Учебно-исследовательский проект «Космические сестры» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» г. Брянска
Учебно-исследовательский проект
Космические сёстры
Выполнен учащимися
2 «А» класса гимназии № 5
Полугаевской Софией,
Санниковой Ульяной,
Шульгой Иваном
Руководитель проекта
учитель начальных классов
Коробова Э.В.
Брянск, 2017 г.
Цель проекта: изучить взаимодействие Луны и Земли.
Задачи проекта:
- изучить материалы по данному вопросу в литературе,
- узнать о влиянии Луны на приливы и отливы, на человека, растения и животных,
- изучить, какое влияние Земля оказывает на Луну,
- узнать, как человек использует лунно-земное взаимодействие,
- развивать навыки взаимопомощи и взаимодействия при решении общих задач,
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации,
- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии,
- развивать познавательную активность,
- создать научно – популярную книгу по материалам проекта.
Авторы проекта: учащиеся 2 класса гимназии № 5 г. Брянска
Полугаевская София, Санникова Ульяна, Шульга Иван
Возраст участников проекта: 8 лет
Использованные средства: беседы с преподавателем физики, беседы с родителями, справочная литература, наблюдение, эксперимент, Интернет, анкетирование, посещение Брянского областного планетария.
Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, наблюдение, обобщение.
Сроки исполнения: сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.
Содержание
1. Введение___________________________________________________5
2. Луна — ночное маленькое Солнце... __________________________5
3. Как появилась Луна у Земли? _______________________________7
4. Спутник это иль или планета? ______________________________ 7
5. Было б скучно Земле без Луны! ______________________________8
6. Как живётся младшей сестре? _______________________________21
7. Заключение ______________________________________________ 24
8. Список литературы ________________________________________26
9. Приложение ______________________________________________27
Аннотация проекта
Авторы проекта поставили цель: изучить, какое влияние Луна оказывает на Землю и Земля на Луну, как человек использует лунно-земное взаимодействие. В соответствии с целью, в работе рассказывается о влиянии Луны на неживую и живую природу Земли и о влиянии Земли на лунные процессы. Материал проекта актуален для второклассников и может быть использован на уроках окружающего мира и во внеклассной работе учителями начальных классов.
При написании работы использовалась научная, справочная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернета.
Работа содержит 20 листов и приложение - сборники пословиц и народных примет, связанных с Луной и научно-популярную книгу по материалам проектной деятельности.
1. Введение
Ночное небо освещается луной, таинственной и загадочной. Она поражает своим величием и завораживает взгляд. Этот огромный каменный шар постоянно вращается вокруг Земли и является ее естественным спутником.
Читая книги, мы узнали немало «лунных» тайн. Но одну из них мы пока не раскрыли. Важна ли Луна в жизни людей? Как влияет Луна на человека и на Землю и влияет ли Земля на Луну? Почему люди часто пользуются лунным календарем и называют его календарем здоровья? Почему без лунного календаря не обходятся дачники? Мы решили найти ответы на эти вопросы. Так возникла идея о создании нашего проекта.
Эпиграф:
Случайно или не случайно
Наш спутник в космосе – Луна.
Какая тайна в ней зарыта,
Какая страсть заключена?
2. Луна — ночное маленькое Солнце...
В первом разделе наших исследований мы решили рассказать о том, где живет Луна и какую роль она играла в жизни наших предков.
Светило ночи, богиня Селена, как ее звали древние греки, Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца. Слово «луна» происходит от славянского слова «luna», что переводится как «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.
Луна — ближайшее к нам небесное тело. Расстояние до нее всего 384 тысячи километров, по космическим масштабам — рукой подать!
По сравнению с Землей Луна невелика. Ее диаметр 3476 километров, чуть больше четверти земного, а поверхность равна площади Африки и Австралии, вместе взятых. Масса Луны
в 81 раз меньше массы Земли.
Чем только не считали Луну древние люди! Глаз бога, чаша, зеркало,
Земля и Луна бумеранг, живое существо, лодка — вот далеко не полный перечень таких мнений.
Мы узнали, что славяне, наши предки, часто обращались к ночному светилу – Луне. Луна играла в те времена более важную роль в жизни человека, чем Солнце. На протяжении очень длительного периода славяне пользовались лунным календарем: год делился на 13 месяцев – по циклам Луны. Солнечный календарь к славянам пришел гораздо позже, чем лунный. Мы узнали и то, что древние славяне очень часто определяли погоду по Луне. 1
Мы очень удивились, узнав, что мучное изделие – блин, которое обычно пекут на Масляную неделю, когда провожают Зиму и встречают Весну, на самом деле не связано с Солнцем, а связано с Луной. Оказывается, блин – символ Луны. А масляная неделя – это был лунно-солнечный праздник, посвященный именно проводам Зимы, а не встрече Весны. По поверьям древних славян, души умерших предков пребывали именно на Луне-Месяце.
Почтительное и уважительное отношение к Луне наших предков мы обнаружили и в русских пословицах и поговорках. 2
_______________________________________
Смотреть приложение № 1
Смотреть приложение № 2
3. Как появилась Луна у Земли?
Во второй главе наших исследований мы решили ответить на вопрос «Как появилась Луна у Земли?» Нам известно, что Луна появилась в нашей Солнечной системе позже, чем Земля. Луна на 30-50 миллионов лет моложе Солнечной системы. Мы задумались: может быть, Луна - это часть Земли?
Мы выяснили, что существует несколько теорий происхождения Луны.
Одни ученые считали, что Луна была «захвачена» Землей, когда близко подходила к земной орбите. Была и такая интересная теория: Луну «вырвало» из недр нашей планеты от удара крупного космического тела в месте Тихого океана, а Марианская впадина в Тихом океане - это след, оставшийся от этого процесса.
Основной и принятой на сегодняшний день гипотезой ученых является гигантское столкновение.
Суть этой теории в том, что гигантский астероид миллиарды лет назад столкнулся с Землей, и облако образовавшихся в результате взрыва обломков образовало Луну. Эту
Образование Луны версию подтверждает схожий химический состав Луны и Земли.
4. Спутник это иль или планета?
Мы решили выяснить, почему часто Луну и Землю называют двойной планетой. Из энциклопедии мы узнали, что двойная планета – это планета, состоящая из 2-х частей, и эти части должны вращаться вокруг общего центра.
Большинство людей уверены, что Луна — это спутник. Но есть люди, которые утверждают, что Луна - это планета, ведь она слишком крупная для настоящего спутника. Таких крупных спутников нет ни одной планеты Солнечной системы.
Изучив литературу, мы поняли, что Земля и Луна не могут считаться двойной планетой, потому что Луна не находится на орбите Земли и вращается по своей орбите, кроме того, общий центр системы Земля — Луна расположен не между ними, а в теле Земли. Поэтому, Луна – не планета, а спутник Земли.
Но Луна и Земля не могут не взаимодействовать. А как происходит их взаимодействие – об этом в следующих разделах нашего проекта.
5. Было б скучно Земле без Луны!
Земля и Луна – сестры. И как близкие родственники, они не могут не влиять друг на друга. В этом разделе наших исследований мы решили узнать о том, как Луна влияет на нашу планету.
Словно пленница земная, ходит кольцами она... И совсем не понимает, что Земле она нужна...
Что бы было с Землей, если бы не было Луны? Мы не сомневались в том, что Луна - очень важный небесный объект для Земли. Изучив научную литературу, мы узнали, что Луна оказывает прямое и очень значимое воздействие на наши жизни. Мы выяснили такой интересный факт: под влиянием Луны Земля постепенно замедляет свое вращение; продолжительность суток увеличивается. Примерно через 1,5 млрд лет их длина увеличится до 40 современных суток. Такой же длины будет и месяц.
Нам стало известно, что если бы не было Луны, то вся наша планета представляла бы из себя одно большое море без суши. Если бы не было Луны, наш день завершался бы за шесть часов, погодные условия были бы суровыми, увеличился бы рост ветров и штормов. Если бы день и ночь длились по несколько часов, кто знает, как бы развивались растения и животные? Все ночи были бы преимущественно тёмными, безлунными. Мы узнали, что Луна влияет даже на формирование земных времен года.
Мы сделали вывод: без Луны на Земле не было бы жизни – такой, какой мы ее знаем.
За собою тянет воду в океанах с небосвода, и поэтому вода движется туда-сюда…
Каждый, кто бывал на море, знаком с приливами и отливами. Два раза в сутки вода наступает на берег, затем постепенно отходит назад. Виной всему Луна. Луна и Земля притягиваются друг к другу. Притяжение
Отлив Прилив Луны настолько сильно, что под его воздействием вода Мирового океана выгибается ей навстречу. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли, а вместе с ней движется и приливная волна. Приблизится Луна к берегу – наступает прилив, удалится - вслед за ней уходит от берега и вода.
Чем ближе Луна к поверхности нашей планеты, тем сильнее будут отливы и приливы. Чем дальше - тем, естественно, слабее. Подобное природное явление происходит каждые 12 с половиной часов.
Приливы и отливы используются людьми для получения бесплатной энергии. На берегах морей и океанов люди строят приливные гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество
ПЭС
благодаря «работе» Луны.
Приливные гидроэлектростанции считаются экологически чистыми. Они не загрязняют окружающую среду. Такие станции построены в Канаде,
Кислогубская ПЭС Норвегии, Южной Корее,
Великобритании, Китае. В нашей стране в далеком 1968 году была построена экспериментальная Кислогубская приливная станция в Мурманской области. Существует проект возведения крупнейшей в мире приливной станции в Охотском море.
Это интересно.
1. Приливы и отливы в некоторых местах настолько сильны, что вода отступает от берега на сотни метров, обнажая дно, и народы, живущие на побережье, собирают дары моря. При этом они превосходно знают расписание прихода и ухода вод, что позволяет им не оказаться далеко от берега или погибнуть под наступающей водной массой.
2. Наибольшие отливы и приливы бывают на океанских берегах. Самые высокие приливные волны наблюдаются в Атлантическом океане около берегов Канады, в заливе Фанди. Высота волн там достигает 19 метров.
3. Самые высокие приливные волны у российских берегов - в Охотском море. Высота волн – до 13 метров.
4. Высота приливной волны в Чёрном море достигает всего лишь 10 сантиметров. Залив Фанди, Канада
5. В заливах и устьях рек приливы и отливы бывают значительнее, чем в других местах, так как в узких проходах морская вода собирается, как в воронках.
Мы очень удивились, узнав, что под действием Луны происходят не только водные приливы, но и земные!
Оказалось, что сила Луны вызывает подъемы и опускания
Прилив на реке поверхности нашей планеты! На экваторе величина земного прилива достигает пятидесяти пяти сантиметров. А Брянская область, наша малая родина, и вся Москва — все ее проспекты, площади, бульвары, дома, станции метрополитена, стадионы — дважды в сутки то поднимается на сорок сантиметров, то опускается. Все происходит равномерно, плавно и очень медленно: подъем за шесть часов на сорок сантиметров и обратно за такое же время, поэтому люди не ощущают этих движений. Спокойнее всего на Северном и Южном полюсах, там стрелки приборов, регистрирующих колебания суши, едва отклоняются от нуля.
Шутить с Луной небезопасно, ей очень многое подвластно.
Ученые считают, что Луна является причиной многих природных катастроф на Земле. Мы нашли такие факты, подтверждающие это:
1. В 2011 году, 19 марта, к Земле Луна подошла максимально близко. А за несколько дней до этого события произошла чудовищная по масштабам бедствия катастрофа на японской атомной станции "Фукусима".
2. В 1974 году циклоном Трейси был опустошен австралийский город Дарвин. На небе в тот момент висела огромная Луна.
3. Крупное стихийное бедствие случилось и в 2005 году во время очередного сближения Луны с Землей.
Тогда произошло мощное землетрясение Цунами
в Пакистане, а Индонезию накрыло гигантское цунами, погибло более 250 тысяч человек. Луна может спровоцировать и извержение вулканов.
Ах, Луна, ты волнуешь меня…
Мы знаем, что тело человека, в основном состоит из воды. А вода, как известно, весьма подвержена лунным приливам и отливам. Мы задумались: уж если могучие океаны вынуждены им подчиняться, то подчиняется ли Луне тело человека?
Давно прошло время, когда люди верили, что Луна обладает мистической силой, влияющей на человека. Люди не благодарят более Луну за свои успехи и не винят её в своих неудачах. Однако, ученые считают, что в определенные фазы Луны человек может испытывать изменения самочувствия.
Нам стало интересно разобраться в этом вопросе и провести собственные исследования. Сначала мы узнали, что такое лунные фазы.
Наши наблюдения за фазами Луны
Луна видна на ночном небосклоне каждый раз по-разному:
сегодня – тоненький месяц, через несколько дней – краюха хлеба, слегка надломленная с одного бока, вскоре – огромный шар плывет сквозь облака.
Новолуние – луна совсем не видна, и облачная погода тут ни при чем. Полнолуние – Луна освещается Солнцем целиком. Если лунный серп по форме напоминает букву «с», то это стареющая луна. Если к лунному серпу можно приставить палочку и получить букву «р», то это Луна растущая.
Биологи говорят о том, что в результате смены лунных фаз в жизни человека могут происходить различные процессы:
- необъяснимое улучшение или ухудшение самочувствия,
- обострение хронических заболеваний, ослабление иммунитета,
- возрастание или ослабление нервного напряжения,
- расстройство сна.
Для подтверждения влияния лунных фаз на человека, мы провели небольшое исследование. Его целью стало изучение влияния Луны на самочувствие и учебную деятельность школьников. Т.к. ученые считают, что наиболее сильно на учебную деятельность влияет полнолуние, то мы провели анкетирование своих одноклассников 14 ноября 2016 г. Именно в эти дни было полнолуние. Мы получили такие результаты:
1. Из 25 человек 10 испытывали ухудшение самочувствия по сравнению с предыдущими днями.
2. Снижение активности на уроках в этот день отметили 7 человек.
3. Рассеянность в этот день наблюдали у себя 11 человек.
Мы сделали вывод, что вооружаться лунным календарем все-таки стоит, чтобы уберечь себя от болезней и неприятностей. Лунный календарь, как мы выяснили, укажет благоприятные дни для проведения операций на том или ином органе: голове (глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д.), руках, ногах, коже, горле, легких, желудке. К нему обращаются и в менее важных случаях: лунный календарь и диета, лунный календарь и стрижка волос, лунный календарь и стрижка ногтей. Как биологи советуют людям подстроить под Луну свой быт, чтобы извлечь пользу для себя?
1. В новолуние стоит отказаться от тяжелых физических нагрузок. В эти дни отличных результатов удается добиться всем, кто решится придерживаться требований диеты.
2. В полнолуние нежелательны хирургические вмешательства, потому что кровотечения и значительной потери крови избежать не удастся.
3. Растущая Луна. Ваши волосы и ногти будут расти быстрее, если Вы их подстригаете во время прибывающей Луны. В медицинском плане это время благоприятно для очистительных и лечебных процедур.
4. Убывающая Луна. Организм старается максимально быстро избавиться от болезни. Приняв нужные меры по укреплению здоровья, можно попрощаться со многими хроническими недугами. Эта фаза благоприятна для посещения стоматолога и проведения хирургических операций.
Не только люди зависят от фаз Луны, но и животные. Мы провели наблюдение 16 октября, во время полнолуния за своими домашними питомцами и обнаружили изменения в их поведении: одни животные становятся более активными, чем в другие дни, другие – наоборот, равнодушными. В такие ночи животные часто не спят.
Фото наших питомцев
Рост растений под Луной я под свой беру контроль!
Если все на Земле, содержащее воду, подчинено влиянию Луны, то мы задумались о том, как Луна может влиять на рост растений. На первый взгляд может показаться, что нет абсолютно никакой связи между приливами с посадкой растений. Но оказалось, что вода, которая содержится в Земле и в самом растении, точно также реагирует на положение Луны на небосводе, просто это реакция менее заметна человеческому глазу. Чем больше в себе растение содержит воды, тем больше оно подвержено влиянию Луны. Мы, изучив литературу, узнали, что семена, посаженные при растущей Луне, имеют больше способности к активному росту и развитию над землей. Посаженные же при убывающей Луне, имеют склонность развиваться вниз, под землей. Поэтому растения с плодами над землей сеют при растущей Луне, а корнеплоды - при убывании Луны. В дни полнолуния и новолуния Земля как бы замирает, сеять не рекомендуется. Об этих выводах мы рассказали своим бабушкам, чтобы они знали, как получить богатый урожай на своих дачных участках.
Для того чтобы проверить, как влияют фазы Луны на рост растений, мы провели эксперимент. При одинаковых условиях мы посадили рожь, фасоль, горчицу, овёс, горох на возрастающую и убывающую Луну.
Посадка растений на убывающую Луну (19 октября)
Так взошли семена, посаженные на убывающую Луну
Так взошли семена, посаженные на растущую Луну (2 ноября)
Итоги наших наблюдений
Семена, посаженные на растущую Луну, взошли раньше на один день, чем семена, посаженные на убывающую. Мы сделали выводы:
1. Фазы луны влияют на прорастание семян.
2. На растущую Луну семена прорастают активнее.
Поэтому мы теперь понимаем, почему наши бабушки и дедушки не обходятся без лунного календаря, и этот посевной календарь садовода и огородника занял прочное место в их библиотеке.
6. Как живётся младшей сестре?
Луна – младшая сестра Земли. В предыдущих разделах нашего проекта мы узнали о том, как Луна влияет на Землю. Но ведь Земля – старшая сестра, а все старшие сестры обязательно «присматривают» за младшими. В данной главе мы решили рассказать о том, как Земля влияет на Луну, как живется младшей сестре под присмотром старшей. Сначала мы захотели узнать, что может увидеть путешественник, оказавшись на Луне. Больше всего мы, наверное, удивились бы трем обстоятельствам: 1. Сразу же бросился бы в глаза странный цвет дневного неба на купола расстилался бы совершенно Луне: вместо привычного голубого Вид Земли с Луны черный небосвод, усеянный – при ярком сиянии Солнца! – множеством звезд. Причина этого явления заключается в отсутствии на Луне атмосферы. 2. Вторая достопримечательность на Луне – висящий в небе огромный диск Земли. Путешественнику покажется странным, что тот земной шар, который при отлете на Луну был оставлен внизу, неожиданно очутился здесь вверху. 3. Висящий в лунном небе диск Земли огромен: приблизительно в четыре раза больше знакомого нам лунного диска на земном небе. Это – третий поражающий факт, который ожидает лунного путешественника. Свет полной Земли освещает Луну в 90 раз сильнее, чем полная Луна освещает Землю. В «земные ночи» на Луне можно было бы читать книги!
Мы сделали первый вывод: Земля освещает Луну, причем, гораздо сильнее, чем Луна Землю.
Как еще Земля влияет на Луну? Мы знаем, что под воздействием Луны на Земле происходят приливы и отливы в океанах. Но ведь на Луне нет воды. Оказалось, что под воздействием Земли на Луне тоже проходят отливы и приливы, только на суше. Приливные сотрясения Луны случаются дважды в месяц, каждые две недели, во время полнолуний и новолуний. Лунотрясения не такие сильные, как землетрясения. Спутник продолжает вибрировать после лунотрясений целый час, а иногда и дольше. Земля во много раз больше, чем Луна и вызывает приливы на своем спутнике почти в 20 раз сильнее, чем Луна вызывает у нас. Поэтому если раньше наш спутник вращался быстрее, то постепенно его движение тормозится.
Мы узнали, что притяжение Земли Наплывы на поверхности Луны образует изменения на поверхности Луны. Поэтому мы сделали вывод: Земля помогает формироваться поверхности Луны.
Нам стало известно, что Луна с каждым годом становится все дальше от нашей планеты, ежегодно это расстояние увеличивается на 4 см. Почему? Движение Луны вокруг Земли можно представить как спираль. Причиной такой траектории Луны является Солнце, которое притягивает Луну в 2 раза сильнее, чем Земля.
Почему же тогда Луна не улетает к Солнцу? Понять это нам помог эксперимент.
Мы привязали на нитку обыкновенный ластик и представили себе, что мы – это Земля, а ластик – Луна, и начали нитку раскручивать. Ластик на нитке вырывался из нашей руки, но нитка его не пускала.
Если мы будем вращать ластик очень сильно, то нить порвется, а если медленно, то ластик упадет.
Вот так и Луна. Если бы она не вращалась вокруг Земли, то, наверняка, упала бы на нее. И убежать Луна тоже не может – сила тяготения Земли удерживает ее на орбите.
Если бы Луна двигалась быстрее, то она преодолела бы притяжение Земли и улетела в космос, если бы Луна двигалась медленнее, сила притяжения притянула бы ее к Земле. Вращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и "улететь" в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.
Мы сделали вывод: «руки» Земли сильно схватили Луну и не отпускают ее.
Мы узнали, что Земле приходится нелегко. Она имеет только один спутник, но размер его по сравнению с размером Земли таков, что даже Солнце не несет на своих плечах такой тяжести. Земля подобна человеку, размахивающему килограммовой гирей, закрепленной на конце девятиметровой веревки. Даже в самых благоприятных условиях такая работа напрягала бы все силы человека до предела!
Мы сделали вывод, что Земля по отношению к своему спутнику несет очень большую ответственность!
7. Заключение
Работу над проектом мы закончили и сделали вывод: Земля и Луна – космические сестры, и, как настоящие родственники, влияют друг на друга. Теперь мы знаем, как Земля влияет на Луну и какое влияние Луна оказывает на Землю. Мы узнали, как люди используют в своей жизни лунно-земные связи.
Мы считаем, что наша планета не была бы такой красивой и притягательной, ночи не были бы такими светлыми и звёздными, если не было бы такого удивительного спутник как Луна, которая оказывает сильнейшее влияние на нашу планету.
Конечно же, в силу нашего возраста мы не можем пока объяснить некоторые процессы. Но мы обязательно сделаем это в будущем. Мир познавать можно бесконечно…
По результатам нашей проектной деятельности мы выпустили брошюру, которую с удовольствием изучают наши одноклассники. Такие брошюры мы подарили каждому классу начальной школы нашей гимназии. Работа над проектом нас научила находить нужную информацию, отвечать на поставленные вопросы и любить нашу планету, единственную в нашей Солнечной системе, на которой возможна жизнь!
8. Список литературы
1. Настольная Энциклопедия современного школьника. М.: «Махаон», 2015
2. Полная энциклопедия «Космос». М.: «Эксмо», 2015
3. Детская энциклопедия. Астрономия и космос. М.: Росмэн, 2011
4. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Т.1/Ликум А. – Филологическое общество «СЛОВО», Компания «Ключ-С», 1993
5. М.М. Дагаев, В.М. Чаругин. Астрофизика: книга для чтения по астрономии. М.: Просвещение, 1988
6. В.П.Цесевич. Что и как наблюдать на небе. 5-е изд., М.: Наука, 1979
7. Н.В.Володомонов. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 1987
8. Новая школьная энциклопедия «Небесные тела», М: Росмен, 2005г.
9. «Почемучка» Детская энциклопедия, М: Росмен, 2005г.
10. Сайты Интернета:
http:// smotret-mir.ru/prirodnye-yavleniya/zemlya-i-luna.html
http:// teoryandpactice.ru/posts/7791-5-teoriy-o-lune
http:// www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/ luna- i- zemlya
http:// ru.wikipedia.org/wiki/ приливное ускорение Луны
http:// fo.ru/article/169733/zemley-i-luna-vliyanie-lunyi-na-zemlyu
http://www.vseznaika.org/priroda/pochemu-svetit-luna/
http://www.astro-cabinet.ru/library/Galiley/Zw_vestnik.htm
Приложение № 1
Народные приметы, связанные с Луной
• У молодого месяца рога на полночь (вверх), быть зимою холоду, а летом - ветрам.
• Рога Луны остры и ярки - к вёдру. Круты - к морозу, отлоги рога - к ненастью.
• Крутой месяц - к холоду.
• Тусклый месяц - к мокроти. Ясный - к суху. В синеве - к дождю, в красне - к ветру, с ушами - к морозу.
• Если месяц в тусклой дымке - будет продолжительное ненастье.
• Ясная, кругловатая Луна - зимой к стуже, летом - к вёдру.
• Если месяц кажется большим, красноватым - будет дождь, туманным - погода испортится, очень белым и блестящим - будет холодно. Зеленоватый месяц - на дождь.
• Луна покраснела - жди ветра-пострела.
• Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.
• Кольцо вокруг Луны - к ветру, холодной и суровой погоде.
• Туманный круг около месяца (зимой) - к метели.
• Светлый круг около Луны при ясной погоде предвещает дождь.
• Радужный круг около Луны - к ветрам и ненастью.
• Если Луна в большом синем кругу, то будет сильный ветер; если же Луну окаймляет небольшой красный кружок, то будет мороз.
• Ненастье в новолуние - в конце месяца дождь будет как из ведра.
• Какова погода при рождении Луны, такая простоит всю первую половину месяца; какая погода на полнолунии, такая простоит вторую половину.
•. Если Луна темнеет, приближаясь к горизонту, ожидай дождя.
• Во время полнолуния светлый и чистый месяц - хорошая погода, темный и бледный - дождь.
• На ущербе, обыкновенно, бывают дожди.
Приложение № 2
Сборник пословиц и поговорок о Луне
*Луна светла, да нет от нее тепла.
* Не рад вор свету луны, а плохой человек не любит хорошего.
* Не все греет, что светит: Луна без тепла.
* Жизнь — как Луна: то полная, то на ущербе.
* Не радуйся, променяв Солнце на Луну.
* Как молодой месяц: покажется, да опять и спрячется
* Солнце — князь Земли, Луна – княжна.
* Светла Луна, да не как Солнце.
* Явился, как с Луны свалился.
* Светло при Луне, а при Солнце светлее.
* Каждому свое Луной кажется.
* Луна не светит без Солнца.
* Близка Луна, да не достанешь.