12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козлова Ирина Александровна17

Урок-игра «Самый умный» для 5 класса по сказкам А. С. Пушкина

 

Цель: обобщение и углубление изученного по творчеству А. С. Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать;

воспитание уважения друг к другу.

 

 Оформление:

Портрет А. С. Пушкина.

Выставка книг А. С. Пушкина.

Подсвечник, перо, чернильница.

Рисунки учащихся к произведениям А.С. Пушкина.

Подготовка к игре. В кабинете, где будет проводиться игра, необходимо предварительно оформить стенд, посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина, выставку различных изданий пушкинских сказок. Хорошо, если заранее также будет подготовлена и выставка иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.

Игра рассчитана на участие двух команд пятых классов. Жюри следит за ходом игры и подводит итоги.

К конкурсу «Сказочные предметы» надо заранее подготовить, например, яблоко, зеркало, кольцо, орех и другое.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Это урок-игра по сказкам А.С.Пушкина. К этому уроку вы должны были прочитать следующие сказки Пушкина: “Сказку о попе и о работнике его Балде”, “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”, “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказку о золотом петушке”, “Сказку о рыбаке и рыбке”.

– Кроме того, заранее разделившись на команды, вы должны были нарисовать иллюстрации по сюжетному плану “Сказки о царе Салтане…” (первая команда) и “Сказки о мёртвой царевне…” (вторая команда).

Правила игры.

  1. Во время игры команды отвечают по очереди на вопросы. Если одна команда не даёт правильного ответа, право ответа переходит к другой команде.
  2. За правильный ответ, правильно выполненное задание команда получает жетон в копилку, в конце игры жетоны подсчитываются, определяется команда-победительница.
  3. В качестве ответа на вопрос принимается первое высказывание, исправления не засчитываются.
  4. Во время игры запрещается выкрикивать, нарушать дисциплину, за нарушение правил учитель может отобрать у команды жетон.

 

Первый этап

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем даётся 10–15 секунд на обсуждение. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности. За правильный ответ — 1 балл.

1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка — это авторская обработка сказки народной.)

3. Обратимся к творчеству Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.)

Второй этап

Конкурс 1. «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди называть сказки Пушкина. Побеждает команда, которая назовёт сказку последней.

Примечание. 1) В игру включены вопросы и по незаконченной «Сказке о медведихе». 2) Так как сказок нечётное количество — 7, то в случае, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, следует обеим командам присудить равное количество баллов.

Сказки Пушкина:

1. «Сказка о царе Салтане»;

2. «Сказка о золотом петушке»;

3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

4. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

6. «Сказка о медведихе»;

7. «Жених».

Конкурс 2. «Так всё начиналось».

 

Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?

 За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

 

 Жил-был поп,

 Толоконный лоб.

 Пошёл поп по базару

 Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

 

 Жил старик со своею старухой

 У самого синего моря;

 Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

 

 Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане...»)

 

 Царь с царицею простился,

 В путь-дорогу снарядился.

 И царица у окна

 Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

 

 Негде, в тридевятом царстве,

 В тридевятом государстве,

 Жил-был славный царь Дадон,

 Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)

 

 Конкурс 3 «Назови сказки Пушкина, из которых взяты эти строки».
1. На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
2. С синя моря глаз не сводит.
3. Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь.
4. Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил…
5. Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно спорить.
6. Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
7. Да понадеялся на русский авось.
8. Ест за четверых,
Работает за семерых.
9. Разбежались по углам,
Их нашли насилу там.
10. Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
11. Дорогой за тебя выкуп дам,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
12. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей.

Ответы.
«Сказка о царе Салтане…» - 1,2,3,9
«Сказка о мёртвой царевне…» - 12
«Сказка о золотом петушке» - 4, 5, 6
«Сказка о попе и его…» - 7, 8
«Сказка о рыбаке и рыбке» - 10, 11

 

 

Конкурс 4. «Там на неведомых дорожках».

 

Ведущий. Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию? Команды получают по 1 баллу за правильный ответ.

 

 Правду молвить, молодица

 Уж и впрямь была царица.

 Высока, стройна, бела,

 И умом, и всем взяла. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

 

 Чуть опасность где видна,

 Верный сторож, как во сне,

 Шевельнётся, встрепенётся,

 К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке».)

 

 Все красавцы молодые,

 Великаны удалые.

 Все равны как на подбор,

 С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане...»)

 

 Тихомолком расцветая,

 Между тем росла, росла,

 Поднялась - и расцвела.

 Белолица, черноброва,

 Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

 

 До света всё у него пляшет,

 Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

 Печь затопит, всё заготовит, закупит,

 Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

 

 Днём свет божий затмевает,

 Ночью землю освещает,

 Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане...»)

 

 На руках золотые перстни,

 На ногах красные сапожки.

 Перед нею усердные слуги,

 Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

 

 Смолоду был грозен он

 И соседям то и дело

 Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)

 

 В сарачинской шапке белой,

 Весь как лебедь поседелый

 Старый друг его скопец. (Мудрец. «Сказка о золотом петушке».)

Конкурс «Угадай имена! »
1. Сватья баба (Бабариха)
2. Царь (Салтан)
3. Князь (Гвидон)
4. (Поп) толоконный лоб
5. Дядька (Черномор)
6. Королевич (Елисей)
7. Остров (Буян)
8. Славный царь (Дадон)
9. Пёс (Соколка)
10. Сенная девушка (Чернавка)
11. Царевна (Лебедь)
12. Работник (Балда)

 Конкурс 5 «Закончи строку»!
1. Жил был поп
(Толоконный лоб).
2. Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости (повадлив).
3. Не гонялся бы ты, поп,
(За дешевизной).
4. Три девицы под окном
(Пряли поздно вечерком).
5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
6. (Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку).
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут).
7. Туча по небу идёт,
(Бочка по небу плывёт).
8. Ветер по морю гуляет
И (кораблик подгоняет).
9. Пушки с пристани палят,
Кораблю (пристать велят).
10. Раз он в море закинул невод,-
Пришёл (невод с одною тиной).
11. Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл (невод с травою морскою).
12. В третий раз закинул он невод, -
Пришёл (невод с одною рыбкой).

 

 

Конкурс 6. «Подскажи словечко».

 

Ведущий. Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить начатые слова по нескольким строчкам. (По 2 балла за правильный ответ.)

 

 Ветер на море гуляет...

 (И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.)

 

 Отпустил он рыбку золотую

 И сказал ей ласковое слово...

 («Бог с тобою золотая рыбка!

 Твоего мне откупа не надо;

 Ступай себе в синее море,

 Гуляй там себе на просторе.»)

 

 «Свет мой, зеркальце! скажи...

 (Да всю правду доложи:

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?»)

 

 Верный сторож как со сна

 Шевельнётся, встрепенётся,

 К той сторонке обернётся

 И кричит... («Кири-ку-ку.

 Царствуй лёжа на боку!»)

 

 А Балда приговаривал с укоризной...

 («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

 

 Ель растёт перед дворцом....

 (А под ней хрустальный дом;

 Белка там живёт ручная,

 Да затейница какая!)

 

Конкурс 7 «Назови эпитеты из сказок Пушкина».
1. Государыня (родная)
2. Лебедь (птица)
3. На (добра) коня
4. (Батюшка) – царь
5. (Красная ) девица
6. Грусть – (тоска)
7. (Сине) море
8. Красавица – (душа)
9. Путь – (дорога)
10. Гости – (господа)
11. (Государыня) – рыбка
12. (Душа) - девица

 

Конкурс 8. «Сказочный предмет». Игра для зрителей.

Ведущий вынимает из коробки предметы по очереди для каждой команды. Задача команды — назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ — 1 балл.

 

Возможные варианты:

яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;

зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;

жемчужное ожерелье — «Сказка о рыбаке и рыбке»;

кольцо — «Жених»;

орех — «Сказка о царе Салтане»;

верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

мешок — «Сказка о золотом петушке».

 

Конкурс 9. «Блицтурнир».

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затруднится дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные очки.

 

  1. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)

2. Кто звал Балду тятей? (Попенок)

 3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

 

4.Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук)

5. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)

 

 6. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)

 

7. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)

 

8. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)

 

9. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

 

10. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

 

 

Конкурс 10. «Сказочные объявления»

 

 1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых

Могу:

запрягать лошадь,

топить печь,

нянчить детей.

 Мой адрес... (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

 2. На работу в лесопункт требуются:

повар,

конюх,

плотник.

 Выплачиваются премиальные...

 Мой адрес...(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

 3. Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

соболя,

черно-бурые лисицы,

чистое серебро,

злато.

 И все это по доступным ценам.

 Пальмира ждет Вас по адресу: («Сказка о царе Салтане...»)

 

 4. Тем, кто интересуется жилплощадью!

 Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются:

кругом лавки, крытые ковром,

печь с лежанкой изразцовой,

под святыми стол дубовый.

 Мой адрес: ... («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

 5. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

 Наш адрес: ... Обращаться к ....(Царице-мачехе из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).

 

 6. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем

 приобрести петушка из чистого золота, который выручит Вас всегда и

 везде...»

 Адрес: .. .(«Сказка о золотом петушке»)

 

 

Третий этап

Подведение итогов, награждение команд.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.