Творческий проект «Удивительные плетёночки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек»» НМР РТ
«Удивительные плетёночки»
Летний творческий проект для детей
старшей логопедической группы №10
Закирова Г.Д. – воспитатель
Актуальность темы: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Плетение изделий из растительных материалов – один из древнейших видов народного искусства. Еще наши прапрадеды изготавливали из подручных материалов – травы, соломы, корней, лозы, тростника, бересты и прочего сырья – удивительные по красоте и разнообразию изделия.
Глядя на изумительные по красоте и совершенные по форме плетеные корзины, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8,5 тысяч лет. Наши предки начали плести сосуды и корзины намного раньше, чем изготавливать керамические изделия и ткани. Короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги, которые мы используем сегодня в быту для хранения и транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались из корней и плетеных ивовых прутьев, а также травы и камыша.
В XIX веке плетение стало модой и для обучения ему повсеместно организовывали школы. Каждая страна вносила в этот вид народного искусства национальный колорит. Сырье соответствующим образом обрабатывали, отбеливали и красили. В настоящее время это привлекательное народное ремесло возрождается. Наряду с традиционной лозой широко используются современные материалы.
Сегодня в моду входит все самобытное, выполненное вручную, наделенное авторским стилем и душой творца. Так плетённые изделия с богатой историей, наглядно продемонстрировали свой путь из древних дней в современность. Однако, несмотря на то, что в разные века плетённые изделия несли в себе различный функционал, их основная символика всегда оставалась неизменной. В дивном переплетении прутьев виделась благосклонность природы на урожай и ее готовность поделиться с людьми изобилием своих даров.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: два месяца (с 1.06.2022г. по 30.07.2022г.).
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре и ремеслам.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта: развитие и реализация творческих способностей у детей посредством приобщения к народной культуре через плетение из бумаги.
Задачи:
Пробудить у детей интерес к истории и культуре России через знакомство с предметами быта, выполненными из лозы, бересты, соломки.
Познакомить детей с различными способами плетения и свойствами бумаги и других материалов.
Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, умения анализировать задание и планировать ход его выполнения.
Развивать творческие способности, чувство цвета, ритма, тренировать пальцы рук, глазомер.
Воспитывать наблюдательность, трудолюбие, усидчивость, культуру труда и эстетическое восприятие мира.
Формы организации с детьми могут быть:
– коллективная;
– групповая;
– индивидуальная.
Предполагаемый результат:
- дети научатся осваивать обобщенные способы создания различных поделок;
- у них улучшится зрительно-моторная координация;
- дети смогут конструировать поделки из разного материала, составлять образ из частей;
- научатся творчески дополнять изображение деталями;
- смогут самостоятельно отбирать средства выразительности, способы создания изображения задуманного образа;
- дети научатся планировать работу;
- доводить начатое дело до конца.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, создание информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о плетении и их схемах.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности для плетения по теме проекта.
II. Деятельный:
1. Выполнение всех видов работ по проекту.
Создание альбомов «Плетение»
Экскурсия в краеведческий музей школы №2.
Мастер-класс «Плетение корзинки»
Художественное творчество «Плетение коврика», «Плетение браслетов», «Плетение шляпок», «Украшение плетением контура животных».
III. Заключительный:
Организация выставки плетённых изделий, рисунков детей.
Презентация в виде праздника «В летнем лукошке всего понемножку»
В качестве итогового мероприятия провести выставку плетеных изделий и детских плетеных работ на прогулочной веранде, провести мастер-класс по плетению для детей и родителей.
Оборудование:
Ножницы, деревянные и металлические линейки разной длины, карандаши, маркеры, фломастеры, ластики, скрепки, фигурные дыроколы, степлер канцелярский.
Перечень материалов:
Белый и цветной картон, белая и цветная офисная бумага, гофрированная бумага, бумажные салфетки, клей.
Заключение. Проект «Удивительные плетеночки» был создан с целью развития и реализации творческих способностей детей, развития у дошкольников мелкой моторики рук, как один из способов подготовки к школьному обучению. Работа над проектом прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивали их, находили достоинства и недостатки, критически подходили к своим работам.
Особенно важно, что в процессе работы над проектом дети увидели значимость своего труда, его полезность для окружающих. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага помогла детям проявить в работах свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобрели навыки учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Родители оказали большую помощь при организации работы по приобщению к художественному творчеству через краеведение. В процессе работы над проектом у детей появился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю.
Использованная литература:
Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. Издательство: Рипол-Классик, Серия: Энциклопедия строительства. В. Назарова.
Веселые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста Издательство: ГРАНД-ПРЕСС, М., 1995.
Береста. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия Издательство: АСТ-Пресс Серия: Золотая библиотека увлечений. В. Махнюк.
«Секреты бересты» Издательство: Проф-Издат Серия: Ремесло и рукоделие Кочев Михаил.
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник. Составители: А. А. Теличко, В. И. Рыженко Издательство: Оникс 21 век Серия: Домашний мастер.
Плетение лозой, ивой, берестой. Автор: Нестерова Д. В. Серия: Для дома, для семьи. Издательство: ИД Рипол Классик (2005 г.)
Перспективно-тематическое планирование проекта
«Удивительные плетеночки»
для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Июнь | 1 | Знакомство. «История ремесла». Демонстрация плетеных изделий. | Сбор плетеных изделий и альбомов с плетеными изделиями |
2 | Познавательно-игровое мероприятие «В гостях у Бумазея». Опыты с бумагой. Последовательное плетение закладок с различными узорами. | Дарение плетенных закладок членам семьи | |
3 | Виды и свойства бумаги. Инструменты и приспособления. Технология шахматного плетения. Последовательное плетение ковриков с различными орнаментами. | Оформление стенда на тему: «Удивительные плетеночки» | |
4 | «Плетение из бересты». Что такое береста. Из чего делают бересту. Изделия из бересты. Технология изготовления плетеных изделий в форме различных фигур. | Посещение краеведческого музея поселка | |
Июль | 1 | «Плетение из лозы». Что такое лоза. Изделия из лозы. | Рассматривание книг и альбомов с плетеными из лозы изделиями |
2 | «Плетение украшений». Последовательность выполнения браслетов, кулонов, бус. История возникновения украшений. «Открытки и сувениры». Последовательное изготовление открыток и сувениров с элементами плетения к праздникам. | Выставка «Путешествие в бумажную страну». | |
3 | Плетение из лент, веревки, техника Макраме. Плетение корзинок из ниток и стаканчиков. | Знакомство родителей с техникой плетения Макраме | |
4 | Оформление выставки готовых плетеных изделий, проведение мастер-класса на прогулочной веранде для детей и родителей. | Участие родителей в мастер-классе, плетение корзинок |
Фотогалерея к проекту