Урок литературы «Сквозь века...к современности» (11 класс)

10
4
Материал опубликован 4 March 2020

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Поэтический баттл "Сквозь века...к современности"

Цель урока: расширить представление учащихся о современном литературном процессе.

Задачи:

1. Развивать навыки анализа художественного (поэтического) текста, сравнительного анализа текстов.

2. Формировать личностное отношение к проблемам и вопросам литературы.

3. Познакомить с творчеством В.Полозковой и И.Самариной.

Оборудование: мультимедийный проектор ( презентация к уроку), тексты стихотворений Веры Полозковой, Ирины Самариной

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я желаю всем хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу. (Слайд 1)

2. Просмотр видеороликов.

Сегодня мы проведем урок, можно сказать, экспериментальный. Я предлагаю начать его с просмотра двух небольших видео. (Слайды 2,3)

1 слайд. Видео " В.Маяковский читает стихотворение "Необычайное приключение...". (40 секунд)

2 слайд. Видео "Вера Полозкова у Ивана Урганта" (30 секунд)

- Как могут быть связаны эти два видео? (ответы)

(Первое видео - В.Маяковский читает свое стихотворение "Необычайное приключение..." 1918 г., второе - И.Ургант представляет Веру Полозкову. Можно предположить, что на видео мы увидели поэтов разных эпох и говорить мы будем о поэзии)

3. Переход к теме урока.

- А сейчас посмотрим на следующий слайд.

Слайд 4. Портреты поэтов.

Перед нами поэты разных эпох. Вы видите поэтов Золотого века, Серебряного, поэтов Советского периода, или века Бронзового. Как вы думаете, почему я поставила вопрос на пустующем месте? (Ответы: современная новейшая поэзия). (Вместо вопроса на слайде появляется тема урока "Поэтический баттл" Сквозь века...к современности")

- Сегодня я предлагаю вам провести своеобразный поэтический баттл между поэтами разных эпох. Сейчас у кого-то может возникнуть вопрос, а имеем ли мы на это право. Можем ли мы поставить на одну ступень признанных поэтов и еще не известных нам современных авторов? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

4. Беседа об особенностях литературных эпох. (Повторение пройденного материала)

- Давайте кратко вспомним особенности каждой поэтической эпохи. Что вы можете сказать о Золотом веке ?

(Золотой век (19 век) - установление норм русского литературного языка, чистота и ясность, богатство лексики и гениальная простота. Самое значительное направление - романтизм, утверждающий самоценность человека, буйство страстей, власть природы.)

- Что вы скажете о Серебряном веке? О Бронзовом?

(Серебряный век (начало 20-го века) - период творческой свободы и экспериментов. Главные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Поэты стали отказываться от классических форм и структуры классической поэзии.)

(Бронзовый век (с середины 20-го века и приблизительно до конца 20-го) - Почти все поэты-«шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве. И, как романтики прошлого, они стремились синтезировать разные виды искусства. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.)

- Я думаю, вы без труда узнаете авторов стихотворений: "Я вас любил, любовь еще быть может...", "Белеет парус одинокий\\ В тумане моря голубом...", "Если друг оказался вдруг\\ И не друг, и не враг, а так..."

5. Знакомство с новым материалом. (Усвоение нового материала)

- Что же мы можем сказать о новейшей современной поэзии? Знакомы ли вы со стихами современных авторов? (ответы)

Современные поэты творят в разных жанрах, ищут новые литературные приемы. Осваиваются смешанные интерактивные жанры, возникшие с появлением интернета. Выделить доминирующие направления в этой поэзии трудно.

Условно современную поэзию называют сетевой или виртуальной.

Слайд 5.

-Вы наверняка слышали о поэтических сайтах. Один из самых популярных сайтов "Стихи.ру". Обратите внимание, как быстро он пополняется так называемыми поэтами (в 2006 году - 100 тыс. авторов, в 2012 - 500 тыс., сейчас - около миллиона!). Что нам пытаются донести эти авторы? Послушайте:

И мы, поэты, будем нести свою ношу,

И обещаю вам всем: я никогда ее не брошу!

Мы можем писать про любовь,

В ваших жилах будет кипеть кровь.

Или:

Мы - поэты другого века,

Бронзу сдали на металлолом...

На углу, блин, все та же аптека,

С фонарем, только жаль, облом!

- Что вы можете сказать об этих стихах? (Ответы)

- У современной поэзии, конечно, есть свои плюсы. Это быстрота реагирования, возможность донести произведения до огромной аудитории и сразу получить отклик.

Но больше такая поэзия пока получает отрицательной критики (как без этого?). В свое время стихи Пушкина тоже подвергались жесточайшей критике.

- Приведу несколько цитат из критических статей известных литературных обозревателей:

- Сейчас в поэзии мы можем увидеть многочисленные огрехи и неприглядные лохмотья синтаксиса, лексики.

- Язык 19 века - сияющий истинный русский язык, а современный - ужаснейший серый и убогий, нищенский современный новояз.

- Современные поэты - это авторы, которых никто не вспомнит уже через несколько лет.

-Так ли это?

6. Знакомство с творчеством В.Полозковой, И.Самариной

Я предлагаю вам сегодня познакомиться с творчеством двух современных поэтесс (уже достаточно знаменитых в сетевой поэзии) и подумать, а так ли все плачевно в нашем 21 веке.

Слайд 6. Портрет Веры Полозковой.

Ее считают феноменом нового поколения. Вера закончила школу экстерном в 15 лет и поступила на факультет журналистики в престижный вуз. В 15 лет был опубликован ее первый сборник стихов. Всего у нее 4 опубликованных сборника. Сейчас Вера выступает с сольными творческими вечерами. Читает свои стихи в основном под музыку. Любимые поэты - М.Цветаева, В.Маяковский, И.Бродский.

Слайд 7. Портрет Ирины Самариной-Лабиринт.

В отличие от Веры Полозковой Ирина не любит публичности. Ей комфортно дома, она любит тишину. Первая книга опубликована в 16лет. Всего у нее 5 сборников стихов. "В моих стихах простые слова для простых людей" - говорит Ирина.

7. Прослушивание стихотворений.

Слайды 8,9. Стихотворение В.Полозковой "Смех", стихотворений И.Самариной "Живи, мой друг"

-Прослушайте внимательно стихотворения этих поэтесс в их собственном исполнении.

(Прослушивание стихотворений)

- Можно ли уже что-то сказать о творчестве этих авторов? Ваши первые впечатления. (Ответы)

8. Работа с текстами.

- А сейчас я предлагаю вам поработать экспертами-критиками и проанализировать стихотворения этих поэтесс о любви и о смысле жизни. Наша задача - познакомиться с текстами и попробовать определить особенности стиля каждого автора. Но размышлять мы будем не только по литературоведческим критериям, но и по вкусовым (субъективным).

Слайд 10. Критерии оценивания стихотворения.

(Класс делится на две группы. Им выдаются стихотворения В.Полозковой "Смех", "Горький запах полыни", И.Самариной "Сегодня Бог проснулся утром рано", "Я верю..." (Приложение) . (Группы начинают работать) -около 10 мин.

9. Обсуждение стихотворений поэтесс.

(Группы высказывают свои мнения о прочитанных стихотворениях)

- Вернемся к главному вопросу нашего урока: можем ли мы поставить на одну ступень поэзию классиков и новейшую современную поэзию? Получится ли у нас провести состязание между поэтами разных веков? (Ответы)

10. Итог урока

-Каждая эпоха символизирует что-то свое, характерное только для своего времени. А кто из современных поэтов станет классиком - покажет время. Как знать, может быть, стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились, будут изучать и анализировать на уроках литературы наши дети, внуки.

- Все в этом мире когда-нибудь заканчивается, и наш урок подходит к завершению. Но мне хочется, чтобы вы послушали еще одно стихотворение.

11. Слайд 11. Прослушивание стихотворения И.Самариной "Цените тех, с кем маска - ни к чему" в исполнении М.Калужских (Мастерская души)

- Можно ли догадаться, чье это стихотворение: В.Полозковой или И.Самариной?

12. Домашнее задание.

- Вы все зарегистрированы в какой-либо соцсети. В каждой есть поэтические сообщества. Попробуйте почитать стихотворения, и как знать, быть может вы откроете для себя поэта, который в будущем станет классиком.

13. Слайд 12. Рефлексия.

Продолжите одно из предложений:

* Сегодня я узнал, что…

* Сегодня я впервые задумался над тем, что…

* Сегодня я научился…

* Сегодня я открыл для себя…

Учащиеся по желанию зачитывают ответы.

-Спасибо за урок!

Предварительный просмотр презентации

Поэтический баттл «Сквозь века… к современности»

Сайт «Стихи.ру» 2006 г. – 100 тысяч авторов, 2012 – 500 тысяч, сейчас – около миллиона! И мы, поэты, будем нести свою ношу, И обещаю вам всем: я никогда ее не брошу! Мы можем писать про любовь, В ваших жилах будет кипеть кровь. Мы – поэты другого века, Бронзу сдали на металлолом… На углу, блин, все та же аптека, С фонарем, только жаль, облом!

Вера Полозкова, Москва, 1986 год рождения Количество подписчиков: Инстаграм -196 тыс. Вконтакте – 259 тыс. Ютуб – 11 тыс.

Ирина Самарина – Лабиринт, Полтава, 1981 год рождения Количество подписчиков: Инстаграм – 11 тыс. Одноклассники – 66 тыс. Вконтакте – 3 тыс.

Критерии оценивания стихотворения: Литературоведческий Вкусовой Понятность Субъективный 2. Оригинальность 3. Образность 4. Техника (ритм, рифма, выразительные средства и т.д.) 5. Актуальность

* Сегодня я узнал, что… * Сегодня я впервые задумался над тем, что… * Сегодня я научился… * Сегодня я открыл для себя…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный урок, я тоже, как Винни-Пух, сочиняю неплохо иногда, есть страничка на стихи.ру, все, что связано с поэзией меня увлекает. Спасибо!

4 March 2020

Спасибо за работу!

29 March 2020

Спасибо, Интересный урок

22 March 2022

Спасибо за интересную форму подачи материала!

17 April 2023