Урок литературы для 9 класса (вариант 2.2.2) по теме «Жанровое своеобразие произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Урок литературы в 9а классе (вариант 2.2.2)
Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Лушникова И.Н.
Тема: Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: определить жанр произведения.
Задачи:
образовательные: сформировать знание жанров эпоса;
развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать жанры произведения
«Капитанская дочка»; продолжать работу над развитием связной речи через
ответы на вопросы, выступления учащихся;
воспитывающие: воспитывать любовь к истории и русской литературе; создать
условия для формирования познавательного интереса к литературе.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, инсценировка, проект, комментарии учителя, сообщения учащихся.
Педагогические технологии: метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный.
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, дидактический материал: таблички, портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте. Садитесь. Какое у вас настроение?
- Какие у нас дежурные звуки? (с-з)
1. Фонетическая зарядка
с__ва с__во с__ву
аз__и аз__о аз__у
сва е абра зие
своеобразие
Жанровое своеобразие повести.
2. Проверка слухового восприятия
[Какой у нас урок?]1
[Назовите годы жизни А.С.Пушкина?]
[Какие произведения А.С.Пушкина читали?]
Актуализация знаний
- Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».
- Как вы считаете, что она означает?
- Ребята, обращаю ваше внимание, что у вас на столах лежат оценочные листы, и в конце урока вы должны оценить свою работу.
Беседа по вопросам.
- Вам нужно было прочитать произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поднимите руки, кто прочитал?
- Вам понравилось произведение?
Когда была написана «Капитанская дочка»? (19 октября 1836 г.)
- Что значила эта дата для Пушкина? (В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея. Это последняя лицейская годовщина в жизни А.С. Пушкина. Через несколько месяцев поэт погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени.)
- Где А.С. Пушкин взял материал для своего произведения? (Он ездил по историческим местам, разговаривал с очевидцами.)2
2. Инсценировка
Автор: Осенью тысяча восемьсот тридцать третьего года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачёвском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом старой казачки Бунтовой, которая своими глазами якобы видела Пугачёва. Пушкин стал её расспрашивать.
Пушкин: Здравствуй, матушка.
Бунтова: Здравствуй, барин.
Пушкин: Расскажи, матушка, видела Пугачёва? Ну, какой он из себя?
Бунтова: Чего ж рассказывать, чудной ты, барин …. Ну, мужик плотный, здоровенный, борода до пояса. Рядом с ним генералы его. Присягали ему здесь на коленях.
Пушкин: А спой-ка, матушка, песню про Пугачёва.
(Звучит русская народная песня «Из-за леса, леса тёмного …»)
Фронтальный вопрос
- В чём смысл этой сценки? (Пушкин встречался с очевидцами тех событий, собирал материал для своего произведения.)
- Назовите главных героев произведения.
- Кто из героев вам понравился?
- К какому жанру можно отнести это произведение?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем определять жанровое своеобразие произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Будем учиться анализировать и сравнивать.
[Откройте тетради, запишите число и тему урока]
IV. Работа по теме
Проведение мини-исследования
- Ребята, что такое жанр? (Определённый вид литературного произведения)
- Какие жанры эпоса вы знаете? (Рассказ, повесть, роман, сказка, очерк, мемуары)
- Ребята, до сих пор нет единства в определении жанра «Капитанской дочки». Что это – роман, повесть или мемуары? Как вы думаете? Давайте разберёмся.
Вспомните, что такое роман? (Роман – это большое эпическое произведение со сложным сюжетом и многими героями.)
[Что такое исторический роман? ] (Исторический роман – роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху.)
- Какое историческое событие описывается в произведении? (Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва.)
2. Представление проекта
- Об этом историческом событии работал над проектом …
Сейчас он представит свой проект.
Ученик: - Ребята, когда было восстание крестьян? (В 1773-1774 годах)
- Какие исторические персонажи присутствуют в «Капитанской дочке»?
(Емельян Пугачёв, Екатерина II)
Проблемный вопрос
- Как построен сюжет «Капитанской дочки»?
Об этом нам приготовил сообщение Распутин Женя.
Сообщение
Сюжет «Капитанской дочки» сложный. В его основе находится судьба молодого офицера Петра Гринёва, который сумел в тяжёлых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным.
Любовная история взаимоотношений Гринёва и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачёвского восстания (1773-1774 года). Пугачёв является связующим звеном всех сюжетных линий произведения.
Проблемный вопрос: Сюжет простой или сложный?
- Можно ли считать это произведение историческим романом?
Вывод: Это произведение можно считать «историческим романом». Оно посвящается конкретному историческому событию, а именно восстанию Емельяна Пугачёва. В произведении присутствуют исторические персонажи: Екатерина II и Емельян Пугачёв. Сюжет произведения довольно сложный.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Проблемный вопрос:
- Можно ли назвать «Капитанскую дочку» повестью?
- Что такое повесть? (Повесть – это жанр, который по своему объёму и развитию сюжета ближе к рассказу, чем к роману. В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица – главного героя.)
- «Капитанская дочка» большое произведение? (Данное произведение небольшое по объёму, охватывает непродолжительный период.)
- Сколько глав в этом произведении? (14 глав)
- Расскажите о главах произведения.
Сообщения учащихся
Первые две главы почти одинаковые по объёму. Представляют собой композицию произведения и знакомят нас с основными героями: с семьёй Петра Гринёва и вождём крестьянского восстания Пугачёвым. Названия глав: «Сержант гвардии», «Вожатый».
Следующие семь глав повествуют о приезде Гринёва в Белогорскую крепость и о его жизни там. В III, IV, V главах даётся подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринёва к Маше Мироновой, о его столкновении из-за неё со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гринёвым и Машей. В следующих четырёх главах (10-ая глава – «Осада города», 11-ая глава «Мятежная слобода», 12-ая глава «Сирота» и13-ая лава – «Арест») раскрываются отношения между положительным героем-дворянином и вождём крестьянского восстания.
- Какие события изображаются в «Капитанской дочке»? (Восстание крестьян под предводительством Пугачёва)
- Связаны ли главные герои с этим событием? (Да, связаны)
Вывод
«Капитанскую дочку» можно назвать повестью.
- Мы выяснили, что это произведение можно назвать романом и повестью, но существуют мнения, что это мемуары.
- Что такое мемуары? (Мемуары – это воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие.)
- В какой форме написана «Капитанская дочка»? (Она написана в форме воспоминаний Петра Гринёва.)
- Значит, это произведение ещё можно считать мемуарами? (Можно)
- Можно, но это не мемуары. В произведении есть художественный вымысел. Но оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает жизнь людей, а также в нём даны изображения и исторических лиц, и исторических событий, а потому содержит в себе особенности всех жанров. Но всё-таки это повесть. В ней переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Да и сам А.С. Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью.
Вывод
«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Даже сам А.С. Пушкин назвал её так. Она невелика по объёму и написана от лица дворянина в форме записок, но судьба героя тесно переплетена с историческими событиями значимыми для страны и общества.
В повести автор нарисовал картину крестьянского восстания. Пушкин стал первым историком, который истинно отразил события этой эпохи.
[Запишите вывод в тетрадь]
V. Подведение итога
[Над каким произведением А.С. Пушкина мы работали?]
- [Что вы можете сказать о жанре этого произведения?]
VI. Рефлексия
- Пожалуйста, заполните и сдайте листы самооценки.
1. На уроке я работал активно, пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен.
3. Урок для меня казался длинным, коротким.
4. За урок я устал, не устал.
5. На уроке мне было всё понятно, не понятно.
6. На уроке я работал на «5», «4», «3».
VII. Домашнее задание
Перечитать 1, 2 главу повести.
Коршиковой Тане приготовить рассказ о семье Петра Гринёва.
Рудковской Маше подготовить характеристику Петра Гринёва.
1 В квадратных скобках указываются фразы, предъявляемые на слух за экраном.
2 В круглых скобках содержатся примерные ответы учащихся.