Методическая разработка «Упражнения и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности»
Развитие естественнонаучной грамотности.DOC / 614.5 Кб
/data/files/t1692779873.doc (Развитие естественнонаучной грамотности.)Упражнения и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности.
Модель 1. На формирование знаний учебного материала. Определение истинно или ложно суждение.
1)Тема «Природные зоны России» 8 класс
1. .Выбрать правильные суждения, которые характеризуют природную зону степей.
А. Находится к югу от лесной зоны
Б. Выращивание сельскохозяйственных растений вызывает затруднения.
В. Почвы серо –бурые.
Г. Много болот и мелких речушек.
Д. Испаряемость ниже, чем количество выпавших осадков.
Е. Преобладает травянистая растительность.
Ж. Во время таяния снега случаются наводнения.
З. Здесь довольно тепло: летом температура достигает до +23, зимой от -5 до -18
И. Из животных обитают: тушканчики, полёвки, суслики.
К. Главный земледельческий район России.
Л. Здесь преобладают: умеренный, арктический, а летом и тропический воздух.
М. Почвы чернозёмные.
2. География. 5 класс Тема «Методы географических исследований».
1
Использование дополнительной литературы
Модель 2. На формирование понимания изучаемого материала.
1)Тема «Воздушные массы и атмосферные фронты» География 8 класс.
Задание 1. Дать определение понятий по теме.
Задание 2. Прочитать текст и заполнить таблицу:
Сравнение атмосферных фронтов.
Тип атмосферного фронта | Особенности движения и взаимодействия воздушных масс | Характерная погода при прохождении фронта |
1.Холодный | Образуется при перемещении холодного воздуха в сторону тёплого. Воздух холодный, идёт по поверхности, выталкивая тёплый воздух . Тёплый воздух (лёгкий)поднимается к верху. Движется быстро. Происходит конденсация воздуха, образуются кучевые облака | Сопровождается резким шквальным ветром, сильным ливнем и грозами. Затем наступает сухая и тёплая погода летом; сухая, морозная погода зимой. |
2 Тёплый | Образуется при активном движении тёплого воздуха в сторону холодного. Тёплый воздух, лёгкий, накатывает на волну холодного воздуха. Фронт движется медленно. Появление перистых облаков, затем слоистых облаков. | Сопровождается потеплением, выпадение обложных, моросящих осадков. Приносит ухудшение погоды. Устанавливается тёплая, но сырая и пасмурная погода. |
2)Тема «Виды горных пород» 6 класс.
Составление схемы по теме.
1.Составить таблицу по теме:
3.Тема «Система географических координат» 6 класс.
Используя текст параграфа, составить понимание географических понятий.
1).Географическая широта.
Линии- экватор, параллели. Г.Ш.-координата объекта- показывает расстояние от экватора до заданной точки; измеряется в градусах; измеряется от 0 до 90°; бывает северная и южная.
2).Географическая долгота.
Линии –меридианы. Г.Д.-координата объекта- показывает расстояние от Гринвичского меридиана до заданной точки; выражается в градусах; измеряется от 0до180°; бывает западная и восточная
4.Тема «Городская форма расселения». География 9 класс.
Выполнить задания:
1.Расставьте города –миллионеры в порядке их следования с запада на восток.
Город | Численность населения на 1.01.2013 | Город | Численность населения на 1.01.2013 | Город | Численность населения на 1.01.2013 |
Москва | 11612943 | Самара | 1171685 | Уфа | 1072291 |
Санкт-Петербург | 5030900 | Казань | 1176187 | Волгоград | 1018830 |
Новосибирск | 1523801 | Омск | 1160670 | Пермь | 1013890 |
Екатеринбург | 1396074 | Челябинск | 1156471 | Красноярск | 1016385 |
Нижний Новгород | 1259921 | Ростов-на Дону | 1103700 | Воронеж | 1003638 |
2..Перечень федеральных округов России по количеству городов-миллионеров
Приволжский ФО-5; Сибирский ФО-3; Уральский ФО-2; Южный ФО-2; Центральный ФО-2; Северо-Западный ФО-1; Северо-Кавказский ФО-
Модель 3. На формирование умений и навыков.
1)География 8 класс.
Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте».
1.С помощью карт распределения летних и зимних температур (рис.56 и 57), рассчитайте годовые амплитуды изменения температуры воздуха для Москвы, Красноярска, Читы и Якутска. Объясните выявленные причины сходства и различия
2.С помощью карты (рис.58) определите коэффициенты увлажнения для Москвы, Красноярска, Читы и Якутска. Объясните выявленные причины сходства и различия
.Используя карты атласа, определите типы климатов в Москве, Екатеринбурге, Якутске, Магадане Владивостоке
2.Используя климатограммы в картах атласа, определите:
1).город с наибольшей годовой амплитудой температур;
2). город с наименьшей годовой амплитудой температур;
3). Город с наибольшим среднегодовым количеством осадков
4). Город с наименьшим среднегодовым количеством осадков
3. Рассмотрите фрагмент синоптической карты России и ответьте на вопросы: 1).Карта погоды составлена на _________________( число). В каком из показанных на карте городов в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание ( или потепление). Какой из перечисленных городов (…..) может находиться в зоне действия антициклона (циклона).
2.Тема «Форма, размеры и движения Земли» География . 5 класс
Модель 4 . На развитие внимания.
1. Тема «Движение земной коры»6 класс. Продолжить предложенный текст. Самостоятельная работа.
І. Закончите предложение.
1.Место на глубине, где образуются разрыв и смещение горных пород, называется _______________
2.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения, называется _________
3.Прибор, записывающий малейшие сотрясения земной коры, называется ______
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2 3.Что на рисунке обозначено цифрами 3, 4
3
1
4
2
2
3. География 8 класс тема «Природные зоны России»
Укажите правильную последовательность природных зон на территории России.
А) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь -пустыня;
Б) арктическая пустыня -тундра –лесотундра –тайга –смешанные и широколиственные леса - лесостепь –степь –полупустыня-пустыня;
В) арктическая пустыня -тайга –лесотундра –лесостепь –степь;
Г) арктическая пустыня –тундра –тайга –степь.
Модель 5 « На развитие мировозрения.
1).Тема: «Климаты Земли». 7 класс
Задание 1. Прочитайте текст. В каждом абзаце определите главную мысль, запишите ее в тетрадь.
Климат и человеческое общество.
Деятельность человеческого общества в сильной степени зависит от климата, но, чем выше развитие общества, чем больше достижения науки и техники, тем меньше становится эта зависимость, хотя исчезнуть совсем она не может.
Климат способствует возделыванию сельскохозяйственных культур и плодовых деревьев, разведению животных и т.д., а в некоторых местностях затрудняет или исключает эту возможность. Осваивая природные богатства люди не могут не считаться с климатом. Сейчас человек живет на Земле всюду, даже в таком климате, как антарктический. Но это стало возможно потому, что появились самолеты и океанские суда, способные регулярно преодолевать пространство, отделяющее Антарктиду от других материков, а также потому, что люди создали все необходимое для жизни в столь суровых климатических условиях.
Человечество постоянно, сознательно или стихийно, изменяет климат, и, чем выше уровень развития человеческого общества, тем сильнее и целенаправленнее его влияние на климат. Поскольку человек не в состоянии изменить количество солнечной радиации, поступающей на Землю, не в состоянии повернуть мощные воздушные потоки, влияние это осуществляется через посредство подстилающей поверхности. При этом изменениям подвергается главным образом микроклимат (в результате уничтожения участков леса и, наоборот, насаждения лесных полос, создания водоемов и т.д.) Местные особенности климата могут измениться на большом пространстве; однако это не вызовет изменений макроклимата. Для того чтобы это произошло, нужно, например, изменить направление океанских течений, уничтожить ледяной покров Северного Ледовитого океана или растопить льды Антарктиды и т.п.
Существует немало проектов искусственного изменения макроклимата. Пока они технически неосуществимы, но развитие науки и техники непрерывно увеличивает возможность их осуществления. Однако прежде, чем тот или иной проект будет принят, необходимо учесть все изменения в географической оболочке, которые может вызвать претворение его в жизнь. Нужно помнить, что изменения одного компонента природы неизбежно повлекут за собой изменения других компонентов, а следовательно, и изменение природных комплексов в целом. Если эти изменения в одних районах окажутся благоприятными, то сопряженные с ними нарушения состояния природных комплексов в других районах могут быть просто вредными. Для правильного решения вопроса о преобразовании климата в каждом конкретном случае требуются серьезные географические исследования.
Задание 2. Включите воображение:
Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).
Представьте себе, что Вы – существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться?
Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты?
2).Создание и описание гипотетического материка по плану описания материка.
1.Географическое положение материка
2.Геологическое строение и рельеф.
3.Климатические условия.
4.Гидрография
5. Природные зоны.