Разработка занятия для 1-3 классов «Учись быть нужным»
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
«УЧИСЬ БЫТЬ НУЖНЫМ »
Задачи:
Освоить и закрепить социальные навыки общения, соответствующие возрасту;
воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
закрепить правила поведения культурного человека на практике;
приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы
Методическое оснащение мероприятия: Костюмы: Хозяйка, Петр Первый, Том, Тим, Доктор, таблички с названиями «Вежливый бульвар», «Площадь чистоты», «Проспект доброты», «Переулок Гостевой»
Оборудование: интерактивная доска.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, вы слышали, когда ни будь,о таком слове как «этикет». Дети отвечают
Учитель: Верно!. Этикет, в переводе с французского означает «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому – то так захотелось, а потому что людям с ними жить удобнее и радостнее.
А знаете, что первое печатное пособие по правилам поведения появилось в 1717 году при царе Петре Первом.
(На сцену выходит ученик в костюме Петра Первого и зачитывает содержание свитка).
Ученик: Когда случиться тебе за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
Перед едой не чавкай как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска не говори, ибо так делают невежи;
Часто сморкать, чихать и чавкать не пригоже;
Не ешь как свинья и не дуй в суп, чтобы везде брызгало, не сопи когда ешь;
Ногами везде не мотай;
Когда пьешь не утирай губ рукою, а полотенцем;
Не облизывай пальцев и не грызи ногтей, а обрежь мясо ножом;
Возле своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочего.
Учитель: Вот такие приличия необходимо было соблюдать. Кстати они актуальны и сегодня. В нашем мире много правил хороших и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове заключается великая сила. Иногда от грубого слова кому – то может быть плохо. Даже заболеть можно. Но словом можно и порадовать. Назовите добрые слова, какие знаете!
(Дети называют добрые слова, среди них кто – то называет слово «Спасибо»)
Учитель. А вы знаете, дети, что спасибо это очень важное слово. Верите вы или нет, но есть даже город, который называется «Спасибоград». Жители этого города постоянно пользуются добрыми словами и выполняют правила поведения.
Ученик читает стихотворение В.Аушева
Вы когда ни- будь бывали в городе «Спасибоград»?
Там на вежливом бульваре вежливо благодарят.
Там в переулке гостевом зазывают в каждый дом.
Там на улице веселья нас от грусти смех спасет
А на улице везенья вам на друга повезет.
На проспекте угощенья вас на славу угостят
Что вы любите? Варенье?
Или может лимонад?
Учитель: Извините, но за что же здесь такой почет гостям?
А нельзя – ль проехать тоже, посмотреть на город нам?
Ученик: Приезжайте, всех ребят встретить рад «Спасибоград»
Учитель: Вот, ребята, сейчас мы и отправимся туда. Вначале пройдем по вежливому бульвару.
(Вывешивает на доску табличку «Вежливый бульвар»)
Ребята, чтобы быть вежливыми нужно пользоваться добрыми словами. И поступки должны быть добрыми. Сейчас мы расскажем вам о мальчике, а вы угадаете, вежливый он или нет.
Ученики читают стихотворение Агнии Барто.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
Учитель: Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?
– Как называет он своих друзей?
– Вежлив ли он?
Грубость, неуважительное отношение к друзьям, к окружвающим людям – признак плохого воспитания. Но иногда дети грубят даже родителям и старшим по возрасту.
(Дети читают стихотворение М.Скрипкина )
В киоске открыта продажа газет,
Стоят у киоска шахтёр и поэт,
Актёр, инженер, архитектор и ткач,
Монтер и студент, и учитель, и врач.
Пришёл за газетой седой генерал,
Спросил: «Кто последний?»
И в очередь встал.
Но вдруг подбегает один гражданин
Двенадцати лет, без заслуг и седин.
Он лезет и грубо стоящих толкает,
Над книжным прилавком
Монетой сверкает и требует:
«Дайте скорее газету!»
Себя он считает важнее поэта,
Актёра, шахтёра, важнее врача,
Доцента, студента, монтёра, ткача.
Учитель: Что вы можете сказать об этом мальчике и его поступке?
Как в данном случае поступили бы вы?(обсуждение ситуации).
(Проводится игра «Умеем – ли мы улыбаться друг другу)
Если это рыбка – у нее улыбка,
Если это рыбочки – у них ……….
Если это рыба – у нее…………….
Если это рыбина – у нее ……….
Если это рыбища – у нее ………
Учитель: Ну что ж , улыбнувшись друг – другу мы продолжим наш путь.
(Вывешивает на доску табличку «Площадь чистоты»)
Дети поют песню на Слова Зои Петровой Музыка: Аркадий Островский «Неряха» 1
Где каждый день бывает
Не убрана кровать?
На окнах пыль такая,
Что можно рисовать.
Подушек нет на месте,
Тарелки на полу,
Они с коньками вместе
Валяются в углу.
Припев:
Если кто сюда войдет -
Упадет со страха!
Сразу видно, здесь живет -
Кто живет? - Неряха!
2
В квартире отчего-то
Все вещи кверху дном.
Здесь, верно, бегемоты
Играли со слоном?
Нет, можете поверить:
В такой грязи, как тут,
Не смогут даже звери
Пробыть пяти минут!
Припев.
(Выбегают Том и Тим)
Том: Ой, живот болит!
Тим: Ой, меня тошнит!
Том: Ой, мы яблок не хотим!
Тим: Мы болеем Том и Тим! Ой! Ой! Ой!
Учитель: Ребята позовите скорее доктора!
Доктор: Говорите, для чего доктора вы звали?
Тим: Я и Том мой младший брат оба захворали.
Доктор: Ели яблоки? Когда?
Том: Утром их купили.
Доктор: Вы помыли их тогда?
Том: Нет, мы их не мыли.
(Доктор выдает Тому и Тиму витамины)
Доктор: Сливы, яблоки и груши не спешите сразу кушать,
Не кладите сразу в рот – заболит у вас живот.
Грязь к ним всякая пристала – отнесите их домой,
И помойте их сначала кипяченою водой.
Тим: Мне не больно – все прошло. Мне лекарство помогло.
Том: Мне не больно, я здоров – не боюсь я докторов.
Учитель: У меня письмо для детей.
«Дорогие ребята. Я – Мойдодыр, прошу вас вступить в общество друзей чистоты. Членами этого общества могут быть все дети, которые дружат с мылом.
Есть среди вас такие, кто дружит с мылом и мочалкой?
Тогда все вы можете считать себя членами общества друзей чистоты. Но в конверте есть еще и загадки.
Загадки:
Хожу брожу не по лесам, а по усам и волосам,
А зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (расческа)
Вроде ежика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит, она станет чище. (Щетка)
Я молча смотрю на всех и смотрят все на меня,
Веселые видят смех, с печальными плачу я. (Зеркало)
Ускользает как живое, но не выпущу его я (мыло).
Вот какой забавный случай, поселилась в ванной туча,
Дождик льется с потолка мне на спину и бока. (Душ)
Говорит дорожка, два вышитых конца, помойся ты немножко, чернило смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня. (Полотенце)
Учитель: Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, полоскаться.
А сейчас мы пройдем на «Проспект Доброты»
(Вывешивается таблица «Проспект Доброты»)
Учитель: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого – то беда,
Рвануться на выручку нужно в любую погоду, всегда.
И если кому – то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив что день не напрасно был прожит, что годы живешь ты не зря.
Доброта – это стремление человека сделать счастливым других людей. Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, быть добрыми, любить людей. У многих из вас есть сестренки, братишки. Ваша обязанность – заботиться о них.
(Ученик читает стихотворение А. Барто)
Случилось чудо:наш Кирилл сестренке мячик подарил!
Случилось чудо:наш Кирилл сестренке сказки говорил.
И до того дошел Кирилл, что даже кашу ей варил.
Играл с ней в прятки за кустом,кричал ей:— Раз! Два! Три! —
Потом признался: — Дело в том, что выбран я в жюри.
Проводим конкурс. Наш девиз:«На нужды младших отзовись».
И отозвался наш Кирилл: сестренке мячик подарил,
Играть в футбол учил сестру...
Но вот однажды поутру сестренка ищет: — Где Кирилл?
Он дверь сердито затворил, сказал: — Какая тут игра? Наш конкурс кончился вчера.
Учитель: Ребята, скажите, хорошо ли поступает мальчик по отношению к сестре? Можно – ли его назвать добрым?.
Учитель: Добрый человек имеет очень много друзей и он никогда не обидит друга.
(Ученик читает стихотворение А.Барто)
Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра: Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал. Я упал и весь промок, он мне высохнуть помог. Он для милого дружка не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то, а теперь поставил в счет. Не влечет меня, ребята, больше к другу. Не влечет.
Учитель: Ребята, а вы знаете почему героя этого стихотворения больше не влечет к другу. Вот про таких, в кавычках, добрых друзей мы споем частушки.
Частушки.
Сева с Юрой забияки, дня не могут жить без драки. От усиленной борьбы разлохмачены чубы.
Машут, машут кулаками, угощают синяками, Украшают «фонарями», а зачем – не знают сами.
Разбегутся после драки забияки, словно раки. А дрались из – за чего? Проверяли кто кого.
Отвела бы я братишку уж сегодня в детский сад. Но не надо, он под вечер все равно придет назад.
Я бы ложки вымыть мог и тарелки в стол убрать. Но зачем, ведь нашей кошке будет нечего лизать.
И сходил бы я за хлебом, но нельзя мешает лень, И поэтому без хлеба в десять раз вкусней обед.
Даже в танин день рожденья Юра по привычке, Таню, вместо поздравлений, дернул за косичку.
Учитель: А сейчас, ребята, помогите закончить пословицы.
(На доске написаны пословицы. Необходимо к каждой пословице прикрепить табличку с правильным ответом)
Людей сближает…..(улыбка)
Добро помни, а зло…..(забывай)
Других не суди….(на себя погляди)
Красив тот, кто красиво ….(поступает)
Друзья познаются….(в беде)
Жизнь дана…..(на добрые дела)
Тому тяжело, кто помнит… (зло)
Учитель: А сейчас мы сворачивает в «Переулок Гостевой»
(Вывешивается табличка «Переулок Гостевой». Детей встречает ученица в костюме «хозяйки», которая читает отрывок из стихотворение Н. Найденова «Гости»)
Я на стол накрыла к чаю, я сегодня жду гостей.
Я в прихожей их встречаю, пусть они идут скорей!
Всех за стол я усажу. «Угощайтесь!» — всем скажу.
Вот и гости — тут как тут, вот они к столу идут.
Все садятся по местам, я сейчас им чаю дам.
Всем друзьям и всем подружкам, разливаю чай по кружкам,
Чай горячий, ароматный... Быть хозяйкой мне приятно!
Учитель: Ходить в гости хорошо, а умеете – ли вы правильно пригласить гостей, вети себя за столом, поздравлять.
Ребята, представьте, что вы пришли на день рождения к Ане и Тане. Мы раздадим вам цветы, это будет вашими подарками Каждый из вас должен подарить девочкам цветок, причем сделать это правильно и красиво. А девочки в ответ должны поблагодарить и пригласить к столу.
(Дети выполняют задание и постепенно рассаживаются за столом, на котором предварительно расставлены угощения)
Учитель: Все расположились ? А сейчас последнее задание. Помогите мне, пожалуйста, закончить загадки.
Я захотел устроить бал, и я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый…(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут, но что – то гости не ….(идут)
Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек…(откусил)
Потом подвинул стул и сел, и незаметно все я…(съел)
Когда же гости подошли, то даже крошек….(не нашли)
Молодцы! Но у нас все наоборот. Стол накрыт, самовар кипит, и хозяюшка приглашает вас к чаю.
Хозяюшка: Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
Угощайтесь. Милости просим. (Праздник продолжается чаепитием).