Урок-лабораторная работа «Приготовление растворов определенной концентрации» по химии в 8 классе
- Тема работы:
Цели урока:
-Закрепить знания учащихся о важнейших химических понятиях: массовая доля растворенного вещества, масса раствора, масса вещества, насыщенный и ненасыщенный, концентрированный и разбавленный растворы;
-Повторить основные правила действия с размерными величинами, закрепить понятие о проценте;
-Показать взаимосвязь теоретического и фактического материала, а также оформить решение задачи в отчете практической работы;
-Обучить учащихся важным лабораторным операциям: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
-Совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов;
-Закрепить знания учащихся о правилах техники безопасности при обращении с химическими реактивами.
Тип урока: урок - практическая работа
Организационная форма: урок-исследование
Методы: частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Оборудование: коническая колба, химический стакан, ложечка для взятия веществ, мерный цилиндр, рычажные весы с разновесами.
коническая колба
химический стакан
ложечка для взятия веществ
мерный цилиндр
рычажные весы с разновесами
ХОД УРОКА
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М. В. Ломоносов)
1.Организационный момент. Постановка проблемы и задач урока.
Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать словами великого русского ученого М.В.Ломоносова «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Это действительно так, поэтому сегодня у нас необычный урок – урок - лабораторная работа, урок-исследование. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе с веществами.
Требования техники безопасности
Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат.
Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, сдать оборудование и реактивы и грязную посуду сдать лаборанту или учителю.
Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Учитель: Выполнять практическую работу вы будите, работая в парах. Каждая пара получает карточку с записанной задачей, её необходимо решить, так как на этом решении строится вся практическая работа.
Задача на карточке. Необходимо приготовить 120 граммов 35% раствора поваренной соли, Сколько граммов соли и воды надо взять для приготовления данного раствора?
Учитель: Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним правила работы с ними.
ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ
1.Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
2.Взвешиваемое вещество кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
3.Во избежание порчи весов взвешиваемое вещество и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
4.На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
5.Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
6.Уравновесив вещество, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
Учитель: При выполнении практической работы можно пользоваться карточкой – инструкцией, которая лежит у каждого на столе.
Карточка- инструкция для лабораторной работы:
« Приготовление раствора с определенной массовой долей растворённого вещества.»
Рассчитать массу твёрдого вещества (соли) и объем воды, необходимой для приготовления указанного в задании объёма раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Соберите весы:
а) ввинтите металлический стержень в основание;
б) закрепите муфту на стержень;
в) закрепите в муфте коромысло с чашами.
Поместите на левую чашу весов лист фильтровальной бумаги и уравновесьте весы, размещая разновесы на правой чаше.
Поместите соль на фильтровальную бумагу и с помощью весов взвесьте рассчитанную её массу.
Перенесите навеску соли в колбу.Отмерьте мерным цилиндром вычисленный объем воды.
Внимание :
При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
Перелейте воду из цилиндра в колбу с навеской соли.
Учитель: Данная практическая работа должна быть оформлена так же, как вы оформляете все практические работы, то есть делаете таблицу, состоящую из трех колонок:
Что делал? | Что наблюдал? | Выводы |
В данной графе кратко описать ход выполняемой работы | В этой графе должны быть рисунки с пояснением (рисунки можно взять из карточки-инструкции) | Записано условие и решение данной задачи, сделан вывод. |
2. Группы завершают работу, сдают отчеты о проделанной работе.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель: Мы начали лабораторную работу словами М.В.Ломоносова, я хочу закончить её тоже словами М.В.Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением ».
( карточка-инструкция взята из книги НазаровойТ.С.,Грабецкого А.А.,Лавровой В.Н."Химический эксперимент в школе", М.,"Просвещение".)