, необходимое оборудование;
оригинальность применения материалов, их сочетание;
Эстетические критерии:
оригинальность дизайнерского решения;
цветовое и декоративное оформление.
Экономические критерии:
минимизация финансовых затрат;
потребность в данном изделии.
Практическая значимость: изготовление фартука своими руками в подарок маме, а так же совершенствование навыков по пошиву изделия.
В результате проектной деятельности будет пошит фартук, который мама с удовольствием будет одевать, работая на кухне, а главное – он сшит руками дочери.
Из истории фартука
Нельзя найти более старинного предмета одежды, чем фартук. В древности главной функцией фартука было – прикрыть обнажённое тело. Чуть позже фартуки стали определять статус человека, который его носит. Изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба, а со временем стал частью женского, детского костюма и деталью униформы. Европейцы придумали несколько видов фартуков на все случаи жизни. Специальный фартук должна была повязывать приличная европейская женщина, выходя к столу. Фартук для особо торжественных случаев заимствован из византийской одежды, он пришивался к плащу спереди и сзади. Богатый императорский фартук шился из дорогой шёлковой парчи с узором, придворные же носили фартуки из гладкой однотонной материи.
Начиная с эпохи средневековья, фартук становился постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартуки носили кузнецы, сапожники, повара.
К концу 19 века фартук становится основой русского народного костюма. Долгое время фартук был одним из главных предметов одежды гимназисток и школьниц.
Инструменты и оборудование:
швейная игла;
булавки;
ножницы;
швейная машина;
утюг.
Материалы:
нитки
ткань
отделочная тесьма
Выбор модели, материалов, оборудования и инструментов.
Мы пересмотрели много различных фасонов фартуков и остановились на данном изделии. Обсудив с Надей выбранное изделие, мы пришли к выводу, что она сможет его выполнить, т.к. ранее на уроках мы отрабатывали на образцах все операции, по пошиву данного фартука: стачной шов, обработка фартука оборками, шов в подгибку с закрытым срезом.
Для пошива выбранного фартука необходима: хлопчатобумажная ткань, отделочная тесьма и хлопчатобумажные нитки. Бретели, пояс, и нижняя часть фартука выполнены из отделочной тесьмы.
Чтобы сшить фартук нам понадобятся: иглы, ножницы, булавки, напёрсток, мел, швейная машина и утюг.
Техника безопасности и организации рабочего места.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой;
травма руки ножницами или утюгом.
2. Перед началом работы нужно:
положить все необходимые инструменты в специальное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
не отвлекаться, быть внимательной и аккуратной;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35 – 40 см
4. Что нужно делать по завершению работы:
считать количество иголок в игольнице (их должно быть столько же, сколько и до начала работы);
убрать рабочее место.
Технологическая карта пошива фартука.
Название операции | Оборудование и инструменты. |
Подготовить ткань к раскрою. | Утюг. |
Раскроить изделие: фартук цельнокроеный осн. цв.: 1деталь бретель отдел. цв:. 1деталь пояс отдел. цв:– 2 детали. | Лекало, ножницы, портновский мел, булавки |
Наметать бретели и пояс, прострочить на машинке. | Ручная игла, нитки х/б, булавки, напёрсток, швейная машина, ножницы, распарыватель. (при необходимости) |
Вывернуть на лицевую сторону. | Палочки или карандаш |
Выполнить ВТО. | утюг |
Верхний срез фартука обработать швом в подгибку с закрытым срезом, с одновременным втачиванием бретели. приметать и прострочить на машинке. | Ручная игла, нитки, напёрсток, швейная машина |
Приложить пояс к верхней боковой части фартука, наложить тесьму отделочного цвета по краям нижней части фартука, сделать оборки, приметать и отстрочить. | Ручная игла, нитки, напёрсток, швейная машина |
Сделать ВТО оборки, отутюжить готовое изделие. | Утюг |
Экономическое обоснование.
Наименование. | Количество (единицы) | Цена. | Стоимость. |
Ткань х/б цветная | 0,7м | 60руб. | 42 руб. |
Тесьма отдел. цв | 3 м | 10руб | 30 руб. |
Итого: 72рубля. |
Фартук можно купить и в магазине, но подарить фартук на праздник маме, сшитый своими руками, приятно и дочери, и маме. Да и сшить его обошлась дешевле, чем купить в магазине. Кроме того в процессе изготовления такого изделия Надя получили массу положительных эмоций и усовершенствовала свои теоретические и практические навыки. И мы не сомневаемся, что наша работа понравится её маме, и она с гордостью будет показывать работу дочери своим друзьям и знакомым.
Экологическое обоснование.
При пошиве фартука не был нанесён вред окружающей среде и людям, так как изделие изготовлено из х/б материалов, не вызывающих аллергические реакции. В процессе использования изделия так же не возникнет вредоносных последствий для людей и окружающей среды. Если со временем фартук придет в негодность, то его можно использовать уже для другой домашней цели.
Рекламный проспект.
Пошив изделий своими руками - увлекательное занятие. Осваивая поочередно пошив простых и сложных операций, мы приобретаем не только необходимые навыки владения иголкой с ниткой и работе на швейной машине, но и увлекательное занятие, учимся фантазировать и воплощать свои творческие идеи в жизнь. Учитесь шить изделия своими руками, радуйте себя и близких.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что выбранная нами тема проекта интересна и познавательна. Наша готовая работа полностью соответствует запланированной, поэтому никаких изменений в процессе работы внесено не было. В ходе своей работы мы узнала об истории фартука, о его назначении в жизни каждого из нас, продолжали учиться аккуратно и красиво шить
изделия. Кроме того, мы не купили подарок маме, а сшили его своими руками, а это вдвойне приятно дочери и маме.
Источники информации:
Интернет - ресурсы.
Технология швейное дело 6кл. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая
Пошив фартука Гроховской Надеждой: