Урок по алгебре на тему «Решение показательных уравнений» (11 класс)
Тарасова Н.Н.
Урок алгебры в 11 классе
Тема урока: «Решение показательных уравнений».
Цель урока:
- продолжить работу над формированием умений решать показательные уравнения основными методами: методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
- уметь применять методы решения показательных уравнений на практике., подготовка к ЕГЭ.
Задачи урока.
образовательная:
Создать условия , в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценить свои возможности и знания.
развивающая:
Развитие умений и навыков в применении знаний в конкретной ситуации;
Развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать свои мысли;
воспитывающая:
Воспитание познавательного интереса к предмету, любовь к поисковым решениям;
Воспитание навыка самоконтроля и взаимного контроля;
Воспитание культуры общения, умения работать в коллективе взаимопомощи;
В ходе урока учащиеся приобретают:
умение пользоваться опорными знаниями, систематизировать полученные знания;
умение выделять основное в теме и делать обобщения;
навыки творческого подхода к решению практических задач.
Методы обучения: самоконтроль и взаимоконтроль; метод организации дискуссии; проблемная ситуация.
Тип урока: комбинированный урок усвоения, обобщения и систематизации знаний по теме.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Урок я хочу начать притчей: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
2. Постановка цели урока. (Слайд1. )
Эпиграфом к нашему уроку станут слова
"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".
Как вы это понимаете? ( работали активно, а уходя с урока, унесли как можно больше знаний. )
На прошлом уроке мы познакомились с ??? ( Показательными уравнениями) слайд 2
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, и какие поставите вы цели? Повторить, отработать и обобщить способы решения показательных уравнений.
( слайд 3) т. Е. сегодня применим полученные знания на практике.
3. Повторение теории
Функцию, какого вида называют показательной?( Функция вида у = а х , где а >0, а≠1)
( слайд 4)
В каких четвертях расположен график показательной функции?( В первой и второй координатной четвертях)
При каком значении а показательная функция убывает?( При 0<а<1) слайд 5)
При каком значении а показательная функция возрастает? ( При а>1)
5. Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными: ( Слайд 6)
А) у=3 ;Б) у= х. ; В) у=х ;Г) у=( ) ; Ответ: А); Г).
6. Какие из заданных функций являются возрастающими и какие, убывающими?
А) у=6 ;Б) у=(0,1) ;В) у=( ); Г) у=π . Ответ: А); В); Г).
7. Какие уравнения называются показательными? ( Слайд 7)
( Уравнения вида аf(x) =ag(x),где а- положительное число, отличное от 1,
и уравнения ,сводящиеся к этому виду) ( Слайд 8)
8. Основные методы решения показательных уравнений. ( слайд 8)
Актуализация знаний
Показательные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменов. И в современных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ эти задания присутствуют, как в первой, так и во второй частях.
Самая большая трудность - это увидеть степень числа.
1.Представь в виде степени: ( Слайд 9)
а) 25=5 ⃰ г) 64=2 ⃰ ж) 81=9 ⃰
б) 125=5 ⃰ д) 1000=10 ⃰ з) 81=3 ⃰
в) 32=2 ⃰ е) 27 = 3 ⃰ и) 216=6 ⃰
а)
б) д)
2. Также нам могут понадобиться на уроке следующие формулы: (Слайд 10 )
Свойства степени ; ; ; ; ; |
3. Прототип В9 ( В10)- № 164, 165
(Свойства степеней: Слайд 11 ) )
a) 3X * 32 = 3x+2
b) 2x+3 = 2x * 23
2) Вынести общий множитель за скобку:
4x + 4x+2 = 4x + 4x * 42 = 4x(1+42) = 4x * 17
10x-1 + 10x =10x-1(1 + 101) = 10x-1 * 11
Формирование умений и навыков.
Давайте вспомним методы решения показательных уравнений.
Метод уравнивания показателей.
Он основан на теореме о том, что уравнение а f( x)= a g(x) равносильно уравнению f(x)=g(x) ,где а- положительное число, отличное от 1.
(Слайд 12- 13)
А) Решение показательных уравнений из ЕГЭ. (Слайд 14) ( 3 человека у доски №2,4,6
Решить уравнение.
1) 3) 2)
4) 5) 6)
остальные выборочно по 3 уравнения. Взаимопроверка.
Разложение на множители ( Слайд 15)
№ № 40.13 (а; б).(2уч-ся )
Решение:
а) 3x – 3x + 3 = –78; 3x – 27 · 3x = –78;
3x (1 – 27) = –78; 3x · (–26) = –78;
3x = 3; 3x = 31; x = 1.
Ответ: а) х = 1
б) 52x – 1 – 52x – 3 = 4,8; · 52x – · 52x = 4,8;
52x = 4,8; 52x · = 4,8;
52x = 4,8 : 0,192; 52x = 25; 52x = 52; 2x = 2; x = 1.
Ответ: б) х = 1.
Метод введения новой переменной.
Он основан на том, что переписываем данное уравнение в новом виде, позволяющем ввести новую переменную.
№ 40.15 (б)- разбираем подробно на доске по слайду 16
3 · 9х – 10 · 3х + 3 = 0.
3 · 32х – 10 · 3х + 3 = 0.
Пусть 3х = t, t > 0, тогда уравнение примет вид 3t2 – 10t + 3 = 0.
D = (10)2 – 4 · 3 · 3 = 100 – 36 = 64.
t1 = = 3; t2 = ;
3х = 3; 3х = ;
х = 1. х = –1.
Ответ: –1; 1. Сверяем (слайд 16)
Функционально-графический метод. ( Слайд 17-18)
Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций.
Уравнения, решаемые графически.
( 1/3 )x = х+1
- Рассмотрим функции у = ( 1/3 )x и у = х + 1. Первая убывающая, а вторая возрастающая. Значит, графики этих функций могут пересечься не более чем в одной точке. Поэтому данное уравнение имеет не более одного корня, который можно подобрать подбором.
Ответ : х = 0
2. Изучение нового материала
Рассматриваем упражнение № 40.19 (а)- проблема!
2х = 3х.
Уравнения вида . (Слайд 19-20)
af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).
2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.
3. На этом приеме основывается метод решения однородных показательных уравнений.
Их можно «узнать» по наличию нескольких оснований степени, входящих в уравнение.
№ 40.27 (а)- разбираем на доске подробно
3 · 22x + 6x – 2 · 32x = 0;
3 · 22x + 2x · 3x – 2 · 32x = 0 / : 32x
3 · – 2 · = 0;
3 · – 2 = 0.
Как видим, алгоритм решения однородных уравнений достаточно прост:
I шаг. Представляем все степени в виде степеней только с двумя основаниями.
II шаг. Делим обе части уравнения на одну из степеней.
III шаг. Получаем показательное уравнение с одним основанием степени (дробным) и решаем его методом подстановки.
Итоги урока
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного".
Мне хотелось , чтобы каждый из вас ушел с урока с тем багажом знаний , который ему пригодиться не только на ЕГЭ , но и в жизни.
-достигнуты ли цели урока?
- давайте вспомним, какие уравнения называются показательными и какими способами их можно решить.
7. информация о домашнем задании
Тесты ЕГЭ, прототип В10 ( В12)
задание№5 №13-пр,№7№17-база
Все эти знания нам пригодятся на ЕГЭ в №13. – Домашняя работа.
2. А)Решите уравнение: 10sinx = 2sinx · 5-cosx
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [-5п/2; -п]