12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена16

ТЬЮТОРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Авторы: Волондина Ольга Александровна, Никитина Елена Петровна


Аннотация. В статье представлена оценка тьютерства в системе дополнительного образования, описаны основные задачи работы тьютора.

Ключевые слова: система дополнительного образования, тьютор, тьюторское сопровождение, наставничество, индивидуализация.


На современном этапе роль системы дополнительного образования приобрело особую значимость. Его актуальность обусловлена требованиями времени и потребностями общества. Дополнительное образование охватывает все сферы жизни человека, оно является абсолютно добровольным, позволяя выбрать направление по своим интересам, желаниям и потребностям и не ограничивает возрастной диапазон обучающихся. Дополнительному образованию свойственна гибкость, позволяющая обеспечить условия для формирования социальных компетенций, формирования лидерских качеств и развития творческих способностей обучающихся в различных областях.

Дополнительное образование по праву можно назвать одной из важнейших составляющих системы образования. Оно имеет тесную связь со всеми уровнями образования: дошкольным, общим и профессиональным. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным: сейчас и в будущем. Дополнительное образования обладает огромным потенциалом, способствующим развитию личностных качеств, способностей и талантов детей, здесь созданы условия, которые позволяют ребенку проявить свою индивидуальность, состояться как личности, пробуя свои возможности в разных видах деятельности.

Система дополнительного образования находится в постоянном развитии. С каждым годом внедряются новые формы и методы, направленные на повышения качества образования и способствующие решению поставленных социумом задач. Наряду с развитием творческой личности обучающихся и их профессиональным самоопределением, одной из важных задач, поставленных перед системой дополнительного образования, справедливо выделить создание безопасного образовательного пространства и сохранение здоровья обучающихся.

Так в 2010 году введена в реестр профессий должность тьютор, который «организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)» [3, с. 17]. Тьютор – tutor в переводе с английского – педагог-наставник. На волне инноваций в образовательном пространстве нашего государства по праву особую роль заняла деятельность тьютора. Особый интерес тьюторство приобретает в инклюзивном образовании, дополнительном образовании, педагогической работе с одаренными детьми и детьми, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.

При организации работы тьютора реализуется принцип индивидуализации. В отличие от индивидуального подхода принцип индивидуализации связан прежде всего с процессом самообразования, он позволяет человеку ориентироваться на собственные индивидуальные образовательные цели и приоритеты. Принцип индивидуализации как раз в том и состоит, что каждый человек проходит свой собственный путь по усвоению того или иного знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным, и тем самым реально осуществляет свое самообразование [2, с. 164].

Работа тьютора имеет принципиальные отличия от классической формы работы педагога дополнительного образования. Сущность тьюторской педагогической позиции заключается в разработке и сопровождении индивидуальной образовательной программы обучающегося дополнительного образования, поддержке и оказании помощи в решении задач его самообразования и профессионального самоопределения, обеспечении рефлексии деятельности воспитанника, сохранении его здоровья.

При организации работы в системе дополнительного образования тьюторы выстраивают свою деятельность с опорой на познавательные способности ребенка. С детьми более старшего возраста сопровождение происходит с опорой на материал профильного обучения.

Тьютор – это персональный наставник для конкретного ребенка, который в своей работе использует как индивидуальные, так групповые и коллективные формы организации деятельности. Значимость работы тьютора сложно переоценить: он является незаменимым помощником для каждого конкретного ребенка, помогая сделать образовательный процесс комфортным и эффективным. Тьютор помогает своему подопечному осваивать способы нахождения новых знаний, ориентируясь на конкретные запросы самого обучающегося, работая в ситуации «здесь и сейчас». Ребенок учится находить ресурсы для самореализации и получать необходимые инструменты для того, чтобы реализовать свои потребности и интересы. С позиции родителей, тьютор – это специалист, наставник, который сопровождает ребенка в процессе обучения и помогает ему безболезненно приспособится в новых условиях.

Увидеть интересы ребенка, показать перед ним скрытые возможности его интереса – это и есть основная задача педагога-тьютора. При этом нельзя углубляться в одну сферу деятельности, иначе другие интересы обучающегося будут вытеснены. Ребенок должен научиться сам видеть эти возможности, искать и применять их, распределять свои действия и прислушиваться к себе. Тьютерский дневник, проекты, исследования, портфолио детей, индивидуальные учебные планы и программы – это всё результаты тьютерской работы.

Тьютор поддерживает ребенка до тех пор, пока он не станет самостоятельным.

​​​​​​​Если провести сравнение деятельности педагога-тьютора в дополнительном образовании и учителя можно увидеть функциональное отличие работы этих специалистов и определить их роли в современном образовательном процессе [1, с. 42].

Таблица. Предназначение и специфика деятельности учителя и тьютора в современном образовательном процессе.

Вопросы, определяющие специфику деятельности учителя и тьютора

Учитель

Тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве?

Обучение; управляет процессом

Самообразование; сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает в идеале?

Передает знания

Участвует в формировании индивидуальной ответственности за полученные знания

На что опирается в своей деятельности?

Методики обучения

Рефлексия опыта самообразования



Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что тьюторская система дополнительного образования востребована социумом, органично вписывается в традиционную модель образования и, благодаря государственным программам, развивается и активно внедряется в работу учреждений дополнительного образования.

Тьюторство в дополнительном образовании имеет отличия от основного образования и направлено на удовлетворение интересов, реализацию способностей и личных потребностей ребенка, а также предоставляет свободный выбор видов творческой деятельности и образовательной программы для обучающегося и не предполагает отметочного оценивания.




Список литературы:

1. Белякова Н.В. Тьюторство в педагогическом образовании и развитии личности: значение и перспективы подготовки // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. — 2011. — № 29. — С. 42–51.

2. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oformlenie-novoy-professii-tyutora-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 11.12.2021).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.