Урок - мастерская: Изготовление броши «Георгиевская лента»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.Жигалово
Внутришкольный методический день
«Учебный диалог в структуре урока»
Урок - мастерская
Изготовление броши «Георгиевская лента»
Автор: Сидорова Инга Васильевна,
педагог дополнительного образования
п.Жигалово, 2022г
Цель: изготовление георгиевской ленты ко дню Победы.
Задачи:
Обучающие:
• дать представление о Великой Отечественной войне, о появлении георгиевской ленточки, о праздновании Дня Победы.
Развивающие:
• развитие моторных навыков;
• развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, развитие эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
• воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою страну, одержавшую Великую Победу;
• воспитывать чувство любви и уважения к погибшим воинам.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Вводная беседа.
4. Объяснение нового материала.
5. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий:
– анализ образца изделия;
– составление устного плана предстоящей работы.
6. Закрепление правил техники безопасности.
7. Практическая работа детей - выполнение задания.
8. Проведение физкультминутки.
9. Анализ работ, подведение итогов занятия.
10. Уборка рабочих мест.
Ход занятия:
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель: на учебных занятиях по кружку мы занимались изготовлением различных поделок и подарочных сувениров. Дарили родителям, бабушкам, дедушкам. Нам это приносило радость и вдохновение. С результатами работ принимали участие на школьных выставках, разных конкурсах. Вы многому научились. Над чем сегодня будем работать?
Учащиеся: что-то изготавливать, творить, мастерить.
Учитель: да, вы верно сказали – мастерить. Для определения темы мастерской вам представлены 3 картинки:
Учитель: Они вам знакомы?
Учащиеся: да.
Учащиеся: на первой изображена русская матрёшка. В одной кукле расположено много кукол.
Учитель: верно. Русская матрёшка означает мощь и непобедимость русского народа. А появилась она в 1890 году.
Учащиеся: На второй мы видим Российский флаг.
Учитель: Верно. Мы видим три цвета: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Цвета объединены гербом нашей страны – двуглавым орлом. Орел - символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад и на Восток. Над орлом три короны. Корона на голове орла - символ законности, означающий, что страна живет по законной чести.
Учащиеся: - На третьей – двухцветная ленточка, соединенная значком.
Учитель: Это брошь называется «Георгиевская лента»
Учитель: Как вы считаете, какой из этих символов связан с Великим Праздником, который проходит в мае?
Учащиеся: Скоро праздник 9 мая – День Великой Победы.
Учащиеся: Я думаю, что мы будем делать брошь «Георгиевская лента».
Можно её изготовить и подарить бабушке, дедушке, маме с папой.
Можно научиться и сделать для себя и всех родственников. Всем вместе пойти на Парад Победы.
Учитель: Всем хочется сделать такую брошь?
Учащиеся: всем
Учитель: и так, определилась тема нашей мастерской «Изготовление броши «Георгиевская лента».
Учитель: - что означает георгиевская лента? С какого времени она появилась? Что символизирует?
Выполним учебное задание. «Я помню! Я горжусь!».
Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! Георгиевская лента появилась при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи.
Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Обер-камергер граф Литта в 1833 году писал: «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня».
Акция «Георгиевская лента» проходит с 2005 года, как символ праздника — Дня Победы. Это символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.
Выполнить задание:
Прослушать учителя и изготовить брошь «Георгиевская лента».
Представить свой результат.
И так, все картинки, которые мы с вами рассмотрели, символизируют мощь российского народа, государства, закон и память к своей истории.
А сейчас, мы переходим к практической части занятия.
2.Практическая часть занятия.
Изготовление:
Сегодня на занятии я предлагаю вам изготовить «брошь георгиевская лента» своими руками. А теперь приступим к практической части нашего занятия. И прежде, чем начать работу вспомним правила для безопасной работы.
Материалы:
георгиевская лента, атласные ленты черного, оранжевого, золотого цвета шириной в 5 см.; фурнитура для украшения.
Инструменты: ножницы, иголка, силиконовый клей, булавка.
Правила работы с ножницами и колющими предметами:
1. Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот.
2. Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице.
3. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
Самостоятельная работа обучающихся под контролем педагога.
А теперь приступим к работе. Вспомните, что говорится в 4м правиле «рабочего человека» - «Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше».
Педагог следит за осанкой, за правильным выполнением операций. Поощряет, поправляет, напоминает о рациональном использовании материала. Обращает внимание на недостатки.
В середине занятия педагог проводит физкультминутку:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
Ребята продолжают работу, собирают поделку. Помогают отстающим.
По окончании работы педагог проводит анализ детских работ:
- Давайте посмотрим, что у нас получилось?
- Ребята, вы довольны результатом своего труда?
Что в работе было самым трудным для вас?
В завершении педагог обращается к детям:
- Молодцы ребята, хорошо поработали. «Что нового вы узнали на этом занятии?»;
-чему мы научились на сегодняшнем занятии:
Какой техникой вы пользовались при работе?
• Дети демонстрируют свои работы.
Заключительное слово.
Я надеюсь, что сегодняшнее занятие было интересным для вас и поучительным.
Уборка рабочих мест.
• а теперь давайте приведем рабочие места в порядок
Заключение.
Давайте разберемся, какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества.
Во-первых, декоративно-прикладное творчество усиливает стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий можно заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности.
Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у школьников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и быту. Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор. Так, например, они узнают о своеобразии и самобытности декоративного искусства; о том, как отражается окружающая природа в орнаменте, украшающем предметы декоративно-прикладного творчества, а также о связи искусства с народным укладом, жизнью и бытом народов. Таким образом, у детей проявляется интерес к родному краю, природе, истории, сфере деятельности и труду людей.
Стоит поговорить и о коллективной работе на занятиях по декоративному творчеству, так как она оказывает существенное влияние на нравственное воспитание детей. При создании коллективной работы будь то картина, макет изделия или игрушка, у школьников вырабатывается способность объединяться для общего дела, они учатся договориться о выполнении общей работы, при этом создавая каждый свою деталь, элемент, стараются учесть интересы друг друга. В процессе коллективной работы у детей развивается способность действовать согласованно, умение уступать, взаимопомощь.
Благодаря таким занятиям у детей появляются волевые качества:
- доводить начатое дело до конца;
- умение преодолевать трудности;
- ценить и уважать собственный и чужой труд.
Участие в различных конкурсах и выставках помогает детям самореализоваться в жизни, повысить собственную самооценку, достичь определенных успехов.
Елена Гаврииловна Гончарова