Блок уроков по краеведению «Особенности Тверской вышивки»
Гусева Тамара Ильинична
учитель технологии
МБОУ «Максатихинская СОШ № 1»
п. Максатиха Тверская обл. Россия
Проектный комплекс уроков по технологии в 8 классе
«Особенности Тверской вышивки» в рамках проекта «Наша история»
Цель.
Разработать и реализовать комплекс уроков – проект по созданию тверской традиционной вышивки.
Познакомить с исторически сложившимися традициями и особенностями вышивки Тверского региона.
Задачи.
Познакомить с Тверской вышивкой, ее основными швами.
Создать условия для освоения проектной деятельности.
Активизировать творческие способности.
Формировать эстетический вкус.
Освоение технологии декоративно – прикладного искусства вышивания.
Развивать патриотические традиции через творческую краеведческую деятельность.
Урок 1. Знакомство с Тверской вышивкой. Основные швы вышивки.
Урок 1.
Тема. Тверская вышивка знакомство с промыслом.
Вид занятия: проблемный урок с постановкой цели проекта.
Оборудование: процессор, монитор, ткань, нитки, пяльцы, иглы,.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Подготовка учеников к восприятию материала, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Рассмотреть особенности Торжокской вышивки (демонстрация фото).
План:
- основные швы Торжокской вышивки?
-какова тематика Торжокской вышивки?
-на каких тканях вышивают торжокские мастерицы?
-какие нити используются в вышивки?
- какие изделия расшивали Торжокской вышивкой?
3.Изучение нового материала. Выявление темы проекта. Распределение по группам.
В Твери тоже существует своя вышивка, она красивая и своеобразная. В основном это ярка красная нить, шитая по белому фону. Чаще всего вышивкой украшают постельное белье, полотенца, скатерти, занавески, платки, фартуки. Вышивают в основном простыми, всем известными швами, такими, как, тамбурный шов, гладь, крест, козлик, мережка.
Что же вышивают тверские мастерицы, какие узоры предпочитают, каким традициям следуют?
Часто встречаются образы птиц: павлины, жаворонки, водоплавающие птицы, домашние птицы. Популярный мотив - кони.
Очень любят тверские мастерицы растительные и геометрические орнаменты. В геометрических орнаментах встречаются квадраты, треугольники, полосы, волы.
Часто на изделиях вышитых в Твери встретишь цветы, мелкие букетики. Все формы в основном обобщенные, с не прорисованными мелкими деталями.
В старину крестьянская девушка, должна была к 15 - 16 годам приготовить себе приданное. Это были вышитые полотенца, скатерти, подзоры, головные уборы [2].
Сейчас эти традиции ушли далеко в прошлое. Но мы представим, что и нам надо вышить, допустим, полотенце. Поэтому надо хорошо потрудиться. Мы попробуем вышить орнамент для полотенца. Как вы думаете, что такое орнамент? А что такое композиция?
Орнамент - от латинского слова «оглатепшт» - украшение - это узор, состоящий из ритмически порядочных элементов для украшения каких-либо предметов или изделий. Орнаментом можно быть украшено все изделие, или его, какая-то часть, например, только края.
Самое главное в орнаменте правильно создать композицию.
Композиция - это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое по форме и содержанию. Характер композиции определяется ритмом.
Комментарии учителя.
Расположение узора зависит от изделия и замысла мастерицы. Мы будем вышивать несколькими видами тамбурного шва, а так же попробуем освоить еще несколько видов ручных швов.
Тамбурный шов - один из самых распространенных швов художественной вышивки. Он был известен многими народами, населявшим территорию нашей страны. Тамбур применяют в своем творчестве русские, башкиры, татары, узбеки, таджики, киргизы.
Вышивку тамбуром можно встретить в самых разнообразных вещах-платьях, рубашках, блузках, салфетках полотенцах.
Подготовка к реализации проекта.
Тверская вышивка выполняется в основном тонкими счетными швами, а они должны крепиться к прочному основанию. Можно внимательно рассмотреть кусочки ткани и выбрать те, которые подходят для Тверской народной вышивки.
. Учащиеся доказывают свою точку зрения о подборе тканей для Тверской вышивки.
Объяснение и показ учителем основных швов Тверской вышивки.
1. Шов тамбура имеет вид цепочки, звенья которой заходят одна в другую. Выведите иглу с нитью на лицевую сторону ткани и перебросьте нить петлей налево. Заведите петлю в месте вывода нити на поверхности ткани и, направляя иглу на себя, приколите ткань иглой в середине петли. Вытяните нить и затяните ее правой рукой до прокола ткани. Нанизывайте последующие петли тамбура таким же способом, при этом следите, что бы все проколы были на одинаковом расстоянии.
2. Сделайте прокол. Откиньте нить налево. Проколите ткань иглой у края контура узора. Затянув петлю, откиньте нить направо и перенесите иглу к противоположному краю узора. Захватите иглой выведенную на лицевую сторону нить, проколите ткань иглой и здесь тоже затяните петлю.
3. Проколите ткань иглой у правого края контура, откинув нить влево. Иглу выведите не в середине петли, как это делали в простом тамбурном шве, а на левом краю контура. Не затягивая сильно нить, придайте петле прямоугольное очертание при помощи иглы, вновь вкалываемой в правый край контура и направляемой к левому краю. По краям орнамента можно использовать шов «крест» или «двойной крест».
На многих вышивках можно встретить шов «колосок».
Гладь, тоже присутствует в тверской вышивке и часто служит основой рисунка, его центром.
Освоение учащимися основных швов.
Во время работы, следить за тем, что бы все швы были ровными и красивыми. От того, каким будет шов, зависит красота и изящество вашего будущего изделия. Учащиеся разбиваются на пары для выполнения в Тверской вышивки различных орнаментов (птицы, растения, геометрический рисунок, свадебные, обрядовые рисунки).
Урок 2. Основные элементы. Разработка эскизов.
Цель. Освоить основные швы. Оценить творческие поиски учащихся в создании эскизов.
Задачи.
1.Учить правильно, выполнять основные швы, изучить основные элементы вышивки.
2.Осуществлять помощь при нанесении рисунка на ткань.
3.Воспитывать взаимопомощь при работе.
Вид урока: творческая мастерская.
Оборудование: эскизы для вышивки (орнаменты), нитки, иголки, пяльцы, ткань.
Ход урока:
Комментарии учителя с показом элементов. Теперь, когда вы освоили различные швы, можно приступать к изучению основных элементов, которые присутствуют в тверской вышивке: фигура женщины, символы воды, солнца, земли, цветочные мотивы, растительные орнаменты.
Рассмотрев основные элементы, учащиеся разрабатывают эскизы для вышивки.
Комментарии учителя.
Мастерицы не наносили на ткань рисунок, вышивали, смотря на него, или даже придумывали его по ходу работы. Но мы еще только учимся, поэтому будет проще перевести эскиз на ткань. А после только приступать к вышиванию [4].
Перенесение рисунка на ткань. Для ткани светлых тонов, лучше использовать карандаш средней мягкости. Если материал темных тонов, то наносится рисунок хорошо заточенным кусочком мела [4].
Комментарии учителя. После того как эскиз перенесен, можно приступать к вышивке. Если вам нужно выполнять довольно широкие цветные полоски узора, то можно использовать любой из швов, настилая его несколькими рядами. Особенно эффектно и изысканно выглядит вышивка, если применяются все виды тамбурных швов в одной работе [4].
Домашнее задание: начать вышивку орнамента.
Итог занятия.
На сегодняшнем уроке мы повторили основные швы, изготовили эскиз для будущей вышивки, перевели его на ткань. Эта работа является основной заготовкой для вышивки.
Урок 3, 4, 5.
Тема. Выполнение орнамента в технике Тверской вышивки.
Цель. Совершенствование навыков.
Задачи.
Совершенствовать навык выполнения элементов вышивки.
Развивать умение чередовать разные виды швов.
Воспитывать коммуникативные компетентности.
Вид урока: творческая мастерская – практическое занятие
Оборудование: эскизы, нитки, ткань с нанесенным рисунком, ножницы, иглы, пяльцы.
Особенности урока: выполнение вышивки рассчитано на 4 занятия, поэтому они будут аналогичными.
Ход урока.
Комментарии учителя.
На предыдущем уроке каждый из вас подготовил эскиз для вышивки. Все начали вышивать самостоятельно, дома. Давайте посмотрим, что получилось, для того, чтобы предотвратить возможные недочеты в дальнейшей работе.
Оценка созданных учащимися эскизов
При выполнении вышивки необходимо обращать внимание на качество переноса эскиза на ткань и качество используемого инструментария (нитки и иглы).
Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Итог занятия.
Комментарии учителя. Изделия, которые вы выполните, соответствуют стилю тверской вышивки. Каждый из вас постарается сделать свое изделие максимально красивым, аккуратным и индивидуальным.
Урок 6 - 7. Тема. Тверская народная вышивка.
Цель. Презентация результатов работы учащихся над проектами.
Задачи.
Обобщить материал учебного проекта по вышивке.
Презентовать проектные продукты учащихся.
Продемонстрировать интегрированный характер проекта и его творческое содержание (прикладное).
Вид урока: урок – конференция с использованием ИКТ.
Оборудование: монитор, процессор, вышитые изделия, инструкционные карты «виды тамбурных швов», небольшие кусочки ткани белого цвета, иголки, нитки мулине красного цвета, виды тамбурных швов, расположенные на доске, презентация на тему «Тверская вышивка», фотографии «Тверь».
Данное занятие реализуется через доклады учащихся с демонстрацией прикладного характера творчества вышивки, а так же с использованием презентации, составленной на основе предлагаемого материала и произведений учащихся по теме «Тверская вышивка».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вводная часть.
Комментарии учителя.
В течение 6 уроков мы изучали тверскую народную вышивку. Изготовили изделия, используя элементы старинной тверской вышивки. Сегодня мы должны обобщить знания о тверской вышивке, познакомиться с историческими сведениями о ней, изучить новый вид тамбурного шва и определить основные отличия современной и старинной тверской вышивки.
3. Основная часть. Итак, начнем экскурс в историю.
Вышивка - один из самых распространенных видов народного искусства. Возникновение вышивки связано с первым появлением стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Данное действие первоначально предназначалось только для пошива одежды, но постепенно приобрело дополнительное назначение – декоративное [2].
Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начались украшать свою одежду при помощи вышивки [2].
Вышивка - это украшение материала или готового изделия сюжетными рисунками или орнаментами, выполненными вручную или машинными способами, при помощи иглы, цветными нитями [2].
В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные, хлопковые нити, а так же шерсть, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты.
Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Самые древние вышивки, дошедшие до наших дней, датируются учеными 4-5 веками до нашей эры. Изготовлены они были на территории Древнего Китая. Вышивка не была только женским занятием. В странах Востока золотом шили и мужчины.
Загадки орнамента русской вышивки привлекли внимание исследователей сравнительно недавно, только в 19 веке [2].
Исследователь народного искусства B.C. Воронов пишет.
«Мы не сомневаемся, что крестьянская вышивка послужит в
дальнейшем объектом для глубоко интересных и ценных работ в
области исследования русского искусства... » [2]
В ряде найденных работ, элементы вышивки, полностью совпадают с элементами письма наших далеких предков. Тоже изображение земли - горизонтальной прямой; воды - волнистой линией; огня - крестом; солнца - кругом.
Сегодня, не смотря на сложность расшифровки, раскрывается завеса народной вышивки. В советское время музеям удалось собрать вышивки нынешнего и прошлого столетия. Изредка встречаются и более ранние работы.
Одна из самых старых вышивок относится к 14 веку, хранится она в Русском музее Санкт – Петербурга. Сотрудники музея обнаружили ее в 1957 году случайно. Приобрели старую икону. Доски с обратной стороны оказались заклеены, какой-то ветошью. Пригляделись к ней - вышивка. В орнаменте среди геометрических фигур - ритмично повторяется силуэт оленя [3].
Комментарии учителя перекликаются с сообщениями учениц. Тверская народная вышивка имеет вековую историю. Ее объединяет много общих черт с вышивками северных областей и средней полосы России, а также с вышивками верхневолжских карел, которые, в 16 веке заселили земли Лихославльского, Рамешковского и Максатихинского районов.
Сюжет тверской вышивки может состоять из нескольких мотивов. Орнаментальные мотивы можно сгруппировать следующим образом:
геометрические мотивы;
зооморфные мотивы;
растительные мотивы;
антропоморфные мотивы, включающие в себя;
а) архаичные мотивы,
б) бытовые и жанровые сцены [1].
В старинных вышивках Тверского края часто встречаются ладьи, на которых изображены символы солнца. Изображать круглые предметы вышивкой очень трудно, поэтому часто, солнце приобретало форму квадрата, многоугольника, ромба. Такая вышивка служила выражением нерасторжимого союза Земли и Солнца, и заклинанием, относящимся к обоим божествам, - быть милостивыми к человеку [2].
Значительное место в тверской вышивке уделялось орнаменту. Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать». Самостоятельного значения орнамент не имеет. Он украшает или оформляет изделие, является неотъемлемой его частью и всецело зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
С помощью орнамента вышивальщица может придать своему произведению определенный смысл.
Для построения орнамента могут быть использованы как геометрические формы: треугольники, квадраты, ромбы, окружности и т.д. так и растительные мотивы: елочки, деревья, веточки, листья, бутоны, цветы. Не редко в орнаменте присутствует изображение животного мира: птицы, рыбы, звери и т.д. [2]
Характерной особенностью орнамента являются ритмические чередования элементов или групп элементов, соразмерных всех частей. В них сохраняются только наиболее характерные общие черты того или иного растения или животного. Такие обобщенные элементы в орнаменте могут повторяться несколько раз, образуя ритмическое построение, то есть ряд. Иногда мотивы в орнаменте не повторяются. В этом случае узор строится на основе симметрии и асимметрии.
Выбор орнаментального узора – важный момент в создании орнамента. Здесь надо учесть особенности изделия, чтобы вышивка не помешала его практическому назначению, а только подчеркнула конструкцию вещи и украсила бы ее.
Очень образно сказал об орнаменте писатель Е. И. Осетров: «Орнамент – музыка. Иногда величавая, торжественная, полифоническая, поражающая своими громокипящими мелодиями. Но орнамент, может быть мелодичнее пастушьего рожка, поющего в поле под одинокой березой». [2]
Комментарии учителя.
Блиц-опрос.
- Скажите, чем отличается старинная вышивка от современной вышивки? (В старинной вышивке в основном изображены символы, а в современной большое значение уделяется декору).
- Рассмотрим цветовое решение. (В современной вышивке, добавлены желтые, синие, зеленые тона).
- Посмотрите на птиц, которые характерны для вышивки 19 века, чем они отличаются от современных птиц? (Современные более декоративны, много красивых элементов, завитков, цветков, они служат для украшения. В старинной вышивке, птицы более схематичны, такие птицы, служили больше символами, чем украшением).
Комментарий учителя.
На протяжении 5 уроков вы выполняли проект «Наша история. Особенности Тверской вышивки». Подбирали материал для защиты проектной работы.
Представление проектов.
Комментарии учителя.
4. Итог урока.
Комментарии учителя.
Сегодня мы завершаем работу над проектом «Наша история», обобщили знания о тверской народной вышивке, овладели одним из видов тамбурного шва, вспомнили основные понятия, которые используются профессиональными мастерицами.
История Тверского края неразрывно связана с народными промыслами. Тверская народная вышивка является одним из самых ярких представителей народного искусства и творческого потенциала.
Список литературы:
Н.М.Новожилова. Старинная тверская вышивка и народный костюм. Тверь 2005 г.
Л.Э.Калмыков. Народное искусство Тверского края. Калинин 1995 г.
Н.А.Алексеева. Народное искусство Тверской земли. Калинин 1995 г.
Н.М.Новожилова Тверская народная вышивка вручную и на машине. Вышей свою птицу: Учебное пособие. – Тверь 2008 г.
А. Клиентов. Народные промыслы России. Белый город. Москва 2004
Этапы реализации проектной деятельности
Этапы урока |
Задачи этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.0ргмомент (запуск проекта). |
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
Определяет готовность уч-ся к работе, сосредоточивает внимание на проектной деятельности. Организует игровой момент «Цветок везения», на листьях сформулированы задания. Формирует обучающихся в пары по одной тематике заданий. Объявляет тему проекта «Традиционная Тверская вышивка». |
Готовят рабочее место, дополнительную литературу, формируют пары, которым даны одинаковые задания. |
2. Целеполагание и мотивация (планирование работы). |
Формулирование гипотезы, цели и задач проекта. |
Дает представление о Тверской вышивке. Определяет проблему. Объясняет, почему важно изучать народные промыслы родного края, непосредственно вышивку. Формулирует задания в парах (подпроблема) для проектной работы учащихся. Приложение 2. Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта. |
Приложение 1. Анализирует проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта, распределяют обязанности участников совместного проекта. |
1. Подпроблемы. 1 история развития Тверской народной вышивки. (Проектное задание 1). |
Группа 1. Находит материалы в Интернет – сети и книгах библиотеки. |
||
2. Свадебные традиции в Тверской губеринии (Проектное задание 2). |
Группа 2. Выполняют проект – рушник с символами, которые характерны для Тверской вышивки. Делают доклад о символах в вышивке и их значениях. Свадебное полотенце. |
||
2. Растительный орнамент в традиционной Тверской вышивке. (Проектное задание 3) |
. Группа 3. Выполняют проект – рушник с растительным орнаментом в стиле Тверской традиционной вышивки. Представляют основные элементы растительного орнамента. |
||
4. Зооморфный орнамент в Тверской вышивке. Птица – основная тема Тверской вышивки. (Проектное задание 4). |
Группа 4. Выполняют проект - рушник с орнаментом тематикой которого является птица. Разрабатывают серию эскизов орнамента с птицами. Выполняют проект – рушник с зооморфным орнаментом в стиле Тверской традиционной вышивки, готовит сообщение о данном виде орнамента |
||
5. Геометрический орнамент в Тверской вышивке. (Проектное задание 5) |
Группа 5. Выполняют проект-рушник с геометрическим орнаментом. |
||
3. Актуализация знаний и умений (определение уровня готовности к проектной деятельности). |
Возвращаясь к пройденному материалу организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
Организует и проводит мастер-класс по основным видам вышивки и приемами ее исполнения: гладь, роспись, крест, тамбур. Напоминает алгоритм выполнения проекта. |
Вспоминают основные виды вышивки. Выполняют элементы изученных видов вышивки. Вспоминают алгоритм проектной деятельности. Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию. |
4. Информационный этап |
Познакомить учащихся с информацией, отобрать нужные источники. |
Рассказывает об основным источниках информации. Осуществляет показ основных видов Тверской вышивки. Проводит необходимые консультации. |
Воспринимают полученную информацию, отбирают нужные на их взгляд источники. Обсуждают содержание будущего проекта. |
5. Аналитико – деятельностный этап (структурирование информации) |
Восприятие, осознание первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. |
Направляет самостоятельную познавательность уч-ся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ. |
Анализируют информацию, выполняют исследования, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы. Структурируют содержание. |
Обсуждение методики и плана исследования |
На основе полученной информации вырабатываются причинно – следственные связи и обсуждается гипотеза проекта |
Направляет и координирует самостоятельную познавательную деятельность школьников |
Работая в парах, предлагают возможные пути решения проблем, знакомят со своими вариантами, слушают предложения партнера. Обмениваются интересующей информацией, отвечают на вопросы. Обсуждают и разрабатывают содержание будущего проекта. |
Собственно – проектный |
Реализуют основную часть проекта и изучают полученные результаты. |
Корректирует работу обучающихся, наблюдает, оказывает помощь, консультирует. |
Работая в парах, оформляют проект в соответствии с выбранным содержанием. |
Оформительско - презентационный |
Оформление и получение результатов проектирова ния. Установить правиль ность и осознать выпол нения работы, устранить обнаруженные пробелы, |
Организует защиту проекта, консультирует, при необходимости помогает выбрать форму защиты, организует личное выступление каждого ученика. Организует конкурс проектов и выявляет лучший. |
Учащиеся распределяют между собой функции при защите проекта. Защищают исследовательские проекты. Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. |
совершенствовать умение и навыков. |
Выступают перед аудиторией отвечают на вопросы. |
||
Проверка оценки результатов (экспертизы проекта: рецензирование) |
Контроль освоения материала и презентация творческой деятельности учащихся, стимулирование познавательного интереса. |
Осуществляют анализ недочетов в проектных работах. Качество, функциональность, эстетичность проекта. |
|
Подведение итогов проектного занятия (рефлексия) |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее |
Анализирует и оценивает итог проектной деятельности. Высказывает собственное суждение о достижении цели урока. Предлагает назвать лучший проект. |
Оценивают результаты своей деятельности, предлагают пути достижения успеха. Намечают планы на перспективу. |
Список литературы
Н.М.Новожилова. Старинная тверская вышивка и народный костюм. Тверь 2005 г.
Л.Э.Калмыков. Народное искусство Тверского края. Калинин 1995 г.
Н.А.Алексеева. Народное искусство Тверской земли. Калинин 1995 г.
Н.М.Новожилова Тверская народная вышивка вручную и на машине. Вышей свою птицу: Учебное пособие. – Тверь 2008 г.
А. Клиентов. Народные промыслы России. Белый город. Москва 2004
Иванов Виктор Игорьевич
Волкова Галина Юрьевна