Учебно-исследовательский проект «Тайны магнита»
Пояснительная записка к презентации
Учебно-исследовательский проект "Тайны магнита".
В ходе проекта учащиеся:
1. Знакомятся с понятием магнитного поля постоянных магнитов, его проявлением и свойствами. Учатся осознанно пользоваться компасом, знакомятся с историей его изобретения. Знакомятся с магнитным полем Земли и его проявлением и значением в жизни людей.
2. Средствами ИКТ и методом эксперимента исследуют свойства постоянных магнитов, изучают на опытах проявление магнитного поля Земли.
3. Обобщают полученные результаты и оформляют их средствами Microsoft Office.
Дидактические цели:
Реализация деятельностного подхода к изучению физики через организацию работы методом исследовательских проектов;
Формирование умений исследовать физические явления методом эксперимента и средствами ИКТ;
Формирование представлений учащихся о магнитном поле как особой форме материи, осуществляющей магнитное взаимодействие.
Проект формирует компетентности: в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Методические задачи: Сформировать понятие магнитного поля постоянного магнита, изучить его проявления и научиться объяснять свойства магнитного поля, научить учащихся получать видимое изображение магнитного поля, определять полярность магнитов. Используя Интернет-ресурсы, познакомиться с магнитным полем Земли и его проявлениями в жизни. Научить учащихся обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов, обрабатывать полученную информацию из различных источников и оформлять результаты исследований средствами Microsoft Office.
Основополагающий вопрос:
Почему стрелка компаса показывает всегда на север?
Проблемные вопросы:
Как проявляется магнитное поле? Где его можно обнаружить? Как можно его получить и изобразить? Почему у магнита два полюса? Как определить полюс немаркированного магнита? В чем заключается «секрет» магнитного взаимодействия? Что такое «наведенный магнетизм»? Почему Земля является магнитом? Как проявляется в нашей жизни магнитное поле Земли?
Проект реализуется при изучении темы «Постоянные магниты» в течение 2-х уроков учебного времени и 5 часов внеурочных занятий.
1 шаг. Постановка проблемы. Мозговой штурм. Определение плана проведения экспериментов (0,5 ч.);
2 шаг. Проведение экспериментов: а) опыты с постоянными магнитами б) опыты по изучению «наведенного» магнетизма в) опыты, демонстрирующие проявление магнитного поля Земли г) занимательные опыты с магнитами (1ч.);
3 шаг. Фиксация результатов. Объяснение результатов эксперимента. Подготовка к оформлению результатов (0,5 ч.);
4 шаг. Исследование свойств магнитного поля средствами ИКТ (работа c ресурсами Internet 1ч.);
5 шаг. Оформление результатов (1 ч.).
5 шаг. Подготовка презентации проекта (2 часа).
6 шаг. Презентация проекта (для учащихся, родителей -1 час).
Оборудование для проведения экспериментов:
1. Для изучения свойств постоянных магнитов: постоянные магниты различной формы, магнитные стрелки, железные опилки, мелкие железные предметы, мелкие деревянные и стеклянные предметы, листы картона;
2. Для изучения «наведенного» магнетизма: магниты, гвоздики или канцелярские скрепки, иголка, свеча, железные опилки;
3. Для изучения магнитного поля Земли: железное ведро, компас, магнитные стрелки, батарея центрального отопления или штатив;
4. Для занимательных опытов: стеклянная колба, скрепки канцелярские, штатив, бумажные деньги: евро, доллар США, рубли.
Ресурсы:
- Л.Эллиот, У.Уилкокс. «Физика». М., Наука, 1977.
- Л.А.Горев. «Занимательные опыты по физике». М., Просвещение, 1987.
3. http://class-fizika.narod.ru/ Магнитное поле Земли. Тайны магнитов
4. www.prosv-ipk.ru Магнитное поле Земли
5. http://elkin52.narod.ru/opit/opit41.htm Опыты с постоянными магнитами
6. http://e-ciprus.ru/content/view/322/37/ Северное сияние
7. http://potomy.ru/things/587.html Кто придумал компас
Презентация проекта "Тайны магнита"
PPT / 801 Кб