Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой Быль «Лев и собачка»

3
0
Материал опубликован 23 October 2023


Урок литературного чтения в 3 классе


Л.Н.Толстой Быль «Лев и собачка»


Якимова Наташа Вячеславовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Большешиинская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ


Раздел: «Великие русские писатели»

Тема: Л. Н. толстой «Лев и собачка»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка», раздаточный материал




Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок


Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на портрет и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?



«Акула», «Прыжок»


Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание рассказов.

III. Постановка учебной задачи / Разминка


- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

- Отгадайте загадку:

НЕ ГОВОРИТ И НЕ ПОЁТ,

А КТО К ХОЗЯИНУ ИДЁТ,

ОНА ЗНАТЬ ДАЁТ, (Собака, собачка)

Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

А теперь перед вами ребус:

t1698063667aa.pngt1698063667ab.gif(ЛЕВ) век кев к=л лев

- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

- Предположите, как может называться рассказ?

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

Что означает слово «быль»?

Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.




Читают чистоговорку

про себя

Читаем хором


Беседа



Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.


















Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.


IV. Изучение нового мате-

риала.

1. Первичное восприятие

текста.





2. Словарная

работа

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

Понравился рассказ?

- О чём он?


Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Назовите главных героев были.

Где происходит действие?

Было ли вам кого-нибудь жалко?


Физкультминутка

«Зверята»


https://yandex.ru/video/preview/?text=физминутка%20собачки%20видео&path=yandex_search&parent-reqid=1651815554908766-8200951902845248804-vla1-5326-vla-l7-balancer-8080-BAL-2608&from_type=vast&filmId=14288105326566930089

Внимательно слушают.








Делятся своими впечатлениями.









Определяют совместно

с учителем толкование слов.





О любви и привязанности животных друг к другу.

Печаль, грусть, тревогу.

Лев и собачка.

В зверинце.


Выполняют физкультминутку

t1698063667ac.png

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.


Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.







Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

V. Продолжение работы над темой.


ЗАДАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Чтение по частям

1t1698063667ad.jpg

2t1698063667ae.jpg

3t1698063667af.jpg

t1698063667ag.png

4

t1698063667ah.jpg

5


1ч. (1-2абзац) Найдите иллюстрацию для этой части были (иллюстрации нет) Как вы думаете, что можно было изобразить? Словесный рассказ детей

- 2ч. (3-6 абзац) Какие иллюстрации подходят для этой части? Прочитайте предложение для первой иллюстрации. Для второй.

- 3ч. (7-9 абзац) Найдите иллюстрацию для этой части.

4t1698063667ai.jpg ч.. (до конца)Какие иллюстрации подходят для этой части. Прочитайте предложение к последней иллюстрации

Художник нарисовал ещё одну иллюстрацию Выбери к какому фрагменту она подходит.

К началу были;

К концу были;

И к началу и к концу были;

Не подходит к тексту.

Расположите картинки в том порядке, в котором происходят действия в были.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.


По частям учатся находить соответствие между текстом и иллюстрациями к нему, а также восстанавливать последовательность событий




Умение извлекать информацию из текста

VI. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VII. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им..

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.






Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.





Владеют навыками самоанализа




ПРИЛОЖЕНИЕ (Раздаточный материал для самостоятельной работы)



1t1698063667ad.jpg

2t1698063667ae.jpg

t1698063667af.jpg

3

t1698063667ag.png4


t1698063667ah.jpg

5


Прочитайте 1 и 2 абзацы были, есть ли иллюстрации для этой части были. Если нет, то, как вы думаете, что можно было изобразить? Нарисуйте иллюстрацию в пустой клетке.

Найдите и запишите предложения, которые подходят для иллюстрации №2.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите номер абзаца для иллюстрации №3_______

Художник нарисовал ещё одну иллюстрацию Выбери к какому фрагменту она подходит.

t1698063667ai.jpg

К началу были;

К концу были;

И к началу и к концу были;

Не подходит к тексту.


Расположите картинки в том порядке, в котором происходят действия в были.(Пронумеруйте по порядку0

t1698063667ad.jpg

t1698063667ae.jpg


t1698063667af.jpg

t1698063667ag.png


t1698063667ah.jpg

t1698063667ai.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации