Учебно – методическое пособие на тему «Обучение детей правилам пожарной безопасности»
Учебно – методическое пособие по обучению детей правилам пожарной безопасности
ПРАКТИКУМ
(Сборник практических заданий для отработки правил поведения при возникновении пожаров в природе, жилых и общественных зданиях, а так же профилактики негативных явлений)
Учитель основ безопасности жизнедеятельности
высшей категории
Юлия Владимировна Терюкова
2019 г.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках школьного курса « Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведенного программой урочного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.
Организация профилактической работы по пожарной безопасности в образовательных учреждениях требует, по свидетельству и опыту педагогов, дополнительного внеучебного времени и нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года и в особенности, по окончании четвертей перед каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах безопасности, о причинах и последствиях пожаров, действиях при пожаре.
На результаты обучения школьников основам пожарной безопасности оказывает то обстоятельство, что приобретенные знания, умения и навыки, свою компетентность в вопросах безопасности обучающиеся должны будут применять не в обычных, а в экстремальных условиях. Поэтому одной из основных задач педагога можно считать формирование практических умений и навыков, опыта практических действий, личностного развития в плане развития способности противостоять различным опасностям. Решить эту задачу возможно, используя деятельностный подход в обучении, при ориентации на практическую деятельность обучающихся. Для этого все виды деятельности обучающихся в образовательном процессе объединены в практикум.
Данное пособие включает в себя задания на знание учебного материала по пожарной безопасности, практические задания, ребусы, кроссворды и ситуационные задачи и упражнения, позволяющие более качественно отработать алгоритмы безопасного поведения при пожаре и меры профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация пожаров
|
4 |
Средства тушения пожаров
|
7 |
Правила безопасного поведения при пожарах
|
10 |
Природные пожары и их характеристика
|
17 |
Профилактика лесных и торфяных пожаров
|
19 |
Ситуационные задачи
|
20 |
Дидактические упражнения
|
22 |
Темы проектных работ в соответствии с ФГОС
|
25 |
Библиографический список
|
26 |
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ
Задание 1. Наиболее распространенными и стойкими чрезвычайными ситуациями техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят на пожаро – взрывоопасных объектах. Приведите примеры.
Пример 1. |
Пример 2. |
Пример 3. |
|
|
|
Задание 2. Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Продолжите фразу.
Горение – это химическая реакция окисления, при которой выделяется ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте характеристику видам горения.
- Полное ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Неполное ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Дополни схему, характеризующую условия протекания процесса горения.
Процесс горения |
Источник воспламенения |
|
|
Задание 5. Придумай и напиши, какие меры можно принять для предотвращения пожара. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Какие ты знаешь виды горючих веществ (материалов) и где они используются?
Производство
|
|
Школа
|
|
Транспорт
|
|
Дом
|
|
Дача
|
|
Задание 7. Какие источники возможного пожара есть в каждом доме? Как необходимо с ними обращаться?
Задание 8. Пожар в здании имеет три стадии развития. Дайте название и приведите характеристику каждой из этих стадий:
Название стадии |
Характеристика |
Начальная стадия |
|
Стадия разгорания |
|
Завершающая стадия |
|
Задание 9. Определите по описанию внешних признаков из приведённых примеров вид
пожара и впишите в таблицу соответствующую букву.
Виды пожара:
а) внутренний открытый;
б) открытый;
в) скрытый;
г) внутренний скрытый;
д) наружный;
е) внутренний.
Внешние признаки пожара |
Вид пожара (буква) |
Из окон здания идет дым, огня не видно |
|
Из окон здания идет дым, видно пламя |
|
Горит штабель лесоматериалов на открытой площадке |
|
Из окон здания идет небольшой дым; внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока |
|
Из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель |
|
Задание 10 . Пожары классифицируются согласно инструкции по учету пожаров в РФ. Соедините стрелками классы пожаров и соответствующие им горючие материалы согласно классификации пожаров, по виду горючего материала.
СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Задание 11 . Подручные средства тушения пожаров:
Добавьте еще примеры: _____________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 12. Штатные средства пожаротушения. Назови составные части огнетушителя
А) пенный огнетушитель ОП – 5
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
Б) Углекислотный огнетушитель ОУ – 2
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
Задание 13. Подумай и напиши, какие штатные средства используются в школе для тушения пожара?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. Общее понятие «огнетушитель» определено в п. 8 ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ5236-85) «ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения» как переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска запасенного огнетушащего вещества. В разделе «Огнетушители» названного стандарта перечислены понятия (виды огнетушителей), определения отдельным из них не даны.
А. Впишите понятия (виды огнетушителей) в соответствии с данными определениями.
_______________________________________________ - огнетушитель, конструктивное исполнение и масса которого обеспечивает удобство его переноски человеком (примечание: переносные огнетушители могут быть ручными или ранцевыми);
_______________________________________________ - огнетушитель, смонтированный на колесах или тележке;
_______________________________________________ - огнетушитель с зарядом водного раствора пенообразующих добавок;
_______________________________________________ - огнетушитель с зарядом химических веществ, которые в момент приведения огнетушителя в действие вступают в реакцию с образованием пены и избыточного давления;
______________________________________________ - огнетушитель с зарядом воды или воды с добавками;
______________________________________________ - огнетушитель с зарядом двуокиси углерода;
______________________________________________ - огнетушитель с зарядом огнетушащего вещества на основе галоидированных углеводородов;
______________________________________________ - огнетушитель с зарядом двух и более огнетушащих веществ.
Б. Добавьте в данный перечень 2, пропущенных понятия (вида огнетушителя)
1________________________________________________________________________________________________________________________________
2________________________________________________________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОЖАРОВ
Задание 15. Приведите примеры причин пожаров в общественных и жилых зданиях:
Наличие большого количества сгораемых материалов
|
|
Наличие печного и газового отопления
|
|
Несовершенство планировки зданий
|
|
Неправильная эксплуатация электрических сетей и потребителей электрического тока |
|
Неправильная эксплуатация газовых приборов |
|
Задание 16. Паника среди людей, их неподготовленность к действиям в чрезвычайной ситуации – это главный враг при эвакуации из горящего помещения (здания). Паническое движение часто приводит к человеческим жертвам. Паника может возникнуть и в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни людей нет.
Подумай и приведи примеры крупных пожаров в зданиях.
Задание 17. Администрация и обслуживающий персонал общественных зданий, в т.ч. и школ, техникумов, должны разрабатывать планы эвакуации людей из зданий, проводить специальные занятия по способами ликвидации пожаров, обеспечивать свободный доступ к запасным выходам, оборудовать противопожарные стенды, аварийное освещение, наносить на двери и стены поясняющие указатели на случай эвакуации.
Нарисуй и проанализируй план эвакуации из вашего здания.
|
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ
Задание 18. Допишите предложение.
- при пожаре необходимо немедленно покинуть здание __________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
в___________________
по тел.______________ |
Задание 19. Подумай и напиши вариант сообщения в пожарную часть.
Задание 20. Заполните таблицу о правилах поведения при пожаре.
Попытаться потушить пожар подручными средствами |
|
Для защиты органов дыхания необходимо использовать |
|
Проходить через горящее помещение
|
|
При возгорании одежды
|
|
Перед открытием двери в задымленное или горящее помещение |
|
При поиске и спасении пострадавших особое внимание обратить на |
|
Из зоны пожара выходить
|
|
При возгорании электропроводки в первую очередь |
|
Задание 21. Наверняка вы не раз держали в руках баллончик с каким либо аэрозолем и видели на нем такой значок. Что он означает?
Задание 21. Дополните схему действий при пожаре в здании.
Задание 22. Дополните схему об основных поражающих факторах пожара.
Основные поражающие факторы пожара |
|
1.
|
4. |
2. Высокая температура окружающей среды |
5. |
3.
|
6. Вторичные факторы поражения |
Задание 23. Сформулируйте основные правила пожарной безопасности в доме. Дополните фразы.
- Регулярно проверяйте ………………………………………………
- Не допускайте ……………………………………………………….
- Категорически запретите всем …………………………………….
- Исключите доступ воды к ………………………………………….
- Никогда не оставляйте без присмотра……………………………..
Задание 24. Вставьте пропущенные слова.
При возгорании и распространении огня в помещении необходимо:
- Вызвать __________________ по телефону _________________;
- При разговоре с дежурным пожарным ____________________ адрес, где происходит пожар;
- Если нет возможности позвонить, то надо сообщить _______________ и кричать_________________________;
- Если есть возможность, то быстро покинуть ___________________ зону.
Слова – подсказки: Пожарная охрана. Четко. Опасный. Пожар. 112. Назвать. Адрес.
Задание 25. Выберите правильный ответ.
Вопрос |
Ответ «Да» |
Ответ «Нет» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 26. Расставь правильную последовательность действий.
При возгорании электробытовых приборов необходимо соблюдать правила:
Задание 27. Найдите соответствие. Подберите правильное определение. Сопоставьте стрелочками.
Понятие |
Определение
|
|
Процесс возникновения горения. Может возникнуть в результате зажигания или самовоспламенения. |
|
Быстро протекающее превращение (химическое) вещества, сопровождающееся выделением тепла и обычно ярким пламенем. |
Задание 28. Существуют различные способы прекращения горения при пожарах, выбор их зависит от условий и обстановки при пожаре, наличия технических средств, которые можно использовать при тушении пожара. Дайте характеристику этим способам, вписав пояснение в правую часть таблицы.
Способ прекращения горения при пожарах
|
Характеристика способа
|
Охлаждение
|
|
Разбавление
|
|
Изоляция
|
|
Химическое торможение реакции горения |
|
Задание 29. В левом столбце таблицы приведены примеры формирования смысловой комбинации знаков безопасности (ГОСТ Р 12.4.026). Расшифруйте их, вписав ответ в правый столбец.
Задание 30 . Заполните схему действий при пожаре в здании.
Задание 31. Фейерверки являются огнеопасными изделиями и требуют повышенного внимания при обращении с ними. Перечислите места, в которых запрещается применять пиротехнические изделия.
Задание 32. Напишите правила поведения пассажира при возникновении пожара в общественном транспорте, основываясь на приведенных в таблице изображениях.
Задание 33. Назовите знаки пожарной безопасности:
ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Задание 34. Охарактеризуйте следующие виды пожаров.
Низовой - ____________________________________________________
_____________________________________________________________
Верховой - ___________________________________________________
_____________________________________________________________
Подземный - __________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 35. Заполните схему.
Причины возникновения пожаров
Человек |
Природные явления |
|
|
Задание 36. Заполните схему.
Пожароопасная зона
Характеристика |
Границы |
|
|
Задание 37. Укажите класс лесных пожаров, охватывающий площадь:
До 0,2 га |
|
От 0,2 до 2 га |
|
2,1 – 20 га |
|
21 – 200 га |
|
201 – 2000 га |
|
Свыше 2000 га |
|
Задание 38. Заполните таблицу. Дополните фразу:
Виды пожаров
По характеру возгорания
|
|
По скорости распространения |
|
По глубине прогорания
|
|
По масштабу
|
|
ПРОФИЛАКТИКА ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ
Задание 39. Заполните таблицу.
Лесные пожары
Места возникновения |
|
Причины возникновения |
|
Правила пожарной безопасности |
|
Правила разведения костра |
|
Задание 40. Какие технические средства используются человеком при тушении лесных пожаров?
Задание 41. Заполните схему.
Противопожарные мероприятия
Заблаговременные |
Во время пожара |
|
|
Задание 42. Заполните таблицу.
Правила поведения при лесном пожаре
Ситуация |
Действия |
Возгорание |
|
Небольшой пожар |
|
Сильный пожар |
|
Задание 43. Придумайте начало и конец рассказа.
…. Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчики не растерялись. Они стали забрасывать костер …… Постепенно огонь уменьшился и угас.
Задание 44. Заполните схему правил тушения возгораний в лесу.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Дайте оценку действиям героев. Сделайте выводы.
Ситуация 1. Десятилетний Андрей С. Шел к маме на работу и на улице возле дома увидел бочку с какой – то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Какие правила личной безопасности нарушил Андрей. К каким последствиям могла бы привести его шалость?
Ситуация 2. Павел Е., играя в кладовой со спичками, зажигал их и бросил в корзину с игрушками. Корзина загорелась, и пожар распространился, и пожар распространился по кладовой. Спас его сосед. Какие правила личной безопасности нарушил Павел. К каким последствиям могла бы привести его шалость?
Ситуация 3. В одном из хуторов дети во дворе дома зажгли мусор. Огонь перешел сначала на сухое сено, затем загорелись деревянные надворные постройки, в результате погибли два трехлетних малыша. К каким последствиям привели действия детей? Можно ли было избежать трагедии?
Ситуация 4. Двенадцатилетний Вадим принес в школу какой – то темно – серый порошок, неизвестный для него по происхождению и по составу, и предложил друзьям испытать его качества в огне. Алексей, Миша и Вадим развели костер; ближе всего к огню находился Алексей, ему Вадик и вручил порошок. С возгласами «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Алексей бросил порошок в пламя. Оно вспыхнуло, произошел взрыв. Алексей погиб, двое других мальчиков получили травмы и ожоги от вылетающих из костра предметов, осколков. Какие правила личной безопасности нарушили мальчики?
Ситуация 5. На Новгородской улице, доме №26, в квартире №88 произошел пожар по вине Наташи И.. Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату – произошел пожар. Сгорела полиэтиленовая елка и часть комнаты. Девочка к счастью не пострадала, так как дома были взрослые. Какие правила личной безопасности нарушила Наташа?. К каким последствиям могла бы привести ее шалость?
Ситуация 6. В одной из квартир дома находились трое детей. Они нашли бенгальские свечи, взяли спички, стали их разжигать, бегать по комнатам, забыв о предосторожности. От искр произошло возгорание занавесок, скатерти, огонь стал резко распространяться. Дети испугались, стали метаться, помочь им было некому. Произошло непоправимое. Трое детей погибли. Какие правила личной безопасности нарушили дети. Как можно было избежать трагедии?
Ситуация 7. Миша возвращался из школы. Проходя мимо соседнего дома, он увидел, что из – под двери закрытого парадного подъезда валит дым. Что он должен сделать?
Ситуация 8. Лена собралась в гости на день рождения и решила погладить свою выходную одежду. С хорошим настроением она принялась за работу, но вдруг позвонил телефон… Разговаривая по телефону, Лена почувствовала запах дыма и гари. Гладильная доска уже тлела. Она схватила кувшин с водой и начала поливать горящую одежду, доску и утюг. Что она должна была сделать и почему?
Ситуация 9. Окажите первую доврачебную помощь.
Пострадавший лежит на спине в состоянии клинической смерти после отравления продуктами горения.
Условия: Выполняется на тренажере «Гоша» без права привлечь помощника. Имеется походная аптечка и сотовый телефон.
Ситуация 10. Действия при обнаружении и по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения.
В помещении произошло возгорание электроприбора (монитор компьютера, телевизор, чайник). Участнику необходимо: обнаружив возгорание, вызвать по телефону пожарную охрану; надеть марлевую повязку и защитные перчатки; определить вид первичного средства пожаротушения и применить его для ликвидации условного очага возгорания.
Условие: емкость с водой, емкость с песком, огнетушитель углекислотный (ОУ-5),огнетушитель воздушно-пенный (ОВП-5), телефон, табличка с адресом помещения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Пожар в общественных местах. Соотнесите информационные картинки и текст к ним. Проанализируйте ваше возможное поведение в сложной ситуации.
1 |
В местах, где собирается очень много людей, например в школе, кинотеатре, на стадионе, на аттракционах в парке и т.д., могут возникнуть очень опасные ситуации: пожары, аварии, взрывы. Чаще всего люди гибнут не от самой опасности, а от страха и паники, возникших в толпе. Об этом нужно всегда помнить и предвидеть возможную опасность. Для этого, входя в любое помещение, нужно обратить внимание на запасные и аварийные выходы, представить себе, как ты к ним доберешься. |
А |
|
2 |
Помни, что самое опасное – быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто рядом. Каждый думает о собственном спасении. Люди стремятся вперед, к выходу. Поэтому наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, около арены и т.д. |
Б |
|
3 |
Старайся не приближаться к ограждению, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать. Не держи руки в карманах. Старайся не упасть на пол. Если толпа тебя увлекла – не сопротивляйся ей! Глубоко вдохни, Согни руки в локтях, приподними их, чтобы защитить грудь. |
В |
|
4 |
Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, постарайся свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок. |
Г |
|
Вопросы и задания к упражнению:
- О чем нужно помнить, отправляясь в кино, цирк, на стадион?
- Что нужно делать, чтобы не упасть в толпе?
- Почему нельзя толпиться у дверей?
- Что может послужить причиной паники?
- Что нужно делать, если в толпе тебя сбили с ног?
- Куда ты побежишь, если возникла паника?
- Где бывает наибольшее скопление людей при эвакуации?
- Чем опасны стены, ограждения, стеклянные двери?
- Что нужно предпринять, если толпа тебя увлекла?
Упражнение 2. Лесной пожар. Соотнесите информационные картинки и текст к ним. Проанализируйте ваше возможное поведение в сложной ситуации.
1. |
Пожар в лесу – это опаснейшая чрезвычайная ситуация. Он может привести к гибели людей, животных, уничтожению больших участков леса, домов и поселков. Причиной таких пожаров бывают молнии или длительная засуха, но чаще всего виноваты люди. В 90 случаях из 100 лесные пожары вызваны неправильным обращением людей с огнем. |
А |
|
2 |
Не разводи костров в лесу, парке, саду, особенно, если рядом нет взрослых. Не играй с огнем в местах скопления тополиного пуха. |
Б |
|
3 |
Если возник пожар в лесной зоне, то спасаться от него лучше по открытым местам (полянам, просекам, дорогам, рвам, речным переправам), стараясь как можно быстрее покинуть горящий лес. Нос и рот закрой от дыма мокрым платком. |
В |
|
4 |
Когда огонь приближается к домам, взрослые борются с ним – заливают водой, засыпают песком или землей, роют рвы и вырубают деревья. Ты тоже можешь им помочь, если уведешь малышей в безопасное место, где будешь заботится о них. |
|
|
Вопросы и задания к упражнению:
- Как потушить костер?
- Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?
- Что может послужить причиной пожара в лесу?
- Почему опасно поджигать тополиный пух?
- Как защитить себя от дыма?
- Какие природные явления могут быть причиной пожара?
- Для чего во время лесного пожара роют рвы?
- Почему из горящего леса выходят по открытым местам?
- Какие меры нужно предпринимать, если пожар усиливается?
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ В СООТЕТСТСВИИ С ФГОС
- Формирование безопасного поведения школьников при эвакуации в случае пожара
- Престиж профессии пожарного как социологический фактор выбора профессии
- Первичные средства пожаротушения и их применение
- Исследование пожарной опасности квартиры многоэтажного панельного дома
- Особенности психологической устойчивости в экстремальных ситуациях
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах. – Изд.3-е. – Волгоград: Учитель, 2013.-110 с.
- Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5-11 классы). – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
- Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд., перераб. – Саратов: Лицей, 2005. – 80 с.
- Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель. – 151 с.