Учебно-методический материал по русскому языку на тему: "Сжатые изложения для экзамена по русскому языку"
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живем мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединенное место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать ее навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Н.П. Крыщуку)
Вариант сжатого изложения:
Испытания ждут дружбу всегда. Из-за изменившегося уклада жизни, понимания, что время – цена достижения цели, встречи друзей стали редкими. Неторопливые беседы перестали быть спутниками дружбы, а все из-за разных ритмов жизни.
Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Это особенно заметно в больших городах, в которых люди стремятся уединиться, сесть подальше от других.
Несмотря на стремление обособиться, отношения с друзьями
остаются на первом месте. Мы знаем, что нам всегда есть с кем
Изложение №2.
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
(По А.Н. Москвину)
Вариант сжатого изложения:
Универсального рецепта выбора правильного пути в жизни нет.
Окончательное решение всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство важнейших решений мы принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает ближайшего друга, круг интересов, профессию.
Такой выбор – дело ответственное. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то удастся изменить, но далеко не все, а неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, упорно достигает намеченных целей.
Изложение №3.
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создает свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, свое место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдаленными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он дает возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему еще с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(по Ю.В. Бондареву)
Вариант сжатого изложения:
Что такое искусство? Искусство – это выявление смешного и трагедийного, познание мира и человека. В искусстве создается образ как нечто отдельное, способное остаться как след в истории.
Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Через искусство происходит осмысление особенностей, жизни и места человека в мире. Оно позволяет соприкоснуться с теми, кто отделен от нас временем и пространством. Язык искусства универсален, он дает возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему с древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ времени
Изложение №4.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулеметные ленты. Они еще не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаешь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(По Ю.В. Бондареву)
Вариант сжатого изложения:
Война была для детей жестокой школой. Вместо парт у них были окопы, а вместо тетрадей – бронебойные снаряды. Не обладая жизненным опытом, они не придавали значения простым вещам, повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт: они могли плакать от ненависти, радоваться прилету журавлей. Вернувшись с войны, они сумели сохранить чистоту души, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Память о войне должна жить, ведь главные ее участники – Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
поделиться и горем, и радостью. 1
и человека и передать его потомкам.
2 3 4
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком…
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
(По В.М. Пескову)
Вариант сжатого изложения:
В десять лет я познакомился с книгой «Животные-герои», ставшей моим «будильником». Для других «будильником» чувства природы может быть лето в деревне или прогулка по лесу.
Множество вещей может разбудить в детстве интерес к таинству жизни. С возрастом человек должен осознать, как сложен живой мир, как он прочен и вместе с тем уязвим, как он зависит от здоровья природы.
Но именно любовь делает познание мира увлекательным. С ней человек обретает точку отсчета ценностей жизни. Любовь ко всему живому приближает человека к счастью.
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определенным явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
Есть ценности, которые пропадают. Но на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений. Дружба – одна из них.
Люди часто употребляют слово «дружба», хотя мало кто может сформулировать, что это такое. Но все определения сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии людей.
Если у людей одинаковые жизненные ценности, тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут не разговаривать друг с другом годами, но оставаться близкими друзьями – это отличительная черта настоящей дружбы.
В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на нее огромное влияние.
Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берем в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьезнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.
(По Г.И. Беленькому)
Вариант сжатого изложения:
В современном мире нет человека, не соприкасавшегося с искусством. Любой вид искусства сильно влияет на жизнь человека. Искусство доставляет радость и наслаждение, но оно представляет собой не только средство получения удовольствия.
Значение искусства в нашей жизни намного серьезнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство – это своеобразное хранилище памяти для последующих поколений. Оно формирует характер и вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. В трудные минуты искусство
В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает четкое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например,
«Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймете, что читать полезно и выгодно.
Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
В чем польза чтения? Ведь не только в том, что можно отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека. Чтение увеличивает словарный запас, вырабатывает четкое мышление. Стоит только вдумчиво прочесть книгу, и станет проще выражать мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. После прочтения книг понимаешь, что читать полезно и выгодно.
Книги влияют на наши ориентиры и духовное развитие, что тоже полезно. Порой после прочтения книги человек способен измениться в лучшую сторону.
5 6 становится источником духовной силы и мужества. 7 8
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.
(По В. Быкову)
Вариант сжатого изложения:
Память о Великой Отечественной войне жива по сей день. Нельзя забыть подвиг народа в борьбе с фашизмом. Четыре военных года – самые тяжелые в нашей истории.
Память человека со временем ослабевает: важные события забываются. Все меньше становится ветеранов, которые могут рассказать о войне. Если в документах и искусстве не будут отражены подвиги народа, то опыт прошлых лет забудется, а этого нельзя допустить.
Тема войны на протяжении десятилетий питает искусство. В нем отражена боль народа, потерявшего за эти годы миллионы человеческих жизней. Главным в разговоре на эту тему является
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
Мальчики, говоря о том, какими они хотят стать, называют множество положительных качеств, но никто из них не упоминает доброту. А ведь без нее невозможна душевная красота человека.
Доброта воспитывается в детстве, когда ребенок только начинает узнавать важнейшие истины. Если упустить этот период, добрые чувства не получится воспитать в будущем. Доброта и человечность формируются в ребенке благодаря эмоциям.
Сегодня, когда в мире так много зла, человеку важно выбирать путь добра. Он является единственно верным, он испытан и полезен как каждому в отдельности, так и обществу в целом.
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?
И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше отвечает нашим общим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.
Вариант сжатого изложения:
В обществе, где культивируется индивидуализм, многие стали забывать о взаимопомощи и взаимовыручке. А ведь именно благодаря им человеческое общество и сформировалось.
Именно в этом вопросе переплетаются личные интересы и общественные. Индивидуализм разрушает общество. А это значит, что он ослабляет каждого из нас. Только взаимная поддержка может сохранить наше общество.
Мы должны помогать друг другу, если хотим хорошо жить вместе. Помогая другим людям в трудную минуту, не стоит ждать благодарности или искать для себя выгоды. Тогда и тебе обязательно помогут.
В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он еще не подозревает, что может быть как-то иначе, но, скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.
А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе:
«Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждаться каждой минутой».
(По О. Рою)
Вариант сжатого изложения:
Ребенок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Дети постоянно находят поводы быть счастливыми, они более открыты добру и надеждам, чем взрослые люди.
С возрастом мы начинаем искать в жизни драму, которая сделает нас несчастными. На нее мы тратим много времени, здоровья и душевных сил, искренне верим в нее.
Только когда нас постигает настоящая трагедия, мы понимаем, что выдуманные страдания были бессмысленны, осознаем, что не было настоящего повода для переживаний. Мы жалеем, что не жили в свое удовольствие, не наслаждались жизнью, когда это было возможно.
сохранение правды о войне. 9 10
11 12
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Вариант сжатого изложения:
Слово «мама» – особое слово. Оно сопровождает людей в течение всей жизни. Это слово на всех языках мира звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда приходим к ней и со своей радостью, и со своим горем. Материнская любовь окрыляет нас, поддерживает в сложных ситуациях, дает нам силы.
Художники, композиторы и поэты создали множество замечательных произведений о матери. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать ей много добрых слов. А ведь дарить радость своей маме нужно постоянно, лучший подарок для
Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно – преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Неуверенность в себе – древняя проблема. Но привлекла она внимание только в ХХ веке, тогда выяснилось, что неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.
Неуверенность в себе является серьезной психологической проблемой. Из-за нее люди становятся зависимыми от чужого мнения. Оно становится гораздо более важным, чем собственное. Человек ждет одобрения от всех без разбора и становится
Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, все не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в свое время, волнует все то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?
Юношеская мечта о любви – это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.
Любовь – это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом все то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на все то, что составляет наш мир.
(По Е. Семибратовой)
Вариант сжатого изложения:
У разных поколений различаются вкусы, интересы и жизненные цели. Но вопрос любви заботит нынешнее молодое поколение так же, как и предыдущее.
Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подросткам важно реализовать себя в общении со сверстниками, проявить свои качества и способности перед теми, кто настроен к ним доброжелательно.
Любовь – это безусловное и безграничное доверие друг к другу.
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
(По С. Михалкову)
Вариант сжатого изложения:
Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочитанные вовремя книги – это невосполнимая утрата. Взрослый может отложить чтение какой-то книги, а ребенок этой возможности лишен. Он воспринимает все особенно остро, детские впечатления – самые яркие. Именно они оказывают влияние на всю оставшуюся жизнь человека.
Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
нее – благодарные дети.
нерешительным, он не может здраво оценивать жизненные ситуации.
Есть несколько мнений о том, как преодолеть неуверенность. Но ясно одно – справиться с ней можно, когда человек правильно ставит цели и позитивно оценивает свои результаты.
Настоящая любовь включает в себя дружбу, но ей не ограничивается. Она помогает человеку раскрыть все лучшее, на что только способна его личность.
Жизнь взрослого сложна и многообразна. Она зависит от характера и поступков человека. Но черты характера взрослого были посеяны в детстве, имели свое семечко.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Вариант сжатого изложения:
У каждого из нас были когда-то любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такое внимание, как виртуальные. Но игрушка все еще остается незаменимой для развития ребенка. Играя, он учится общаться, приобретает жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию ребенка. Чтобы развить в нем положительные качества, нужно ответственно подходить к выбору игрушки, поскольку она сильно повлияет на него в будущем. Не получится воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.
Культурный человек никогда не солжет. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет четко поставленную цель и добивается ее. Главная же цель такого человека – увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.
В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребенок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познает культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.
Вариант сжатого изложения:
Культурным можно считать воспитанного, образованного и ответственного человека, который стремится к высокому, умеет быть благодарным и проявлять любовь к природе и окружающим людям.
Культурный человек никогда не соврет. Он умеет сохранять самообладание в сложных ситуациях, имеет четко поставленную цель, достигает ее. Главная цель такого человека – увеличивать добро в мире, его идеалом является подлинная человечность.
В наше время культуре уделяется мало внимания. Хорошо, если процесс приобщения к ней происходит с детства. Тогда ребенок, став взрослым, сможет быть полезен обществу.
Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
Для дружбы нужно очень многое. Прежде всего – взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.
Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.
Дружба лежит глубоко в сердце человека. Нельзя заставить дружить. Для дружбы нужно многое. Прежде всего – взаимное уважение.
Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность. В дружбе важны доверие и общие нравственные ценности. Причина этого проста: не получится доверять и проявлять глубокое уважение, если человек совершает недопустимые, по нашему мнению, поступки, считая их нормальными. Укрепляют дружбу общие интересы и увлечения.
Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными, приносить переживания, но без дружбы жизнь немыслима.
19 Изложение №20.
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определенном возрасте. Например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть это умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, все делает сам и не ждет поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча.
Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, за свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чье-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым – значит отвечать за кого-то еще. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
(По М. Шигаповой)
Вариант сжатого изложения:
Считается, что человек взрослеет, когда становится совершеннолетним. Но есть люди, которые всегда остаются детьми. Что значит быть взрослым?
Взрослость – умение обходиться без помощи. Взрослый человек делает все сам. Бывают ситуации, когда человеку нужна помощь близких. Но взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Самостоятельный человек отвечает за свои поступки, сам планирует жизнь и оценивает себя. Быть взрослым – значит отвечать за себя и других, полагаться только на свои силы и жизненный опыт. Взрослость не зависит от возраста.
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
(По В.И. Белову)
Вариант сжатого изложения:
Иметь семью и детей так же важно, как и трудиться.
Традиционно главой в семье считался отец, которого уважали и слушались. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках матери. Все работы в доме она выполняла вместе с детьми.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь, а неуживчивость считалась наказанием судьбы. Согласие между родственниками давало начало любви за пределами дома. Трудно ждать уважения к другим людям от человека, не любящего своих родных.
Изложение №22.
Многие думают, что быть искренним – значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать свое истинное лицо.
Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в свое сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно мое, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.
Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдешь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – это познавать себя.
Вариант сжатого изложения:
Считается, что быть искренним – прямо говорить, что думаешь, и делать, что говоришь. Но человек, говорящий необдуманно, рискует прослыть невоспитанным. Скорее, искренен тот, кто умеет быть собой.
Проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями. Немногие уделяют внимание внутреннему миру. Нужно остановиться, проанализировать свои мысли и планы, понять, что тебя действительно интересует. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на ненужные цели.
Если ты заглянешь в себя, увидишь многогранный мир и свои таланты, тебе станет не легче, а интереснее. Ты найдешь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – познавать себя.
Изложение №23.
Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни – все это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и все найдешь в книге.
Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с ее помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.
(По Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой)
Вариант сжатого изложения:
Нам кажется, что наш опыт уникален. Однако нет ни одной проблемы, чувства, которые уже не были бы пережиты и запечатлены на страницах художественной литературы. Это касается и поиска смысла жизни. Нужно только начать читать.
Литература увеличивает наш опыт, расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки, чтобы пережить азарт поиска. Но наступает час, когда мы открываем книгу, чтобы с ее помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге мудрого собеседника.
С каждой прочитанной книгой мы становимся другими, настоящими людьми. Неслучайно книгу называют учебником жизни.
Изложение №24.
Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит свое место? Какими путями идет к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.
Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу»: слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно все равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несет ответственность за судьбу всего мира.
(По М.С. Крюкову)
Вариант сжатого изложения:
Каждый человек ищет место в жизни, что естественно.
Многие не признаются, что из-за ложного чувства собственного достоинства иногда поступают неправильно: не переспрашивают, не говорят «не знаю», «не могу». Себялюбцы осуждаются, однако не лучше и те, кто растрачивает свое достоинство напрасно. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить самолюбие, и сделать это непросто.
Истинная цена человека когда-нибудь обнаружится. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Толстой подчеркивал, что каждый человек несет ответственность за судьбу всего мира.
Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения.
Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят ее и затруднят. Помните русскую пословицу: «Береги честь смолоду»? В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.
(По Д.С. Лихачеву)
Вариант сжатого изложения:
В школьные годы казалось, что позже меня будут окружать другие люди. Но мои сверстники оказались самыми верными товарищами. Круг знакомых расширился, но настоящие друзья приобретаются в юности.
Друзей следует беречь, ибо они всегда помогут. Без помощи не ощутишь настоящего счастья. В пору несчастий тоже нельзя быть одному.
Поэтому берегите молодость до старости, не теряйте друзей. Ничто, приобретенное ранее, не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные усложнят. Честь надо беречь смолоду. В памяти остаются все поступки, совершенные в юности. Хорошие будут радовать, дурные – наоборот.
Изложение №26.
Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придет на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.
Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас – это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдет. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.
Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надежные друзья. Дружба дает уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.
Вариант сжатого изложения:
Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общих интересах. Настоящий друг рядом всегда. Он не предаст, придет на помощь и искренне порадуется удаче товарища.
Подобные отношения постепенно становятся пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас – это те, кто поможет в любом вопросе или с кем можно провести время. В момент сложностей они исчезают.
Мы должны помнить, что многие проблемы разрешимы, если рядом надежные друзья. Дружба дает уверенность в будущем, делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, объединяет людей,
Изложение №27.
Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной!
Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.
Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.
(По К.Г. Паустовскому)
Андерсен считал свою жизнь прекрасной в силу детской жизнерадостности, что бывает верным признаком внутреннего богатства. Такие люди не растрачивают время и силы на борьбу с житейскими невзгодами – они замечают поэзию вокруг.
Андерсену хотелось так думать и жить, но в начале творческого пути он «выпил не одну чашу горечи». Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались за то, что он был сыном сапожника, отличался от благополучных обывателей и ставил творчество выше богатства.
Жизненный путь этого человека, умевшего видеть и слышать необыкновенные вещи, был нелёгким.
Изложение №28.
Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились
«внутренние силы» нации – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
(По Д.С. Лихачеву)
Вариант сжатого изложения:
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через язык, на котором формулируются все наши мысли.
Чтобы узнать уровень умственного развития, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – более точный показатель его качеств, нежели внешность.
Язык отражает национальный характер и отношение к миру. Характер русского народа разнообразен и богат, как и русский язык. Нужно знать историю слов и выражений, чтобы понимать историю
народа.
25 способствует развитию в них стремления к созиданию. 26
27 28
Необычной была дружба этих двух людей – Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведенный вместе, – 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И все. Больше они никогда не виделись. Одиннадцать лет Пущин-декабрист провел в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.
После смерти Пушкина настал черед Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.
Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся еще в Лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – все это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.
Вариант сжатого изложения:
(по В.В. Кунину)
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, или из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя его самолюбие. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками.
(По Д.С. Лихачеву)
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
Кроме талантливых учителей есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но все равно мы ее любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
(По Д.А. Гранину)
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать, поймут ли, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит так много, и прежде всего – состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он писал свою книгу.
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое дается нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто, книга пройдет мимо него.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдает книге все свое внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов, оно требует твердого желания услышать голос автора. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.
Вариант сжатого изложения:
(По И.А. Ильину)
Необычной была дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Они учились вместе в лицее, затем изредка встречались в Петербурге. После того как Пущин посетил Пушкина в ссылке, они больше не виделись, ведь следующие одиннадцать лет Пущин-декабрист провел в заключении и на каторге. Однако их дружба не слабела. Пушкин посвящал другу стихотворения.
После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность дружбе.
Он вспоминал поэта и добывал неизвестные прежде произведения.
Влияние Пущина на Пушкина было значительно: он успокаивал темпераментного друга, говорил ему правду. Но и Пушкин повлиял на
В споре проявляются лучшие черты человека: воспитанность, интеллигентность, уважение к другим и к себе.
Умный человек в споре ведет себя вежливо: внимательно слушает противника, задает вопросы. Таким образом он обеспечивает себе спокойное отступление с достоинством.
Самое красивое в споре – признать правоту оппонента. Этим можно завоевать уважение окружающих. Но не стоит уступать из-за трусости, нужно уметь побеждать с достоинством, не отказываясь от принципов, не оскорбляя самолюбие человека. Следить за спором
У каждого взрослого есть плохие и хорошие воспоминания о школе. Некоторые учителя и товарищи помнятся, а другие забылись. И тут действуют сложные причины.
Есть талантливые, а есть любимые учителя. Их даже больше. Любовь можно заслужить без педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.
Наша любовь к учителям различна. Физику мы полюбили не с известным профессором, а с молоденькой учительницей Ксенией Евгеньевной. А все потому, что она любила нас, не скрывала своих
Извечный вопрос для писателя – поймут ли читатели его книги. От этого зависит, состоится ли его встреча с истинным ценителем.
Когда мы беремся за книгу, то открываем для себя чувства и идеи, скрытые за словами и образами. Мы должны воссоздать эти образы, иначе книга пройдет мимо.
Чтение доступно не любому грамотному человеку, потому что настоящий читатель полностью погружается в книгу, чтобы понять ее. Настоящее чтение требует желания услышать голос автора. Искусство чтения позволяет преодолеть одиночество, время и расстояние. Чтение – это поиски духовного клада, это творческий
друга: талант, ум, доброта поэта восхищали его товарища.
29 умных противников – большое интеллектуальное удовольствие. 30
промахов и открыто переживала их.
31 процесс: воспроизводить – значит творить. 32
В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой
красотой из окна поезда.
Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня – у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость.
(По В.А. Солоухину)
Изложение №34.
Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.
А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать – это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине – той тишине, что рождает самостоятельную мысль.
(По Д.С. Лихачеву)
Вариант сжатого изложения:
В умении любоваться природой заключается секрет постижения красоты. Если человека привести к морю, а потом увести, то это одно. А если он просидит там несколько часов, то это другое.
На море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, если взглянуть и уйти.
Когда я видел что-нибудь красивое в природе, я не знал, что делать. Потом я понял: надо остановиться перед красотой, не думая о времени, только тогда она и принесет радость.
33Книга – двигатель культуры, источник мудрости. Читатель владеет текстом: может читать быстро или медленно, возвращаться к уже прочитанному или заглянуть в конец. Читатель свободен, в отличие от телезрителя.
С одной стороны, телевидение лишает человека свободы. С другой, телевидение – благо, когда показывает то, что мы иначе не увидели бы.
Человек должен быть внутренне свободен, для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образованным, а этому учит книга. Недостаточно видеть и слышать, нужно еще и думать, воспринимать мир разумом, а этому можно научиться лишь в тишине, что рождает самостоятельную мысль.
34
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своей добротой. Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе все лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и свое, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остается места в душе.
Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий. В них нет подозрительности, нет жесткости – в них ласковое сияние как бы из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу.
(По И.А. Ильину)
Изложение №36.
Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения – все это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервиз считают шедеврами.
Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем «вкусом».
Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно нарушают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном: рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. Иногда происходит чудо: искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.
(По М.Д. Аксеновой)
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо самому испытать ее. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.
От чужой доброты сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить тем же. Великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе все лучшее, и для ненависти не остается места в душе.
Добрая душа открыта миру, а из глаз доброго человека струится согревающий свет. В них нет жесткости, и это успокаивает душу.
Человек соприкасается с искусством повсюду: здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения. Но не всегда предметы можно назвать произведениями искусства.
Отличить произведение искусства от ремесленных поделок сложно. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное.
Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные: кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия, художники нарушают пропорции тела человека. Такие эксперименты позволяют зрителю рассмотреть то, что в повседневной жизни он не замечает. Иногда искусство меняет людей
35 и позволяет человеку познать самого себя. 36