12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мясникова Ирина Михайловна9



Тема урока «Растительный и животный мир Кубани»

Цели урока:

 

Знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края.

Расширение кругозора младших школьников, развитие речи, коллективно-творческих способностей, мышления, умения работать с картой Краснодарского края.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.  

Формируемые УУД

Предметные УУД

       понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества;

        способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

       умение обсуждать результаты деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

развивать способность определять признаки, классифицировать растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять необходимую информацию из текста, описывать растительный мир с опорой на карты-схемы, сравнивать растительность равнинной и горной частей Краснодарского края, характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения, составлять рассказ об одном из них.

Регулятивные УУД

- формировать способность ставить цель при выполнении творческой работы, планировать свою деятельность, анализировать результат.

Коммуникативные УУД

– слушать и понимать речь других; создавать условия для развития способностей работать в группе, высказывать свою точку зрения, обосновывать варианты решения творческих задач.

Личностные УУД

 осознать себя жителем Кубани, чувствовать ответственность за сохранение её природы; формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл изучения малой родины.

Необходимое оборудование: презентация, видео-разминка, квадраты трех цветов для каждого ученика, подарки ряду-победителю (наклейки-солнышки)






Ход урока

Этап

Время

Действия учителя

Орг. Этап + мотивация к учебной деятельности

1 мин

Приветствие учащихся. Представление, контроль готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Михайловна, и сегодня урок кубановедения у вас проведу я. Итак, показали мне свою готовность к уроку, встали ровненько возле своих мест. Хорошо, вижу, тихонько сели. Давайте сразу с вами договоримся, сегодня работаем следующим образом:

- если хотите ответить, нужно поднять руку

- выкрикивать, вставать с места без разрешения или как-то еще нарушать дисциплину не нужно

- на доске нарисованы три шкалы, это 1, 2 и 3 ряд. Магнитики сейчас у всех на одном уровне, но если вы будете активно работать, они будут двигаться вверх, а если нарушать дисциплину, то вниз. В конце нашего урока тот ряд, магнитик которого будет выше всех, получит небольшую награду.

Начинаем наш урок!

Актуализация

2,5 мин

Учитель создает проблемную ситуацию, которая актуализирует мыслительный процесс. Проблема находится в контексте ранее изученного материала. Для этого его повторяем.

Для начала давайте отгадаем с вами ребусы (2 слайд). Хорошо, молодцы! Все, кого мы отгадали, это кто? Верно, животные. И на прошлом уроке вы со своим учителем как раз прошли животный мир нашего края. Кто назовет, какие еще животные обитают на Кубани? Таак, хорошо.

(3 слайд) Посмотрите, вспомните, такая же карта есть у вас в учебниках на стр. 24, можно ее открыть. Мы назвали только несколько видов, а на самом деле их свыше 600 видов. Но говорить сегодня мы будем уже не о животных или не только о них.

(4 слайд) Кто помнит из окружающего мира и может мне назвать, на какие 4 царства делится живая природа? Хорошо. Скажите мне, а могут они существовать друг без друга? Конечно не могут, и сегодня мы поговорим о царстве растений, о среде обитания наших животных.

Постановка задач и целей урока

0,5 мин

Ученики сами формулируют тему урока, обозначают его цель, задачи. Все это в процессе поиска ответа на возникший вопрос, в процессе решения возникшей проблемы.

(5 слайд)

Итак, еще раз, тема нашего урока Растительный мир Кубани. Задачи мы видим на слайде.

Изучение нового

6 мин

(6 слайд)

Давайте посмотрим на следующее изображение. Снова карта, но уже с растениями. Такая же есть в учебнике на стр. 25.

В Краснодарском крае встречаются более 3000 видов растений.  Некоторые из них настоящие сторожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода примерно 2 миллиона лет назад. Это: каштан, липа, дуб, черника и другие. Эти растения еще называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. Это в полную меру зависит от формы поверхности земли.

Скажите, какой рельеф у нас на Кубани? (Горный, равнинный, степной).

- На территории Краснодарского края встречаются все основные формы рельефа – высокие и низкие горы, холмы и гряды, возвышенные и низменные равнины.  Всю территорию Краснодарского края по форме рельефа можно разделить на две неровные части: северную равнинную, занимающую приблизительно две трети всей территории, и южную горную, расположенную на одной трети Краснодарского края.

- Какие леса растут в горной части края? (Лиственные, хвойные леса, фруктовые сады) 

Важное место на Кубани занимает лес, так как он имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Большая часть лесов расположена в горной части Краснодарского края.

Хорошо. Думаю, вы знаете, что растения бывают как дикорастущие, так и культурные.

(слайд 7) Информация со слайда. Назовите мне примеры культурных растений?

(слайд 8) Хорошо. Вот несколько примеров дикорастущих и культурных растений.

(слайд 9) Карта

- А виноград - это культурные растения? Где в крае растут виноградники? (В районах Анапы, Новороссийска, Геленджика, на Таманском полуострове)

- Какие еще культуры растут на территории края? (Зерновые культуры, свекла, рис)

- Кроме культурных растений наша Кубань славится дикими растениями. Они отличаются не только красотой, но и необычайной ценностью. 

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

(слайд 10) Например, мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. 

(слайд 11) Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство. Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

(слайд 12) Можно уверенно сказать, что спорыш (Горец птичий, или гречиха птичья) - это самая распространенная в нашей стране трава. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях.

- А какие лекарственные растения вы знаете? Как много вы знаете, умнички!

Физминутка

3,5-4 мин

Так, хорошо. Ребята, а вы знакомы с капитаном крабом? Нееет? Тогда сейчас познакомимся. Он у нас мастер разминок, давайте сделаем одну вместе с ним и его вообразилками-воображаемыми друзьями. Для этого встаем с мест, только помним, что рядом с нами есть еще дети. А еще помним за нашу шкалу, смотрю, какой ряд будет лучше всех выполнять упражнения. Поехали!

Видео Разминка

Молодцы, садитесь, продолжим урок.

Закрепление изученного материала

Систематизация полученных знаний


1,5 мин

0,5 мин

1,5 мин

4,5 мин
























2 мин

Закрепляются сделанные ранее выводы.

(слайд 12-19) Расшифруйте названия растений, которые можно встретить в нашем лесу.

(слайд 20) Когда говорят о России, то всегда вспоминается береза. Текст со слайда.

(слайды 21-23) информация со слайдов.


А теперь давайте выполним такую работу: у вас на столах есть листочки, положите их перед собой и подготовьте ручки. Я буду читать утверждения, ваша задача записывать только да, если это верно или нет, если неверно. Потом вместе проверим. Задание поняли? Приступаем.

 Растения, которые росли в нашем крае много миллионов лет назад и произрастают по сей день, называются старожилы. (да)

В краснодарском крае встречается более 4000 видов растений. (нет)

Поверхность нашего края можно разделить на 2 части. (да)

Почвы не относятся к формам рельефа. (да)

В районах Анапы, Новороссийска, Геленджика растет много пшеницы. (нет)

Так, хорошо. Закончили писать и поменялись листочком со своим соседом. Я вывожу на экран ответы, и вы проверяете друг у друга. Если все верно, рядом с ответом ставим +, неверно, ставим -. Если все ответы верные или есть только одна ошибка, внизу работы нарисуйте смайлик, ваш сосед справился. Если много ошибок, тоже можно нарисовать смайлик, но грустный. Вернули работы. Молодцы.

Ребята, скажите, что влияет на исчезновение животных и растений?

Правильно, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера – это дом

Давайте сейчас, отвечая по рядам, вспомним и назовем, как мы можем помочь сохранить природу?

(слайд)

Домашнее задание

4,5 мин

А что такое Красная книга, вы знаете?

Красная книга Краснодарского края является официальным документом, содержащим сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Краснодарского края.


Ребята, а что такое заповедник?

Заповедник - это охраняемая территория, на которой животные и растения могут существовать в естественных условиях. В заповедниках запрещена любая деятельность человека, охота считается уголовным преступлением.

Заповедники нужны, чтобы сохранить редкие виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. 

У нас в крае находится Кавказский биосферный заповедник. Слышали о таком? Давайте посмотрим небольшое видео о нем.

Видео Заповедник

Дома вам нужно будет изучить материал на стр. 25-27 учебника и подготовить сообщение о растении или животном, занесенном в Красную книгу Краснодарского края.

Рефлексия

2 мин

Ученики осознают результаты учебной деятельности, оценивают, удалось ли им решить поставленные задачи и достичь цели. Оценивают, как и где применить полученные знания.

(слайд ) Наш урок подходит к концу! Но перед тем, как он закончится, сделаем еще одно, последнее задание. Перед каждым из вас на столах лежат по 3 квадратика: красный, желтый и зеленый.

Когда я скажу, нужно будет поднять и показать один из квадратиков-определителей вашего состояния на уроке.

Зеленый, если вам понравился урок, вы поняли новую тему, узнали и запомнили что-то новое.

Желтый, если вам было интересно, но не всегда. Запомнили тему частично.

И красный, если вам было неинтересно, непонятно. Запомнили?

Поднимите зеленый квадратик, те, кто считают, что урок прошел хорошо? Таак, опускаем. Поднимите желтый квадратик те, у кого урок прошел средне. Хорошо, опускаем. И те, кому не понравился урок, поднимите красный квадратик.

Хорошо, ребята, я рада, что большинству урок понравился. Обещанная награда достанется … ряду. Это наклейки-солнышки, в память о нашем занятии. Спасибо, ребята, урок окончен.



Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.