Учебно-исследовательский проект «Энциклопедия Луны» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска
Учебно-исследовательский проект
Книжка
для любознательных учеников
выполнен учащимися
2 А класса
гимназии № 5 г. Брянска
Ашитко Максимом,
Сергейчуком Артёмом,
Мещеряковой Полиной
Руководитель проекта
Коробова Э.В.
г. Брянск, 2017 г.
Цели проекта: создать и опубликовать «Энциклопедию Луны», систематизировав и обобщив полученные в процессе изучения справочной литературы, знания о планете.
Задачи проекта:
- собрать необходимый для издания «Энциклопедии Луны» материал и распределить его в алфавитном порядке,
- развивать навыки взаимопомощи и взаимодействия при решении общих задач,
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации,
- создать продукт проектной деятельности в виде печатного издания и на электронном носителе,
- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии,
- способствовать формированию интереса к получению знаний в области астрономии,
- развивать познавательную активность.
Авторы проекта: учащиеся МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска Ашитко Максим, Сергейчук Артём, Мещерякова Полина
Возраст участников проекта: 8 лет
Использованные средства: анкетирование, беседы с преподавателем физики, беседы с родителями, справочная литература, Интернет.
Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, наблюдение, обобщение.
Сроки исполнения: сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.
Аннотация проекта
Авторы проекта поставили цель: создать и издать «Энциклопедию Луны», в которой собранные и адаптированные к младшему школьному возрасту научные сведения распределены в алфавитном порядке.
Каждая статья содержит интересную и познавательную информацию о спутнике Земли: её атмосфере, грунте, диаметре, массе, поверхности, форме, исследованиях Луны и многом другом.
Объём работы - 24 страницы. Работа содержит приложение - составленную авторами проекта и изданную брошюру «Энциклопедия Луны» и результаты анкетирования одноклассников о Луне.
При написании работы использовалась научная, справочная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернета.
Материалы проекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий.
Содержание СТР.
1. Введение __________________________________________ 5
2. Энциклопедия
А _______________________________________________ 6
Б _______________________________________________ 7
В _______________________________________ ________ 8
Г _______________________________________________ 9
Д _______________________________________________ 10
Е _______________________________________________ 11
Ж _______________________________________________ 11
З _______________________________________________ 12
И _______________________________________________ 13
К ________________________________________________ 14
Л ________________________________________________ 15
М _________________________________________________ 16
Н _________________________________________________ 17
О ________________________________________________ 17
П ________________________________________________ 20
Р ________________________________________________ 20
С _________________________________________________ 21
Т _________________________________________________ 21
У _________________________________________________ 22
Ф __________________________________________________ 22
Ц __________________________________________________ 23
Ч ___________________________________________________ 24
Ш ___________________________________________________ 25
Э ___________________________________________________ 26
Ю ___________________________________________________ 26
Я ____________________________________________________ 27
Заключение ______________________________________ 27
Список литературы ________________________________ 29
Предметный указатель _____________________________ 30
Приложение ______________________________________ 31
1. Введение
На ночном небе много интересного: и яркие звезды, и летящие кометы, и яркое солнце…
Но наше внимание привлекла Луна. Этот огромный каменный шар постоянно вращается вокруг Земли и является её спутником. Несмотря на свою относительную близость к нам и кажущуюся простоту, земной спутник скрывает немало интересных тайн.
Луна давно вызывает восхищение и поклонение у людей. Она даже изображается на гербах и флагах многих стран: Лаоса, Монголии, Турции, Пакистана, Азербайджана, Узбекистана и других.
Флаг Пакистана Флаг Азербайджана
Флаг Лаоса Флаг Турции
Что знаем мы и наши одноклассники о ближайшей соседке нашей планеты в космосе? Результаты проведенного нами анкетирования показали, что только половина из них обладает уверенными знаниями о Луне. 1
См. приложение 1
Нам захотелось больше узнать о нашей соседке и рассказать о ней одноклассникам. Свой проект мы назвали «Энциклопедия Луны», потому что весь материал о спутнике Земли мы расположили в алфавитном порядке, что, как мы считаем, поможет и ребятам, и учителям, лучше ориентироваться в материалах проекта.
Девизом нашей работы стали такие слова:
Случайно или не случайно
Наш спутник в космосе - Луна
Своим лицом необычайным
Всегда к Земле обращена?
Сокрыта иль полузакрыта
Для нас другая сторона.
Какая тайна в ней зарыта,
Какая страсть заключена?
1. Энциклопедия Луны
Атмосфера Луны
Уже в 1753 г. хорватский астроном Руджер Бошкович доказал, что Луна не имеет атмосферы.
Это интересно
1. На поверхности Луны все же есть мизерный атмосферный слой, который уместится в среднем по размерам грузовике. Лунную атмосферу наполняют метеоритные осадки, которые при столкновении с поверхностью Луны подымают вверх грунтовый мусор и наполняют им атмосферу.
2. Из-за отсутствия атмосферы, на Луне нет таких природных явлений, как рассветы и закаты. День и ночь сменяются мгновенно, т.е. нет никаких сумерек.
3. Над Луной всегда черное звездное небо. Зато там круглые сутки видно звездное небо, Солнце и Землю.
4. Из-за того, что на Луне нет атмосферы, там не слышны звуки.
Лунный день
Будущее Луны
Спутник Земли может помочь людям в дальнейшем освоении космоса. В настоящее время в различных странах разрабатываются проекты по созданию как обитаемых, так и необитаемых лунных баз для исследований космоса, потому что
Так мы представляем себе будущую лунную базу запуск огромной
космической станции с Луны был бы в 20 раз легче и дешевле, чем с Земли. Луна подходит для космодрома идеально. Отсутствие атмосферы и низкая скорость для преодоления притяжения делают запуски намного проще. Если развернуть производство ракетного топлива на Луне, можно будет запускать большие и сложные космические корабли, собранные с деталей, доставленных с Земли. Лунная база была бы очень важна и для поисков ценного сырья, имеющегося на Луне. На Луне можно также построить большие радиотелескопы, что позволит ученым заглянуть в центральную часть галактик Вселенной.
Это интересно
1. «Аватары» - это не только вымышленные персонажи популярного фильма, но и научный проект, ставящий целью использовать роботов для изучения спутника планеты Земля.
2. В 2035 году, примерно, состоится первая высадка российских космонавтов на поверхность Луны.
Вращение Луны
Луна вращается вокруг собственной оси и совершает один полный оборот за 27 земных суток 7 часов 43 минуты. Луна обращается вокруг Земли и один полный оборот совершается за точно такое же время: 27 суток 7 часов 43 минуты. Поэтому мы с Земли всегда видим только одну сторону Луны, и фотографии ее обратной стороны можно сделать только из космоса.
Вода на Луне
Из-за того, что Луна не имеет атмосферы, на ее поверхности не может быть жидкой воды, т.к. она мгновенно испарилась бы. Так считалось до недавнего времени. Но исследования ученых доказывают, что в южной полярной области Луны
Лед на Луне возможен лёд в кратерах, так как Солнце там никогда не светит.
Это интересно
1. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают — метеоритные, каменные. Возраст ЛуныГруппа ученых-металлургов из Великобритании и Германии впервые определила точный возраст Луны. Для исследований они использовали лунные камни, доставленные на Землю. Возраст этих камней составляет 4 млрд. 527 млн. лет. Это самое
Лунные камни точное на сегодняшний день значение. По оценкам ученых, ошибка измерения может составить 20-30 млн. лет. Луна на 30-50 миллионов лет моложе Солнечной системы.
Грунт
На Луне нет влаги, и почва там абсолютно сухая, поэтому там ничего не может расти.
Одна из самых удивительных и вместе с тем
самых опасных вещей на Луне — это лунная пыль. Она мелкая, как мука, но при этом очень грубая, проникает абсолютно куда угодно.
Лунный грунт
Считается, что при длительном контакте с лунной пылью любой, даже самый прочный предмет может сломаться.
Это интересно
1. Лунная пыль пахнет, как жжёный порох.
2. При конструировании первого советского лунохода возникло много споров: что из себя представляет лунная поверхность? Проблему решил С.П. Королёв, лично приказав считать поверхность Луны твёрдой. Лунная пыль
3. Более 400 деревьев, растущих на Земле, были привезены с Луны. Семена этих деревьев были взяты экипажем "Аполлона 14" в 1971 году, побывали на орбите Луны и вернулись на Землю.
Гравитация
На Луне гравитация в 6 раз слабее земной.
Это интересно
1. При возможности проведения на Луне соревнований по легкой атлетике, рекордный прыжок в высоту был бы равен 15 метрам.
2. Предположим, что на Земле вес человека равен 100 кг, на Луне он был бы равен 17 кг.
3. На Луне обычный человек смог бы с легкостью поднять предмет, равный по тяжести его собственному весу.
Год на Луне
Если бы мы жили по лунному календарю, год бы длился 354,36 земных суток – такова продолжительность лунного года.
Диаметр Луны
Диаметр Луны составляет 3474 км. Диаметр Земли - 12742 км, так что диаметр Луны в 4 раза меньше земного.
Естественный спутник
Луна – единственный естественный спутник Земли, попутчица Земли в космическом пространстве. Спутник планеты – это небесное тело, которое обращается вокруг неё.
Это интересно
1. Существует несколько теорий происхождения Луны, но основной гипотезой ученых является гигантское столкновение. Суть этой теории в том, что гигантский астероид миллиарды лет назад столкнулся с Землей, и облако образовавшихся в результате взрыва обломков образовало Луну.
Жизнь на Луне
Большинство ученых утверждает, что жизни на Луне не существует. Невозможной жизнь на Луне делают отсутствие кислорода, а также вредное воздействие солнечной радиации.
Это интересно
1. Убедиться в том, что на Луне не может быть жизни, можно самим. Вот как мы это сделали: мы взяли две банки и фасоль, в одну банку мы поместили фасолины , налили немного воды и оставили открытой, в теплом месте. В другую банку мы также поместили фасолины, но при этом мы не налили воды и банку плотно закрыли крышкой. Вторую банку мы поместили в холодильник, чтобы приблизить условия в банке к условиям на Луне (нет воздуха, нет воды, нет тепла). Через два дня мы проверили, что происходит в банках. И вот что получилось: в банке, где были благоприятные условия, фасоль проросла, а во второй банке, где не было воды, воздуха и тепла, с фасолью не произошло ничего, она осталась без изменения.
Начало эксперимента
Итог эксперимента
Затмения
Лунное затмение – астрономическое явление, когда Земля находится точно между Луной и Солнцем. Когда Луна во время затмения
полностью входит в тень Земли, говорят о полном лунном затмении, когда частично — о частном затмении. Продолжительность полной фазы лунного затмения составляет 108 минут. Во время затмения Луна становится тёмно-красной. Лунное затмение
Это интересно
1. Наблюдатель, находящийся на Луне, в момент лунного затмения видит полное солнечное затмение.
2. Каждый год происходят как минимум два лунных затмения.
Ибн Юнус Али ибн Абд Рахман
Ибн Юнус Али ибн Абд Рахман (950—1009) – древний арабский астроном, имеющий отношение к изучению Луны. Составил употреблявшиеся около 200 лет таблицы движения Луны, Солнца и планет. Работал в обсерватории около Каира.
Исследования Луны
Луна привлекала внимание людей с древних времён. Большой вклад внес Галилео Галилей, после того, как изобрел телескоп. Первую лунную карту составил Джованни Риччиоли в 1651 году, он же дал названия самым крупным кратерам, именовав их «морями».
Впервые Луны достиг советский космический Астронавты на Луне
корабль «Луна-2» в 1959 году. Через десять лет на Луне удалось высадиться американским астронавтам. За время активных исследований Луны были проведены десятки научных экспериментов, взяты различные пробы грунта, получено множество снимков лунного рельефа. За всю историю человечества Луну посетило лишь 12 людей. При этом все они были гражданами США.
Кратеры
Лунные кратеры - чашеобразные углубления, которые образовались от столкновения метеоритов с лунной поверхностью. При ударе метеорита с космической скоростью происходит взрыв, на месте которого образуются
Лунный кратер блюдцеобразные выемки.
Это интересно
1. Название «кратер» введено Галилео Галилеем и позаимствовано из древнегреческого языка, где слово кратер (кρατήρ) обозначало сосуд, используемый для смешивания воды и вина.
2. На Земле нашли всего лишь 128 кратеров, у Луны их число перевалило за 15 тысяч, потому что атмосфера защищает Землю, а на Луне атмосферы нет.
3. Самыми большими являются: кратер Герцшпрунг, кратер Тихо, кратер Коперник.
4. Кратеры Луны сначала называли именами известных ученых, художников и исследователей, а позже именами американских и российских космонавтов.
5. Образование кратеров легко смоделировать самим. Вот как мы это сделали:
Достали поднос и высыпали на него ровным слоем манную крупу. Так у нас получилась лунная поверхность.
Взяли мячики-прыгуны и представили, что это метеориты, падающие на Луну. Мы стали бросать их "на Луну". А потом с интересом рассматривали получившиеся кратеры.
Лунотрясения
На Луне случаются лунотрясения (на Земле - землетрясения), иногда – очень сильные, и составляют до 5,5 баллов по земной шкале. Длятся такие толчки примерно по десять минут. Такие лунотрясения заставляют нашу Луну «звенеть, как колокол».
Луноход
«Луноход – 1» - это первый планетоход, с помощью которого впервые были проведены исследования поверхности Луны. Аппарат был создан советскими учеными и конструкторами.
Вес планетохода составил 756 кг, его длина была почти 4,5 м, а ширина – чуть более 2 м. На Луну аппарат был доставлен 17 ноября 1970 года носителем – межпланетной станцией «Луна-17».
Это интересно
1. Аппарат проработал на Луне практически целый лунный год (10 с половиной земных месяцев).
Луноход
Масса Луны
Масса Луны в 81 раз меньше массы нашей планеты. Другими словами, 81 объект с массой Луны составит массу Земли.
Моря
С Земли кажется, что у Луны есть глаза, нос и рот. На самом деле эти темные пятна – лунные «моря». В этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Это интересно- Впервые лунные моря появились на карте Луны, составленной в 1651 году итальянским астрономом Джованни Риччоли и итальянским физиком Франческо Гримальди. Всего там 17 морей, 1 океан (Океан Бурь) и 4 залива.
Мусор
Считается, что на поверхности Луны покоится около 181 437 кг искусственных материалов. Большая часть этого мусора осталась от различных экспериментов и космических зондов.
Нил Армстронг
20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым из землян ступил на лунную поверхность.
Это интересно
1. Первой фразой, которую произнес астронавт, ступив на поверхность Луны, была: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
2. Нил Армстронг и его напарник Эдвин Олдрин
Нил Армстронг провели на Луне 2.5 часа.
Ось
Ось Луны – это воображаемая линия, соединяющая северный и южный плюса Луны и являющаяся также осью вращения нашего спутника.
Луна, облетая Землю каждые двадцать семь с половиной дней, делает также одно полное вращение вокруг себя против часовой стрелки.
Это интересно
1. Мы видим всегда одну сторону Луны, потому что ось вращения Луны подобна палочке чупа-чупса - она "воткнута" в Землю и мы, смотря вверх, видим одну сторону "чупа-чупса".
2. Миллиарды лет назад Луна внезапно изменила наклон своей оси.
Орбита
Луна двигается вокруг Земли с запада на восток, а Земля сама также вращается с запада на восток и намного быстрее, так что оборачивается вокруг своей оси как раз за сутки. В результате, хотя сама Луна двигается относительно звезд на восток, более быстрое движение ее на запад вместе со звездами приводит к тому, что она всегда встает на востоке и садится на западе. Орбита Луны вокруг Земли представляет собой овал, а не круг.
Приливы
Между Землей и Луной существуют силы, притягивающие их друг к другу. Земля все время стремится притянуть к себе Луну, а Луна притягивает к себе Землю.
Поскольку океаны представляют собой большие массы жидкости и могут течь, они легко деформируются под влиянием сил притяжения Луны, принимая форму лимона. В результате на той стороне Земли, что обращена к Луне, возникает водяная выпуклость и другая такая же выпуклость - с противоположной стороны. Поскольку твердая Земля вращается вокруг своей оси, на берегах океана возникают приливы и отливы, это происходит дважды в течение каждых суток.
Отлив Прилив
Это интересно
1. Наибольшие отливы и приливы бывают на океанских берегах. Самые высокие приливные волны наблюдаются в Атлантическом океане около берегов Канады, в заливе Фанди. Высота волн там достигает 19 метров.
3. Самые высокие приливные волны у российских берегов - в Охотском море. Высота волн – до 13 метров.
4. Высота приливной волны в Чёрном море достигает всего лишь 10 сантиметров.
5. Приливы и отливы используются людьми для получения бесплатной энергии. На берегах морей и океанов люди строят приливные гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество
Приливная ПЭС благодаря «работе» Луны. Они считаются экологически чистыми. Такие станции построены в Канаде, Норвегии, Южной Корее, Великобритании, Китае. В нашей стране в далеком 1968 году была построена экспериментальная Кислогубская приливная станция (Мурманская область)
6. Под действием Луны происходят не только водные приливы, но и земные! Сила Луны вызывает подъемы и опускания поверхности нашей планеты. На экваторе величина земного прилива достигает пятидесяти пяти сантиметров. А Брянская область и вся Москва дважды в сутки то поднимается на сорок сантиметров, то опускается.
Памятник
Существует памятник, установленный на Луне. Это алюминиевая фигурка в скафандре, посвящённая памяти космонавтов, которые уже погибли.
На табличке рядом с фигуркой перечислены имена 14 погибших, включая Юрия Гагарина. Памятник был установлен в 1971 году.
Расстояние до Луны
Луну отделяет от нашей планеты 384 400 км.
Это интересно
1. Если бы это «путешествие» можно было совершить с помощью ракеты, то лететь бы до спутника пришлось 2-3 дня, если ехать на автомобиле – более полугода, а пешком пришлось бы добираться 50 лет!
«Светлая»
Слово «луна» происходит от славянского слова «luna», что переводится как «Светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи. Слово «луна» имеет еще одно происхождение, более древнее, от еврейского глагола «ла лун», что означает в переводе «ночевать», «иметь ночлег».
Селена
Селена – олицетворение Луны, прекрасная девушка в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу.
Следы
Из-за отсутствия ветров и влаги, следы астронавтов, посетивших небесное светило, вот уже почти 50 лет продолжают существовать в неизменном виде и будут видны не менее 10 миллионов лет.
След на Луне
Температура
Резкий перепад температур – это характерная черта лунного климата. Ночью она может опуститься до -153 °С. Но и одежду, в которой можно охладиться, тоже стоит захватить с собой, ведь днем поверхность Луны прогревается до + 107 °С.
Это интересно
1. На Луне есть кратеры вокруг Северного и Южного полюсов, внутрь которых никогда не попадет солнечный свет. Там всегда будет жуткий холод -153 ° C.
Удаление от Земли
Луна потихоньку удаляется от Земли. С каждым годом она удаляется, т.е. расширяет свою орбиту на 4 сантиметра. Но ученые считают, что этот процесс не может длиться бесконечно, и со временем, наш спутник начнет вновь приближаться к нашей планете. Ученые установили, что 4,6 млрд лет назад Луна находилась на расстоянии всего 22500 км от Земли. Сейчас это расстояние составляет 450000 км.
Фазы Луны
Изо дня в день Луна меняет свой облик. Как известно, она не излучает собственного света, нам виден лишь отраженный солнечный. Поскольку Луна не стоит на месте, каждый раз мы видим ее освещенную сторону под разными углами.
Новолуние. Когда Луна оказывается между Землей и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны, которая повернута к нему. Нам же Луна не видна.
Растущая Луна. Через несколько дней мы видим часть освещенной стороны Луны — серп, повернутый, как дужка буквы Р. С каждым днем он увеличивается, постепенно превращается в полукруг, затем все больше приближается по виду к светлому кружку.
Полнолуние. Земля расположена между Солнцем и Луной. Луна повернута к нам лицом.
Убывающая Луна. Постепенно светящийся круг превращается в серп, только теперь он повернут, как буква С. Наконец, серп совсем исчезает и наступает новолуние.
Наши наблюдения за фазами Луны
Форма Луны
Форма Луны – не идеальный шар. Она, скорее, яйцеобразная из-за воздействия гравитации Земли.
Цвет Луны
Если вы смотрите днём, то Луна будет выглядеть белой. Если это ночь, то луна будет выглядеть жёлтой. Какого всё же цвета Луна? Фотографии Луны, снятые из космоса, показывают наиболее естественный цвет – серый.
Это интересно
1. Истории известны случаи, когда на небе появлялась голубая Луна. Такое возможно во время обширных пожаров или извержений вулкана. Такой случай был зафиксирован в 1950 году, когда в результате пожара на торфяниках в Канаде повисла Луна, окрашенная в голубой цвет.
Цирки
На Луне есть круглые горы, вернее, горы, имеющие форму кольца. Такие горы называют цирками. Как образовались на Луне кольцевые горы, пока неизвестно. Ученые предполагают, что цирки возникли в результате падения на Луну огромных метеоритов. Цирки отличаются от кратеров тем, что в их центре Цирки
не возвышается огромная гора.
Циолковский Константин Эдуардович
Русский педагог, ученый, писатель и исследователь, основоположник современной космонавтики. Научно-фантистические произведения К. Циолковского мало известны широкому читателю. Фантастическая повесть «На Луне» впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году.
К.Э.Циолковский Обложка книги
Черепахи – лунные исследователи
Первыми живыми существами с Земли, которые совершили полет вокруг Луны на космическом корабле, были черепахи из Средней Азии. Компанию на корабле им составили различные насекомые, растения, водоросли, семена и простейшие организмы вроде бактерий.
Черепахи готовы к полету
Шаги на Луне
Когда астронавты впервые оказались на поверхности Луны, в условиях низкой гравитации им нужно было научиться ходить по-особенному, поэтому они смешно подпрыгивали, передвигаясь по лунной поверхности. Если бы они пошли обычным "земным" шагом, они бы просто подлетели вверх или упали, что не раз случалось. Эффект лунных шагов используют в танцах – одновременно шаг и вперед и назад, будто силы трения, притяжения не существует.
Эхо
На Луне 20 ноября 1969 года было зафиксировано эхо, когда экипаж корабля Аполлон- 12 выбросил лунный модуль на поверхность Луны, и шум от его удара о поверхность спровоцировал лунное землетрясение. Последствия были неожиданными — Луна звенела, словно колокольчик еще в течение часа.
Эйткена бассейн
Бассейн Эйткена (кратер) – самый крупный ударный кратер в Солнечной системе, расположенный на обратной стороне Луны вблизи ее Южного полюса. Его диаметр составляет 2400 - 2500 км.
Юджен Шумейкер
Луна служит местом последнего пристанища известного американского ученого Юджена Шумейкера. Сегодня на ее просторах располагается капсула, хранящая прах этого
Ю.Шумейкер выдающегося человека. Юджен Шумейкер, известный астроном, придумал приёмы, которые астронавты «Аполлонов» использовали для исследования Луны. Шумейкер сам хотел стать астронавтом, но не смог получить эту работу из-за незначительных проблем со здоровьем. Когда он умер, НАСА выполнили его самое заветное желание и отправили его прах на Луну.
Ядро Луны
Луну можно поделить на несколько слоёв. В самом центре находится твёрдое ядро, покрытое расплавленной оболочкой, состоящей из железа. Вокруг ядра находится частично расплавленный пограничный слой, а затем идёт толстый слой каменной мантии.
Самый верхний слой Луны называется корой. Ядро Луны находится на глубине более 1500 км, и оно богато железом.
3. Заключение
Работу над проектом мы закончили, приоткрыв для себя некоторые лунные тайны. Но Луна таит еще много загадок, которые предстоит разгадать. Конечно же, в силу нашего возраста, мы не можем пока объяснить некоторые из них, но мы обязательно сделаем это в будущем.
Люди должны заниматься изучением Луны, потому что она может служить отличной стартовой площадкой для запуска космических аппаратов, изучающих дальние рубежи космоса, а также быть источником ресурсов, которые на Земле со временем истощатся.
“Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.
К. Циолковский
Мы с трудом можем представить себе наш мир без Луны. В нем точно не было бы приливов и отливов, а может, и самой жизни.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
По результатам проектной работы нами была выпущена «Энциклопедия Луны», которая была подарена каждому классу начальной школы нашей гимназии.
Наша работа заинтересовала одноклассников, они с удовольствием изучают нашу энциклопедию и проявляют интерес к чтению книг по астрономии. Мы сами много узнали нового и многому научились: находить нужную информацию, анализировать её, делать выводы и нести ответственность за порученное дело. Но главное, мы поняли, как интересна и увлекательна наука астрономия, и как занятия астрономией делают жизнь более содержательной и интересной! Мир большой и познавать его можно бесконечно…
Список литературы
1. Детская энциклопедия. Астрономия и космос. М.: Росмэн, 2011
2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Т.1/Ликум А. – Филологическое общество «СЛОВО», Компания «Ключ-С», 1993
3. Энциклопедия «Космос». М.: Росмэн, 1995
4. М.М. Дагаев, В.М. Чаругин. Астрофизика: книга для чтения по астрономии. М.: Просвещение, 1988
5. В.П.Цесевич. Что и как наблюдать на небе. 5-е изд., М.: Наука, 1979
6. Н.В.Володомонов. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 1987
7. И.Г.Колчинский, А.А.Корсунь, М.Г. Родригес. Астрономы. 2-е изд., Киев, 1986
8. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 2-й «Земная кора и недра Земли. Мир небесных тел»: М, 1962г.
9. Сайты Интернета:
http://space-research.narod.ru
Предметный указатель
Атмосфера (6)
Будущее Луны (7 )
Вращение Луны (8), вода на Луне (8 ), возраст Луны (9 )
Грунт Луны ( 9), гравитация ( 10), год на Луне (10)
Диаметр Луны (10 )
Естественный спутник (11)
Жизнь на Луне (11)
Затмения (12)
Иби Юнус ибн Абд Рахман (13 ), исследования Луны (13 )
Кратеры (14 )
Лунотрясения ( 15), луноход (15)
Масса Луны (16), моря на Луне (16 ), мусор ( 17)
Нил Армстронг (17)
Ось Луны (17), орбита Луны ( 18)
Приливы на Земле (18), памятник на Луне (20)
Расстояние до Земли (20)
«Светлая», что это значит (21), Селена ( 21), следы на Луне (21)
Температура на Луне (21),
Удаление Луны от Земли (22)
Фазы Луны (22), форма Луны (22 )
Цвет Луны (23 ), цирки (24 ), Циолковский К.Э. (24 )
Черепахи – лунные исследователи (24 )
Шаги на Луне (25 )
Эхо на Луне (26), Эткена бассейн (26)
Ю.Шумейкер ( 26)
Ядро Луны (27 )
Приложение 1
Результаты анкетирования одноклассников
на тему «Что ты знаешь о Луне?»
Анкетированы – 24 чел.
Луна – это:
○ спутник (23 чел.)
○ планета (1 чел.)
Есть ли у Луны атмосфера:
○ да (10 чел.)
○ нет (14 чел.)
Вращается ли Луна вокруг своей оси:
○ да (22 чел.)
○ нет (14 чел.)
Есть ли на Луне смена дня и ночи:
○ да (6 чел.)
○ нет (18 чел.)
Пригодится ли тебе на Луне зонтик:
○ да (2 чел.)
○ нет (22 чел.)
Есть ли на Луне вода:
○ да (3 чел.)
○ нет (21 чел.)
Почему меняется форма Луны:
○ из-за разной освещенности (18 чел.)
○ потому что Луна перестает вращаться (6 чел.)