12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раньжева Надежда Ивановна35
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искуcству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук.
Россия, Брянская обл., Брянск
1

Урок - лабораторная работа:«Приготовление растворов определенной концентрации»


                                                           Тема работы:
                         «Приготовление растворов определенной концентрации».
   Цели урока:

-Закрепить знания учащихся о важнейших химических понятиях: массовая доля растворенного вещества, масса раствора, масса вещества, насыщенный и ненасыщенный, концентрированный и разбавленный растворы;

-Повторить основные правила действия с размерными величинами, закрепить понятие о проценте;

-Показать взаимосвязь теоретического и фактического материала, а также оформить решение задачи в отчете практической работы;

-Обучить учащихся важным лабораторным операциям: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;

-Совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов;

-Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности при обращении с химическими реактивами.

Тип урока: урок - практическая работа

Организационная форма: урок-исследование

Методы: частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, рычажные весы с разновесами.

коническая колба

химический стакан

ложечка для взятия веществ

мерный цилиндр

рычажные весы с разновесами



ХОД УРОКА

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М. В. Ломоносов)

 1.Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать словами великого русского ученого М.В.Ломоносова «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Это действительно так, поэтому сегодня у нас необычный урок – урок - лабораторная работа, урок-исследование. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе с веществами.

Требования техники безопасности

  • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.

  • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат.

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.

  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,

  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.

  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.

  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.

  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.

  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, сдать оборудование и реактивы и грязную посуду сдать лаборанту или учителю.

  • Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

   Учитель: Выполнять практическую работу вы будите, работая в парах. Каждая пара получает карточку с записанной задачей, её необходимо решить, так как на этом решении строится вся практическая работа.

Задача на карточке. Необходимо приготовить 120 граммов 35% раствора поваренной соли, Сколько граммов соли и воды надо взять для приготовления данного раствора?

   Учитель: Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним правила работы с ними.



ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ

  • 1.Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

  • 2.Взвешиваемое вещество кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

  • 3.Во избежание порчи весов взвешиваемое вещество и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

  • 4.На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.

  • 5.Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.

  • 6.Уравновесив вещество, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.

  Учитель: При выполнении практической работы можно пользоваться карточкой – инструкцией, которая лежит у каждого на столе.


Карточка- инструкция для лабораторной работы:

« Приготовление раствора с определенной массовой долей растворённого вещества.»

Рассчитать массу твёрдого вещества (соли) и объем воды, необходимой для приготовления указанного в задании объёма раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Соберите весы:

а) ввинтите металлический стержень в основание;

б) закрепите муфту на стержень;

в) закрепите в муфте коромысло с чашами.

Поместите на левую чашу весов лист фильтровальной бумаги и уравновесьте весы, размещая разновесы на правой чаше.

Поместите соль на фильтровальную бумагу и с помощью весов взвесьте рассчитанную её массу.

Перенесите навеску соли в колбу.

Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объем воды.

Внимание :

При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.

Перелейте воду из цилиндра в колбу с навеской соли.


 Учитель: Данная практическая работа должна быть оформлена так же, как вы оформляете все практические работы, то есть делаете таблицу, состоящую из трех колонок:

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы

В данной графе кратко описать ход выполняемой работы

В этой графе должны быть рисунки с пояснением (рисунки можно взять из карточки-инструкции)

Записано условие и решение данной задачи, сделан вывод.

1. Каждая группа приступает к выполнению своего задания.

2. Группы завершают работу, сдают отчеты о проделанной работе.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель: Мы начали лабораторную работу словами  М.В.Ломоносова, я хочу закончить её тоже словами М.В.Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением ».

( карточка-инструкция взята из книги НазаровойТ.С.,Грабецкого А.А.,Лавровой В.Н."Химический эксперимент в школе", М.,"Просвещение".)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.