Творческий проект по технологии «Выжигание по дереву: Панно «Нежность»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей г.Черемхово»
Выжигание по дереву: панно «Нежность»
Вид работы: проект
Автор: Гнездилов Иван
обучающийся 8 класса
МОУ «Лицей г.Черемхово»
Руководитель: Евдокимова
Татьяна Сергеевна,
учитель технологии
2016
Черемхово
Содержание
Введение |
||||||
1.Тема проекта |
||||||
1.2. Цели и задачи проекта |
||||||
1.3. Историческая справка |
||||||
Разработка проекта |
||||||
2 . Конструкторский этап . |
||||||
3. Технологическая карта |
||||||
4. Заключительный этап |
||||||
Самооценка |
||||||
4. Заключительный этап |
||||||
Реклама
|
||||||
1.Организационный этап
1.1. Тема проекта
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже несколько разных картин. Их можно подарить маме или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.
Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
Цель: изготовить подарок для мамы своими руками – панно «Нежность».
Проектные шаги
планированию этапов своих действий;
выбор материала и способа действия;
изготовление изделия.
Планируемый результат: панно «Нежность»
.
Изделие для выставки
Изделие на продажу
Изделие для школы
Изделие для дома
Банк идей
Изделие для себя
Изделие-подарок
Изделие на заказ
1.2. Цели и задачи проекта
Цель: изготовить панно «Нежность».
Задачи:
изучить историю выжигания по дереву
изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Узнать исторические сведения о пирографии.
Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву
Усовершенствовать – знания и умения по изготовлению изделий в технике «пирография» .
Изготовить панно «Нежность», используя технологически правильные приемы работы с выжигателем .
1.3. Историческая справка
Выжигание, или правильнее сказать пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.
Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.
Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.
В конце 19 века , в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.
В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.
В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография» , вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.
Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.
Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,
поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
Приемы и способы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Способы выжигания.
Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.
Плоское выжигание - на одной плоскости.
Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.
Я выбрал плоское выжигание.
3.Разработка аналогов изделия
модель № 1 |
модель № 2 |
№ п/п |
Показатели качества |
Модель № 1 |
Модель № 2 |
1 |
Соответствие идее |
- |
+ |
2 |
Эстетичность внешнего вида |
+ |
+ |
3 |
Простота изготовления |
+ |
- |
4 |
Удобство в использовании |
+ |
+ |
5 |
Экономичность |
- |
+ |
Итого баллов: |
3 |
4 |
2 . Конструкторский этап .
2.1. Эскиз (рисунок, фото) изделия
2.2. Описание внешнего вида и конструкции проектной модели
Название проектной модели |
-Панно Нежность» |
Описание изделия |
- Картина, изготовленная в технике в стиле выжигания по дереву. |
Описание материалов, необходимых для изготовления изделия |
- Для работы мне понадобится выжигатель , кусок фанеры в виде прямоугольника, набор насадок для выжигателя , кусочек наждачной бумаги. |
Описание планируемой тобой отделки изделия |
Я собираюсь все отполировать. |
2.4. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы
Название |
Назначение |
|
Материалы |
Фанера |
Основной материал |
Инструменты |
Пассатижи |
Для замен насадок |
Карандаши |
Нанесение рисунка |
|
Шкурка |
Обработка поверхности |
|
Выжигатель |
Нанесение рисунка с использованием тепловой энергии |
Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:
*порода не должна быть смолистой;
*на мягких породах выжигать легче;
*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;
*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,
*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;
*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;
*поверхность материала должна быть ровной и чистой.
3. Технологический этап
3.1. Технологическая последовательность изготовления изделия
№ п/п |
Последовательность выполнения работ |
1 |
Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию. |
2 |
Шаг 2. Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
3 |
Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем. |
4 |
Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие. |
5 |
Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
6 |
Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку. |
3.2. Техника безопасности при выполнении проекта
(См . Приложение 1)
4. Заключительный этап
Получить изделие, именно такое, какое нравится, соответствует твоему вкусу, можно только изготовив его самостоятельно. Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству,но и особой интуицией или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.
Мое изделие - панно в подарок маме - отличается продуманным дизайном, элегантностью, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность. Изделие выдержано в контрастных цветах, выглядит очень стильно, модно и всегда актуально. Я думаю, что мой подарок очень понравится моей маме.
Эстетическая оценка: изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями.
Экологический аспект: при изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен
Практическая ценность: Панно предназначено в подарок маме.
Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины с применением технологии выжигания по дереву.
4.1. Экономическая оценка
-Существует такая поговорка: «деньги любят счет». Когда ты будешь четко знать, куда и сколько денег потрачено, тогда сможешь контролировать ситуацию и изменять ее. Поэтому определим общие затраты на материалы.
Фанера у меня была в наличии, осталась от прежних работ. Выжигатель мне подарили родители, поэтому мне не нужно было его покупать. Таким образом, изготовление изделия мне обошлось в 0 рублей.
№ |
Наименование материалов |
Количество |
Стоимость |
Всего |
1 |
фанера |
1 |
В наличии |
0 |
2 |
выжигатель |
1 |
В наличии |
0 |
ВСЕГО: |
0 руб. |
4.2. Реклама изделия
Лишь на древесном полустане
я выжигаю образ твой
останется он в памяти едва ли
или покинет разум мой.
тебе решать ну а потом
на древе жизни напишу
как без тебя же я грущу.
4.3. Самооценка выполненной работы
Выжигание картины доставило мне огромное удовольствие. Она получилась очень красивой и не затратила много личного времени.
Я больше узнал о технике рисования приемом выжигания и улучшил навыки в этой сфере.
Я больше узнал о свойстве древесины и способах её обработки .
Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута- изготовлено панно «Нежность», которое я подарю маме.
У меня не возникло трудностей во время работы над проектом.
Список использованных источников
«Технология.» 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2014.
ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 год
ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ- http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php
ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ -Информационный портал для любителей пирографии- http://pyrography-fireart.ru.
Приложение 1
Основные правила безопасности
Для безопасной работы с электровыжигателем нужно иметь резиновый коврик, заготовка должна быть сухая, руки тоже сухие.
Строго следовать правилам безопасности:
+ Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
+ Периодически проветривать помещение.
+ Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.
+ Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.
+ Инструмент класть на металлическую подставку
+ Через 15-30 минут делать перерыв.
+ При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
+ Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
+ Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
+ После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.