Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой Быль «Лев и собачка»
Урок литературного чтения в 3 классе
Л.Н.Толстой Быль «Лев и собачка»
Якимова Наташа Вячеславовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Большешиинская СОШ»
Мамадышского муниципального района РТ
Раздел: «Великие русские писатели»
Тема: Л. Н. толстой «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным). |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка», раздаточный материал |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||||||
I. Организация начала урока | – Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||||||
II. Проверка домашнего задания | Посмотрите, пожалуйста, внимательно на портрет и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? –Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? | «Акула», «Прыжок» | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. | |||||||
III. Постановка учебной задачи / Разминка | - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ. – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. - Отгадайте загадку: НЕ ГОВОРИТ И НЕ ПОЁТ, А КТО К ХОЗЯИНУ ИДЁТ, ОНА ЗНАТЬ ДАЁТ, (Собака, собачка) Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) А теперь перед вами ребус: (ЛЕВ) век кев к=л лев - Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). - Предположите, как может называться рассказ? - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Читают чистоговорку про себя Читаем хором Беседа
Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||||||
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? - О чём он? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Физкультминутка «Зверята» | Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. Выполняют физкультминутку | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |||||||
V. Продолжение работы над темой. ЗАДАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ | Чтение по частям
1ч. (1-2абзац) Найдите иллюстрацию для этой части были (иллюстрации нет) Как вы думаете, что можно было изобразить? Словесный рассказ детей - 2ч. (3-6 абзац) Какие иллюстрации подходят для этой части? Прочитайте предложение для первой иллюстрации. Для второй. - 3ч. (7-9 абзац) Найдите иллюстрацию для этой части. 4 ч.. (до конца)Какие иллюстрации подходят для этой части. Прочитайте предложение к последней иллюстрации Художник нарисовал ещё одну иллюстрацию Выбери к какому фрагменту она подходит. К началу были; К концу были; И к началу и к концу были; Не подходит к тексту. Расположите картинки в том порядке, в котором происходят действия в были. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. По частям учатся находить соответствие между текстом и иллюстрациями к нему, а также восстанавливать последовательность событий | Умение извлекать информацию из текста | |||||||
VI. Домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | -– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им.. Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||||||
| | |
ПРИЛОЖЕНИЕ (Раздаточный материал для самостоятельной работы)
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | |
Прочитайте 1 и 2 абзацы были, есть ли иллюстрации для этой части были. Если нет, то, как вы думаете, что можно было изобразить? Нарисуйте иллюстрацию в пустой клетке.
Найдите и запишите предложения, которые подходят для иллюстрации №2.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите номер абзаца для иллюстрации №3_______
Художник нарисовал ещё одну иллюстрацию Выбери к какому фрагменту она подходит.
К началу были;
К концу были;
И к началу и к концу были;
Не подходит к тексту.
Расположите картинки в том порядке, в котором происходят действия в были.(Пронумеруйте по порядку0
| | |
|
| |