Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Овсей Дриз «Очень Высокий Человек»

1
0
Материал опубликован 26 November 2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Ростова Ярославской области







Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Овсей Дриз «Очень Высокий Человек»

УМК «Планета знаний»

по учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац.






Подготовила:

Осучук Марина Александровна,

учитель начальных классов









г. Ростов 2021 г.



Тема урока: Овсей Дриз «Очень Высокий Человек».

Тип урока: получение новых знаний.

Цель урока: создать условия для ознакомления со сказкой О. Дриза, способствовать формированию умений объяснять поступки героя, его внутреннее состояние, прогнозировать дальнейшие события произведения.

Задачи урока:

- расширять знания учащихся о творчестве О. Дриза;

- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;

- совершенствовать навык самостоятельно находить значения отдельных слов в справочнике и толковом словаре, помещённом в учебнике;
- развивать речь учащихся;

- совершенствовать навыки чтения;

- формировать умения выражать своё отношение к героям, событиям.


Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4.Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героя произведения и настроением

Коммуникативные УУД

1. Развитие умения слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные

1. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для словарной работы, групповой.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядные пособия


1.Организационный момент.

Ход урока

-Здравствуйте, ребята!

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль уже готовы слушать?

Навострили свои уши?

Руки тех прошу поднять,

Кому нужна отметка «5».

- Очень хорошо. А теперь посмотрим на своего соседа по парте, улыбнёмся ему и нашим гостям, начнём урок.




2.Проверка домашнего задания по произведению С.А.Седова «Два медведя»











-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Кто автор этого рассказа?

-Каким было домашнее задание?







-Чьи загадки вам показались самыми интересными?


- А теперь выполним проверочный тест на листочках, подпишите имя и фамилию (на дополнительном файле тест).

- Всем спасибо за работу. Сдаём листочки.

-Два медведя.


-С.А.Седов

-Подготовиться к проверочной работе и сочинить к сказке загадку.


Дети загадывают свои загадки друг другу.


Несколько учеников рассказывают о своей работе.

- Выполняют тест.

Взаимопроверка.



Личностные: осмысление,жизненное самоопределение,действие смыслообразования





Коммуникативные:

умение слушать собеседника

3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.


а) знакомство с писателем




























б) знакомство с названием произведения через проблемную ситуацию (учебник стр.59)




- Как называется раздел учебника, который мы с вами изучает?

- Как вы объясните, что значит «авторская сказка»?

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним писателем и его произведением.

-Посмотрите на экран.(слайд №1-портрет О.О.Дриза)

-Знаком ли вам этот автор?

-Где мы с ним раньше встречались?

- Давайте, Лиза прочитает вам одно из его стихотворений: «Кончилось лето». (в приложении)

-Ну что, вспомнили?

Краткая справка из биографии. Подготовила сообщение о писателе Неклюдова Эвелина.

- Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. Родился 16 мая 1908 года. Рос сиротой. Детство Шике Дриза-младшего прошло в доме деда — лудильщика в местечке Красное под Винницей. Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. В 1930 году вышел первый сборник стихов Овсея Дриза “Светлое бытие”. А в 1934 году — следующий сборник “Стальная мощь”. Признание, пришло к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира.

- Спасибо.

Постановка проблемы.

-Знакомы ли вам произведения, где главными героями являются высокие люди? Посоветуйтесь друг с другом.


- Ребята, а как вы думаете, на самом деле есть такие высокие люди? Давайте посмотрим на доску. (слайды с высокими людьми).

- Как вы думаете, легко ли живётся таким высоким людям среди обычных людей?


- Раздел называется «Авторские сказки»

- Это сказка, которую сочинил автор.




-Да.Это О.О.Дриз.

-На уроке чтения в 1 классе.

- Читает.

-Да


Запрягайте, чудаки, веники в коляску,

Уложите чемоданы, приезжайте в сказку!

Если вы приедете, то не пожалеете…

Чёрный козлик с обезьянкой будут Фрейлехс танцевать.

А разбитая шарманка будет охать и вздыхать…

Будет чайник бить в ладоши : «Вот так штука! Браво! Бис!

Вы довольны? И я тоже.

Ваш Овсей Овсеич Дриз.

Рассказывает с презентацией.








-Выслушиваются ответы детей.

Дети обсуждают проблему в малых группах.

-Гулливер, дядя Стёпа и др.

- Отвечают.



- Нет, не просто.



Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: узнавание материала







Коммуникативные:

умение высказывать предположение

Регулятивные:

работа в малых группах,

самооценка


4. Сообщение темы урока.


- Вы можете предположить, о ком будет наше новое произведение?

- С произведением какого автора мы будем знакомиться сегодня на уроке?

-Да, мы будем читать произведение Овсея Дриза.

- Откройте, пожалуйста, учебники на странице 59. Прочитайте, как называется сказка.


- О высоком человеке.


- Овсея Дриза.

- Читать произведение Овсея Дриза.




Слайд №3

5. Знакомство с произведением О.О.Дриза «Очень Высокий Человек»


а) словарная разминка к произведению О.О.Дриза «Очень Высокий Человек» (учебник стр.59,169-172)













1. Первичное восприятие

- А теперь познакомимся с произведением «Очень Высокий Человек».


-В этой сказке нам встретятся незнакомые слова.


-Давайте попробуем объяснить их значение.


-Учитель просит посмотреть значения слов в толковом словаре в конце учебника на стр.169-172.

А затем подписать на листочках к картинкам, обозначающим словарные слова, правильные определения в парах..
- А теперь проверим. Спасибо.




.




- Дети читают про себя словарные слова на стр.59

- Дети высказывают свои мнения.

Работа в паре. Учащиеся сравнивают свои ответы с толковым словарём.


Сайка – круглый пшеничный хлеб.

Извозчик – человек, который перевозил людей и грузы в коляске, запряжённой лошадьми.

Каланча – высокая сторожевая пожарная башня.

Задушевный – искренний, сердечный


Познавательные:

информационный поиск,

знакомство с новыми словами


Личностные:

установка на здоровый образ жизни, снятие мышечного напряжения, переключение внимания






























































































Слайд №7













Слайд №8

6.Работа с текстом «Очень высокий человек» (учебник стр.59-63


а) беседа по вопросам к тексту.








7.Работа над текстом «Очень Высокий Человек»


а) выразительное чтение текста(учебник стр.59,60)




б) работа в группах














































































в) составление картинного плана

- Прочитаю вам новое произведение я. Слушаем внимательно.

Учитель читает сказку до конца (в это время дети смотрят видеоролик по сказке: https://cloud.mail.ru/public/4yvu/hPNSvwznR )

- Что показалось особенно удивительным?

- Какой момент больше всего взволновал?

-На сколько частей мысленно можно разделить сказку?

- Возьмите карандаши. Отметим части.

Разделимся, 1 группа читает 1 часть и будет отвечать на вопросы к ней, 2 группа читает 2 часть и будет отвечать на вопросы к ней, 3 группа…и т. д.

(в приложении)

Чтение произведения и его анализ.

- Каждая группа читает свою часть произведения и отвечает на вопросы по его содержанию.

1 группа 1 часть

- О ком это произведение?

-В какой стране он жил?

- Почему автор говорит, «кажется..»?

-Найдите и прочитайте предложение, из которого становится понятно, насколько высок был Человек.


- Кем захотел стать Человек?

- Почему выполнять эту работу ему было очень неудобно?



- О чём он просил бублики и сайки? Прочитайте.


- Почему никто не покупал его изделия?




2 группа 2 часть

- Кем пришлось стать Человеку?


- Что у него было для работы?


- Почему его работа опять не заладилась?





- О чём он просил облака? Прочитайте.


- Послушались ли его облака?

- К чему это привело?



- Что происходит с людьми, которые остаются без дела?

3 группа 3 часть

- Как поступил Очень Высокий Человек, чтобы ему в голову не лезли глупые мысли?

- Чем необычна эта шляпа?





- Как называется этот город?

- Почему и в этот раз у Человека не получилось приносить пользу людям?


- Что произошло с Очень Высоким Человеком?

- Чем он занимался? Прочитайте.





4 группа 4 часть

- Где однажды отдыхал Человек?

- Почему автор опушку и лес называет грустными?



- Что произошло в это момент?

- Что она натворила в лесу?



- Когда ветер утих, что увидел Очень Высокий Человек?



- Как поступил Человек?


- Почему он справился с этим легко и быстро?


- Что стал делать Человек, чтобы испуганные птенцы спокойно уснули?

- Каким после этого случая стал Очень Большой Человек?

- Какое дело на всю жизнь он нашёл для себя?


- Каких птенцов называют «неоперившимися»?

- Когда человека называют «неоперившимся»?

- Можно ли это высказывание отнести к нашему герою? Почему?

- Можно ли так сказать о нём в конце сказки? Почему?

- Прочитай, какие сказки рассказывает Очень Высокий Человек.


- Давайте попробуем составить картинку каждой части. Для этого на листок приклеим только те детали, которые соответствуют вашей части.


- Каждая группа представляет свою картинку и отвечает на вопросы.


-Как жилось высокому человеку?

-Почему он не смог стать пекарем, извозчиком?

-Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным?

-Найдите строчки, в которых говорится о том, как Очень Высокий Человек стал счастливым.


-Какова главная причина переживаний героя?


Какой вопрос был сложным? Почему?

- Прочитайте слова и выберите только те, которые, по вашему мнению, правильно характеризуют очень высокого Человека.

Добрый, глупый, наивный, злой, трудолюбивый, хитрый, обидчивый, упрямый, отзывчивый.

- Докажите свою точку зрения.


Вывод:

-Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку?

Учащиеся внимательно слушают.




Дети высказывают своё мнение.


- на 4 (пекарь, извозчик, пожарный, спас птенцов)

Отмечают.









- Об Очень Высоком Человеке

- Кажется в Дании

- Скорее всего, он сам не точно знает, где жил этот Человек.

- Он мог, не вставая на цыпочки, заглянуть в окно любого этажа.

- Он захотел стать пекарем.

- Печи Дании были ему по колено. И, чтобы заглянуть в печь, ему приходилось садиться на корточки.

- Дети читают отрывок из текста.(стр. 59)

- Бублики и сайки подгорали, поэтому никто не хотел покупать таких замарашек.



- Ему пришлось стать извозчиком.

- Новая коляска и добрая лошадка.

- Сидя на козлах, он задевал головой облака и очень сердил их этим. И сердитые облака поливали его и всех пассажиров холодным дождём.

- Дети читают отрывок из текста. (стр. 61)

- Нет.

- Люди перестали ездить в его коляске и он опять остался без дела.

- Им в голову лезут разные глупые мысли.


- Он надел большую шляпу.


- Она была такая большая, что на её широких полях могли прогуливаться пожарники и наблюдать, чтобы в городе не было пожара.

- Копенгаген.

- Озорные мальчишки не давали ему покоя и кричали по вечерам под его окном.

- Ему стало очень грустно.

- Целыми днями он одиноко бродил по грустным окрестностям города, считая себя самым несчастным человеком на свете.

- На грустной опушке грустного леса.

- Человеку было грустно, одиноко. Поэтому и всё вокруг кажется таким же грустным.

- Поднялась буря.

- Ветер так раскачивал деревья, что из гнёзд выпали неоперившиеся птенчики.

- Мамы-птицы тревожно кружили над своими детьми и ничего не могли поделать, ведь птенцы не умели летать.

- Он всех птенцов положил в гнёзда, в пуховые постельки.

- Он был очень высокий, поэтому легко доставал до гнёзд.

- Он стал рассказывать им сказки.

- Он стал счастливым.


- Всю жизнь он рассказывал неоперившимся птенцам сказки.

- Высказывания детей. (Не знающий жизни, не имеющий опыта, навыка в чём-либо, не имеющий твёрдого положения в жизни)


- Стр. 63



Учащиеся работают в группах, составляют картинку –аппликацию, отвечают на вопросы..




1 вариант читает 2 варианту ответ на вопрос (учебник стр.59)


2 вариант читает 1 варианту ответ на вопрос(учебник стр.60)



Дети высказывают своё мнение.

Познавательные:

знакомство с произведением




Коммуникативные:

умение слушать собеседника

















Регулятивные:

Самооценка








Личностные:развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический вкус, вырабатывать отношение к литературе как к искусству слова



Коммуникативные:

работа в паре










Познавательные: умение

обобщать знания

Коммуникативные:умение

высказывать своё отношение

к героям, выражать свои

эмоции.












































Регулятивные: умение

отличать верно выполненное

задание от неверного





Познавательные УУД через дифференцированную работу по объёму




Регулятивные:

самооценка

7. Итог урока


- С произведением какого автора мы знакомились сегодня на уроке?

- Как называется произведение?

- Сегодня на уроке я узнал…

- Меня удивило…

- Было трудно…

- Мне захотелось…


Если есть время, то Акулина прочитает стихотворение «Привет» О.О.Дриза


8. Домашнее задание

- Выучить наизусть любую песенку Очень Высокого Человека, которая особенно понравилась.




9. Рефлексия

- Давайте в заключении урока споём песенку ЗЕЛЁНАЯ КАРЕТА https://cloud.mail.ru/public/4BFZ/v47cnzEQV

Сл. О. Дриз Муз. А.Суханов

(тексты раздать детям из приложения)


Поём вместе с видеороликом.

























ПРИЛОЖЕНИЯ

Листочки для работы в каждой группе (разрезать)

1 группа 1 часть

- О ком это произведение?

-В какой стране он жил?

- Почему автор говорит, «кажется..»?

-Найдите и прочитайте предложение, из которого становится понятно, насколько высок был Человек.

- Кем захотел стать Человек?

- Почему выполнять эту работу ему было очень неудобно?

- О чём он просил бублики и сайки? Прочитайте.

- Почему никто не покупал его изделия?

2 группа 2 часть

- Кем пришлось стать Человеку?

- Что у него было для работы?

- Почему его работа опять не заладилась?

- О чём он просил облака? Прочитайте.

- Послушались ли его облака?

- К чему это привело?

- Что происходит с людьми, которые остаются без дела?

3 группа 3 часть

- Как поступил Очень Высокий Человек, чтобы ему в голову не лезли глупые мысли?

- Чем необычна эта шляпа?

- Как называется этот город?

- Почему и в этот раз у Человека не получилось приносить пользу людям?

- Что произошло с Очень Высоким Человеком?

- Чем он занимался? Прочитайте.

4 группа 4 часть

- Где однажды отдыхал Человек?

- Почему автор опушку и лес называет грустными?

- Что произошло в это момент?

- Что она натворила в лесу?

- Когда ветер утих, что увидел Очень Высокий Человек?

- Как поступил Человек?

- Почему он справился с этим легко и быстро?

- Что стал делать Человек, чтобы испуганные птенцы спокойно уснули?

- Каким после этого случая стал Очень Большой Человек?

- Какое дело на всю жизнь он нашёл для себя?

- Каких птенцов называют «неоперившимися»?

- Когда человека называют «неоперившимся»?

- Можно ли это высказывание отнести к нашему герою? Почему?

- Можно ли так сказать о нём в конце сказки? Почему?

- Прочитай, какие сказки рассказывает Очень Высокий Человек.











Текст песни «Зелёная карета»

ЗЕЛЁНАЯ КАРЕТА

Сл. О. Дриз Муз. А.Суханов

1 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата.

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 2 раза

Мчится, мчится в вышине

В серебристой тишине.


2 куплет: 6 коней разгорячённых

В шляпах алых и зелёных

Над землёй несутся вскачь

На запятках чёрный грач.

Не угнаться за каретой

Ведь весна в карете этой – 2раза


3 куплет:

Спите, спите, спите медвежата

И ежата, и ежата и ребята

В самый, в самый тихий ранний час

Звон подков разбудит вас – 2 раза

Только глянешь из окна

На дворе стоит весна…тсс…


4 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата,

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 3 раза



ЗЕЛЁНАЯ КАРЕТА

Сл. О. Дриз Муз. А.Суханов

1 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата.

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 2 раза

Мчится, мчится в вышине

В серебристой тишине.


2 куплет: 6 коней разгорячённых

В шляпах алых и зелёных

Над землёй несутся вскачь

На запятках чёрный грач.

Не угнаться за каретой

Ведь весна в карете этой – 2раза


3 куплет:

Спите, спите, спите медвежата

И ежата, и ежата и ребята

В самый, в самый тихий ранний час

Звон подков разбудит вас – 2 раза

Только глянешь из окна

На дворе стоит весна…тсс…


4 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата,

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 3 раза



ЗЕЛЁНАЯ КАРЕТА

Сл. О. Дриз Муз. А.Суханов

1 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата.

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 2 раза

Мчится, мчится в вышине

В серебристой тишине.


2 куплет: 6 коней разгорячённых

В шляпах алых и зелёных

Над землёй несутся вскачь

На запятках чёрный грач.

Не угнаться за каретой

Ведь весна в карете этой – 2раза


3 куплет:

Спите, спите, спите медвежата

И ежата, и ежата и ребята

В самый, в самый тихий ранний час

Звон подков разбудит вас – 2 раза

Только глянешь из окна

На дворе стоит весна…тсс…


4 куплет:

Спят, спят мышата, спят ежата,

Медвежата, медвежата и ребята.

Все, все уснули до рассвета,

Лишь зелёная карета – 3 раза



Сt1701029338aa.jpg тихотворения О.Дриза

t1701029338ab.jpg

Материалы для работы учителя на уроке и для домашней работы учеников

Дриз О., сказка "Очень высокий человек"



Жанр: литературная сказка



Главные герои сказки "Очень высокий человек" и их характеристика: Очень высокий человек. Добрый и отзывчивый. Искал свой путь в жизни, хотел приносить пользу.



План пересказа сказки "Очень высокий человек"

1. Где-то в Дании

2. Очень высокий пекарь

3. Очень высокий извозчик

4. Очень большая шляпа

5. Очень противные мальчишки

6. Очень сильная буря

7. Очень хорошие сказки

8. Очень счастливый человек



Кратчайшее содержание сказки "Очень высокий человек»

Жил в Дании очень высокий человек.

Он хотел стать пекарем, но булки все время подгорали, ведь ему приходилось сильно нагибаться

Он хотел стать извозчиком, но тучи сердились и всех заливали дождем

Он носил огромную шляпу, но мальчишки дразнили его.

Он помог птенчикам вернуться в гнезда и стал рассказывать им сказки.

Очень высокий человек стал счастливым



Главная мысль сказки "Очень высокий человек"

Если человек приносит пользу другим, делает добрые дела, то и он сам будет счастливым.



Чему учит сказка "Очень высокий человек"

Сказка учит искать свое место в жизни, искать дело, которое будет радость человеку и приносить пользу другим. Учит никогда не отчаиваться и не слушать глупых насмешек. Учит тому, что любой кажущийся недостаток можно превратить в свое главное достоинство.



Отзыв на сказку "Очень высокий человек"

Мне понравилась эта сказка, и конечно понравился высокий человек. Ведь не важно какого он был в действительности роста. Важно, что он всегда помогал другим и за этого его любили.



Пословицы к сказке "Очень высокий человек"

Кто длиннее, тому виднее.

Не место красит человека, а человек место.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Доброму человеку помощь не в убыток.



Краткий пересказ сказки "Очень высокий человек"

Где-то в Дании жил очень высокий человек, который легко мог заглянуть в окно любого этажа.

Однажды он решил стать булочником, но ему было очень неудобно печь булки, потому что все время приходилось сидеть на корточках возле печи. И булки постоянно подгорали и их никто не хотел покупать.

Тогда очень высокий человек захотел стать извозчиком, но когда он сидел на козлах, то головой задевал облака и тем это очень не нравилось. Облака сердились и поливали землю и пассажиров дождем. Очень высокий человек просил облака не шалить, но те не слушались его и пассажиры перестали ездить в его коляске.

Тогда очень высокий человек надел такую большую шляпу, с такими огромными полями, что по ним могли прогуливаться пожарные и наблюдать, не случился ли где пожар. Но глупые мальчишки дразнили очень высокого человека каланчей, и человек грустил. Он стал считать себя самым несчастным человеком в мире.

Однажды он отдыхал на опушке леса и вдруг началась страшная буря. Она сбросила из своих гнезд многих маленьких птенчиков и их родители горестно кричали, летая вокруг.

Очень высокий человек уложил птенчиков в гнезда и, чтобы успокоить птичек, стал рассказывать им сказки.

И очень высокий человек стал счастлив. Он всю жизнь рассказывал птицам сказки и многие его сказки знаем и мы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации