12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булгакова Лариса Ивановна567
Я работаю в сельской школе. Мой стаж- 33 года. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена Почётная грамота Министерства образования Ставропольского края за заслуги в области образования, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Россия, Ставропольский край, с.Мирное Благодарненский район




Урок –игра «Экскурсия в сокровищницу языка»














Булгакова Лариса Ивановна,


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

13» с.Мирное, Ставропольский

край, Благодарненский район,


учитель русского языка и литературы

























с.Мирное, 2023 год



Пояснительная записка

Тема урока, актуальность темы, обоснование её выбора

Тему своего урока я сформулировала так: «Экскурсия в сокровищницу языка».

Актуальность данной темы состоит: богатая и разнообразная лексика русского языка собирается и описывается в словарях, поэтому на уроках русского языка учителю следует научить школьников работать со словарными статьями разных словарей, а также показать всё их разнообразие.

Речь современных школьников однообразна, «засорена» нелитературными выражениями, «пестрит» орфоэпическими и грамматическими ошибками. Поэтому одной из главных задач учителя – словесника является работа над обогащением словарного запаса школьников.

Класс: 7

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Роль и место урока в системе работы педагога

Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов нового третьего поколения по русскому языку, поэтому необходимо не просто научить школьника обращаться к словарю, но сделать так, чтобы это вошло в систему.

Навыки работы со словарями пригодятся ученикам на всех школьных предметах, в любой сфере жизни.

В связи с этим требуется целая система уроков, форм и методов работы, упражнений.

На уроках русского языка к словарям следует обращаться при изучении соответствующего материала по предмету, для лингвистических исследований, во время чтения произведений художественной литературы или создания собственной творческой работы. Словарь следует использовать для повышения культуры собственной речи, для её обогащения.

Стараюсь на каждом уроке использовать работу со словарями, а также проводить отдельные уроки, на которых даются задания, направленные на закрепление умений и навыков обучающихся получать необходимую информацию из словарных статей.

Данная методическая разработка урока русского языка - это занятие по обучению школьников выполнению заданий с использованием материалов различных словарей.

Цели урока:

- образовательная:

обогащение речи учащихся, осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также стилистических особенностей сферы их употребления;

- воспитательная:

воспитание всесторонне развитой социально – активной личности.

Задачи урока:

- формирование умения пользоваться различными словарями;

- изучение смысловых, выразительных и стилистических возможностей употребления грамматических форм слов;

- расширение активного словаря школьников, с учётом их возрастных возможностей;

- формирование личности учащегося, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

Планируемые результаты:

знать:

- виды словарей, их назначение;

уметь:

- пользоваться различными видами словарей;

- применять знания на практике;

- находить необходимую информацию в словарях и перерабатывать её;

- правильно употреблять слова в устной и письменной речи, пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Форма проведения:

Урок – экскурсия.

Используемые педагогические технологии, приёмы, методики:

1. Технология проблемного обучения

2. Групповое обучение

3. Личностно ориентированное обучение

4. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

5. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия школьниками учебного материала, создание ситуаций творческого поиска, который способствует решению проблем различными путями.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока

( методические, материально – технические, информационные)

Словари различных видов, ноутбуки для учащихся, раздаточный материал для работы групп, презентация.



Ход урока

Методический комментарий

Учащиеся делятся на 3 группы, ведут зачётный лист, в котором отражается работа каждого ученика.

Форма зачётного листа

Зачётный лист работы группы № _________________________

Фамилия, имя учащегося









Итого

Оценка

























































На столах ученических групп лежат различные словари, а также стоят ноутбуки для поиска необходимой интернет – информации. Каждая группа получает задание, которое выполняет с использованием этих источников. Обучающиеся сами выбирают, какой словарь может помочь им выполнить полученное задание.

Упражнения для групп одинаковые, изменяется только содержательный материал. Правильность выполнения заданий группы проверяют самостоятельно по «ключу», который учитель демонстрирует на экране, учащиеся имеют возможность получить консультацию педагога или одноклассников, выполняется анализ и исправление допущенных ошибок. Группа получает за каждое выполненное задание определённое количество баллов, таким образом проводится мониторинг знаний как на индивидуальном уровне (« Зачётный лист»),так и на групповом («Маршрутный лист»).

Форма маршрутного листа

Маршрутный лист группы _________________

Тема урока:________________________________________________________

Станция / задания

Результаты:

1. Толковая-растолковая / Эрудит


2. Иностранная /Лингвистический кроссворд

1).

2).


3. Орфографическая типография/ Корректор


4. Морфемная загадка /


5. Орфоэпический микрофон / Диктор


6. Фразеологическая путаница / Следователь

1).

2).


Итог:


Урок строится в форме «экскурсии по станциям». Каждая «станция» предполагает работу с конкретным словарём и имеет соответствующее разделу лингвистики название.

Эпиграф урока:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию Словарь!

Яков Козловский.

Слово учителя:

Словари – это копилка мудрости, научно доказанных истин, свидетели изменений языка с течением времени. Некоторые учёные посвящали написанию словаря всю свою жизнь.

Словари описывают слово с разных сторон (существует так много их разновидностей) и помогают не только писателям и поэтам, но и обыкновенным людям узнать что-то новое, приобщиться к «сокровищнице меткого народного слова», стать культурнее и грамотнее.

Ребята, вы любите путешествовать? А что дают вам путешествия?

Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию. Вам предстоит проделать маршрут по словарным «Станциям». На каждой «Станции» вашей команде нужно будет выполнить предложенное задание, для этого вы должны будете решить, какой словарь вам поможет (также можно пользоваться интернет – ресурсами). Результаты работы вносите в зачетный и маршрутный листы групп.

Итак, готовы? Садимся в наш комфортабельный автобус и в путь!

Работа в группах

Первая станция «Толковая - растолковая»

Задание под названием «Эрудит»

Найдите в словаре и раскройте значение слова (подчёркнутого) в следующем предложении:

Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства… (Бернард Мандевилъ)

Комментарий к заданию:1группа - подчёркнуто слово «милосердие», 2 группа – «добродетель», 3 группа – «узами».

За правильный ответ – 1 балл.

Вторая станция «Иностранная»

Задание «Лингвистический кроссворд»

Определите слово по данному значению

1 группа - лечебное заведение, куда больные приходят для консультации с врачом или принятия регулярных процедур.

2 группа – иностранец, прибывший в какую – либо страну на постоянное место жительства

3 группа –  жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу

Опираясь на словари, определите этимологию (происхождение) слова.

«Ключ» к заданиям:

1 группа - амбулатория (слово пришло в русский язык из немецкого языка, оно латинского происхождения ambulare «ходить»);

2 группа – – иммигрант (из латинского « вселяющийся»);

3 группа –Натюрмо́рт (из французского «мёртвая природа»);

Количество баллов: 1 балл за определение слова + 1 балл за его этимологию

Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов в предложениях из литературных произведений:

1 группа - «Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию…» ( Н. Теффи)

2 группа - «Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств?» (А.П.Чехов)

3 группа - «Это кто ж там такой вышедший?» - «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (М. Зощенко)

«Ключ» к заданию: 1группа анатомы.; 2 группа - эмблему; 3 группа – президиум;

За правильный ответ- 1 балл.

Третья станция «Орфографическая типография»

Задание «Корректор»

В словах иноязычного происхождения часто ошибочно определяют род. Определите род имен существительных, вставьте пропущенные буквы.

Популярн.. конферансье, секретн… досье, проказлив.. шимпанзе, хрустальн… бра, красив… мадемуазель, изысканн… меню, военн… атташе, знаменит… маэстро"

«Ключ» к заданию: популярный конферансье секретное досье, проказливый шимпанзе, хрустальное бра, красивая мадемуазель, изысканное меню, военный атташе, знаменитый маэстро

Количество баллов: за каждую ошибку убирается 1 балл от 8.

Четвёртая станция «Морфемная загадка»

Пользуясь словарем, объясните различия в значении слов. Выделите морфему, изменяющую значение слов.

1 группа : выгода – выгодность;

2 группа: выплата – оплата;

3 группа: глинистый – глиняный;

«Ключ» к заданию:

1 группа

Выгода — прибыль, доход, извлекаемый из чего-либо;  польза. Примеры: продать с выгодой; подсчитать, рассчитать выгоду.

Выгодность —  свойство, являющееся выгодным. Примеры: выгодность условий, положения, ситуации. ( Изменение суффиксов)

2 группа

Выплата  действие по глаголу «выплатить». Пример: Выплата зарплаты.

Оплата деньги, выплачиваемые за что-то. Пример: Оплата почтовых расходов. ( Изменение приставок)

3 группа

Глинистый — содержащий глину, изобилующий глиной. Примеры: глинистые почвы; глинистый сланец, грунт.

Глиняный – сделанный из глины. Примеры: глиняная посуда; глиняный черепок, горшок; глиняный очаг; колосс на глиняных ногах. ( Изменение суффиксов)

Количество баллов: 2 балла за объяснение значения слов + 1 балл за указание морфемы

Пятая станция «Орфоэпический микрофон»

Задание «Диктор»

Поставьте ударения в словах. Проверьте себя по словарю. Подчеркните слова, в которых вы допустили ошибку. Постарайтесь запомнить их правильное произношение.

1 - диспансер, углубить, колледж, обеспечение, позвонишь.


2 - каталог, ходатайство, партер, форзац, красивее;

3 – договор, диалог, изобретение, квартал, каучук;

«Ключ» к заданию:

1 - диспансЕр, углубИть, кОлледж, обеспечЕние, позвонИшь.

2 - каталОг, ходАтайство, партЕр, форзАц, красИвее;

3 – договОр, диалОг, изобретЕние, квартАл, каучУк;.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов.



Шестая станция «Фразеологическая путаница»

Задание «Мыслитель»

Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках. Запишите эти фразеологизмы, определите их значение.

1.группа

t1702800255aa.jpg









2 группа

t1702800255ab.png


3 группа


t1702800255ac.png


«Ключ» к заданиям:

1 группа - как курица лапой – неаккуратно, грязно;

2 группа - убить двух зайцев – сделать два дела;

3 группа – наврать с три короба- нафантазировать, обмануть;

Количество баллов: 1 балл за определение фразеологизма + 1 балл за его значение .

Дополните фразеологизмы.

1 группа - сулить … горы;

2 группа – не в бровь, а …;

3 группа - как в … канул;

«Ключ» к заданию:

1 группа – сулить золотые горы;

2 группа – не в бровь, а в глаз;

3 группа - как в воду канул;

За правильный ответ – 1 балл.

3. Заключительное слово учителя

Ребята, когда-то К.Г.Паустовский сказал: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!»

Любить можно только то, что понимаешь. И чем больше работаешь с языком, чем глубже в него вникаешь, тем больше возможностей видишь, тем больше любишь.

4. Подведение итогов урока. Подсчитайте свои баллы и выведите отметку. Находим среднее арифметическое


5. Домашнее задание: составить задания с использованием какого – либо словаря для работы в классе.

Заключение

Современные программы преподавания составлены с учетом работы по развитию связной речи учащихся, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи школьников; ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать смысл отдельных слов и текста в целом; читать и говорить, соблюдая правильную интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя. Таким образом, работа со словарем на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место.

Считаю, что представленные в данной методической разработке урока задания способствовали развитию навыков работы учащихся со словарями и справочной литературой, формированию у школьников умения делать информационную переработку словарного материала, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно.

Словарная работа на уроках русского языка служит средством нравственного воспитания учащихся, способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

Создание системы упражнений на основе аналитической работы со словом, предполагающей возможность выбора, проявления индивидуальных исследовательских и творческих способностей, позволяет  осуществлять личностный подход, поскольку одно из достоинств данной системы работы – создание ситуации успеха для ученика.

Список, использованной литературы

1. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008. 

2.   Галлингер, И. В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И. В. Галлингер // Русский язык в школе. 2009. № 5.

3. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2009. № 5.

4.  Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2

Интернет-ресурсы:

- http://ozhegov.slovaronline.com/ Толковый словарь С.И.Ожегова

- http://www.vedu.ru/ Толковый словарь русского языка

- http://slovardalja.net/ Толковый словарь Даля

- http://vasmer.info/ Этимологический словарь Фасмера

- http://www.gramota.ru/ Справочный портал «Русский язык»




Опубликовано


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 19.12.23 в 20:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лариса Ивановна! Много интересных заданий!
Булгакова Лариса Ивановна, 21.12.23 в 18:57 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Рада, что мой урок чем-либо полезен коллегам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.