Материал на проверке

План–конспект урока экономики в 10 классе «Каждый платит налоги»

3
0
Материал опубликован 2 October 2015

План – конспект урока экономики в 10 классе «Каждый платит налоги». Романова Ирина Евгеньевна, учитель МБОУ «СШ № 5» города Смоленска, учитель экономики высшей квалификационной категории.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы урока: словесные, практические, наглядные.

Цели урока:

  • образовательные: дать определение понятию налоги, познакомить учащихся с  видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе, доказать необходимость уплачивать налоги;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления, уметь применять полученные знания в жизни;
  • воспитательная: формирование правильного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация,  рисунки учащихся, выставка литературы.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Слайд 1,  2

«Налоги – это цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе". Американский писатель Оливер Уэнделл Холмс

Учитель: наш урок будет продолжением  уже ранее начатого разговора о государственном бюджете. Вспомним, как мы анализировали доходы и расходы семьи. Мы говорили, что у каждой семьи есть свой бюджет, в котором сводятся ее расходы и доходы. Точно также и у государства есть бюджет, в котором находят отражение поступления и расходы государственных органов. Анализ расходов семьи показал, что значительная доля идет на выплату налогов в государственные органы. Налоги являются основным источником поступлений в государственный бюджет.

 

Слайд 3-4

Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда необходимо потратить деньги. В случае с государственными расходами ситуация еще сложнее. Выбрать на какие направления потратить денег больше из государственного бюджета, нелегко. На слайде презентации мы видим, на какие основные направления государство расходует средства.

Мне хочется продолжить наше путешествие по стране «Экономика» с семьей Саши Лапина. И так, очередной сюжет из жизни семьи Лапиных (используется учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. «Экономика»М, АСТ, 1999 год)

(Саша Лапин задерживался у приятеля до вечера и поэтому опаздывал к ужину. Однако, вбежав в квартиру, он с удивлением увидел, что ужин еще не начался: мама с дедушкой смотрели  по телевизору какой – то сериал, а бабушка вязала.

- Папа хотел зайти в налоговую инспекцию и придет попозже, – увидев недоуменное Сашино лицо, сказала мама.

- Надо же, сколько лет прожила, а про налоговую инспекцию не слышала, – вздохнула бабушка.

- Налоги, налоги – за год почти целая зарплата на них уходит, – мама явно была не в духе, – кому это надо? Да и наш директор жалуется – ничего не остается на строительство нового цеха – все приходится государству отдавать.

К разговору присоединился дедушка, полковник в отставке. Дедушка любил порядок и в подобных спорах всегда поддерживал государство и правительство. Вот и на этот раз слова мамы не оставили его равнодушным:

- Если не будет налогов, тогда не будет  и бесплатных поликлиник и школ.

- Лучше бы каждый получал все, что заработал, а потом сам платил: и за продукты, и за лечение, и за школу, - продолжала настаивать мама.

- А откуда бы тогда брались деньги в государственном бюджете?

 Мама задумалась, было видно, что доводы дедушки несколько поколебали ее решительность, но не убедили до конца.

- Ну хорошо, я плачу большие налоги, а кто – то практически ничего не платит, а зарплата бюджетников почти у всех одинаковая? – И вообще, как подумаешь, сколько денег уходит на налоги, так работать и не хочется.

- Что верно, то верно, - пробормотал  дедушка. – Налоги у нас высокие. Вот у меня знакомые в прошлом году хотели открыть фирму, а когда подсчитали, сколько надо будет платить налогов, отказались. Подождем, говорят, пока налоги снизят.

В это время раздался звонок в дверь. Пришел отец, и вся семья села ужинать).

И так, вы уже поняли, что тема нашего урока – налоги.

Учитель:  рано или поздно с проблемой уплаты налогов сталкивается каждый. И так дадим определение налогам. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 Налогового Кодекса РФ). Слайд 5

А как вы думаете, когда появились налоги?

 

Ученик:  Слайд 6

Поначалу налоги платили только побежденные народы и низшие слои населения. Основным источником доходов княжеской казны  в 9 веке была дань. Это был, по сути, систематический  прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в  Киеве  занялся  установлением дани  с  подвластных  племен.  Дань  взималась  двумя  способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало  в  форме  торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз  через  реку, за право иметь склады. После татаро-монгольского  нашествия  основным  налогом  стал «выход», взимавшийся сначала баскаками -  уполномоченными  хана,  а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой  мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в  своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме  «выхода»  было  еще  несколько  ордынских  тягот. В результате, взимание  прямых  налогов  в  казну  самого   Русского государства  было  уже  невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была  прекращена Иваном III  (1440-1505)  в  1480  г.,  после  чего  вновь  началось создание финансовой  системы Руси. В  качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных  крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.  Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых  были  таможенные  и  винные.

Петр I развернул борьбу с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен "Бородовой знак", который представлял собой металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты надписи: на одной стороне – "Деньги взяты", на другой – "Борода - лишняя тягота". Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 р., Первостатейные купцы - 100 р., рядовые торговцы - 60 р. Горожане - 30 р. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из него. Россия всегда "славилась" своими дорогами. Петр I в 1705г. принял решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем.

С дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин со служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см), со второго – по два камня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца. Купцы и крестьяне, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по 3 камня с гусиное яйцо и песок. "С мира по камню – Москве мостовая".

 Соляной бунт вспыхнул в Москве в июне 1648г. Администрация города установила дополнительный грошовый налог на соль. И попыталась ужесточить дисциплину по сбору недоимок, то есть неуплаченных налогов. А городская беднота и без того страдала от произвола корыстных чиновников, которые вымогали взятки. Терпение лопнуло. На сторону народа встали стрельцы. Потребовали от царя выдачи Леонтия Плещеева, он был судьей Земского приказа. Затем – создателя солевого налога Назария Чистова и фактически всех правителей государства: боярина Бориса Морозова, его шурина и дьяка Траханиотова. Дворы их были разгромлены. В Китай-городе и белом городе вспыхнул пожар. Тогда царь Алексей Михайлович, выйдя в Кремле к народу, обещал произвести следствие и наказать виновников.

Царь понял, что входить в конфликт с народом нельзя. Но самое главное – указом Алексея Михайловича "были отложены" взыскания недоимок и физические наказания за них. К концу августа бунт был подавлен, все главари наказаны.

Налог с плодовых деревьев при Хрущеве, введение которого привело к повсеместной вырубке садов.

В 1765г. термин "налог" употребил русский историк А. Поленов (1738–1816 гг.) в своей работе "О крепостном состоянии крестьян в России". А с XIX в. этот термин стал в России основным.

 

Учитель: Слайд 7   обратите  внимание на презентацию. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…Как вы думаете, что общего во всем этом? Со всего этого в разные времена платили налоги. На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения.

 

Учитель: Слайд 8

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим и запишем в тетрадь.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Что же такое налоговая система? По мнению  Альберта Эйнштейна

«Самая сложная для понимания в мире вещь - это система налогов».

 Давайте обратимся к презентации Слайд 9  и попытаемся ответить на этот вопрос.

Выслушиваются ответы обучающихся.

Налоговая система РФ создана в 1990 году в сложных условиях становления рыночной экономики. С принятием в 1991 году закона «О налоговых органах РФ» были определены задачи, права и обязанности налоговых органов. В годы формирования налоговой системы всего насчитывалось более 50 видов налогов и сборов. На сегодняшний день существует 14 налогов и сборов.

Налоговая система – это вся совокупность действующих в государстве существенных условий налогообложения, налоговая политика государства, система налоговых органов, формы и методы налогового контроля, порядок распределения налогов по бюджетам, совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государств.

Обязанность по уплате налогов реализуется в рамках налоговых отношений, участниками которых являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов, с другой.

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а налогоплательщик – платить законно установленные налоги.

Ученик: На Слайде 10 презентации  определены отрасли экономики, за счет которых в бюджет страны поступает основная доля денежных средств в виде налогов. И самая большая доля налоговых поступлений приходится на сектор экономики «Добыча полезных ископаемых»

Учитель: В РФ действует трехуровневая налоговая система. Налоги, поступающие в федеральный, региональные и местные бюджеты, образуют единый бюджет государства.

 

Слайды 11, 12, 13, 14

Налоги выполняют следующие функции: Слайд 15

Фискальную – налоги являются источником формирования бюджета страны.

Распределительную – перераспределение налоговых доходов между различными категориями населения.

Регулирующую – достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально – экономического развития страны.

Поощрительную – признание государством особых заслуг граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям России и другим категориям граждан)

Учитель: 

пример из нашей книги о налоговых льготах

( Вечером, когда Лапины вернулись с дачи, папа сказал Саше:

- Да, чуть не забыл. Ты не мог бы завтра в школе взять справку, что ты учишься в седьмом классе?

- А зачем она тебе нужна? – заинтересовался Саша.

- В инспекции мне сказали, что если у меня есть дети – школьники, я имею право на льготы по налогу. Может быть, ничего не придется доплачивать.

Саша обрадовался возможности помочь отцу. «То – то удивится Вера Борисовна, когда я ей скажу, что мне нужна справка в налоговую инспекцию», – думал он. Но на следующий день, когда он попросил учительницу написать ему справку, она спросила:

– Для налоговой инспекции?

Оказалось, что такие справки уже взяли многие мои товарищи.

Учитель: Существует несколько классификаций видов  налогов, мы разберем прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Их конечным плательщиком является владелец имущества. Примеры прямого налога: подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог с наследства, дарений.

Косвенные налоги включаются в цену товара или услуги. Их конечным плательщиком является потребитель этого товара или услуги. Примеры косвенных налогов: акцизные сборы, НДС, таможенные пошлины.

Объяснение сопровождается слайдами презентации № 16, 17,18, 19, 20

НДС широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 80 странах. Единственное из развитых государств, где такого налога нет – это США. В большинстве же стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов.

Акцизы. Акцизы – это налоги на "греховное поведение". Подакцизные товары – сигареты, спиртные напитки. Акцизами облагаются и ювелирные изделия, ковры, меха, ГСМ. Налоговые ставки: а) 10 р. 50 к. за 1 л. вина шампанского и вина; б) 14 руб. за 1 шт. сигар; в) 14 р. за 1 л.с. легкового автомобиля с мощностью двигателя 90-150 л.с. (67,5-112,5 кВт); г) 2 460 руб. за 1 тонну автомобильного бензина с октановым числом до 80.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объект налогообложения - все доходы, полученные в РФ и за ее пределами. Налоговые ставки: 9% - с дивидендов; 13% - на доходы резидентов; 30% - с нерезидентов; 35% - с выигрышей, призов выше 2 000 руб.

Единый социальный налог (ЕСН). Объект налогообложения - выплаты и иные вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг. Налоговая ставка – 26%.

 

Учитель: Слайд 21

Каждый  работающий граждан в соответствии со статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации  представляет в территориальные органы ФНС России по месту учета налогоплательщика на территории Российской Федерации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом,  Декларацию о доходах.

Учитель:  пример из нашей книги.

(На следующий день после обсуждения вопроса о том, платить или не платить налоги, семья Лапиных отправилась на дачу. По дороге папа делился впечатлениями от посещения налоговой инспекции:

- Кто бы мог подумать, что там будет так много народа! Я целый час простоял в очереди.

- Да, а мне в прошлом году надо было узнать про налог на дачу, и тогда в инспекции народа не было, - вспомнил дедушка.

- Просто скоро заканчивается срок подачи налоговых деклараций, поэтому сейчас там много людей, - выдвинула свою версию мама.

- Да, в очереди в основном все были с декларациями, - согласился отец Саши. – Стояла даже старушка лет семидесяти. Она сдает квартиру в аренду, а сама живет у дочери. Вот с доходов от аренды теперь платит налог. Но все равно, говорит, неплохое подспорье получается к пенсии.)

Хочу обратить ваше внимание на следующий слайд, на котором выведен сайт налоговой службы, куда может зайти каждый гражданин и задать интересующий его вопрос.

 

Слайд 22

 

Рефлексия. Слайд 23

Учитель: предлагает учащимся ответить на вопросы:

Зачем выплачивать налоги?

Если стоит, то зачем?

С какими новыми экономическими терминами мы познакомились и что они обозначают?

 

Слайд  24

Домашнее задание

Выполнить задание в тетрадях, ответив на вопросы:

1. Есть ли налоговые льготы в ваших семьях.

2. Какие виды налогов платят в вашей семье.

Творческое задание составить кроссворд, используя термины, которые мы сегодня изучили на уроке и те, которые вы знали ранее, о налогах.

( на «3» из 8 слов, на «4» из 10 слов, на «5» более 12 слов)


Литература.

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов / Александров, Иван Михайлович. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 318 с. – Библиогр.: с. 308 – 309.
  2. Автономов В.С., Азимов Л.Б. Экономика для школьников. Книга для учителя, Экономические новшества, 2008 год.
  3. Кириллова О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение: курс лекций. М.: Изд-во Экзамен, 2005
  4. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов  вузов. – М.:   Дашков и Ко, 2005
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии к последним      изменениям / Под ред. Г.Ю. Касьяновой (2-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2006. – 624 с.
  6. Познавательный журнал для старшеклассников «Мир налогов», Москва, 2010 год
  7. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. «Экономика»М, АСТ, 1999 год
Комментарии

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»

1 January 2021

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 22 января 2021 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

11 January 2021