12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ващилина Любовь Анатольевна69
Россия, Брянская обл.
7

Разработка урока по обучению грамоте «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ши» (1 класс)

Обучение грамоте 1 класс

Тема. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней осознанной готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

Для реализации этой цели необходимо ребенка мотивировать к учебной деятельности, т.е.:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к школьнику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Доброе утро! Ребята сегодня я проведу у вас урок. Для начала давайте познакомимся. Меня зову Любовь Анатольевна. Для знакомства я приготовила клубочек. В сказках клубок помогает героям выбрать верный путь. Нам он сегодня поможет подружиться и узнать друг друга. Получив клубочек называем своё имя и передаём дальше.

Спасибо, я очень рада с вами подружиться. Чтобы стать настоящими друзьями надо друг другу доверять, обращаться за помощью и стараться самим помогать друг другу.  Давайте договоримся друг другу помогать. Если вам нужна моя помощь, или вы хотите мне помочь надо поднять руку. На свои уроки я люблю приглашать тишину. Тишина помогает ребятам в учёбе. В тишине ребята хорошо слышат учителя и друг друга. Она невидима, но её можно послушать. Но как только дети начинают шуметь тишина исчезает. Поэтому давайте мы постараемся не испугать тишину.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка мышления учащихся к осознанию ими личной потребности к построению учебных действий, зафиксировать каждым из них индивидуальное затруднение в пробном действии и  организовать выход в рефлексию пробного действия.

Соответственно, необходимо для этого, чтобы ученики:

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
 

А сейчас я приглашаю вас на разминку.

РАЗМИНКА

Работа с лентой букв

Скажите почему одни буквы расположены на красном поле таблицы, а другие на синем?

Чем отличаются гласные от согласных звуков?

Давайте вспомним как звучат буквы А О У И Е (опоры)

Укажите на « ленте » гласные буквы, которые служат показателем твердости предшествующего согласного.?

Что вы можете сказать о гласных второго ряда?

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные, какие - глухие звуки?

Работа по слоговой таблице СЛАЙД

На но ну ны ня ни не

Ла ло лу лы ля ли ле

Ра ро ру ры ря ри ре

Ба бо бу бы бя би бе

1. Читаем первый ряд громче обычного разговора

2. Второй ряд читаем тише обычного

3. Третий ряд читае так, чтобы можно было маршеровать

4. Четвёртый ряд поём на мотив "Жили у бабуси два весёлых гуся"

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этом основании выявить места и причины затруднения, школьники  попытаются осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

проанализировали шаг за шагом с опорой на алгоритм свои действия;

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи вообще для задач такого типа (причина).

Соотнести схемы с предметами ДОСКА

Шишки шуба шкаф шорты школа

Что общего в словах? Верно. Звук [ш] может быть как в начале слова так и в конце.

СЛАЙД

Давайте поиграем! Если я назову слово где звук [ш] в начале слова, вы поднимаете руки вверх, если в середине вы делаете наклоны влево - вправо, если в конце слова приседание (схемы -опоры на доске)

Шарф, фарш, ушки, подушка, шляпа, ковш, букашка, рубашка, шея, глушь, марш, кошка, суши, гуашь, камыш, башня, шашки.
 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: учащиеся попытаются составить проект будущих учебных действий, выбрать средства и способы его реализации.

Для этого нужно, чтобы обучающиеся:

в коммуникативной форме поставили конкретную цель, которая устранит причину возникшего затруднения;

составили план, который поможет достичь поставленной цели;

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?)  для построения нового знания;

предложили и сформулировали тему урока, этим процессом руководит учитель, который может скорректировать тему, побуждает учащихся к диалогу, на мозговой штурм и т.д.

Почему я приготовила эти слова? 

Тема урока- повторения «Твёрдый звук [ш], буквы Шш, Сочетание ши

А что значит урок- повторения?

- Мы будем читать слова с буквой ш

 

5. Реализация построенного проекта

Цель: организовать деятельность учащихся, которые будут использовать  новый способ и
выбранные средства для реализации построенного проекта,   формировать умения применять этот проект для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Для осуществления этой цели учащимся следует:

выдвинуть гипотезу в коммуникативной форме;

зафиксировать, используя модели или схемы;

использовать новый способ действий для решения задачи, которая вызвала затруднение;

зафиксировать преодоление появившегося  прежде затруднения;

СЛАЙД

Давайте вспомним звук [ш] согласный или гласный? Звонкий или глухой , твёрдый или мягкий?

А сейчас закройте глазки и вспомните как выглядит буква ш.

Буква ш заблудилась, надо её найти. Берём карандашики и где видим букву Ш обводим в кружок. А теперь сверяемся по образцу

В словах где мы слышим сочетание ШИ пишем гласную букву и

ФИЗМИНУТКА для глаз на слайде

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать ситуацию для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

решили (фронтально, в группах, в парах) некоторое количество стандартных задач на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух осуществленные шаги и их обоснование.

Чтение слогов ПЛАКАТ НА доске ША ШО ШУ ШИ ШЕ

АШ ОШ УШ ИШ ЕШ

ша-ша-ша мама моет малыша
шу-шу-шу я письмо пишу
аш-аш-аш у Марины карандаш
ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши
шо-шо-шо всем ребятам хорошо.

ОБОЗНАЧЕНИЕ СХЕМАМИ)

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ТЕКСТ НА ДОСКЕ

Ребята, мой клубочек подсказывает что пора отправляться в сказку.

Я буду читать а вы вспомните как называется сказка.


 


 

t1709374746ac.png

 

1.Чтение учителем и мнемотаблица

2. Из какой сказки отрывок?

3. Словарная работа

Девочка   заблудилась    избушка      отворена

1. Чтение слов вместе с учителем.

2. Чтение самостоятельно

3. Объяснение значения слов "Избушка", "отворена"

 Чтение текста  учащимися по цепочке (по одному предложению)

ФИЗМИНУТКА

Маша шла шла шла

Маша ягодку нашла

Села Машенька поела

Встала дальше пошла.
 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика, организовать переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

Для реализации этой цели необходимо:

организовать автономное выполнение учащимися стандартных задач на новый способ действия;

организовать самопроверку, сравнивая пошагово с образцом;

создать ситуацию успеха для каждого учеников;

для ребят, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

А сейчас ребята, давайте вспомним продолжение сказки.

РАБОТА В ГРУППЕ

Определить место главного героя сказки

1 карточка. Определи место  Маши среди трёх стульев

2.карточка. Определи место Маши среди трёх ложек

3 карточка. Определи место Маши среди трёх тарелок

4. карточка. Определи место Маши среди трёк кроватей.

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: уточнить особенности нового знания и включить новый способ действий в систему знаний, повторить сведения, необходимые для обеспечения содержательной непрерывности.

Для достижения этой цели нужно:

выявить границы применимости этого знания, определить его роль в системе полученных знаний;

включить новый способ действий в систему знаний;

организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

АЛГОРИТМ

Название

Герой (персонаж)

События

Урок

Работа с пословицами с. 21

Чтение и объяснения смысла. Соотнесение иллюстрации с пословицей.

Работа над загадкой

В них живут рассказы, сказки, Комиксы, стихи, раскраски. Все девчонки и мальчишки Любят их. Ведь это… (Книжки)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

ЛЕСЕНКА

Цель: фиксировать изученное знание, организовать рефлексию и самооценку школьниками своей учебной деятельности.

Для осуществления этой цели учащимся нужно:

выполнить самооценку личной учебной деятельности на уроке;

соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.