Конспект урока «Употребление и правописание падежных форм личных местоимений»
«Употребление и правописание падежных форм личных местоимений»
Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: “Школа России ”.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Характеристика учебной деятельности учащихся: наблюдение за формами личных местоимений в косвенных падежах, в т.ч. с предлогами, упражнения в склонении личных местоимений.
Планируемые результаты
Предметные: выделять в речи личные местоимения, склонять и записывать грамотно падежные формы личных местоимений с предлогами и без.
Личностные: осознавать практическую значимость изучения русского языка.
Метапредметные: ориентироваться в таблице, выделять существенное, делать выводы, синтезировать языковой материал.
Ход урока
Орг. момент
- Здравствуйте! Начинаем урок. Поделитесь на группы по 5 человек.
Нестандартный вход в урок. Сам. работа в группах.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
- Прочитайте текст. Что Вы заметили в тексте?
- В русском языке это называют повтор, лексическая ошибка.
Нам надо ошибку исправить. У каждой группы есть текст, выделенное слово мама замените на другое слово. Прочитайте свой текст. Проверьте, правильно ли Вы заменили слова.
- Какая часть речи помогла Вам это исправить?
-Назовите тему урока.
-Тема урока «Местоимение»
- Слова какой части речи Вы заменили местоимениями?
- Как изменяются имена существительные? Как вы понимаете слово «склонение»?
- Как могут изменяться личные местоимения?
Тема урока «Склонение личных местоимений».
Что Вы знаете о местоимении? Обсудите в группах.
- Заполняем таблицу ЗХУ
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
- Что Вы хотите узнать о местоимении? Это задачи нашего урока
- находить местоимения;
- определять их лицо и число;
- правильно определять падеж местоимений
- правильно употреблять местоимения в речи.
Работа в группах. Дальтон технология (задания)
Ребята и уважаемые гости, вам даётся 15 минут на выполнение заданий. У вас на партах лежат правила работы в группе.
Правила для тех, кто работает
Прочитайте внимательно задание.
Распределите вопросы задания между собой, работайте быстро, берегите время.
Работайте со справочной литературой.
Если непонятно, спрашивайте у учителя, у товарищей, у гостей, сами объясняйте товарищам. Помните, что вы получаете от всех только подсказку, но не готовый ответ. Думайте вместе!
Старайтесь выполнить задание в указанное время.
Поручите одному своему товарищу из группы выступить перед классом с сообщением.
Каждая группа выбирает задание. (4 конверта + 1 конверт, 2 задания индивидуально)
Отчет групп. Каждой группе дается 1 минута.
Памятка для тех, кто слушает.
Внимательно выслушайте ответ товарища.
Оцените:
Полноту ответа;
Последовательность ответа;
Наличие вывода.
Дайте обоснованную оценку: красный кружок – отлично, зелёный – хорошо, синий – не понравилось.
Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте текст. Поставьте местоимения в нужный падеж. Определите падеж имен существительных и местоимений.
Морозным зимним днём на заснеженной ветке берёзы я увидел снегиря. Снегирь сидел на (она) словно маленький пушистый комочек. У (он) была розовая грудка и чёрные глазки – бусинки. Он почти замёрз и (я) пришлось занести (он) домой. Вскоре он отогрелся и ожил. Даже моя кошка Мурка относилась к (он) по-доброму.
Рефлексия. Составьте синквейн
Вывод: я буду использовать личные местоимения в речи, потому что……
Домашнее задание на выбор
1) стр. 67, упр.180
2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения), указать падежи
3)* творческое: сочинить стихи с местоимениями, найти или сочинить шарады, загадку.
Группа № 1
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.
|
|
|
|
|
|||
Падежи |
Вопросы |
Существительное |
Местоимение ед.ч. |
Местоимение мн.ч. |
|||
И. |
|
ворона |
я |
мы |
|||
Р. |
|
|
|
|
|||
Д. |
|
|
|
|
|||
В. |
|
|
|
|
|||
Т. |
|
|
|
|
|||
П. |
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у имен существительных?
_________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у местоимений?
_________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?
|
Имя существительное |
Местоимение |
Вопросы |
|
|
Значение
|
|
|
Постоянный признак
|
|
|
Непостоянный признак
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 2
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.
|
|
|
|
|
|||
Падежи |
Вопросы |
Существительное |
Местоимение ед.ч. |
Местоимение мн.ч. |
|||
И. |
|
девочка |
ты |
вы |
|||
Р. |
|
|
|
|
|||
Д. |
|
|
|
|
|||
В. |
|
|
|
|
|||
Т. |
|
|
|
|
|||
П. |
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у имен существительных?
_________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у местоимений?
_________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?
|
Имя существительное |
Местоимение |
Вопросы |
|
|
Значение
|
|
|
Постоянный признак
|
|
|
Непостоянный признак
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 3
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.
|
|
|
|
|
|||
Падежи |
Вопросы |
Существительное |
Местоимение ед.ч. |
Местоимение мн.ч. |
|||
И. |
|
дедушка |
он |
они |
|||
Р. |
|
|
|
|
|||
Д. |
|
|
|
|
|||
В. |
|
|
|
|
|||
Т. |
|
|
|
|
|||
П. |
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у имен существительных?
_________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у местоимений?
_________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?
|
Имя существительное |
Местоимение |
Вопросы |
|
|
Значение
|
|
|
Постоянный признак
|
|
|
Непостоянный признак
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 4
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.
|
|
|
|
|
|||
Падежи |
Вопросы |
Существительное |
Местоимение ед.ч. |
Местоимение мн.ч. |
|||
И. |
|
окно |
оно |
они |
|||
Р. |
|
|
|
|
|||
Д. |
|
|
|
|
|||
В. |
|
|
|
|
|||
Т. |
|
|
|
|
|||
П. |
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у имен существительных?
_________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у местоимений?
_________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?
|
Имя существительное |
Местоимение |
Вопросы |
|
|
Значение
|
|
|
Постоянный признак
|
|
|
Непостоянный признак
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа № 5
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Просклоняйте имя существительное и местоимения.
|
|
|
|
|
|||
Падежи |
Вопросы |
Существительное |
Местоимение ед.ч. |
Местоимение мн.ч. |
|||
И. |
|
подружка |
она |
они |
|||
Р. |
|
|
|
|
|||
Д. |
|
|
|
|
|||
В. |
|
|
|
|
|||
Т. |
|
|
|
|
|||
П. |
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
Похоже ли склонение местоимений на склонение имен существительных? Чем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у имен существительных?
_________________________________________________________________________________
Что при склонении изменяется у местоимений?
_________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 2. Сравните имя существительное и местоимение. Напишите в чем сходство и в чем различие?
|
Имя существительное |
Местоимение |
Вопросы |
|
|
Значение
|
|
|
Постоянный признак
|
|
|
Непостоянный признак
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное задание № 1
Уважаемые ребята! Проведите исследование по теме «Склонение личных местоимений».
Задание 1. Ответьте на вопросы, пользуясь толковым словарем С.И.Ожегова:
Местоимение – это ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Почему в некоторых предложениях местоимение Вы пишется с большой буквы?
Сергей Васильевич, Вы бывали на охоте в наших местах?
2. Ольга Николаевна, Вы бы отдохнули.
3. Татьяна Ивановна, ребята Вас уже ждут.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное задание № 2
Склонение местоимений 1-го и 2 –го лица
|
Единственное число
|
||
И. |
кто? |
я |
ты |
Р. |
кого? |
меня |
тебя |
Д. |
кому? |
мне |
тебе |
В. |
кого? |
меня |
тебя |
Т. |
кем? |
мной |
тобой |
П. |
о ком? |
обо мне |
о тебе |
|
Множественное число |
||
И. |
кто? |
мы |
вы |
Р. |
кого? |
нас |
вас |
Д. |
кому? |
нам |
вам |
В. |
кого? |
нас |
вас |
Т. |
кем? |
нами |
вами |
П. |
о ком? |
о нас |
о вас |
Задание 1. Похоже ли склонение местоимений 1-го и 2-го лица? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. В каких падежах формы местоимений совпадают?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте текст «Мама». Укажите падежи местоимений.
Вывод : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Обсудите текст, найдите ошибки.
Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Обсудите текст, найдите ошибки.
Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Обсудите текст, найдите ошибки.
Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Обсудите текст, найдите ошибки.
Исправьте в тексте выделенные слова, чтобы в нем не было повторов.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Секретное задание «Местоимение, особенности»
“Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
часть речи указывает на предмет отвечает на вопросы кто? что? изменяется по числам имеет род ( 3 лицо ед. число)
|
|
|
- Что Вы хотите узнать о местоимении? Это задача нашего урока
- находить местоимения;
-определять их лицо и число;
-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.
- Как вы понимаете слово «склонение»?
Справка для учителя:
- местоимения – самостоятельная часть речи
- указывают на предмет, но не называют его
- могут быть 1-го, 2-го, 3-го лица – постоянный признак
- могут быть ед. и множ. числа
- в 3-ем лице можно определить род и т.д.
- Личные местоимения в речи заменяют имена существительные, использование в предложении личных местоимений помогает избежать повторов слов».
Проверь работу у учителя или у любого взрослого.
Оцени свою работу.
Без ошибок |
1-2 ошибка |
3 ошибки |
Больше 3 ошибок |
5б |
4б |
3б |
2б |
Для проверки покажи свою работу учителю.
Оцени свою работу по таблице.
Без ошибок 5 предложений |
1-2ошибки |
3-4 ошибки |
Больше 5ошибок |
6 б |
5б |
4б |
3 б |
Подведение итогов по баллам.
23-20 баллов – «5», 19 – 16 баллов- «4», 15-11 баллов – «3»
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|
Самооценка
Без ошибок |
1-2 ошибки |
3-4 ошибки |
Более 4 ошибок |
«5» |
«4» |
«3» |
0 |
Имя |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Итого |
|
|
|
|
|