Творческий проект: Игра с уровнями «Приключение кота» в Scratch

3
0
Материал опубликован 15 November 2021

​​​​​​​





Введение

Современный мир и наше будущее невозможно представить без информационных технологий, интернета и компьютеров. Грамотное использование этих технологий стало так же важно, как умение читать и писать. Можно заметить, что появился резкий интерес к программированию. Такие специалисты очень востребованы и нужны. Поэтому проблема изучения навыков программирования с раннего возраста очень актуальна на данный момент. Языков программирования существует очень много. Они предназначены для выполнения различных задач. Среда Scratch (Скретч) значительно проще, чем остальные традиционные языки программирования, так как она была создана для школьного обучения. Это объектно-ориентированная среда, в которой можно добавлять различные объекты, редактировать их, перетаскивать по экрану, устанавливать взаимосвязи. Программирование осуществляется путем перетаскивания разноцветных блоков, а готовая программа выглядит как собранный пазл, только из прямоугольных кирпичиков. Каждый день дети со всех уголков мира загружают на портал scratch.mit.edu более 100 тысяч проектов. В своем творческом проекте я создам игру с 2-мя уровнями, используя программу Scratch 1.4. Эта ранняя версия не требует подключения к интернету, и она бесплатная.

Цель работы: изучение возможностей программы Scratch 1.4 для создания игры «Приключение кота ».

В ходе проекта были поставлены следующие задачи:

изучить среду программирования Scratch с ее возможностями;

уточнить особенности программирования на Scratch;

разработать и создать свой готовый программный продукт;

провести анализ полученных результатов.

Объект нашего исследования:

среда программирования Scratch 1.4.

Методы исследования:

изучение литературы и среды программирования Scratch 1.4, опрос.

Гипотеза исследования – благодаря визуальной среде программирования Scratch можно создать увлекательную компьютерную  игру. Процесс создания игры помогает развивать логические навыки.



1. Среда программирования Scratch 1.4

Перед созданием нового языка программирования для детей, ученые поставили перед собой несколько задач. Как научить детей программированию в интересной форме? Как сделать так, чтобы созданные проекты превратились в большую базу, в целую образовательную среду для детей и подростков? И ученым удалось это сделать, ведь данная программа помогает развивать творческие навыки, логическое мышление, независимость в применении ИКТ. Платформа Скретч способствует созданию своих собственных уникальных проектов. Это могут быть и мультфильмы, и различные демонстрационные ролики, и программы для обучения, и компьютерные игры различные по виду, и интерактивные презентации.

Скретч отличается от других языков своим графическим представлением. Он включает в себя разные типы данных и системы управления. Язык интуитивно понятен, у него дружественный интерфейс.

Главное окно программы после первого запуска имеет следующий вид (Рис.1).

t1636980717aa.png

Рис. 1. Интерфейс программы

Интерфейс программы разделен на 4 части. Область белого цвета, на которой изображен кот, называется сцена (правая верхняя часть экрана). Сцену можно редактировать, менять её фон. Либо рисовать самостоятельно, использую графический редактор, либо добавлять готовые сцены из программы, использовать кнопку импорт. Конечный результат будет отображаться вместо белого фона.

Чтобы на нашей сцене произошло какое-то действие, нужно создать объекты, их называют спрайты. Это такие визуальные динамичные объекты. Объекты можно добавить из самой программы, в готовом каталоге или же нарисовать самостоятельно.

Все объекты, которые мы добавили, будут отображаться внизу под фоном.

Верхнее поле содержит закладки, с помощью которых можно от просмотра скриптов (программа персонажа) перейти к просмотру возможных видов (рисунков) или внешности спрайта и связанных с данным спрайтом звуков. Краткая информация о выбранном спрайте: имя, текущий образ, координаты, направление и т.д. находятся выше.

В этой же области находится кнопка экспорт, вызываемая путем нажатия правой кнопки мыши на спрайт или звук, позволяющая сохранить спрайт или звук в виде отдельного файла.

При создании скриптов(программы) используются различные цветные блоки, расположенные на левой части экрана. В ее верхней части располагаются 8 разноцветных кнопок, которые выбирают нужную группу команд: движение, внешность, звук, перо, контроль, сенсоры, числа, переменные. Команды выбранной группы отображаются в нижней части выбранного окна.

Когда все готово перейти в полноэкранный режим, в котором сцена займет весь экран, а все остальные области убираются. Полученный режим очень напоминает просмотр готовой презентации в Power Point.

Практически все управление системой сосредоточено в верхней части экрана. Главное меню, выполнено в виде горизонтальных кнопок.

Кроме них отдельно выделены кнопки переключения режима поворота спрайтов, панель инструментов, а также кнопки запуска и остановки скриптов.

Спрайты и сцены можно удалять (нажатие на правую кнопку мыши вызывает появление меню) или дублировать: создавать копии существующих объектов. Поведение каждого объекта определяется его программой – скриптом.

Костюм – это внешний вид объекта, он может меняться.

После изучения основных конструкций языка и возможностей среды можно работать над задачей по созданию и разработке собственного проекта.

2. Практическая часть

В нашей игре Коту надо дойти до Выхода. По уровню бегают три врага. Нельзя им попасться. Так же стены нашего уровня будут радиоактивными. Если кот их коснется, то кота переносит на начальную точку. Кот будет издавать звук мяу, если коснется врага или стены. Когда Кот дойдет до Выхода – игра перейдет на второй уровень. Когда доберется до выхода на втором уровне, игра закончится, на экране появится победа. Управление осуществляется стрелками на клавиатуре. Всего у нас в игре будет 6 персонажей (спрайтов): Кот, три врага и две двери. Чтобы начать игру, нужно нажать на зеленый флаг. В приложении(1-3) можно посмотреть скриншоты готовой программы. Также при желании игру всегда можно усовершенствовать, то есть добавить новые уровни, новых персонажей или врагов.

Я показал игру своим одноклассникам. На кружке они попробовали в нее сыграть. После я предложил им пройти небольшое анкетирование, чтобы узнать, что именно им понравилось, а что не понравилось. Вопросы в анкете выгладили следующим образом:

Понравилась ли вам игра?

Что именно понравилось?

Какие у игры недостатки?

Чтобы вы хотели дополнить?

В анкетировании участвовали 20 человек. По результатам анкетирования, у меня получились следующие результаты. Я представил их в виде диаграммы.

t1636980717ab.gif

Рис. 2. Результаты анкетирования

На первый вопрос 75% опрошенных ответили, что игра понравилась, не понравилась только 25% (5 человек).

t1636980717ac.gif

Рис. 3. Результаты анкетирования

На второй вопрос получили следующие результаты. 50 % опрошенных понравилось управление игры, по 25% учеников оценили наличие 2-ух уровней и наличие врагов, которых надо избегать.

t1636980717ad.gif

Рис. 4. Результаты анкетирования

Из недостатков респонденты выделили 75% малое количество уровней, а 25% не смогли пройти игру с первого раза.

t1636980717ae.gif

Рис. 5. Результаты анкетирования

На последний вопрос мои одноклассники ответили таким образом. 80% опрошенных хотели бы добавить новые уровни, а 20% новых врагов.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что игра детям понравилась, она увлекательная. Не все смогли пройти ее с первого раза и не попасться врагам. Игру можно доработать, в будущем добавить новые интересные уровни.



Заключение

Таким образом, в результате моего творческого проекта цель исследования была полностью достигнута. Изучение возможностей среды Scratch 1.4 позволило мне создать интересную игру. При создании скриптов в Scratch 1.4 мне не потребовалось писать тексты программ на формализованных языках программирования. Я использовал графические блоки, редактор для рисования уровней.

Все поставленные задачи в начале моего проекта также были выполнены. Ведь я изучил среду программирования Scratch с ее возможностями, уточнил особенности программирования на Scratch и смог разработать и создать свой готовый программный продукт.

В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась. Действительно, благодаря визуальной среде программирования Scratch я создал увлекательную компьютерную  игру, а процесс создания игры помог мне развить логические навыки.

Используя Скретч, ребята смогут формулировать свои идеи, воплощать их в жизнь, делиться результатами. За кажущейся простотой Скретча скрываются возможности, которые необходимы и в старших классах и в профессиональном будущем.


Библиографический список

http://scratch.mit.edu

http://elrond.tud.ttu.ee/~vilip/Scratch/Vene_Juhend/Scr_juhend.html

Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch //http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf

Еремин Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство. – М.: Первое сентября, 20019 – №20 (573) – С. 17–24.



Приложение

Приложение 1

t1636980717af.png

Окно 1 уровень, и персонажи

t1636980717ag.png

Окно 2 уровень

t1636980717ah.png

Окно победа

Приложение 2

t1636980717ai.png

Программа для 1-ой двери Выход 1 ур.

t1636980717aj.png

Программа для двери выход на 2-ой уровень

t1636980717ak.png

Программа для сцены



Приложение 3

t1636980717al.png

Программа для Кота

t1636980717am.png

Программа Враг 1

t1636980717an.png

Программа Враг 2

t1636980717ao.png

Программа Враг 3



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.