Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка»
Якимова Н. В. учитель высшей
Квалификационной категории МБОУ
«Большешиинская СОШ», с. Большая Шия,
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении "Бабочка"
Планируемые результаты
Предметные:
расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета, познакомить с содержанием его произведения «Бабочка»;
научить: видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) Метапредметные:
Познавательные: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя
Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы
Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). - М.: Просвещение,, портрет А.А.Фета, иллюстрации бабочек, компьютер, проектор, экран, презентация “Бабочки”.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам урок пора начать.
Добрый день, а может быть утро,
Начинаем урок с доброты!
Оглядимся вокруг, улыбнёмся друзьям,
И начнём мы урок … а о чём наш урок?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Зачеркните одинаковые согласные буквы и узнаете, с чем сегодня на уроке будем знакомиться.
С Н К П Р Ф Т П И Ф Р К Х Н (стих).
- А о чем же стихотворение?
Отгадайте загадку: “Не птичка, а с крыльями”.
- Да, правильно о бабочке.
- А кто же автор?
- Восстановите имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого познакомимся на уроке.
Афа…ий Афа….евич Ф..
- Действительно, Афанасий Афанасьевич Фет. С его творчеством мы уже знакомились ранее.
III. Подготовка к выразительному чтению.
1) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Упражнение “Свеча”
Глубокий вдох, выдох медленный, ровный, как будто дуете на пламя свечи так, чтобы не загасить его, а заставить гореть под ровным постоянным наклоном.
Упражнение “Погаси свечу”
Глубокий вдох, резкий сильный выдох: пламя свечи должно погаснуть.
2) Отработка дикции.
Чистоговорки:
Та-та-та, та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту – наводим сами красоту.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты – все полили мы цветы.
Ят-ят-ят, ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют, ют-ют-ют – очень любим мы уют.
3) Автоматизация звука [ч'].
Весёлая кочка
Птички, бабочки, цветочки
На одной собрались кочке.
Стайка птичек-невеличек
Лишь недавно из яичек.
Что за бабочки-сестрички
В исключительном обличье!
А цветочек на цветочек
Быть похожим очень хочет.
IV. Открытие нового знания.
1. Чтение учителем стихотворения Фета А.А. - “Бабочка”.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
2. Словарно-лексическая работа.
ОЧЕРТАНИЕ - вид образуемый линией, ограничивающий предмет.
БАРХАТ - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
3. Подберите синоним к слову “СВЕРКНУВ” (Блеснув, зажегся)
Подберите антоним к слову “СПЕШУ” (Медлю)
V. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
VI. Первичное закрепление во внутренней и внешней речи
Прочитайте стихотворение “Бабочка” про себя.
- Смогли ли вы увидеть бабочку? Какая она, расскажите? (Ответы детей)
- Какие слова помогли нам нарисовать бабочку в воображении? (Бархат мой - Лишь два крыла)
- Какой основной прием использовал поэт для создания образа бабочки? (Олицетворение – бабочка разговаривает с поэтом)
- Как относится бабочка сама к себе?
- С какими чувствами, интонациями говорит о себе?
VII. Самостоятельная творческая работа.
Сочините четверостишие про бабочку.
Прочитаем сочинённые стихотворения выразительно
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1. Презентация о бабочках. (Приложение)
2) Чтение стихотворения А.А. Фета.
- Выберите интонации, которые подойдут при чтении стихотворения.
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Выразительное чтение стихотворение учащимися.
3) Игра: “Найди слово”:
- найдите имя существительное;
- глагол;
- предложение по цели высказывание не восклицательное;
- предложение по интонации вопросительно;
- распространенное предложение;
- нераспространенное предложение.
IX. Итог урока.
Как построено стихотворение? (Нечётные строки короче чётных, стихотворение в форме монолога бабочки)
Каков его ритм? (Ритм неровен)
О чём стихотворение? (О беззаботной бабочке)
Что особенно запомнилось на уроке? (Ответы детей)
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение “Бабочка”, желающим дополнить сочинённые стихотворения.