Урок литературы для 9 класса (вариант 2.2.2) по теме «Жанровое своеобразие произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

5
0
Материал опубликован 30 October 2023

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»




Урок литературы в 9а классе (вариант 2.2.2)




Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Лушникова И.Н.



















Тема: Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель: определить жанр произведения.

Задачи:

образовательные: сформировать знание жанров эпоса;

развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать жанры произведения

«Капитанская дочка»; продолжать работу над развитием связной речи через

ответы на вопросы, выступления учащихся;

воспитывающие: воспитывать любовь к истории и русской литературе; создать

условия для формирования познавательного интереса к литературе.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, инсценировка, проект, комментарии учителя, сообщения учащихся.

Педагогические технологии: метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, дидактический материал: таблички, портрет А.С.Пушкина.


Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Какое у вас настроение?

- Какие у нас дежурные звуки? (с-з)

1. Фонетическая зарядка

с__ва с__во с__ву

аз__и аз__о аз__у

сва е абра зие

своеобразие

Жанровое своеобразие повести.

2. Проверка слухового восприятия

[Какой у нас урок?]1

[Назовите годы жизни А.С.Пушкина?]

[Какие произведения А.С.Пушкина читали?]

Актуализация знаний

- Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».

- Как вы считаете, что она означает?

- Ребята, обращаю ваше внимание, что у вас на столах лежат оценочные листы, и в конце урока вы должны оценить свою работу.

Беседа по вопросам.

- Вам нужно было прочитать произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поднимите руки, кто прочитал?

- Вам понравилось произведение?

Когда была написана «Капитанская дочка»? (19 октября 1836 г.)

- Что значила эта дата для Пушкина? (В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея. Это последняя лицейская годовщина в жизни А.С. Пушкина. Через несколько месяцев поэт погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени.)

- Где А.С. Пушкин взял материал для своего произведения? (Он ездил по историческим местам, разговаривал с очевидцами.)2

2. Инсценировка

Автор: Осенью тысяча восемьсот тридцать третьего года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачёвском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом старой казачки Бунтовой, которая своими глазами якобы видела Пугачёва. Пушкин стал её расспрашивать.

Пушкин: Здравствуй, матушка.

Бунтова: Здравствуй, барин.

Пушкин: Расскажи, матушка, видела Пугачёва? Ну, какой он из себя?

Бунтова: Чего ж рассказывать, чудной ты, барин …. Ну, мужик плотный, здоровенный, борода до пояса. Рядом с ним генералы его. Присягали ему здесь на коленях.

Пушкин: А спой-ка, матушка, песню про Пугачёва.

(Звучит русская народная песня «Из-за леса, леса тёмного …»)

Фронтальный вопрос

- В чём смысл этой сценки? (Пушкин встречался с очевидцами тех событий, собирал материал для своего произведения.)

- Назовите главных героев произведения.

- Кто из героев вам понравился?

- К какому жанру можно отнести это произведение?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем определять жанровое своеобразие произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Будем учиться анализировать и сравнивать.

[Откройте тетради, запишите число и тему урока]

IV. Работа по теме

Проведение мини-исследования

- Ребята, что такое жанр? (Определённый вид литературного произведения)

- Какие жанры эпоса вы знаете? (Рассказ, повесть, роман, сказка, очерк, мемуары)

- Ребята, до сих пор нет единства в определении жанра «Капитанской дочки». Что это – роман, повесть или мемуары? Как вы думаете? Давайте разберёмся.

Вспомните, что такое роман? (Роман – это большое эпическое произведение со сложным сюжетом и многими героями.)

[Что такое исторический роман? ] (Исторический роман – роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху.)

- Какое историческое событие описывается в произведении? (Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва.)

2. Представление проекта

- Об этом историческом событии работал над проектом …

Сейчас он представит свой проект.

t1698663471aa.pngt1698663471ab.png

t1698663471ac.pngt1698663471ad.png

t1698663471ae.png

Ученик: - Ребята, когда было восстание крестьян? (В 1773-1774 годах)

- Какие исторические персонажи присутствуют в «Капитанской дочке»?

(Емельян Пугачёв, Екатерина II)

Проблемный вопрос

- Как построен сюжет «Капитанской дочки»?

Об этом нам приготовил сообщение Распутин Женя.

Сообщение

Сюжет «Капитанской дочки» сложный. В его основе находится судьба молодого офицера Петра Гринёва, который сумел в тяжёлых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным.

Любовная история взаимоотношений Гринёва и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачёвского восстания (1773-1774 года). Пугачёв является связующим звеном всех сюжетных линий произведения.

Проблемный вопрос: Сюжет простой или сложный?

- Можно ли считать это произведение историческим романом?

Вывод: Это произведение можно считать «историческим романом». Оно посвящается конкретному историческому событию, а именно восстанию Емельяна Пугачёва. В произведении присутствуют исторические персонажи: Екатерина II и Емельян Пугачёв. Сюжет произведения довольно сложный.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Проблемный вопрос:

- Можно ли назвать «Капитанскую дочку» повестью?

- Что такое повесть? (Повесть – это жанр, который по своему объёму и развитию сюжета ближе к рассказу, чем к роману. В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица – главного героя.)

- «Капитанская дочка» большое произведение? (Данное произведение небольшое по объёму, охватывает непродолжительный период.)

- Сколько глав в этом произведении? (14 глав)

- Расскажите о главах произведения.

Сообщения учащихся

Первые две главы почти одинаковые по объёму. Представляют собой композицию произведения и знакомят нас с основными героями: с семьёй Петра Гринёва и вождём крестьянского восстания Пугачёвым. Названия глав: «Сержант гвардии», «Вожатый».

Следующие семь глав повествуют о приезде Гринёва в Белогорскую крепость и о его жизни там. В III, IV, V главах даётся подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринёва к Маше Мироновой, о его столкновении из-за неё со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гринёвым и Машей. В следующих четырёх главах (10-ая глава – «Осада города», 11-ая глава «Мятежная слобода», 12-ая глава «Сирота» и13-ая лава – «Арест») раскрываются отношения между положительным героем-дворянином и вождём крестьянского восстания.

- Какие события изображаются в «Капитанской дочке»? (Восстание крестьян под предводительством Пугачёва)

- Связаны ли главные герои с этим событием? (Да, связаны)

Вывод

«Капитанскую дочку» можно назвать повестью.

- Мы выяснили, что это произведение можно назвать романом и повестью, но существуют мнения, что это мемуары.

- Что такое мемуары? (Мемуары – это воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие.)

- В какой форме написана «Капитанская дочка»? (Она написана в форме воспоминаний Петра Гринёва.)

- Значит, это произведение ещё можно считать мемуарами? (Можно)

- Можно, но это не мемуары. В произведении есть художественный вымысел. Но оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает жизнь людей, а также в нём даны изображения и исторических лиц, и исторических событий, а потому содержит в себе особенности всех жанров. Но всё-таки это повесть. В ней переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Да и сам А.С. Пушкин назвал «Капитанскую дочку» повестью.

Вывод

«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Даже сам А.С. Пушкин назвал её так. Она невелика по объёму и написана от лица дворянина в форме записок, но судьба героя тесно переплетена с историческими событиями значимыми для страны и общества.

В повести автор нарисовал картину крестьянского восстания. Пушкин стал первым историком, который истинно отразил события этой эпохи.

[Запишите вывод в тетрадь]

V. Подведение итога

[Над каким произведением А.С. Пушкина мы работали?]

- [Что вы можете сказать о жанре этого произведения?]

VI. Рефлексия

- Пожалуйста, заполните и сдайте листы самооценки.

1. На уроке я работал активно, пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен.

3. Урок для меня казался длинным, коротким.

4. За урок я устал, не устал.

5. На уроке мне было всё понятно, не понятно.

6. На уроке я работал на «5», «4», «3».

VII. Домашнее задание

Перечитать 1, 2 главу повести.

Коршиковой Тане приготовить рассказ о семье Петра Гринёва.

Рудковской Маше подготовить характеристику Петра Гринёва.





1 В квадратных скобках указываются фразы, предъявляемые на слух за экраном.

2 В круглых скобках содержатся примерные ответы учащихся.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации