12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евдокимова Татьяна Сергеевна39
3

Творческий проект по технологии «Выжигание по дереву: Панно «Нежность»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г.Черемхово»

Выжигание по дереву: панно «Нежность»

Вид работы: проект

Автор: Гнездилов Иван

обучающийся 8 класса

МОУ «Лицей г.Черемхово»

 

Руководитель: Евдокимова

Татьяна Сергеевна,

учитель технологии

2016

Черемхово

Содержание

Введение

1.Тема проекта

1.2. Цели и задачи проекта

1.3. Историческая справка

Разработка проекта

2 . Конструкторский этап .

3. Технологическая карта

4. Заключительный этап

Самооценка

4. Заключительный этап

Реклама

 

Список использованной литературы

 

Приложения

 

 

1.Организационный этап

1.1. Тема проекта

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже несколько разных картин. Их можно подарить маме или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками – панно «Нежность».

Проектные шаги

планированию этапов своих действий;

выбор материала и способа действия;

изготовление изделия.

Планируемый результат: панно «Нежность»

.

 

Изделие для выставки

Изделие на продажу

 

 

 

Изделие для школы

Изделие для дома

Банк идей

 

 

Изделие для себя

 

 

Изделие-подарок

 

 

 

Изделие на заказ

 

 

1.2. Цели и задачи проекта

Цель: изготовить панно «Нежность».

Задачи:

изучить историю выжигания по дереву

изучить основные приемы и правила выжигания по дереву

сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

Узнать исторические сведения о пирографии.

 

 

 

Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву


 

 

 

 

Усовершенствовать – знания и умения по изготовлению изделий в технике «пирография» .

 

 

 

Изготовить панно «Нежность», используя технологически правильные приемы работы с выжигателем .


 

 

 

1.3. Историческая справка

Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века , в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография» , вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.

Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

Приемы и способы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.


 

3.Разработка аналогов изделия

модель № 1

модель № 2

   

п/п

Показатели качества

Модель

1

Модель

2

1

Соответствие идее

-

+

2

Эстетичность внешнего вида

+

+

3

Простота изготовления

+

-

4

Удобство в использовании

+

+

5

Экономичность

-

+

Итого баллов:

3

4

2 . Конструкторский этап .

2.1. Эскиз (рисунок, фото) изделия

2.2. Описание внешнего вида и конструкции проектной модели

Название проектной модели

-Панно Нежность»

Описание изделия

- Картина, изготовленная в технике в стиле выжигания по дереву.

Описание материалов, необходимых для изготовления изделия

- Для работы мне понадобится выжигатель , кусок фанеры в виде прямоугольника, набор насадок для выжигателя , кусочек наждачной бумаги.

Описание планируемой тобой отделки изделия

Я собираюсь все отполировать.

2.4. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы

 

Название

Назначение

Материалы

Фанера

Основной материал

Инструменты

Пассатижи

Для замен насадок

Карандаши

Нанесение рисунка

Шкурка

Обработка поверхности

Выжигатель

Нанесение рисунка с использованием тепловой энергии

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

3. Технологический этап

3.1. Технологическая последовательность изготовления изделия

п/п

Последовательность выполнения работ

1

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

2

Шаг 2.

Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

3

Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

4

Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие.

5

Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

6

Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.

3.2. Техника безопасности при выполнении проекта

(См . Приложение 1)

4. Заключительный этап

Получить изделие, именно такое, какое нравится, соответствует твоему вкусу, можно только изготовив его самостоятельно. Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству,но и особой интуицией или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.

Мое изделие - панно в подарок маме - отличается продуманным дизайном, элегантностью, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность. Изделие выдержано в контрастных цветах, выглядит очень стильно, модно и всегда актуально. Я думаю, что мой подарок очень понравится моей маме.

Эстетическая оценка: изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями.

Экологический аспект: при изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен


 

Практическая ценность: Панно предназначено в подарок маме.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины с применением технологии выжигания по дереву.

4.1. Экономическая оценка

-Существует такая поговорка: «деньги любят счет». Когда ты будешь четко знать, куда и сколько денег потрачено, тогда сможешь контролировать ситуацию и изменять ее. Поэтому определим общие затраты на материалы.

Фанера у меня была в наличии, осталась от прежних работ. Выжигатель мне подарили родители, поэтому мне не нужно было его покупать. Таким образом, изготовление изделия мне обошлось в 0 рублей.

Наименование материалов

Количество

Стоимость

Всего

1

фанера

1

В наличии

0

2

выжигатель

1

В наличии

0

ВСЕГО:

0 руб.

4.2. Реклама изделия

Лишь на древесном полустане

я выжигаю образ твой

останется он в памяти едва ли

или покинет разум мой.

тебе решать ну а потом

на древе жизни напишу

как без тебя же я грущу.

4.3. Самооценка выполненной работы

Выжигание картины доставило мне огромное удовольствие. Она получилась очень красивой и не затратила много личного времени.

Я больше узнал о технике рисования приемом выжигания и улучшил навыки в этой сфере.

Я больше узнал о свойстве древесины и способах её обработки .

Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута- изготовлено панно «Нежность», которое я подарю маме.

У меня не возникло трудностей во время работы над проектом.

 

Список использованных источников

«Технология.» 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2014.

ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 год

ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ- http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php

ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ -Информационный портал для любителей пирографии- http://pyrography- fireart.ru .

Приложение 1

Основные правила безопасности

Для безопасной работы с электровыжигателем нужно иметь резиновый коврик, заготовка должна быть сухая, руки тоже сухие.

Строго следовать правилам безопасности:

+ Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

+ Периодически проветривать помещение.

+ Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.

+ Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.

+ Инструмент класть на металлическую подставку

+ Через 15-30 минут делать перерыв.

+ При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

+ Не следует наклоняться близко к месту выжигания.

+ Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

+ После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.