Урок чтения: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» (2 класс)
Тема урока: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Цели урока: создать условия для знакомства с русской народной сказкой "Дети Деда Мороза".
Задачи:
• развивающие: развивать речь обучающихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность;
• воспитательные: воспитывать нравственность младших школьников через анализ содержания художественного произведения, воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, внимательности, уважению чужого мнения.
• обучающие: познакомить с русской народной сказкой «Дети Деда Мороза», её содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку). продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжат работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизируют "вдумчивое чтение".
Метапредметные:
• Познавательные УУД: формирование умения сравнивать и сопоставлять, устанавливать логические связи между изучаемым материалом и материалом для речевых высказываний.
• Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
• Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать учителя и одноклассников, допускать существование разных точек зрения на обсуждаемую тему.
• Личностные УУД :формирование потребности к получению новых знаний, освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Постановка темы и цели урока
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
- Вы догадались, куда мы отправимся в гости? Да, ребята верно, молодцы.
- В сказку.
III. Актуализация знаний
-Как вы думаете, много ли сказок на свете?
Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете.
-А почему мы их любим?
-Предположите, с каким жанром мы сегодня будем знакомиться?
Верно, это сказка
-Какие 2 вида сказок мы знаем?
-Чем различаются народные и литературные сказки?
Послушайте отрывки из сказок и скажите, какая это сказка и кто её автор?
1. «Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали»
2. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать».
3. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…»
-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!
IV. Открытие новых знаний
- Ребята, настало долгожданное и любимое время года одного из сказочных героев. А вот кто это догадаться помогут подсказки.
Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.
Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.
Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге
- О ком же будете читать сегодня?
Откройте учебник на с. 140 ,прочитайте тему урока
- Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?
-Какие дети могут быть у Деда Мороза?
- А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку?
- Что для этого мы должны с вами уметь?
- Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?»
- Садимся как слушатели. Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту. Если есть непонятные слова, то подчеркните их
Чтение учителя
- Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор.
- Есть ли непонятные слова?
Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.
Нагнал – собрал в одном месте.
-А какие чувства возникли в вашем сердце?
V. Закрепление
- Теперь поработаем с текстом в учебнике. Вы будете читать сказку вслух, цепочкой, друг за другом
-Найди ответ в тексте и прочитай.
- Сколько детей было у Деда Мороза?
- Зачем Мороз собрал своих детей?
-Как помог людям ветер?
-Что сделал лед? иней?
- А вот какую работу выполнила Снежинка?
- Почему отец особенно похвалил Снежинку?
-Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.
-Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.
- В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней?
- Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки
- Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И за это фотограф получил прозвище, как вы думаете какое? «Снежинка»..
VI. Домашнее задание
Предлагаю вам выбрать самостоятельно, то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам.
А может, кто-то из вас выполнит все задания
-1)подробный пересказ
2)- подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям
3)- творческое задание: сочинить свою сказку по рисунку
VII. Итог урока. Рефлексия
- С каким произведением мы познакомились?
Оцените свою деятельность: продолжи предложение.
Я понял…
Я узнал…
Мне понравилось…