Урок литературы «Сквозь века...к современности» (11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Поэтический баттл "Сквозь века...к современности"
Цель урока: расширить представление учащихся о современном литературном процессе.
Задачи:
1. Развивать навыки анализа художественного (поэтического) текста, сравнительного анализа текстов.
2. Формировать личностное отношение к проблемам и вопросам литературы.
3. Познакомить с творчеством В.Полозковой и И.Самариной.
Оборудование: мультимедийный проектор ( презентация к уроку), тексты стихотворений Веры Полозковой, Ирины Самариной
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Я желаю всем хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу. (Слайд 1)
2. Просмотр видеороликов.
Сегодня мы проведем урок, можно сказать, экспериментальный. Я предлагаю начать его с просмотра двух небольших видео. (Слайды 2,3)
1 слайд. Видео " В.Маяковский читает стихотворение "Необычайное приключение...". (40 секунд)
2 слайд. Видео "Вера Полозкова у Ивана Урганта" (30 секунд)
- Как могут быть связаны эти два видео? (ответы)
(Первое видео - В.Маяковский читает свое стихотворение "Необычайное приключение..." 1918 г., второе - И.Ургант представляет Веру Полозкову. Можно предположить, что на видео мы увидели поэтов разных эпох и говорить мы будем о поэзии)
3. Переход к теме урока.
- А сейчас посмотрим на следующий слайд.
Слайд 4. Портреты поэтов.
Перед нами поэты разных эпох. Вы видите поэтов Золотого века, Серебряного, поэтов Советского периода, или века Бронзового. Как вы думаете, почему я поставила вопрос на пустующем месте? (Ответы: современная новейшая поэзия). (Вместо вопроса на слайде появляется тема урока "Поэтический баттл" Сквозь века...к современности")
- Сегодня я предлагаю вам провести своеобразный поэтический баттл между поэтами разных эпох. Сейчас у кого-то может возникнуть вопрос, а имеем ли мы на это право. Можем ли мы поставить на одну ступень признанных поэтов и еще не известных нам современных авторов? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
4. Беседа об особенностях литературных эпох. (Повторение пройденного материала)
- Давайте кратко вспомним особенности каждой поэтической эпохи. Что вы можете сказать о Золотом веке ?
(Золотой век (19 век) - установление норм русского литературного языка, чистота и ясность, богатство лексики и гениальная простота. Самое значительное направление - романтизм, утверждающий самоценность человека, буйство страстей, власть природы.)
- Что вы скажете о Серебряном веке? О Бронзовом?
(Серебряный век (начало 20-го века) - период творческой свободы и экспериментов. Главные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Поэты стали отказываться от классических форм и структуры классической поэзии.)
(Бронзовый век (с середины 20-го века и приблизительно до конца 20-го) - Почти все поэты-«шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве. И, как романтики прошлого, они стремились синтезировать разные виды искусства. Творческий опыт «шестидесятников» отличался счастливым долголетием. Они представляли полстолетия литературного процесса в России.)
- Я думаю, вы без труда узнаете авторов стихотворений: "Я вас любил, любовь еще быть может...", "Белеет парус одинокий\\ В тумане моря голубом...", "Если друг оказался вдруг\\ И не друг, и не враг, а так..."
5. Знакомство с новым материалом. (Усвоение нового материала)
- Что же мы можем сказать о новейшей современной поэзии? Знакомы ли вы со стихами современных авторов? (ответы)
Современные поэты творят в разных жанрах, ищут новые литературные приемы. Осваиваются смешанные интерактивные жанры, возникшие с появлением интернета. Выделить доминирующие направления в этой поэзии трудно.
Условно современную поэзию называют сетевой или виртуальной.
Слайд 5.
-Вы наверняка слышали о поэтических сайтах. Один из самых популярных сайтов "Стихи.ру". Обратите внимание, как быстро он пополняется так называемыми поэтами (в 2006 году - 100 тыс. авторов, в 2012 - 500 тыс., сейчас - около миллиона!). Что нам пытаются донести эти авторы? Послушайте:
И мы, поэты, будем нести свою ношу,
И обещаю вам всем: я никогда ее не брошу!
Мы можем писать про любовь,
В ваших жилах будет кипеть кровь.
Или:
Мы - поэты другого века,
Бронзу сдали на металлолом...
На углу, блин, все та же аптека,
С фонарем, только жаль, облом!
- Что вы можете сказать об этих стихах? (Ответы)
- У современной поэзии, конечно, есть свои плюсы. Это быстрота реагирования, возможность донести произведения до огромной аудитории и сразу получить отклик.
Но больше такая поэзия пока получает отрицательной критики (как без этого?). В свое время стихи Пушкина тоже подвергались жесточайшей критике.
- Приведу несколько цитат из критических статей известных литературных обозревателей:
- Сейчас в поэзии мы можем увидеть многочисленные огрехи и неприглядные лохмотья синтаксиса, лексики.
- Язык 19 века - сияющий истинный русский язык, а современный - ужаснейший серый и убогий, нищенский современный новояз.
- Современные поэты - это авторы, которых никто не вспомнит уже через несколько лет.
-Так ли это?
6. Знакомство с творчеством В.Полозковой, И.Самариной
Я предлагаю вам сегодня познакомиться с творчеством двух современных поэтесс (уже достаточно знаменитых в сетевой поэзии) и подумать, а так ли все плачевно в нашем 21 веке.
Слайд 6. Портрет Веры Полозковой.
Ее считают феноменом нового поколения. Вера закончила школу экстерном в 15 лет и поступила на факультет журналистики в престижный вуз. В 15 лет был опубликован ее первый сборник стихов. Всего у нее 4 опубликованных сборника. Сейчас Вера выступает с сольными творческими вечерами. Читает свои стихи в основном под музыку. Любимые поэты - М.Цветаева, В.Маяковский, И.Бродский.
Слайд 7. Портрет Ирины Самариной-Лабиринт.
В отличие от Веры Полозковой Ирина не любит публичности. Ей комфортно дома, она любит тишину. Первая книга опубликована в 16лет. Всего у нее 5 сборников стихов. "В моих стихах простые слова для простых людей" - говорит Ирина.
7. Прослушивание стихотворений.
Слайды 8,9. Стихотворение В.Полозковой "Смех", стихотворений И.Самариной "Живи, мой друг"
-Прослушайте внимательно стихотворения этих поэтесс в их собственном исполнении.
(Прослушивание стихотворений)
- Можно ли уже что-то сказать о творчестве этих авторов? Ваши первые впечатления. (Ответы)
8. Работа с текстами.
- А сейчас я предлагаю вам поработать экспертами-критиками и проанализировать стихотворения этих поэтесс о любви и о смысле жизни. Наша задача - познакомиться с текстами и попробовать определить особенности стиля каждого автора. Но размышлять мы будем не только по литературоведческим критериям, но и по вкусовым (субъективным).
Слайд 10. Критерии оценивания стихотворения.
(Класс делится на две группы. Им выдаются стихотворения В.Полозковой "Смех", "Горький запах полыни", И.Самариной "Сегодня Бог проснулся утром рано", "Я верю..." (Приложение) . (Группы начинают работать) -около 10 мин.
9. Обсуждение стихотворений поэтесс.
(Группы высказывают свои мнения о прочитанных стихотворениях)
- Вернемся к главному вопросу нашего урока: можем ли мы поставить на одну ступень поэзию классиков и новейшую современную поэзию? Получится ли у нас провести состязание между поэтами разных веков? (Ответы)
10. Итог урока
-Каждая эпоха символизирует что-то свое, характерное только для своего времени. А кто из современных поэтов станет классиком - покажет время. Как знать, может быть, стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились, будут изучать и анализировать на уроках литературы наши дети, внуки.
- Все в этом мире когда-нибудь заканчивается, и наш урок подходит к завершению. Но мне хочется, чтобы вы послушали еще одно стихотворение.
11. Слайд 11. Прослушивание стихотворения И.Самариной "Цените тех, с кем маска - ни к чему" в исполнении М.Калужских (Мастерская души)
- Можно ли догадаться, чье это стихотворение: В.Полозковой или И.Самариной?
12. Домашнее задание.
- Вы все зарегистрированы в какой-либо соцсети. В каждой есть поэтические сообщества. Попробуйте почитать стихотворения, и как знать, быть может вы откроете для себя поэта, который в будущем станет классиком.
13. Слайд 12. Рефлексия.
Продолжите одно из предложений:
* Сегодня я узнал, что…
* Сегодня я впервые задумался над тем, что…
* Сегодня я научился…
* Сегодня я открыл для себя…
Учащиеся по желанию зачитывают ответы.
-Спасибо за урок!
Панов Егор Игоревич
Горбачёва Марина Юрьевна
Бисерова Наталья Николаевна
Кучумова Ирина Викторовна