Творческий воспитательный проект «Семейная творческая мастерская "Я научу тебя творить!"»

1
0
Материал опубликован 22 May

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №6 городского округа Отрадный Самарской области Центр Дополнительного Образования Детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий воспитательный проект

«Семейная творческая мастерская

«Я научу тебя творить!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Клюшина Светлана Николаевна

Г. Отрадный, ул. Первомайская 36Б-1

89608220074

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. о. Отрадный, 2023

 

Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск,

совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека

вдруг как бы сливаются в единое целое, начинают чувствовать и понимать друг друга так точно и так мгновенно, как никогда не чувствовали и не понимали своих близких.
Юрий Вяземский

Введение.

Стержневой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».

Родители играют важную роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.

Главными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского объединения декоративно-прикладного искусства «Фантазия» СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОД стал актуальной проблемой для меня, как для педагога. Одной из современных и эффективных форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения является создание семейной творческой мастерской «Я научу тебя творить!».

Семейная творческая мастерская – это такой способ организации работы с родителями, который направлен на приобщение семьи к активному участию в воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками данной деятельности в детском объединении Центра.  Эта форма работы позволяет окунуться в разнообразные виды творческой деятельности, в том числе и старинного русского ремесла как валяние, организовать совместную партнёрскую деятельность взрослых с детьми.

Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок может выступать в роли педагога, наставника для своего родителя в овладении азами того или иного вида декоративно-прикладного искусства, которому его научил педагог на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе. Стать творческим наставником для своих родителей – это почетная и важная миссия для детей. Они демонстрируют ответственность, самостоятельность, проявляются их организаторские и лидерские качества.

Родитель же получает возможность выполнить творческую работу вместе со своим ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Сотрудничество с семьями обучающихся позволяет решить следующие задачи:

Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.

Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимной заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

В СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОД одной из форм взаимодействия и сотрудничества семьи и детских объединений в интересах духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка является организация и проведение совместных творческих мастер-классов для учащихся и родителей.

Мастер-класс, как форма совместной деятельности педагога, учащихся и родителей, была апробирована в рамках работы объединения «Фантазия».  В дальнейшем была создана семейная творческая мастерская «Я научу тебя творить!» для организации совместных творческих выходных для взрослых и детей.  

В результате практической деятельности были определены цели, условия и структура совместной творческой деятельности.

Совместная деятельность учащихся, родителей и педагогов может быть успешной, если:

учащиеся, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности с учетом желания и возможностей участников работы;
– создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
– отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Тематика мастер-классов формируется в зависимости от:

 - запроса учащихся и родителей на овладение той или иной техникой декоративно-прикладного творчества;

 - праздника, накануне которого проводятся творческие мастерские.

Цель проекта: реализация наставнической модели «дети-взрослые» в детском объединении художественной направленности через проведение мастер-классов в рамках мероприятий семейной творческой мастерской.

При разработке проекта учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей младшего и среднего школьного возраста, пожелания родителей.

Тип проекта: воспитательный, творческий

Продолжительность: долгосрочный 1 год (сентябрь - май)

Участники проекта: обучающиеся детского объединения «Фантазия», педагог, родители.

Количество обучающихся в мастерской: до 20 семей

Периодичность: 1 раз в 2 месяца, суббота с 11.00 до 16.00

Адресная направленность: данный проект адресован воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, родителям.

 Предполагаемый результат:

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;

появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Правила организации семейной творческой мастерской

добровольное посещение, без принуждения;

- посещать мероприятие вместе с ребёнком может любой из родителей;

- каждое мероприятие включает в себя разные виды деятельности: игровую, музыкальную, двигательную;

- в конце каждого мастер-класса проходит обсуждение выполненных творческих работ, обмен мнениями и впечатлениями .

Основные принципы работы Мастерской:

индивидуальный подход,

компетентность, открытость,

обратная связь,

соблюдение педагогической этики,

принцип доверительного сотрудничества.

Взаимодействие со специалистами учреждения дополнительного образования:

           Педагог детского объединения является организатором деятельности семейной творческой мастерской, разрабатывает проект Положения «О работе семейной творческой мастерской». Педагог также разрабатывает план проведения мастер-классов, обращаясь при необходимости за помощью к методистам Центра.  

Периодически педагог и методисты обсуждают те вопросы, которые могут возникнуть при организации мероприятий мастерской, как преодолеть возникающие трудности и проблемы. Также педагог совместно с родителями делятся своими идеями, вносят коррективы и дополнения при реализации проекта, делятся информационными ресурсами.

 

Этапы реализации проекта:

1.     Подготовительный этап. (сентябрь-октябрь)

Данный этап включает в себя работу:

- изучение методической литературы по теме проекта;

- составление основных мероприятий работы Мастерской;

- разработка Положения семейной творческой мастерской «Я научу тебя творить!»;

- разработка   планов проведения мастер-классов;

- реализация планов взаимодействия участников проекта;

- подготовка оборудования, материалов для проведения мастер-классов;

- подготовка необходимых презентаций.

2.     Основной этап (октябрь-май)

Данный этап включает в себя реализацию основных мероприятий проекта с родителями и воспитанниками

План работы семейной творческой мастерской «Я научу тебя творить!»

Месяц

Тема мероприятия

Основные задачи

Материалы

Ноябрь

«Новогодняя елочка»

 

-Установить партнерские отношения между детьми и родителями, достичь

- cоздать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;

- создать у детей и родителей предновогоднее настроение;

-познакомить родителей с методами раскладки шерсти и способами работы с ней;

-показать приемы украшения елочки;

-научить способам уваливания изделия;

-Координация действий участников мастер-класса.

Шаблон, маркер, синтепон, пайетки, бисер, ленточки двух цветов (1-1,5 см шириной) шерсть. вискоза, ножницы, пупырчатая пленка, линейка, клеёнка, мыло, губка для посуды, скалка, фатин или сетка

Декабрь

«Символ года» Изготовление игрушки на ёлку из фоамирана

- создать у родителей и обучающихся предновогоднее настроение

-показать способы изготовления игрушки из фоамирана;

- помочь участникам мероприятия правильно распределить работу по выполнению работы между собой

Заготовки, шаблоны, ножницы, фоамиран, ленточки аталасные, горячий пистолет, салфетки,

пастель

Февраль

«Подарок для папы» (ключница в форме ракеты)

-побуждать детей совместно со взрослыми изготавливать подарок для папы  к празднику;

- познакомить с разными способами украшения подарка, предложить выбрать понравившийся способ

Шаблон, маркер, синтепон, пайетки, бисер, шерсть. вискоза, ножницы, пупырчатая пленка, линейка, клеёнка, мыло, губка для посуды

Март

«Вместе с мамой мы поздравим бабушку» (изготовление поздравительной открытки из фоамирана)

-способствовать формированию умений в создании объёмной аппликации;

- побуждать к использованию в работе различных материалов;

- вызвать общее желание сделать сюрприз и доставить радость близкому человеку.

Цветной картон, фоамиран, клей-пистолет, шаблоны для цветов, листьев, вазы.

Апрель

«Пасхальная уточка-ваза» в технике «мокрого валяния»

- познакомить с трафаретной техникой в войлоке;

-показать основные приемы в этой технике;

-научить рисовать мелкие детали в войлоке;

-обогащать представления о традициях Пасхального праздника;

-показать декоративные приемы и способы украшения пасхальной уточки-вазы;

- формировать умения использовать различные материалы для декорирования пасхального подарка

Шаблон, маркер, синтепон, шерсть,подложка под ламинат,иголка, вискоза, ножницы, трафарет, пупырчатая пленка, линейка, клеёнка, мыло, губка для посуды

 

 3.     Заключительный этап (май)

 На данном этапе оформляется выставка совместных работ, создаётся презентация по итогам реализации проекта, проводится анализ полученных результатов, намечаются дальнейшие перспективы.

Используемые ресурсы:

Материалы: шерсть, вискоза, мыло, вода, сетка, перчатки, разбрызгиватель, губка для мытья посуды, маркер, холофайбер, синтепон, подложка под ламинат.

Инструменты: ножницы, вибро-шлифовальная машинка, различные приспособления для придания формы изделиям.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, столы, стулья.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение.

   Опыт организации и проведения творческих вечеров и мастер-классов в рамках деятельности семейной творческой мастерской «Я научу тебя творить!» позволил педагогу и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Именно при объединении усилий педагога и родителей учащемуся обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.

  На мой взгляд, создание семейной творческой мастерской является перспективной и очень интересной формой работы, учитывает способности семей, сможет помочь проявить творческие способности и таланты детей и их родителей, способствует передаче опыта в воспитании и обучении. 

В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Используемая литература

Активные формы работы с педагогами и родителями//Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011, №2(68), с. 108-110

Балабанов С.С. Воспитательный потенциал семьи. /Малая соц. группа: Социокультурный и социологический аспекты Т.2 Н. Новгород. 2004

Березина В.А. Об итогах Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей. /Вешкольник 2003 №1 с. 8-9

Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.