Урок русского языка «Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Закрепление» (4 класс)

2
4
Материал опубликован 7 August 2023

Тема: Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Закрепление. 4 класс

Тип урока:комбинированный.

Цель: формирование знаний учащихся о падежных формах местоимений.

Задачи:

Образовательные:

прививать интерес к познанию предмета русского языка;

формировать умение выбирать нужную форму личного местоимения.

Развивающие:

развивать устную и письменную речь при ответах;

развивать у детей внимание и память при работе с текстами упражнений.


Воспитательные:

способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, развитию любви к предмету и умению работать в коллективе при решении сложных задач;

воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

проявлять интерес к учебному материалу.


Регулятивные:

уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения;

ориентироваться в информационном материале учебника;

осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

включаться в диалог с учителем;

осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;

уважать другую точку зрения.

Предметные:

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

способствовать мотивированию учащихся к изучению новой темы.

Личностные:

формировать интерес к учению;

проследить связь развития языка с развитием культуры алгоритма.

Метапредметные:

формировать интерес к учению;

получать информацию из текста, выделять существенное;

проговаривать последовательность действий на уроке;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат: формирование знаний учащихся о падежных формах личных местоимении


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

I. Организацион-ный момент










































II. Постановка цели урока
















































III. Актуализация знаний












































































IV. Обобщение и систематизация





















































V.Динамическая пауза



VI.Закрепление изученного









VII. Самостоятельная работа.



















































IX. Итог урока.















X. Рефлексия.







VIII. Домашнее задание


Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


- Откройте тетради, запишите число и классная работа.


Путешествие – дело для отважных. Мы отправимся с вами в лес. Но в лес необычный — в лес грамматический, где много заданий, вопросов, чудес. В волшебный лес нас ведет тропинка ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, загадку нужно отгадать:

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

- Правильно, это земляника.

- с какого звука начинается слово? (со звука [з])

- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий. Парный. Бывает твёрдым и мягким в зависимости от гласных)

-Пропишите заглавную и строчную букву З и ее соединения с другими буквами.

Зз звз злз зе

- Пропишите названия ягод, изображенных на экране.

- Со словами земляника, малина, черника составьте и запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания.

(однородные члены предложения)


- Ребята, возьмите задание 1. Найти в этих словах слова, которые не называют предмет, а только на него указывают. Выпишите эти слова в тетрадь в строчку через запятую.

Ракеты, тыквы, высота, ворона, мыши, кони, якорь.

- Какие слова нашли? (ты, ты, вы, вы, она, мы, они, я)

- Какой частью речи они являются? (местоимением)

- Что объединяет наши местоимения? (они в начальной форме)

- Возьмите задание 2

- Спишите, раскрывая скобки.

Подошёл к (он)

Возвратился с (она)

Защитил (он)

Посмотрел на (они)

- Давайте проверим:

Подошёл к нему

Возвратился с ней

Защитил его

Посмотрел на них

- В какой форме употреблены местоимения в скобках? (в форме ед.ч, 3 лица)

- Как вы изменили эти местоимения? ( ставили вопрос и изменили по падежам)

- Назовите тему нашего урока.

(Правописание падежных форм личных местоимений )

- Тема нашего урока: Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Урок закрепления.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании личных местоимений, будем развивать умения различать местоимения в тексте и определять падежи, будем развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, чтобы наша речь была красивой и грамотной.


- На какие группы и по какому признаку можно разделить эти местоимения? (1,2,3 лицо)

- А ещё? (ед и мн число)

- Верно.

- Давайте восставим таблицу.

-Назовите местоимения в ед ч.

- Во мн..числе.

Ед.ч Мн.ч.

1 л я мы

ты вы

3 л она,он, оно они


- Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного)

- На какие вопросы отвечают личные местоимения? (кто? что?)

- Местоимения какого лица и числа могут изменяться по родам?

(3л ед.ч)

- М.р- ОН, ж.р-ОНА, ср.р – ОНО

- Что значит просклонять слово?

(Просклонять, значит изменить слово по падежам)


- Это местоимение множ. числа, но его можно употреблять и в единственном числе в определённой ситуации. Догадались, о каком местоимении идёт речь. (Вы)

- Почему его можно использовать единственном числе? (когда мы обращаемся ко взрослому человеку)

Развиваем свою речь

В нашем чудесном лесу живут очень вежливые и внимательные звери, птицы, насекомые и конечно же сами Местоимения, которые хотят рассказать вам одно правило.

Запомните!

Местоимение Вы и его падежные формы (Вас, Вам, Вами) при письменном обращении к незнакомому или старшему по возрасту человеку пишутся с большой буквы.


-Запомните и соблюдайте правила вежливости. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять в речи личное местоимение вы.

Саша, ты пойдешь сегодня в кино?

Тамара Ивановна, вы не ответили на вопрос.

Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращений. Обращаясь к знакомым, называйте их по имени или по имени и отчеству.

Не вежливо говорить:

Ты, дай мне книгу.

Следует говорить;

Саша, дай мне, пожалуйста, книгу.


Свою речь к незнакомым людям начинайте со слов: «Будьте добры…», «Будьте любезны…», «Скажите, пожалуйста...»

- Рассмотрите картинки, попробуйте обратиться, соблюдая правили этикета.

- Надеюсь, что вы всегда будете вежливыми и внимательными к людям.


-Давайте вспомним:

Начальная форма местоимения — это форма ………. падежа (именит.п)

- Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в ........... форму (начальную)


Запомните! Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа. Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.


НАПРИМЕР: Разговаривать с нами. Ставим в начальную форму – мы, значит первое лицо, множественное число.

- Как определить падеж личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо ….

(Найти слово, от которого зависит местоимение. Поставить вопрос. По вопросу определить падеж.)


- Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе. Например: эта, который, некто, самый, тот, , никто, все, своя.






- Возьмите задание 3

- В тексте, замените вопрос местоимением ты в нужном падеже. Определите падеж местоимений. Работаем на листочке.

.

Мама

Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет все, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда (с кем?) мама


- Возьмите задание 4

- Прочитайте текст. Что заметили?

В лесу

Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния. От дождя на Коле промокла вся одежда.


- Прочитайте рассказ от первого лица, т.е. вместо существительного Коля используйте местоимение я. Спишите в тетрадь, определите падеж местоимений.

Проверьте себя.

Однажды я пошёл в лес за грибами. Меня не было дома целый день. Мне удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу меня застала гроза. Надо мной гремел гром, сверкала молния. От дождя на мне промокла вся одежда.


Тест

Подчеркните правильный ответ

1. Местоимение:

а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.

2. Местоимение:

а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его

3. Личные местоимения:

а) отвечают на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос

4. Подчеркни правильно составленные предложения:

а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки.
б) Он подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
в) Воробей подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;
б) 3 лица единственного числа;
в) 2 лица единственного числа;


Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске. 1б, 2в, 3а, 4в, 5б

- Над какой темой сегодня работали?

- Какие цели ставили?

-Достигли мы этих целей?

- Представьте, что из нашей речи исчезнут все местоимения, что произойдет?

(Повторы, а русский язык не терпит повторений, речь станет бедной, менее выразительной)

- Чтобы ваша речь была красивой, правильной и связной употребляйте местоимения!


t1691386787aa.gif


Стр.68 упр.184 Вставить подходящие по смыслу личные местоимения

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочие места.





Открывают тетради, записывают число и классная работа
















Отгадывают загадку и дают характеристику звуку [з]



Прописывают в соединении с другими буквами. Составляют предложение


Называют ягоды, составляют предложение и записывают


Это однородные члены предложения









Учащиеся записывают местоимения в тетрадь.



Отвечают на поставленные вопросы.



Называют тему и ставят цели урока


























































Уважительно относятся.

Эти местоимения пишутся с заглавной буквы как форма вежливого обращения к одному лицу.





























































Дети работают в паре на листочках.









Ученики выполняют физминутку под руководством учителя.



























Выполняют задания на листочках















Индивидуальная работа



Выполняют задания на листочках на оценку




























Дети индивидуально отвечают на вопросы теста










.

















Сами оценивают свою работу


Презентация

слайд








слайд

щелчок







щелчок



щелчок






щелчок
























щелчок











слайд 4.














По щелчку









щелчок












щелчок




щелчок


щелчок



щелчок


щелчок












щелчок












слайд




















































слайд










































Работа на листочках












Работа в тетрадях



























Работа на листочках






































слайд




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.














Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




































Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





















Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть презентацию.

7 August 2023

Здравствуйте. Презентацию я тоже отправила

15 August 2023

К сожалению, презентации нет.

15 August 2023

Интересно. А сертификат о публикации презентации пришел

15 August 2023

Похожие публикации