12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3432
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново

Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области




Творческий проект



«Особенности вышивки славянского рушника»








Выполнила: учащаяся 9 класса

Серова Татьяна

Руководитель: учитель технологии

Акатова Ирина Анатольевна

Степаново 2022год





Содержание:

1. Введение…………………………………………………………….……2 -3

2. Теоретическая часть

2.1 Славянские рушники и их виды…………………………………………4

2.2 Орнаменты, их цвета и расположение на рушнике…………………….7

2.3 Костромская народная вышивка полотенца…………………………….9

3.Практическая часть

3.1 Звездочка обдумывания…………………………………………………..10

3.2Требования к изделию…………………………………………………….11

3.3 Организация рабочего места и техника безопасности ………………...11

3.4 .Технологическая последовательность изготовления…………………..12

 3.5 Экономическое обоснование проекта…………………………………..13

3.6 Самооценка проекта……………………………………………………..13

4. Заключение ………………………………………………………………….14

6. Список используемых источников и литературы………………………….15

7 Приложение……………………………………………………………………16

 


 

Введение

Я выбрала тему проекта  «Особенности вышивки славянского рушника», потому что мне нравится вещи, вышитые своими руками.

Мне стало интересно, почему именно такая, а не другая вышивка украшает рушники, есть ли особенность вышивки нашей местности, я решила в этом разобраться и самой изготовить такой рушник

Рушник - предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Б.А. Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян"  назвал русскую вышивку на рушниках "сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов", "полотняным фольклором", драгоценным для нас сохранением народных традиций.

Рушник - единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники своими магическими изображениями и оберегами от сглаза и любой порчи.

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки рушников. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества, это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.

Объект исследования:  славянский рушник

Предмет исследования: виды рушников, значение цветов и символов, используемых в вышивке.

Основная проблема состоит в том, чтобы определить смысловую нагрузку, своего рушника

В настоящее время нелегко найти литературу по изготовлению традиционных рушников. Большинство литературных источников рассчитано на узких специалистов.

Цель  работы: через исследование особенности вышивки  славянского рушника  вышить свой рушник , с учетом традиций костромской вышивки.

Поставленная цель реализуется через следующие 

задачи исследования:

узнать, что такое рушник и определить его роль в славянской обрядовой культуре;

 познакомиться с расположением узоров на рушнике, узнать, что они означают, и почему для их вышивки используются определенные цвета;

Узнать техники вышивки Костромского края


Гипотеза: история рушника своими корнями уходит в прошлое, и вышивки, которыми украшались рушники - это не просто красивые рисунки, но и определенные символы.

Источниками исследования стали статьи из сборников, интернет источники, альбомы по изобразительному и народному искусству, справочники, энциклопедии.

Методы исследования:

поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;

Этапы работы

Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

Ознакомление с историческими экспозициями музеев.

Обобщение полученных сведений

Разработка и вышивка рушника..

Практическая значимость: информация о рушниках может быть использована на уроках истории России, технологии по темам быта, сам рушник может послужить экспонатом школьного музея « Галичская курочка», в фольклорных праздниках. 

 

 2. Теоретическая часть

 2.1 Славянские рушники и их виды

Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста.  Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.

Рушник – пожалуй, один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры, вышитого символьного письма. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю  народа. И что особенно важно, историю не только христианского периода, но и гораздо  раннюю, языческую.

Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» – то есть, ткань, которой вытирают руки. Другие  предполагают, что «рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» – отрезать, отрывать, «от-рушить». 5 Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).» 7

Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У славян существовало множество разновидностей рушников.

Рушник-утиральник, ручник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме. Вышивались утиральники по своим, особым правилам, и пользоваться ими также надо было по правилам: по утрам утирались нижним (левым) концом рушника, по вечерам – верхним (правым). Основным узором в вышивке утиральника являлись солярные символы – свастики, позже – ромбы. Нижний край вышивался от широкой полосы к узкой,  верхний – наоборот. Таким образом, узор символизировал восход и закат солнца. Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придаёт силы для дневных трудов, вечером – снимает усталость. Существует также поговорка «утёрлись и дальше живём», хранящая в себе отголоски этой обрядовой семантики.

Ширинка – маленький рушник, скорее даже платок в современном понимании. Название обозначает, что данный отрез ткани отрезан от длинного полотна «по ширине», то есть, он настолько узок, что его длина является шириной исходного вытканного полотна. Вышивали ширинку не так ярко, как другие виды рушников. Здесь чаще присутствовала так называемая «белая вышивка», редко встречались узоры чёрной ниткой.

Рушником - ширинкой невеста утирала слёзы перед свадьбой, его повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из отчего дома, взяв за руку, но, не касаясь её кожи. Запрет прикасаться к невесте иначе, чем через ткань-полотно, символизировал, что она в этот момент не принадлежит к миру живых: из отчего рода уже ушла, а в мужнин род ещё не вошла. Схожая символика присутствовала и в «надевании понёвы» – ныне забытом языческом обряде перехода девочки в девушки: девочку, ещё одетую в простую детскую рубашку, ставили на лавку, перед ней стелили специально сделанный для обряда девичий рушник, и предлагали её «вскочить в понёву». Ребёнок должен был выразить своё согласие и пройти по полотну, символизирующему, что в этот момент ребёнок умирает и рождается девушка.

Рушник-блинник. На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, на Масленицу существовал обычай в благодарность за угощение одаривать хозяев дома рушником-блинником. В частности, такой подарок преподносился свекрови на «невесткиных посиделках».  Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббривеатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники рождественские, троицкие.

Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов, берегинь, позже – иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в сёлах в красном углу – месте, где располагаются иконы.

Родильный рушник. При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета. После крестин с рушником в разных областях поступали по-разному. Часто из него кроили первую детскую рубашку. Иногда хранили до свадьбы, или даже до похорон.

Поминальный рушник. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты.

Поминальные рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем, после чего окончательно отправляется в Ирий. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю, часто – белыми нитками по белой ткани. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму.

Обыденными называли рушники, вытканные в одиночку или коллективно в течение одного светового дня.  Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства – ведь они создавались исключительно под солнцем, когда злые силы ночи не могли им повредить. Обыденные рушники использовали в обрядах защиты и очищения. Например, через расстеленный на земле рушник на излёте зимы прогоняли скот, чтобы оградить его от болезней. При длительной засухе обыденный рушник расстилали на дороге, ведущей к селению, «приглашая» к себе дождь. Ткались такие рушники ни в коем случае не впрок, а только непосредственно перед использованием в обряде.

Вспоминая известную присказку «скатертью дорога!», нельзя не вспомнить о подорожных рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Хлебосольный рушник. Ещё один важный вид рушника – рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

Свадебных рушников насчитывается несколько видов. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник.

Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели посыльный рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник белыми нитками, в некоторых областях – красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.

Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский»

или «благословенный»,на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

Союзный рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы. Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви.

Первый поход молодой жены к колодцу за водой также сопровождался специальным «водяным» или «колодезным» рушником, который вешался на коромысло и вручался золовке или свекрови вместе с первой, принесённой в дом водой. В дальнейшем этот рушник использовали, ставя на него святую, свячёную воду. Считалось также, что если расстелить на подоконнике такой рушник, а на него на ночь, предшествующую празднику Крещения, поставить сосуд с водой, так, чтобы в него «заглядывали звёзды» – такая вода не испортится целый год, и будет обладать целебной силой.

 

2.2. Орнаменты, их цвета и расположение на рушнике.

Рушники ткали или вышивали. Вышивать рушник можно различными швами: крестиком, тамбуром, гладью, набором.

Для вышивки  рушников существует ряд правил, которые обязательно нужно учитывать при их создании. Каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам.

В частности, ни в коем случае нельзя вышивать свадебный рушник на сшитом из двух кусков полотне. Свадебный рушник, как и молодая семья, должны быть единым целым. Середина рушника никогда не зашивается, это символ связи молодой семьи с высшими силами.

 Исследователи выделяют 4 фрагмента узора, каждый со своим значением.

1.     «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.

2.     «Земля», рисунок  вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.

3.     «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукоделлшщьницы;

4.     «Венец». Вышивается богато.  Это то, к чему стремишься в жизни.

Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.

Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.

Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны:

        растительные мотивы (так называемое Мировое дерево, символизирующее все сущее на земле, различные вьющиеся растения, цветы, листья);

        зооморфные мотивы – изображения животных и птиц - конь, олень, лев, лебедь, курица, петух, а так же различные грифоны и мифические чудовища);

        бытовые – изображения людей в бытовых ситуациях, причем женские фигуры часто изображались с ромбовидной или квадратной головой с рожками (рога у древних славян символизировали плодовитость, продолжение рода) 10

        геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры

        культовые, или архаические, мотивы, которые сохранились со времен язычества и изображали, в основном, древних богов, сюжеты древней мифологии и священных существ (языческая богиня земли, жизни и смерти Мокошь, узнаваемая в орнаменте по треугольному платью, стоящая рядом с Мировым древом, священные птицы, кони и олени, изображенные в виде ладьи).

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый»), белый и черный имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

        Белый - цвет чистоты и священности;

        Красный – огонь и солнце;

        Черный цвет– земля.

 

2.3 Костромская народная вышивка полотенца

Полотенце являлось важной частью жизни и быта Костромской губернии и традиция украшать вышивкой полотенца жила пока бытовали разные обряды, пока сохранялся старый уклад жизни на селе. Костромская народная вышивка необычайно разнообразна, она объединяет шитье, различающееся по стилю, технике исполнения, колориту, сюжету и мотивам орнамента.

Вышивкой украшалась праздничная одежда – головные уборы, мужские и женские рубахи, передники; верхняя одежда и праздничные предметы домашнего обихода – полотенца, столешники (скатерти), подзоры, каймы настилальников (простыней). Древний мир народных представлений отразился в вышитых узорах этих предметов.

Во всем своем многообразии, костромская вышивка представлена на обрядовых и праздничных полотенцах, а также встречается на скатертях и подзорах, узоры которых старательно копировались из века в век и в измененном виде, фрагментарно, донесли до ХХ века старинные мотивы шитья.

Орнамент полотенца осмысливался и как знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, поэтому полотенце являлось важным атрибутом обрядов жизненного цикла, отмечавших главные этапы человеческой судьбы: рождение, свадьбу, погребение.

Костромские свадебные полотенца 19-20 веков выполнялись а различных техниках шитья, по домотканому полотну и кумачовой прошве красными нитками или в многоцветной гамме.

Вышивка в Костромской губернии была известна, в основном, как домашнее ремесло, удовлетворяющее личные потребности крестьян, и имела широкое распространение не во всех уездах губернии. В Солигаличском и Костромском уездах это было рукоделие, которым владели многие женщины-крестьянки

Вышивали полотенца, в основном, готовя для себя приданое. Сразу, как просватают, так и начинали дары готовить. К «сговоренке», так называли просватанную девушку, приходили помогать подруги – вышивать полотенца, вязать подзоры.

Количество полотенец в приданом зависело от достатка семьи и местной традиции: от нескольких штук в Костромском уезде Шунгенской волости до 20-30 штук в Галичском уезде и 50 и более в Макарьевском, Солигаличском, Ветлужском, Кологривском.

Для костромской народной вышивки характерна полихромная (Полихромия — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. )цветовая гамма: в первой половине ХIХ века приглушенная по колориту, во II половине ХIХ века ярких, сочных цветов.

В Костромской губернии в ХIХ- 1трети ХХ веков были известны следующие декоративные швы: счетные (исполняемые по счету нитей ткани) по неразряженной ткани – роспись, набор, счетная гладь, крестик и несчетные (по заранее нанесенному на ткань рисунку) – тамбур, стебельчатый шов; по разряженной ткани – различные виды строчки.

Часто использовался и геометрический мотив. Здесь основным элементом являлся ромб различных очертаний, часто мог быть дополнен городками, звездами и другими геометрическими фигурами. Очень часто костромские мастерицы вышивали птиц-пав, орлов, петушков, коней и хороводы женских фигур с птицами в руках.

 3 Практическая часть

 3.1 Звездочка обдумывания.

Прежде чем приступить к работе , я нашла в интернете образцы вышивки рушников


Рушник


1 2

t1650957915aa.jpg

t1650957915ab.gift1650957915ac.jpgt1650957915ad.gift1650957915ad.gif



t1650957915ae.gift1650957915af.jpg


3

Рассмотрев и проанализировав варианты, я сделала вывод, что больше всего мне подходит вариант №3, но вышить весь узор и связать кайму у меня недостаточно опыта, поэтому:

1. Я решила вышить рушник, используя технику вышивки крестом .

2. По цветовой гамме моя вышивка будет полихромная, потому буду использовать нитки красного, зеленого цвета

4. Для того чтобы вышить рушник, мне нужно будет подобрать необходимые материалы.

5. Узор на своем рушнике выполню тот, что доступен для моего опыта

6. Кайму обвяжу филейным узором крючком

7. Для того, чтобы мой проект был изготовлен качественно, необходимо будет продумать, в какой последовательности я буду вышивать, какие способы обработки деталей я буду применять.

8. Работая над изготовлением своего изделия, нельзя забывать о безопасных приемах труда, чтобы не получить травму самой и не испортить готовое изделие. Я обязательно продумаю и учту все возможные опасные моменты и способы их устранения.

9. Мне очень хочется, чтобы моя работа над проектом принесла экономическую эффективность. Нужно, чтобы рушник получился не только красивым, но и не очень дорогими. Для этого мне нужно будет продумать, как снизить себестоимость моего изделия.

3.2 Требования к изделию:

Мой проект «Особенности вышивки славянского рушника», значит, мне нужно было выбрать определенный узор, который соответствовал работе. Можно было взять « владимирскую вышивку» или использовать декоративные швы, но мне очень было важно вышить рушник с использованием Костромских традиций, а это значит , что преемлема вышивка декоративными швами или крестом и мой выбор был сделан в пользу вышивки крестом. Выбирая рисунок , хотелось использовать знания , полученные на уроках ИЗО и технологии о рушниках, поэтому я сама составила орнамент с использованием древнеславянских символов. В своей вышивке буду использовать ромб и петушка, как наиболее распространенные символы в Костромской вышивке.

Необходимо все операции выполнять с большой аккуратностью, чтобы строчки были ровными .

Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:

эстетические –Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.

экологические – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов.

экономические – изделие должно быть изготовлено из доступных, недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость;

технологические – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.


3.3 Организация рабочего места и техника безопасности.

При работе над рушником я выполняла и соблюдала все необходимые правила техники безопасности и охраны труда.


При выполнении ручных работ.

1.До начала работы: приготовить все необходимые материалы и приспособления; посчитать количество булавок и иголок в игольнице; инструменты и приспособления положить в отдельное для них место.

2. Во время работы: быть внимательным к работе; наперсток должен быть на среднем пальце правой руки, чтобы не уколоться; ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

3. По окончании работы: посчитать количество булавок и иголок в игольнице; убрать рабочее место.

.

При выполнении влажно-тепловой обработки.

1.До начала работы: проверить исправность шнура и чистоту подошвы утюга, наличие резинового коврика; выбрать нужный температурный режим утюга; проверить уровень воды в емкости утюга для паровой обработки.

2. Во время работы: выполнять ВТО изделия, стоя на резиновом коврике; включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур; ставить утюг на специальную подставку; следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга; не отвлекаться, не оставлять включенный утюг без присмотра.

3. По окончании работы: выключить утюг, поставить на специальную подставку.
Инструменты и материалы:

1. Ткань. Вафельное полотенце.

3. Нитки мулине

4. Иголка

5. Схема рисунка

6 Ножницы

3.4.Технологическая последовательность изготовления:

 

Вид работы

Результат

1

Выбор инструментов, схемы, подготовка материала для вышивки

t1650957915ag.jpg

2

Вышивка рушника

t1650957915ah.jpg

3

Окончательная обработка и ВТО

t1650957915ai.jpg

 

3.5 Экономическое обоснование проекта

Себестоимость моего изделия включает в себя затраты на материалы .

Материалы

Сумма

Ткань. Вафельное полотенце. 1,5м- 150 р

Мулине- 36 р

ИТОГО: 186р.

Итого: себестоимость изделия составила для меня 186р.,в магазине такое изделие стоит не меньше 500р. Экономия составила 314р.

Контроль качества:

Готовое изделие отвечает следующим требованиям: 

Эстетические требования: работа выполнена аккуратно, грамотно подобран цвет.

Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда ни экологии, ни здоровью человека. 

Экономические требования: ручная работа столь дорога, что ее выгодно делать для себя, а не покупать готовые изделия.

Мною были соблюдены все требования к изделию. Изготовление любого вида рукоделия всегда приносит радость. Каждая вещь уникальна и не может быть выполнена без участия теплых рук и фантазии. Проект «Особенности вышивки славянского рушника.», на мой взгляд, удался. Всегда приятно сделать вещь своими руками. Она неповторима, оригинальна, не похожа на другие.

3.6 Самооценка проекта и выводы :

Проанализирую этапы выполнения проекта. Очень понравилось искать информацию в Интернете, много узнала интересного по вышивке крестом, сразу захотелось многое сделать.

Считаю, что справилась с поставленными целями и задачами, получился красивый рушник, тем более что при самостоятельной разработке схемы вышивке изделия, можно не сомневаться, что эта вещь эксклюзивная и оригинальная. Подведу итог работы.

В процессе работы я научилась:

Проводить исследовательскую работу.

Производить необходимые экономические расчеты.

И что немаловажно- это усовершенствовала навыки вышивки крестом.

Я изготовила неповторимое изделие. Я получила удовлетворение от данной работы, и у меня появилось желание вышить еще что-нибудь.

Разработка рекламы:

Рушники – часть нашей истории. Истории Костромского края. Давайте вспоминать позабытые традиции своего края, давайте вышивать рушники!


4.Заключение.

 Как уже отмечалось во введении, цель моей работы состояла в том, чтобы через исследование особенности вышивки  славянского рушника с учетом традиций костромской вышивки, вышить свой рушник, что мною и было сделано

Проанализировав литературу по данной проблеме, я сделала вывод, что в жизни восточных славян рушники играли большую роль, являясь элементом родильных, крестильных, свадебных и погребальных обрядов.

Вышивка – это часть живой  народа,  вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. Орнаменты вышивок  играли роль оберегов, магических талисманов, призванных защитить своего владельца от злых духов. 

Символы имеют огромное значение для любой культуры, ведь именно они несут в себе основную смысловую нагрузку, играют главную роль в магических и религиозных действах. Символ – не просто графическое изображение на ритуальном или  бытовом предмете. Он – способ передачи информации. Символ не имеет какого-то единого обозначения. Значение символа зависит  от способа «считывания» его смысловой нагрузки. 

.Гипотеза о том, что история рушника своими корнями уходит в прошлое, и вышивка которыми украшались рушники это не просто красивые рисунки, но и определенные символы нашла свое подтверждение полностью.

В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его; и тогда это станет «книгой народной мудрости». На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам. Вышивка полотенец в нашем Костромском крае поддерживалась тех же традиций славянского рушника.

В заключение мне хотелось бы привести строки стихотворения моей  современной поэтессы  Натальи  Христоевой:

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

 

                      Рушник как книгу можно прочитать.

                      Ведь вековая мудрость в нем хранится.

                      И чтобы этим знаньям не пропасть,

                      Нам нужно вновь к истокам обратиться.


 

Список используемых источников и литературы:

 

I. Источники

1. Берегова О. В. Символы славян/ Лабиринт 2016

2. Дурасов Г. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке/ М., Советская Россия 1990г.

3. Емельянова Т.Б. Декоративная вышивка в быту/ М., 2001г.

4. Моисеенко Е. Русская вышивка XVII- начала XX века/Ленинград 1978 г.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М., Наука 1981 г.

II. Исследования:

6. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.// М., 1978.

7.Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно конструкторский источник творчества// М., 1994.

III. Интернет источники:

http://www.liveinternet.ru/users/erisena/post362253242

http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/slavyanskie-uzory.html

http://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%F3%F8%ED%E8%EA

http://www.belmos.ru/news.php ?id=91

http://www.vetka.by/2012/10/proshedshij-v-vetkovskom-rajone-prazdnik-belorusskogo-rushnika-vskolyxnul-internet /




Приложение

t1650957915aj.jpg

t1650957915ak.jpg

16


Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.04.22 в 12:27 0Ответить Пожаловаться
Это детская работа, а в каталоге Вы указали её как педагогическую(методическую) разработку.
Акатова Ирина Анатольевна, 26.04.22 в 20:49 0Ответить Пожаловаться
Руководитель: учитель технологии

Акатова Ирина Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна, 27.04.22 в 07:21 0Ответить Пожаловаться
Тем не менее, по правилам сайта мы указываем, что это детская работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.