Публикация «Участие детских и молодежных общественных объединений в работе школы»
Главное в публикации
- Распространенные формы общественных объединений – организация, движение, фонд.
- Создание объединения как юрлица не гарантирует школе получение господдержки.
- Школа может сотрудничать с общественными объединениями на основе соглашений.
- В детских общественных объединениях главными должны быть дети, а не взрослые.
Участие детских и молодежных общественных объединений в работе школы возможно в двух формах: создание объединения внутри школы и сотрудничество школы с объединением на основе соглашения. Рассмотрим их подробнее.
Создание общественного объединения в школе
Создание в школе детского общественного объединения часто происходит формально. Сначала решается вопрос о том, кто в объединение будет входить, затем из Интернета скачивается устав, меняется название, на титульном листе ставится виза директора – и все, объединение готово.
Между тем деятельность общественных объединений в РФ регламентируется законодательством, в частности Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ), и директорам школ его нужно знать.
Согласно ст. 5 Закона № 82-ФЗ общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.
Обратите внимание
Принуждение учащихся к вступлению в общественные объединения не допускается
Общественные объединения создают в одной из организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Чаще всего используют две формы: общественная организация и общественное движение. Разница между ними заключается в том, что общественная организация основана на членстве (физических и юридических лиц), а общественное движение – на участии.
Высшим руководящим органом как общественной организации, так и общественного движения считается съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации (общественного движения) ее (его) постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени организации (движения) и исполняет ее (его) обязанности в соответствии с уставом.
В детское общественное объединение принимают детей с 8 лет, в молодежное – с 14. Санкций за нарушение регламента по возрасту не предусмотрено, но его нужно соблюдать. Помимо прочего, регламент учитывается в регионах для разграничения кураторства над объединениями со стороны органов исполнительной власти, занимающихся образованием и молодежной политикой.
Заметим, что согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в т. ч. в профессиональных союзах, а также на создание общественных объединений в установленном федеральным законом порядке.
Некоторые директора считают, что создание общественного объединения даст школе право на государственную поддержку. Это не совсем так. На поддержку, обозначенную Федеральным законом от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (далее – Закон № 98-ФЗ), могут рассчитывать не все.
Согласно ст. 4 Закона № 98-ФЗ государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении следующих условий:
объединение – юридическое лицо, действующее не менее одного года с момента государственной регистрации;
в объединении насчитывается не менее 3000 членов.
На заметку
Общероссийское общественное объединение – объединение, которое осуществляет свою деятельность согласно уставным целям на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения
Соответствие обращающегося за государственной поддержкой молодежного или детского объединения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.
Как уже было сказано выше, сегодня во многих школах действуют детские общественные объединения без образования юрлица. Иногда к ним по ошибке относят структурные подразделения школы (например – военно-патриотический клуб), но это не критично.
Намного хуже педагогические ошибки, которые допускаются в деятельности общественных объединений. Если в объединении декларируется принцип демократии, а на собраниях дети голосуют за решения, заранее подготовленные взрослыми, положительного воспитательного эффекта не будет. Наоборот, выйдя из школы, дети будут думать, что за них все решено и напрягаться не стоит.
Сотрудничество школы с общественным объединением на основе соглашения
Более эффективна другая форма участия детских и молодежных общественных объединений в работе школы – сотрудничество на основе соглашения.
Схема взаимодействия может выглядеть таким образом. Инициируется совместный проект. Прописываются организационные условия его реализации. Совмещаются кадровые ресурсы. Разрабатывается план привлечения дополнительных средств. Совместно проводится кампания по привлечению средств, в которой объединение выступает оператором. Проект успешно реализуется.
Важный документ
Приказом Росмолодежи от 11.06.2015 № 89 утвержден Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой
Другой пример сотрудничества – общественное объединение выступает экспертом по специфическим направлениям работы образовательной организации. Так, в Москве при адаптации зданий школ к условиям инклюзивного образования директора просят помощи у объединений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В консультациях нуждаются и подрядные организации, где не знают особенностей обучения таких ребят.
Планируя летний и каникулярный отдых детей, директора школ часто обращаются к молодежным общественным объединениям для педагогического сопровождения дополнительных образовательных программ. Представители объединений участвуют в планировании лагерных смен, обучении педагогических кадров. Кто-то скажет, что в школе достаточно своих педагогов. Но у общественных объединений другой опыт: они находятся в трендах молодежного движения, знают специфику современных проектов и запросы детей.
Детские общественные объединения помогают школам в организации внеурочной деятельности. Так, разновозрастный отряд «Аванпост» (изначально работал при Московском дворце пионеров на Воробьевых горах) занимается поиском исторически ценных документов и экспонатов, помогает формировать фонды школьных музеев.
Как правильно
Разновозрастный или разновозрастной
Корректны оба варианта.
Правильно: разновозрастный, разновозрастной
Дискуссии о роли детских и молодежных общественных объединений в образовательной организации, длившиеся последние десятилетия, нашли отражение в Указе Президента РФ от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников“». Этот документ – сигнал о принципиальной поддержке государством детских общественных объединений.
Надеемся, что в скором времени будет разработана схема создания общественных объединений в школах, определен их статус, полномочия и основные направления деятельности.
Задача директора – отслеживать эти изменения. Ведь, как показывает практика, работа детских и молодежных общественных объединений в школах способствует социализации учащихся, их интеллектуальному и культурному развитию, воспитанию гражданского самосознания.