Творческая работа по технологии «Декоративная доска, как предмет интерьера»

11
0
Материал опубликован 12 April 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №7

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по технологии

«Декоративная доска,

как предмет интерьера»

Выполнил:

учащийся 8 «Б» класса

МБОУ Видновская СОШ №7

Хубиев Алим

Руководитель:

учитель технологии

Клейкина Евгения Алексеевна

г. Видное 2017 г.

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………...

3

 

Выбор и обоснование проекта………………………………………….

3

1.

Организационно-подготовительный этап

4

1.1.

Историческая справка…………………………………………………...

4

1.2.

Схема обдумывания …………………………………………………….

5

1.3.

Выбор варианта проекта………………………………………………...

6

1.4.

Графическая документация …………………………………………….

7

1.5.

Оборудование и инструменты ………………………………………….

8

1.6.

Используемый материал ………………………………………………..

8

1.7.

Организация рабочего места …………………………………………...

11

1.8.

Правила безопасной работы …………………………………………...

13

2.

Технологический этап

14

2.1.

Технология изготовления изделия, сборка:

14

2.1.1.

Технологическая карта ………………………………………….............

14

2.1.2.

Ход выполнения работы …………………………………………..........

16

2.1.3.

Оценка проделанной работы …………………………………………...

19

3.

Заключение

20

3.1.

Реклама изделия …………………………………………........................

20

3.2.

Экологическое и экономическое обоснование проекта........................

21

3.3.

Итоги …………………………………………............................................

22

 

Список используемой литературы ………………………………….

23

 

Приложение………………………………………………………………

24

Введение

В преддверии международного женского дня, меня посетила идея выполнить оригинальный подарок для мамы своими руками. Моей маме очень близка морская тематика, но средств на покупку подарка у меня было недостаточно.

Мною было принято решение изготовить декоративную доску, как предмет кухонного интерьера, в единственном экземпляре на радость моей любимой маме.

Выбор и обоснование проекта

Для создания данного творческого проекта, мною были прочитаны статьи дополнительной литературы и просмотрены интернет - сайты. Свой выбор я сделал не сразу.

На уроках технологии я научился работать ручным лобзиком. Мне очень интересно делать поделки своими руками. Приятно дарить вещь, которую сам изготовил, да и еще в единственном экземпляре.

Готовый чертеж я нашел на сайте "Домашние ремесла", взятый из альбома Л. А. Костина, Выпиливание лобзиком, выпуск 2. Инструменты и приспособления, которые мною использовались, я брал в школе с разрешения учителя. Материал, из которого выполнялся проект, папа принес из гаража (осталось с ремонта).

Цель проекта – создание изделия своими руками, способом художественного выпиливания. Выпиливание развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры , помогает овладеть ручным лобзиком .

Задачи - развитие интереса к декоративно-прикладному искусству, повышение самообразования по средствам выполнения проекта, воспитание в себе аккуратность при выполнении изделия.

1. Организационно-подготовительный этап

1.1. Историческая справка

Выпиливание - старинный вид декоративно-прикладного искусства, традиции которого живы и в наше время. Выпиливание лобзиком не является сегодня модным увлечением, это скорее, зов сердца и замечательный способ воспитания в себе не только терпения, усидчивости и аккуратности, но и чувства прекрасного!

Что же заставляет многих серьезных людей браться за лобзик? Творить человека побуждает стремление к самовыражению, желание отразить в своих работах отношение к окружающему миру. Несмотря на то, что со стороны выпиливание кажется очень простым, сделать даже самую легкую вещицу не просто. Но в любом случае мастер создает предмет, украшающий быт, и главное, делает он это с огромным удовольствием.

Еще в старину русские искусные выпиловщики, граверы и резчики создавали замечательные произведения искусства. История художественного выпиливания берет истоки со II половины XIX века.

Художественное выпиливание из фанеры переросло из ажурной, прорезной и домовой резьбы, что отличает его лишь материалом, фанерой, и отсутствием работы резца, так как при художественном выпиливании из фанеры края и ребра подаются лишь отделке и обработке мелкозернистой шлифовальной бумагой.

В разных областях, в разных регионах нашей страны свои характерные и традиционные мотивы резьбы, своя зашифрованная в узорах символика. По народному поверью различные резные знаки и сюжеты не только служили украшением дома, но и играли роль оберегов – защищали хозяина и его семью от злых чар, от зависти, недоброй силы.

 

1.2. Схема обдумывания


 

1.3. Выбор варианта проекта

п.п.

Вариант проекта

Внешний вид

Наличие материалов

Наличие инструментов и приспособлений

Умения и навыки

1.

+

+

-

-

2.

+

+

+

-

3.

-

+

+

+

4.

+

+

+

+

Вывод: наиболее оптимальным вариантом для выполнения творческого проекта является № 4. Внешний вид - нравится, наличие инструментов, приспособлений, материалов, умений и навыков - у меня имеется.

1.4. Графическая документация

1 - слой резной, 2 - выпиливается ко контуру первого слоя.

1.5. Оборудование и инструменты

Для изготовления своего творческого проекта мне понадобились инструменты и приспособления, которыми я пользовался на базе своей школы с разрешения учителя, а именно:

защитная одежда;

ручной лобзик;

сменные режущие полотна;

столярный верстак;

распиловочный столик;

наждачная бумага (крупнозернистая, мелкозернистая);

шило;

напильники по дереву.

1.6. Используемый материал

Фанера – многослойный, листовой строительный материал, производимый из шпона лиственных или хвойных пород древесины, посредством склеивания нескольких слоев в единое полотно. Из-за особенностей расположения волокон (под одним углом), в листе обычно нечетное количество слоев – три, пять и более. Если хвойные сорта представлены в фанере несколькими (пихта, ель, сосна), то лиственная в основном из березы. Лучшей считается полностью березовая фанера, но она же и самая дорогая.

Материал подразделяется на сорта и марки, в зависимости от декоративности и используемых при производстве химических веществ. Существует пять сортов, отличающихся качеством шпона и внешним видом листов:

Элитный сорт (Е) – никаких дефектов на поверхности материала, однородная, однотонная, гладкая фактура без сучков, трещин, червоточин либо ремонтных вставок.

Первый сорт (I) – возможно наличие на листах микротрещин (до 20 мм) и сучков небольшого диаметра.

Второй сорт (II) – допустимы даже сросшиеся сучки, если их количество не превышает десяти штук на 1 м² листа, а диаметр не более 25 мм. Также может быть немного червоточин и ремонтные вставки из шпона.

Третий сорт (III) – сросшиеся сучки без количественных ограничений, пустоты на месте выпавших сучков, до десятка червоточин (до 6 мм) на 1 м² листа.

Четвертый сорт (IV) – лист должен иметь прочное клеевое соединение, недопустимо отслаивание. Что касается внешнего вида, весь спектр изъянов – практически в любых количествах, но диаметр червоточин, сучков и пустот – не более 40 мм.

Марку фанеры и ее основные характеристики определяют примененные химические составы:

ФБ – пропитка шпона бакелитовым лаком, дающая устойчивость к повышенной влажности.

БС – бакелитовый клей (спирторастворимый), дает высокие эксплуатационные характеристики, такая фанера прочнее и долговечнее.

БВ – водорастворимые бакелитовые смеси, фанера боится повышенной влажности.

ФК – склейка фенол-карбамидной смолой, относительная водостойкость, для использования внутри помещений.

ФСФ – склейка фенолформальдегидной смолой, влагостойкий материал для наружного применения.

Для выпиливания изделий, предназначенных для домашнего использования (шкатулки, подставки, полочки, утварь, декоративные элементы) оптимальный вариант – фанера марки ФК. Фенол-карбамидная смола безопасна для окружающих и хорошо переносит повышенную влажность, поэтому изделия из такой фанеры не выделяют вредных веществ и устойчивы к деформациям.

На фанере, из которой будет выпиливаться заготовка, не должно быть сучков – они могут выпасть, и других дефектов. Кроме того, обращают внимание на ребра – нельзя использовать фрагменты с пустотами в средних слоях.

1.7. Организация рабочего места

Овладеть техникой выпиливания может каждый, но чтобы добиться хороших результатов, нужно иметь такие качества, как усидчивость, трудолюбие, настойчивость.

Приступая к выпиливанию, необходимо тщательно подготовить инструменты и рабочее место, которое должно быть хорошо освещено. Свет должен падать слева и спереди.

Необходимо надеть на себя защитную одежду (халат, кепку, защитные очки).

Лобзики для выпиливания бывают трубчатые, плоские металлические и деревянные. На верхнем и нижнем концах лобзика имеются зажимы с винтами. Чтобы не сорвать резбу, их не следует сильно завинчивать, используя ключи и плоскогубцы.

Пилку в лобзик надо вставлять так, чтобы ее зубцы были направлены вперед, и противоположную от станка лобзика сторону и наклонены вниз к ручке лобзика (рис. 1, б).

Струбциной закрепите на краю стола упорную дощечку. Сядьте так, чтобы ваше правое плечо находилось напротив прорези в верстаке. Помните, что полотно пилочки должно быть в строго вертикальном положении к выпиливаемой фанере (рис. 2).

Кисть правой руки, в которой вы держите лобзик, должна двигаться только вверх и вниз: по мере того, как зубцы постепенно врезаются в дерево, левая рука надвигает фанеру на полотно лобзика, Удобно пилить положив локоть правой руки на колено. Движения лобзика должны быть плавные, свободными. Важно привыкнуть правильно держать лобзик, не наклоняя его вперед или в сторону.

При выпиливании волнистых линий или поворотов линию рисунка необходимо поворачивать на раму лобзика, наводя ее плавно левой рукой на зубцы пилки.

Тупые углы выпиливаются поворотом лобзика на месте. Для этого, допилив до вершины угла, прекращайте надвигать фанеру на полотно лобзика и, не переставая двигать лобзик вверх и вниз, поворачивайте фанеру на месте до тех пор, пока направление зубцов пилки не совпадет с чертой на фанере. Так выпиливаются тупые углы и прямые линии. Пилить нужно не по самой карандашной линии, чуть правее, так чтобы линия все время была видна. При продолжительном выпиливании пилочка нагревается, отчего ослабляется ее закалка. Поэтому в работе нужно делать перерывы или охлаждать пилку, протерев ее мокрой тряпочкой.

При выпиливании внутренних замкнутых контуров их следует слегка заштриховать карандашом, затем изнутри рядом с линией проколоть шилом отверстие. Вначале пилочку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, затем продевают в отверстие, проколотое в фанере, вставляют в верхний зажим, прижимают верхнюю дужку лобзика чуть вниз и лишь после этого закрепляют винтом.

Выпилив один замкнутый контур, пилку освобождают от верхнего зажима и вставляют в следующее отверстие замкнутого контура. У начинающих заниматься выпиливанием чаще всего пилки ломаются при перестановке, по этому делать это надо аккуратно и не торопясь.

После окончания работы пилочку следует ослабить в верхнем зажиме, не оставляя ее до следующего занятия в натянутом состоянии, но лучше снять ее совсем.

1.8. Правила безопасной работы

работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;

надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;

надежно закреплять пилку в рамке лобзика;

не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой;

освещение вашего рабочего места должно быть достаточным;

при выполнении работы необходимо держать спину прямо;

дышите через нос, а лучше применять защитную маску или респиратор;

запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке;

пилка в рамке лобзика должна быть хорошо натянута, чтобы выпиливание проходило строго по контуру;

выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить;

пилить надо плавно, нельзя сильно нажимать на лобзик;

нельзя оставлять пилку лобзика в пропиле;

по завершению уберите пыль со всех поверхностей, протрите влажной тряпкой и проветрите помещение.

2. Технологический этап

2.1. Технология изготовления изделия, сборка

2.1.1. Технологическая карта

Название операции

Эскиз

Инструменты и приспособления

1.

Нанесение эскиза на заготовку

Копировальная бумага, карандаш

2.

Выпиливание внешнего контура (2 дет)

Лобзик, упор (выпиловочный столик)

3.

Сверление отверстий

Шило

4.

Выпиливание внутреннего контура

Лобзик, упор (выпиловочный столик)

5.

Шлифование пластей, торцов, узоров

Наждачная бумага, сверлильный станок, насадка для шлифования, надфили

9.

Сборка изделия (дет. 1 + дет. 2)

Клей ПВА, струбцина

10.

Покрытие 2 дет. изделия

Темперные краски

11.

Лакирование (в 2 слоя)

Лак, кисточка

2.1.2. Ход выполнения работы

При выборе заготовки для изготовления изделия стоит обра­тить внимание на неровности фанеры, скрытые полости в местах некачественного склеивания слоев шпона, расслоение покромок, а также на сколы на покромках фанеры. Эти и другие дефекты приводят к некачественному изготовле­нию изделия, образованию большого количества отходов и рас­ходованию лишнего времени на работу.

Фанерную заготовку с нанесенным на нее рисунком (размет­кой) кладут на столик для выпиливания и придерживают левой рукой. Лобзик берут за ручку правой рукой и, приставив к за­готовке пилочку, начинают выпиливать (рис. 1).

Рис. 61. Прием работы лобзиком

При выпиливании следят, чтобы пилочка двигалась равно­мерно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью приблизительно 60...80 двойных движений в минуту. Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях.

Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вер­шине (рис. 2, а), а внешние – вдоль стороны угла от его верши­ны (рис. 2, б). В этом случае не нужно изменять направление пиления, а угол будет выпилен достаточно четко.

Рис. 2. Выпиливание острых углов: а – внутренних, б – внешних

 

Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние – с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке (рис. 3).

Рис. 3. Выпиливание: а – по внутреннему контуру; б – по внешнему контуру

 

Зазор между линией разметки и пропилом не должен превы­шать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут слу­жить границами обработки детали напильником. При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры.

При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней не­обходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила. В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненуж­ной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное ска­лывание нижних слоев древесины.

Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачи­ванием. Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противопо­ложной стороны: такая последовательность уменьшает риск рас­калывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовле­нии отверстия. После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении и открутить гайку верхнего зажима.

Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное от­верстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.

Мелкие работы осуществляют в круглом отверстии столика (рис. 4, а), а выпиливание больших и средних контуров выпол­няют в вырезе столика (рис. 4, б). 

Рис. 64. Способы выпиливания: а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика

При пилении на изгибах контура фанеру медленно поворачи­вают, не прекращая движения пилки в пропиле. Когда движе­ние пилки приобретет нужное направление, можно пилить даль­ше вдоль линии разметки.

Таким образом, выпиливаются все отверстия в 1 слое (1 деталь) и 2 деталь - только по контуру. После этого приступаем к обработке торцовых частей заготовки (по направлению волокон) наждачной бумагой средней зернистости, сглаживая все неровности. Выпиленный узор обрабатывается напильниками, в зависимости от формы сквозного отверстия.

2 деталь покрывается темперной краской коричневого цвета, остается на просушку. После того, как две детали обработаны, их склеиваем при помощи клея ПВА для дерева и оставляем под прессом для наилучшего соединения деталей между собой.

Когда заготовка полностью просохла, ее необходимо закрепить на верстаке и еще раз выполнить обработку наждачной бумагой, тем самым проверяя и исправляя неровности после склеивания. Детали должны представлять единое целое, 1 и 2 деталь должны быть одинаковыми.

Убедившись, в идентичности слоев двух деталей, можно приступить к окончательной обработке - покрытию дочки лаком на водной основе. Оставляем просохнуть, а затем покрываем вторым слоем и так же даем высохнуть.

2.1.3. Оценка проделанной работы

В ходе выполнения проекта, меня переполняло желание быстрее закончить свой подарок и, наконец - то, вручить его маме, она это заслуживает.

На первый взгляд, работа была очень легкой, но я ошибался. Сложность заключалась в том, что работа требовала усидчивости, внимательности и аккуратности. Этому мне пришлось учиться.

Получившимся изделием я очень доволен. А самой лучшей оценкой для меня служит радость на глазах моей мамы.

3. Заключение

3.1. Реклама изделия

Вещи ручной работы - это роскошь.

Иметь их каждому совсем не обязательно.

Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд.

Коко Шанель.

"Я мастер и зовут меня Алим.

На доску с рыбкой ты скорее посмотри.

Такой работы, ты не найдёшь нигде,

Я сделал её в школе на «труде».

Захочешь сделать досочку свою,

Выпиливать и оформлять тебя я научу.

Лишь не ленись, да соблюдай ТБ

Успех немедленно придёт к тебе.

Порадуешь своей работой близких и родных

А сколько навыков получишь неплохих.

Всему учиться в жизни надо,

Чтобы работа приносила благо".

 

3.2. Экологическое и экономическое обоснование проекта

Экологическое обоснование.

Для выпиливания изделий, предназначенных для домашнего использования (шкатулки, подставки, полочки, утварь, декоративные элементы) оптимальный вариант – фанера марки ФК. Фенол-карбамидная смола безопасна для окружающих и хорошо переносит повышенную влажность, поэтому изделия из такой фанеры не выделяют вредных веществ и устойчивы к деформациям. А так же, при выполнении творческого проекта были использованы - клей ПВА и лак на водной основе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изделие экологически безопасное, при необходимости легко утилизируется, не загрязняя окружающую среду.

Экономическое обоснование.

Таблица 1.

п/п

Наименование затраченного материала

Кол-во

Цена

Сумма

1

Фанера

-

-

-

2

Клей ПВА (по дереву)

-

-

-

3

Краска темперная

-

-

-

4

Наждачная бумага:

- крупнозернистая (А4)

- мелкозернистая (А4)


 

1 л.

1 л.


 

35 руб.

35 руб.


 

35 руб.

35 руб.

5

Сменные режущие полотна (80 руб./20 шт.)

5 шт.

4 руб.

20 руб.

6

Лак на водной основе

150 - 200 мл.

400 руб.

80 руб.

         

 

ИТОГО:

   

170 руб.

При изготовлении изделия я использовал оборудование и инструменты, предоставленные мне учебной мастерской МБОУ Видновской СОШ №7. Фанера 5 мм. мною не покупалась, осталась после ремонта, клей ПВА и краску мне дала моя учительница по технологии. Траты, которые я понёс при выполнении декоративной доски, подарка для мамы - 170 руб. Конечно, если я все материалы приобретал сам, сумма затрат была бы больше.

3.3. Вывод

На мой взгляд, разработанное мной изделие получилось очень удачное. Я достиг своей цели: за небольшой промежуток времени изготовил оригинальную декоративную доску, которая хорошо вписывается в интерьер нашей кухни.

Одно из главных достоинств - то, что на её изготовление не потребовалось много денег. От работы я получил огромное удовольствие и желание сделать что то еще.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список используемой литературы:

Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.

Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.

Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.: ил.

Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.

Интернет - ресурсы:

http://www.domaschnie-remesla.ru/Razdelochnaj_doska_Riba.html

http://globalsuntech.com/novosti/8325-vypilivanie-iz-fanery-rykodelniki-s-forumhouse-deliatsia-opytom

http://pandia.ru/text/77/450/8828.php

http://iEssay.ru

http://chudo-lobzik.ru/chertezh-podelki-razdelochnaya-doska-ryiba/

Приложение

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор - берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. Проверить наличие инвентаря (сидение, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

5. Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9. Пользоваться открытым огнем, а также электрообогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

10. Во избежание травмирования необходимо:

а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинтить до установленного зазора (не более 2 - 5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.