Урок русского языка «Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Закрепление» (4 класс)
Тема: Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Закрепление. 4 класс
Тип урока:комбинированный.
Цель: формирование знаний учащихся о падежных формах местоимений.
Задачи:
Образовательные:
прививать интерес к познанию предмета русского языка;
формировать умение выбирать нужную форму личного местоимения.
Развивающие:
развивать устную и письменную речь при ответах;
развивать у детей внимание и память при работе с текстами упражнений.
Воспитательные:
способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, развитию любви к предмету и умению работать в коллективе при решении сложных задач;
воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
проявлять положительное отношение к учебному предмету;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
проявлять интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;
уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные:
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения;
ориентироваться в информационном материале учебника;
осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
включаться в диалог с учителем;
осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;
уважать другую точку зрения.
Предметные:
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать представленную информацию для получения новых знаний;
способствовать мотивированию учащихся к изучению новой темы.
Личностные:
формировать интерес к учению;
проследить связь развития языка с развитием культуры алгоритма.
Метапредметные:
формировать интерес к учению;
получать информацию из текста, выделять существенное;
проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемый результат: формирование знаний учащихся о падежных формах личных местоимении
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
I. Организацион-ный момент II. Постановка цели урока III. Актуализация знаний IV. Обобщение и систематизация V.Динамическая пауза VI.Закрепление изученного VII. Самостоятельная работа. IX. Итог урока. X. Рефлексия. VIII. Домашнее задание | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Путешествие – дело для отважных. Мы отправимся с вами в лес. Но в лес необычный — в лес грамматический, где много заданий, вопросов, чудес. В волшебный лес нас ведет тропинка ЧИСТОПИСАНИЕ. - Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, загадку нужно отгадать: Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. - Правильно, это земляника. - с какого звука начинается слово? (со звука [з]) - Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий. Парный. Бывает твёрдым и мягким в зависимости от гласных) -Пропишите заглавную и строчную букву З и ее соединения с другими буквами. Зз звз злз зе - Пропишите названия ягод, изображенных на экране. - Со словами земляника, малина, черника составьте и запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. (однородные члены предложения) - Ребята, возьмите задание 1. Найти в этих словах слова, которые не называют предмет, а только на него указывают. Выпишите эти слова в тетрадь в строчку через запятую. Ракеты, тыквы, высота, ворона, мыши, кони, якорь. - Какие слова нашли? (ты, ты, вы, вы, она, мы, они, я) - Какой частью речи они являются? (местоимением) - Что объединяет наши местоимения? (они в начальной форме) - Возьмите задание 2 - Спишите, раскрывая скобки. Подошёл к (он) Возвратился с (она) Защитил (он) Посмотрел на (они) - Давайте проверим: Подошёл к нему Возвратился с ней Защитил его Посмотрел на них - В какой форме употреблены местоимения в скобках? (в форме ед.ч, 3 лица) - Как вы изменили эти местоимения? ( ставили вопрос и изменили по падежам) - Назовите тему нашего урока. (Правописание падежных форм личных местоимений ) - Тема нашего урока: Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Урок закрепления. - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании личных местоимений, будем развивать умения различать местоимения в тексте и определять падежи, будем развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, чтобы наша речь была красивой и грамотной. - На какие группы и по какому признаку можно разделить эти местоимения? (1,2,3 лицо) - А ещё? (ед и мн число) - Верно. - Давайте восставим таблицу. -Назовите местоимения в ед ч. - Во мн..числе. Ед.ч Мн.ч. 1 л я мы 2л ты вы 3 л она,он, оно они - Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного) - На какие вопросы отвечают личные местоимения? (кто? что?) - Местоимения какого лица и числа могут изменяться по родам? (3л ед.ч) - М.р- ОН, ж.р-ОНА, ср.р – ОНО - Что значит просклонять слово? (Просклонять, значит изменить слово по падежам) - Это местоимение множ. числа, но его можно употреблять и в единственном числе в определённой ситуации. Догадались, о каком местоимении идёт речь. (Вы) - Почему его можно использовать единственном числе? (когда мы обращаемся ко взрослому человеку) Развиваем свою речь В нашем чудесном лесу живут очень вежливые и внимательные звери, птицы, насекомые и конечно же сами Местоимения, которые хотят рассказать вам одно правило. Запомните! Местоимение Вы и его падежные формы (Вас, Вам, Вами) при письменном обращении к незнакомому или старшему по возрасту человеку пишутся с большой буквы. -Запомните и соблюдайте правила вежливости. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение вы. Саша, ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна, вы не ответили на вопрос. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращений. Обращаясь к знакомым, называйте их по имени или по имени и отчеству. Не вежливо говорить: — Ты, дай мне книгу. Следует говорить; — Саша, дай мне, пожалуйста, книгу. Свою речь к незнакомым людям начинайте со слов: «Будьте добры…», «Будьте любезны…», «Скажите, пожалуйста...» - Рассмотрите картинки, попробуйте обратиться, соблюдая правили этикета. - Надеюсь, что вы всегда будете вежливыми и внимательными к людям. -Давайте вспомним: Начальная форма местоимения — это форма ………. падежа (именит.п) - Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в ........... форму (начальную) Запомните! Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа. Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму. НАПРИМЕР: Разговаривать с нами. Ставим в начальную форму – мы, значит первое лицо, множественное число. - Как определить падеж личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо …. (Найти слово, от которого зависит местоимение. Поставить вопрос. По вопросу определить падеж.) - Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе. Например: эта, который, некто, самый, тот, , никто, все, своя. - Возьмите задание 3 - В тексте, замените вопрос местоимением ты в нужном падеже. Определите падеж местоимений. Работаем на листочке. . Мама Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет все, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда (с кем?) мама - Возьмите задание 4 - Прочитайте текст. Что заметили? В лесу Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния. От дождя на Коле промокла вся одежда. - Прочитайте рассказ от первого лица, т.е. вместо существительного Коля используйте местоимение я. Спишите в тетрадь, определите падеж местоимений. Проверьте себя. Однажды я пошёл в лес за грибами. Меня не было дома целый день. Мне удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу меня застала гроза. Надо мной гремел гром, сверкала молния. От дождя на мне промокла вся одежда. Тест Подчеркните правильный ответ 1. Местоимение: а) это слово 2. Местоимение: а) обозначает предмет 3. Личные местоимения: а) отвечают на вопросы существительных 4. Подчеркни правильно составленные предложения: а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки. 5.По родам изменяются местоимения: а) 1 лица единственного числа; Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске. 1б, 2в, 3а, 4в, 5б - Над какой темой сегодня работали? - Какие цели ставили? -Достигли мы этих целей? - Представьте, что из нашей речи исчезнут все местоимения, что произойдет? (Повторы, а русский язык не терпит повторений, речь станет бедной, менее выразительной) - Чтобы ваша речь была красивой, правильной и связной употребляйте местоимения! Стр.68 упр.184 Вставить подходящие по смыслу личные местоимения | Приветствуют учителя. Проверяют рабочие места. Открывают тетради, записывают число и классная работа Отгадывают загадку и дают характеристику звуку [з] Прописывают в соединении с другими буквами. Составляют предложение Называют ягоды, составляют предложение и записывают Это однородные члены предложения Учащиеся записывают местоимения в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы. Называют тему и ставят цели урока Уважительно относятся. Эти местоимения пишутся с заглавной буквы как форма вежливого обращения к одному лицу. Дети работают в паре на листочках. Ученики выполняют физминутку под руководством учителя. Выполняют задания на листочках Индивидуальная работа Выполняют задания на листочках на оценку Дети индивидуально отвечают на вопросы теста . Сами оценивают свою работу | Презентация слайд слайд щелчок щелчок щелчок щелчок щелчок слайд 4. По щелчку щелчок щелчок щелчок щелчок щелчок щелчок щелчок слайд слайд Работа на листочках Работа в тетрадях Работа на листочках слайд | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
Сорокина Светлана Валерьевна
Хисматьянова Кира Леонидовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Хисматьянова Кира Леонидовна