Час общения на тему «Георгиевская лента как символ Победы»
Час общения на тему:
«Георгиевская лента как символ Победы»
Автор: Мыльникова Мария Игоревна учитель истории первой квалификационной категории Государственного автономного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» г. Йошкар-Ола
Тема: Георгиевская лента как символ Победы
Класс: мероприятие подготовлено для учащихся 5 класса
Форма внеклассного мероприятия: классный час
Цель: познакомить учащихся с героическими фактами русской истории; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа; способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории; побуждать детей к деятельному участию в акциях памяти, оказания помощи ветеранам.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знания о происхождении Георгиевкой ленты и ее отношении к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- знания об орденах и наградах России
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем и сверстниками;
– воспитание морально – нравственных качеств личности, любовь к Родине, уважения к ветеранам, символам Победы
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оснащение внеклассного мероприятия: компьютер, проектор, доска, презентация
Подготовка к часу общения: купить булавки, Георгиевские ленты, подготовить презентацию с иллюстрационным материалом («Солдатский Георгиевский крест», «Орден Великой Отечественной войны», «Золотое оружие», «Орден Святого Георгия» (1769 г.), «Орден Отечественной войны» (1943 г.), портреты: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, вступительный видеосюжет.
Планируемый сценарий внеклассного мероприятия:
Организационный момент.
Учитель: Каждый из нас помнит, что скоро наступит великий праздник. Какой? (ответы учащихся «День Победы, 9 мая»)
Учитель: Правильно! И эта тема очень большая, нам не хватит даже целого дня, чтобы охватить всю информацию, связанную с этим событием. Поэтому мы сегодня с Вами посветим час общения лишь небольшой теме, а какой Вы сформулируете мне сами после просмотра небольшого видео. Внимание на экран.
Определение темы внеклассного мероприятия.
Просмотр видеосюжета, в центре которого фигурирует Георгиевская лента. Обсуждение видео:
Учитель:
- Какому событию посвящено данное видео? (Великой Отечественной войне)
- Какой символ войны Вы заметили в данном видеосюжете? (Георгиевская лента)
- Что означает Георгиевская лента и почему сейчас она стала символом Победы?
- Предлагаю Вам сформулировать тему нашего мероприятия. (Георгиевская лента как символ Победы)
Актуализация знаний.
Учитель:
- Знаете ли Вы, когда появилась Георгиевская лента?
- Что означают ее цвета?
Учащиеся высказывают свои предположения
Учитель:
- Я вижу, Вы затрудняетесь, поэтому предлагаю Вам сегодня разобраться в этом вопросе.
Информационный блок
Учитель: Чтобы узнать историю появления Георгиевской ленты, я попрошу Вас разделиться на 5 групп. Каждая группа должна будет найти небольшую историческую справку на 2-3 минуты по предложенной теме.
1 группа – Святой Георгий Великомученик (Победоносец)
2 группа – Орден Святого Георгия
3 группа – Георгиевский крест
4 группа – Орден Отечественной войны
5 группа – Георгиевская лента
Учитель: На поиск информации у Вас есть 10 минут, приступайте!
Заслушивание групповых сообщений
Учитель: Теперь, после Ваших сообщений, Вы мне можете ответить на вопрос: какое отношение имеет Георгиевская лента к самой страшной войне XX века, когда на нашу землю была брошена военная мощь всей Европы? Почему Георгиевская лента сочетает в себе черный и золотой цвет? (учащиеся говорят свои предположения)
Учитель: Молодцы, Вы справились с заданием! Не смотря на то, что мнения историков по поводу обозначения цветов Георгиевской ленты расходятся, для нас - это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам. Сейчас давайте окунемся в эпоху Великой отечественной войны и споем известную песню Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».
Физкультминутка.
Учащиеся вместе с учителем образуют «орлятский» круг и поют все вместе военную песню «Мы за ценой не постоим».
Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим»:
Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас –
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим...
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех - мы за ценой не постоим.
Припев
От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот –
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это –
и не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех -мы за ценой не постоим.
Припев
Дискуссия «Как правильно носить Георгиевскую ленту?»
Учитель:
- Историю Георгиевской ленты мы с Вами изучили. Но у нас есть еще один непростой вопрос – как правильно носить Георгиевскую ленту? Перед тем, как дать Вам слово, я бы хотела показать Вам, как носят Георгиевскую ленту некоторые жители нашей страны. Внимание на экран.
Начинается показ слайдов, где люди прикрепляют Георгиевскую ленту неправильно (на сумку, на антенну машину, на ошейник к домашним животным и т.д.) и фото ветеранов и президента РФ с Георгиевскими лентами.
Учитель:
- Прокомментируйте, пожалуйста, увиденное и попробуйте объяснить, где Георгиевская лента прикреплена верно, а где нет. (ответы учащихся)
- Кто сможет сделать вывод о том, как правильно нужно носить Георгиевскую ленту?
- Почему она прикрепляется именно на левый лацкан одежды?
Вручение Георгиевских лент учащимся.
Учитель:
- Ежегодно с 26 апреля по 9 мая стартует акция «Георгиевская ленточка». Сейчас, как раз накануне праздника, я предлагаю Вам присоединиться к данной акции. Сделайте «Георгиевскую ленточку» символом твоей памяти — прикрепи ее на левый лацкан одежды.
Вручение Георгиевских лент всем учащимся.
Подведение итогов (рефлексия).
Учитель:
- В заключении я бы отела узнать, что вы извлекли из сегодняшнего мероприятия?
- Какие моменты вызвали у Вас волнение, душевный трепет, желание стать лучше?
Учащиеся высказывают свои мысли. Если позволяет время, можно использовать методику «Рюкзак»: каждый учащийся по очереди высказывает, какую информацию (эмоции) он положил в рюкзак в ходе сегодняшнего часа общения.
Учитель:
- Спасибо за Ваши ответы. Сейчас я прошу Вас снова встать в «орлятский» круг и взяться за руки.
Два цвета Георгиевской ленты - пепел и огонь - черный пепел войны и вечный огонь памяти. Это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам. Сегодня, приняв участие в акции, мы с Вами переняли эстафету народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафету готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя.
Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство спасало Россию в самые трудные времена.
Но мы едины, пока помним.
А помнить нашу великую Победу мы будем вечно!
С наступающим Днем Победы!
Учащиеся вместе с учителем встают в «орлятский круг» и поют заключительную песню Л.Лещенко «День Победы»
Л.Лещенко «День Победы»:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы !
День Победы !
День Победы !
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали как могли.
Припев
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе !
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли,
Этот день мы приближали как могли.
Припев