Молодёжные общественные движения в Таре и Тарском районе
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
Исследовательский проект
на тему
Молодёжные общественные движения в Таре и Тарском районе
Выполнила:
ученица 9 «Б» класса
БОУ «Тарская гимназия №1»
им. А.М. Луппова»
Новикова Татьяна
Руководитель:
учитель истории и обществознания
БОУ «Тарская гимназия №1
им. А.М. Луппова»
Колупанко Лариса Анатольевна
Тара- 2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. История молодежного движения……………………………5-13
1.1. История развития молодежного движения………………………......5-6
1.2.Какие молодежные движения существуют? ……………...................7-11
1.3. Роль молодежных движений в жизни……………………………...12-13
Глава II. Практическое исследование «Молодежные движения г. Тара? ………………………………………………………14-15
2.2. Анализ ознакомления школьников……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………18
Приложение ………………………………………………………………11-20
Введение
Молодёжь в XX веке играла важную роль в общественном движении.
Детские и юношеские движения на территории России появились в начале 20 в. Первые из таких организаций - скаутские и православные. Упадок молодёжных объединений, наступил в нашей стране одновременно с распадом СССР. Однако с 2000 года государство, общественные организации и политические партии стали вновь уделять внимание вопросам работы с подрастающим поколением. Список молодежных организаций России существенно пополнился в 2005 г. Этот год стал рекордным по появлению в стране такого рода объединений. На сегодняшний день развитию молодежных организаций в России уделяется большое внимание. Юное поколение стремятся привлечь все. Причем аналитиками отмечается тот факт, что конкуренция на рынке молодежных организаций и объединений России на сегодняшний день резко ужесточилась.
Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
В современной России молодежь сегодня составляет четвертую часть населения страны. От того, насколько активна будет молодежь и на что будет направлена ее деятельность, в этом процессе, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование молодежного движения представляет интерес.
Объектом работы является система молодёжных политических движений в Российской Федерации.
Предметом являются наиболее известные молодёжные организации г. Тара и их активность.
Целью проекта является анализ активности молодёжных общественных движений г. Тара и Тарского района.
В связи с этим мной планируется решить следующие исследовательские задачи:
Описать основные этапы молодежных движений в России в XX веке.
Выяснить какие политические молодёжные организации существуют в Таре и Тарском районе.
Охарактеризовать российскую политическую систему молодёжных организаций.
Типологизировать молодёжные политические движения в России.
Составить анкету и провести опрос на знания организаций.
Методы исследования: сбор информации, анализ, опрос (анкетирование).
Практическая значимость: использование информации на уроках обществознания, проведения классного часа и для просвещения младших и средних классов.
Глава I. История молодежного движения
История развития молодежного движения
Существенным фактором развития детей и особенно подростков и юношества является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова. В общении со сверстниками он получает дополнительные знания, обогащает жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками.
В развитии молодежного движения в России можно выделить пять этапов.
Первый этап относится к дореволюционному периоду и может быть охарактеризована как скаутская. Активность детей этого начального периода выразилась в массовом организованном опыте детского движения, который проявился как социальный фактор, определявший различные позиции детей в обществе. Заслуга скаутинга состоит в том, что она сильно способствовала личностному росту детей и подростков. Детально разработанная система роста и система символических поощрений повышали и личную заинтересованность ребят. К деятельностным формам скаутской системы относились лесные игры, игры типа КВН и “Зарница”, палаточные лагеря и т.д.
Второй этап выпал на период между гражданской и второй мировой войнами. Создана на основе самоуправления пионерия. Многие формы работы были заимствованы у скаутов, но деятельность пионеров была направлена на общественно-полезные дела, и их отряды взяли имена не животных, а революционных и исторических героев (Спартака, Баумана и т.д.). Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодающим Поволжья, сбор металлолома и макулатуры и т.п.
В 30-ые годы, когда закончилась борьба с контрреволюцией, деятельность пионеров сводится к учебе. Выделились самостоятельные направления: тимуровцы, коммуны Макаренко и так называемые производственники. Тимуровское движение расцвело после выхода книги Аркадия Гайдара. Это были отряды, собиравшиеся в основном из дворовых ребят. Главным направлением их деятельности были общественно-полезные дела. Главной заслугой Макаренко является создание ребячьих коммун из социально дезадаптированных детей. Стиль его работы был весьма демократичным, практически все решали советы ребят, а сам Макаренко официально выполнял только координирующую функцию. В коммунах также впервые было опробовано детское производство. Организованное комсомольское движение реально включалось в строительство, производственную, социальную, сельскохозяйственную и политическую деятельность Советского государства
С середины 50-х годов начинает набирать ход третий этап молодежного движения. К направлениям этого периода можно отнести такие виды деятельности, как поисковое движение, Клуб самодеятельной песни (КСП), коммунарство и движение интербригад и агитбригад. В начале своего существования поисковые отряды специализировались на поиске железа. Позднее поисковые отряды стали постепенно переключаться на поиск захоронений и пропавших без вести. Поисковиками также являлись многие участники Клуба самодеятельной песни, внедрявшие в песенный мир культуру, названную потом Авторской Песней.
Четвертый этап закончился перестройкой и падением СССР. Этот период характеризуется ослаблением движений фэнов, КСП, панков и некоторых других, так как исчезает один важный атрибут данных движений полулегальность.Среди новых направлениях молодежного неформального движения, возникших в наше время, можно выделить скаутинг. Причем, следует рассматривать его в России именно как возникновение нового движения, а не как возрождение старого скаутинга, так как в скаутинг перешли очень многие лидеры, работавшие ранее в других направления и во многом сохранившие старые традиции. Другим мощным направлением, интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений, стало движение ролевых игр. Основные источники нынешних ролевиков - это фэндом, хиппи и различные педагогические круги. В рамках данного движения выделяют несколько поднаправлений.
Таким образом, в России с 1920 по 1993 год были организованы и деятельно развивались пионерская и комсомольская организации. Такая форма детского молодежного движения реально имела большой вес в обществе, активно включала молодое поколение в систему советского нравственного воспитания, формировала основы патриотизма и демократической активности молодого поколения. Примерами могут служить подвиги детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны, в годы строительства советского общества. Разнообразные детские молодежные течения: байкеры, скинхеды, панки, хиппи, фэны и другие. [6, 7]
1.2. Какие молодежные движения существуют?
Молодежное движение — способ самодеятельного участия молодежи в процессе смены и преемственности поколений, освоения и реализации своей социальной субъективности в соответствии с реальным или желаемым социальным статусом.
В России насчитывается сейчас около 20 тысяч молодежных движений и организаций, более 80 из которых являются массовыми.
В целом для анализа существующих сегодня в России молодежных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая "окраска". Всего получается четыре вида молодежных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая"; работающие в интересах власти "патриоты", чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория - оппозиционные молодежные организации - и правые "Оборона", "Да!" и множество других.
В 1992 году в России был создан Государственный комитет по делам молодежи. В 1998 году был упразднен, а его функции были переданы сначала Министерству труда и социального развития, а затем департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации.
Указом президента РФ в 2008 году в России было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Ведомство отвечает за реализацию мер молодежной политики.
С 2005 по 2014 год в Тверской области проходили всероссийские слеты молодежи в лагере «Селигер». В 2014 году в Крыму состоялось открытие форума «Таврида». С 2015 года молодежь со всех регионов России также приезжает во Владимирскую область, где проходят смены лагеря «Территория смыслов».
Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи. Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года. В то же время было официально объявлено о независимости нового объединения от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.
Российский союз молодежи является одним из наиболее массовых негосударственных, неполитических молодежных объединений в России. К настоящему моменту в его составе насчитывается более 77 территориальных представительств, в которых состоит более 150 тысяч человек. Число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов.
Заметное место среди молодежных организаций в начале - середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе». 7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где были отделения «Идущих вместе».
15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое движение «Наши». Его руководителем стал Василий Якеменко, ранее возглавлявший «Идущих вместе». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить — 2007», посвященную Великой Отечественной войне.
Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер. В рамках движения также реализовывались различные волонтерские и просветительские проекты, а также мероприятия в сфере патриотического воспитания.
В России становится все больше молодых людей с активной политической и гражданской позицией. При российских политических партиях действуют молодежные отделения. Одними из самых известных политических молодежных организаций являются «Молодая гвардия Единой России», Ленинский коммунистический союз молодежи, Евразийский союз молодежи.
В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Цель ее создания — совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Российское движение школьников стало первой с момента распада Советского Союза детско-юношеской организацией, которая объединяет сотни тысяч школьников по всей стране.
Главной задачей Российского движения школьников является не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.
В России с 2015 года действует военно-патриотическое движение «Юнармия», созданное по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. В организации состоит более 26 тысяч человек. Цель движения — вызвать интерес у подрастающего поколения к истории России, к ее народам, героям, выдающимся ученым и полководцам. Членство в организации является добровольным. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник или общественная организация. Юнармейское движение призвано объединить все структуры, занимающиеся допризывной подготовкой граждан.
Масштабные мероприятия «Юнармии» проходят в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», где сейчас строится модель здания Рейхстага. По словам Сергея Шойгу, это делается для того, «чтобы наши юнармейцы могли штурмовать не что попало, а конкретное место».
Независимо от исторического периода, молодежь в России всегда была самой активной социальной группой. Инициативы и деятельность молодых людей нередко становились определяющим фактором в развитии положительных процессов в нашей стране. Детские и молодежные организации играют важную роль в становлении гражданского общества, определяя его будущее. [4, 7]
1.3. Какую роль играют в жизни?
У молодежи всегда были и есть свои специфические проблемы, которых нет у взрослого человека, но при определенном ракурсе представленные проблемы можно рассматривать как в качестве возможностей, которыми обладает молодежь. С одной стороной молодежь может быть проблемой для общества и для самой себя, с другой, возможностью, ресурсом общественного и собственного развития.
Особенностью государственной молодежной политики является официальное признание и стимулирование деятельности молодежных и детских общественных объединений, для этого создано нормативно-правовая база, активно используется поддержка, создания и реализации молодежных программ.
Общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на личность, влияя одновременно с двух сторон: с одной стороны, создает условия для удовлетворения, интересов, целей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Общественная деятельность способствует: созданию условий для развития духовности молодежи на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении. Создание условий для творческой самореализации личности, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, формированию гражданско-правовой культуры, уважение к общечеловеческим и отечественным ценностям.
Включенность в детское общественное объединение позволяет молодым людям наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, проявления инициативы, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.
Возможности общественного объединения для формирования активной гражданской позиции молодежи расширяются за счет: динамизма и включения молодежи в разнообразные виды деятельности; разнообразия, реализуемых молодыми людьми в объединении социальных ролей (позиций); расширения круга общения, наличия межвозрастного общения. Подчеркнем, что общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов молодежи, для конструктивного, творческого взаимодействия.
Общественное объединение становится важной нишей взаимного общения между государством, обществом и подрастающим поколением. Сила молодежных объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие. Активное участие молодежи в объединениях, группах и организациях социальной направленности зачастую является социально одобряемым.
Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно - другое. Именно создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества. [6]
Глава II. Какие молодежные движения существуют в Таре?
В нашем городе существуют такие молодёжные организации как:
Поиск - отряд военной направленности, по поиску артефактов военного времени.
Надежда Сибири - Союз детских организаций и объединений по интересам на основе общего социально значимого дела.
«Молодежный центр ЗОЖ» (руководитель Сверчкова Татьяна Георгиевна) - организован при содействии «Общества развития». Цель организации – формирование здорового стиля жизни среди подростков и молодежи. Создание условий для активной самореализации личности молодого человека реализуется Отделом по молодежной политике.
«Истоки» (КОУ «Ложниковская СОШ»)- основное направление – экологическая, природоохранная деятельность, исследовательская и научная работа. Достаточно эффективная форма занятости – организация временного трудоустройства несовершеннолетних. В Тарском районе практикуется 2 основные формы трудоустройства несовершеннолетних: работа на предприятиях и учреждениях (благоустройство территорий) и работа в составе педагогического отряда.
На территории Тарского муниципального района с 2004 года при активной поддержке отдела по делам молодежи действует строительный студенческий отряд.
С целью поощрения талантливой молодежи проводятся торжественные приемы, учреждены стипендии и премии. [10]
2.2 Анализ опроса
Проведя опрос среди учащихся 9 и 10 классов, выяснилось, что многие из ребят осведомлены о молодёжных организациях как в нашем городе, так и по всей стране. Но, немалому количеству учащихся неизвестно что такое молодёжные организации и существуют ли они в их городе. Из данного вывода следует, что мой проект актуален и стоит просветить учеников гимназии и не только в этом вопросе.
Заключение
В ходе работы я научилась оформлять рефераты, проводить анкетирования и создавать стенды. Моя исследовательская работа помогла мне более детальней познакомиться с молодежными организациями. Цель моего проекта достигнута, задачи полностью выполнены. Мне кажется, что полученные навыки обязательно пригодятся мне в жизни.
Список литературы
Кузнецова В.Н. Социология молодежи. Учебник. М. : Гардарики, 2007.
Мальцева Э.Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.- 516 с.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100#ixzz3y3LgIIdV (дата обращения: 17.01.16).
https://ria.ru/20060627/50500722.html
http://soc-mol.ru/encyclopaedia/movement/91-molodezhnoe-dvizhenie.html
https://studwood.ru/1199841/pravo/gosudarstvo_molodezh
https://antimaidan.ru/article/10085
https://fb.ru/article/385196/sovremennyie-molodejnyie-organizatsii-v-rossii-obschaya-informatsiya
https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/077/636.htm
http://mgpr.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-254-1/officialsite/otrasl/molodeg.html
Приложение.