12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Днепровская Любовь Николаевна84
Россия, Хабаровский край, р.п. Хор

Урок математики в 1 а классе «Путешествие в математический космос»

Тема: Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков.

Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счёта.

Прогнозируемые результаты (предметные):

знать названия и последовательность чисел от 11 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20, складывать в пределах 20, опираясь на знание разрядного состава, решение задач изученных видов;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выделять и осознавать то, что же усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения, оценивать результат своей работы на уроке, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные: уметь выполнять работу в парах; уметь выполнять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь ориентироваться в информационном материале учебника, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, стремиться к расширению своей познавательной сферы.

Личностные: иметь представление о моральных нормах поведения; проявлять интерес к учебному материалу; соблюдать организованность и дисциплинированность на уроке.

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, игровой.

Оборудование:

1.Учебник - М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. 1 класс.

2. рабочая тетрадь; 3. карточки; 4.мультимедийный проектор, экран; 5. компьютер; 6.тесты, смайлики.

Ход урока:

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

- Начнем урок с минуты настроения: если у вас хорошее настроение, то поднимите смайлик зелёного цвета, а если грустное, то поднимите смайлик красного цвета. (Ответы детей)

- Спасибо. Надеюсь, что к концу нашего урока у всех будет хорошее настроение. Тем более, что мы отправляемся в путешествие». (это слово У! открывает на доске первое в теме урока)

- Ребята, а кто знает, какой праздник наша страна отмечает в апреле? (День космонавтики)

-Правильно. Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась…(Дети: 12 апреля 1961 года)
- Как звали космонавта, который на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос? СЛАЙД 2

Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
Константин Эдуардович Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
Сергей Павлович Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.

 

-Итак, куда будет наше путешествие? (в космос- У! открывает третье слово «КОСМОС» в теме урока).

-Но так как мы на уроке математики, то оно будет КАКИМ? (Математическим – У! открывает второе слово темы урока на доске)

Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Смелый, юный экипаж.

- Мы отправимся не просто в космос, мы многое узнаем, сделаем открытие, а наши знания, которые мы приобрели на уроках, помогут нам в этом.

- Девизом нашего урока будут слова: (прочитай ) «ЗНАЕШЬ — ГОВОРИ, НЕ ЗНАЕШЬ – МОЛЧИ, ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ - СПРОСИ!» СЛАЙД 3

-А кто скажет: на какой планете мы с вами живём?

- А какие ещё планеты вы знаете?

-А чем отличается наша планета от других планет? Молодцы!

- А на чём же путешествовать мы будем?

- У меня три конверта (каждая группа вытягивает по конверту).

- Вы сложите фигуру и узнаете, на чём мы отправимся путешествовать.(Дети собирают ракеты и клеят их на лист,У! вешает их на доску).

 

- Итак, у нас сегодня с планеты Земля будут стартовать три ракеты.

- Я хочу представить наши дружные экипажи:

1 экипаж – «Испытатели»

2 экипаж – «Астрономы»

3 экипаж – «Искатели»

- Выберите командиров своих экипажей, которые будут следить за работой экипажа и помогать в работе команды.

-Участники полёта пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1

 

- Какие качества мы возьмём с собой в полёт? СЛАЙД 4

(Лень. Внимание. Скука. Находчивость. Трудолюбие. Усталость. Дружба.)

(У! открывает на доске слова: внимание, находчивость, трудолюбие, дружба)

- Такими качествами должен обладать любой космонавт.

 

- Итак, сегодня мы будем не учениками, а исследователями космического пространства.


- А чтобы полёт прошёл удачно, давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках математики. (Ученики отвечают: «Решаем, считаем, пишем, думаем»)

- А как вы думаете, что мы будем делать сегодня?

 

- И за своё трудолюбие вы будете получать награды-звёздочки.

 

2. Самоопределение к деятельности

- Что вы ожидаете от урока?

 

3. Сообщение темы и целей урока - Итак, мы путешествуем по космическим просторам, повторяя изученный материал- СЛОЖЕНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК. И чтобы полет прошел удачно, необходимо быть:

-внимательными;

-точно и правильно выполнять задания, применяя изученные знания сложения с переходом через ДЕСЯТОК на основе знания таблицы сложения и состава числа;

-не допускать ошибок, иначе ракета может потерпеть аварию

 

УЧЕНИК:

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка

Очень нам нужна наука «Ма-те-ма-ти-ка»

 

- Приготовиться к полёту!

- Пристегнуть ремни!

- Командирам экипажей доложить готовность к полёту!

Командиры.

- Экипаж корабля «Испытатели» к полёту готов! Командир…

- Экипаж корабля «Астрономы» к полёту готов! Командир…

- Экипаж корабля «Исследователи» к полёту готов! Командир…

 

- Мы сели в свои ракеты и отправляемся в полёт. СЛАЙД 5

- Внимание! Объявляется предстартовая готовность. До старта ракеты осталось несколько секунд.

- Даю обратный отсчёт: 20… ( 1ряд считает до 13, второй ряд –до 7, 3 ряд – до 0)

-СТАРТ!

2Актуализация знаний. Устный счёт. СЛАЙД

- У нас на пути метеоритный дождь «Разгадай-ка»:

 

А. ИГРА «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Б. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ СЛАЙДЫ

В. РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ СЛАЙДЫ

 

На слайде появляются изображения геометрических фигур.( Треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы)
- Ребята, посмотрите на наше «звёздное небо». Но какие необычные звёзды!

- Что они собой  представляют? (фигуры)
- Разделите фигуры на две группы  (многоугольники и круги)

(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

- Каждую из полученных групп фигур разделите еще на две группы.

( треугольники и прямоугольники; круги и овалы)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

 

- Молодцы, каждый экипаж получает звезду на борт своей ракеты.

 

5. Электронная минутка для глаз.

- Пока мы смотрели на небо, глазки устали, давайте сделаем для них зарядку.

 

6. Работа по теме урока

- А теперь откроем наши бортовые журналы (тетради). Ведь именно так называют тетради у космонавтов.

-Запишите число нашего космического путешествия.

- С каким событием связана наша сегодняшняя дата? (Правильно, с датой первого полёта человека в космос- 12 апреля).

- Классная работа.

- Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.

- На какие оценки должен учиться будущий космонавт? ( на 5)

- Правильно, мы тоже будем сегодня зарабатывать пятёрки-звёзды!

 

Арифметический  диктант. СЛАЙД ( 3 человека у доски от каждого экипажа)

Запишите число:

- состоящее из 1 дес. и 2 ед.
- на единицу меньше, чем число 14
- стоящее между числом 10 и 12
- следующее за числом 15

- число на 1 меньше, чем число18
- на единицу больше, чем число 18

Проверка. СЛАЙД

12, 13, 11, 16, 17, 19. (Дать звёзды в ракеты тем, кто выполнил без ошибок)

Фронтальная работа:

- Какое число самое маленькое?  (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
- Какое число самое большое? (19 - на слайде выделяется изменением цвета)

 

- А теперь запишите числа в порядке возрастания.  11, 12, 13, 16, 17. 19. (Идут 3 других человека к доске)
- Назовите пропущенные числа от 11 до 20.

- Как называются все эти числа? ( Двузначные)

- Молодцы! (Дать звёзды в ракеты тем, кто выполнил без ошибок)

- Двигаемся дальше.

 

Состав чисел от 11 до 20. СЛАЙД

-Летим дальше. На пути у нас созвездия.

- Посмотрите на наше «звездное небо». ( На слайде изображения звезд с числами)

Справка из истории созвездий:

- Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия и придумывали им названия

-Назовите, какие созвездия вам известны.


-Наши созвездия «числовые».  ( Состав чисел 12, 13, 14, 15) Каждому экипажу по одному числу + ещё 2 устно (без слайда)

t1696157468aa.png + 18 это 9 и…

+ ВТОРОМУ ЭКИПАЖУ: 17 это 8 и…, 16 это 9 и…

ТРЕТЬЕМУ ЭКИПАЖУ: 17 это 7 и…, 12 это 8 и… ВРУЧАЮТСЯ ЗВЁЗДЫ

- А как можно заменить двумя одинаковыми слагаемыми числа 4, 6, 8, 10?

 

Решение примеров. СЛАЙД

- Двигаемся дальше. На пути у нас планета «Решай-ка»

 

- Каждый экипаж списывает свой столбик примеров. Решает их.

- Решаете каждый сам, НО, если требуется помощь, члены экипажа могут помочь.

 

5 + 4 =                7 + 1 =                    5 + 3 =
8 – 2 =               14 – 4 =                    7 – 4 =
6 + 5 =                8 + 3 =                    9 + 5 =
9 + 6 =                7 + 5 =                    6 + 8 =

- Командиры экипажей проведите проверку и доложите о готовности (смотрят, все ли дети в экипаже сделали примеры и поднимают зелёный смайлик)

- Проверяем. (У! РАЗДАЁТ ЗВЁЗДЫ В РАКЕТЫ: за правильные примеры – 2 звезды, с ошибками – 1 звезда)

(При проверке на слайде по щелчку появляются  значения данных выражений)

 

- Найдите «лишний» пример.

Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

 

- Какой пример лишний из оставшихся?

Ответ. Пример с ответом на однозначное число.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

 

- Какие примеры остались?

Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел  с переходом через десяток.

- Мы знаем, что сегодня это цель нашего путешествия: повторение сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

 

8. Физминутка. СЛАЙД

-Ребята, все космонавты занимаются спортом, даже на борту космического корабля.

- Сделаем и мы физкультминутку.

 Ученик:

Раз, два,- стоит ракета            (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет.            ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши    
И потом на каждый счет.        (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре-               (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире - и на месте походили.

Тихо сели на места!

9. Закрепление знаний.

- Мы путешествуем дальше и останавливаемся на планете «Закрепляй-ка»

 

А. Работа по учебнику. С.73. Работа в парах. № 1 с. 73 (Детям номер и страницу НЕ называю)

- В космосе ставят опыты, ведут исследования.
- Сейчас вам предстоит «исследовать» выражения.

- Вы будете работать парами.

- У вас на листах примеры. Прочитайте задание к ним.

(Выполни вычисления и проверь полученные ответы по таблице)

- Где можно найти таблицу? (В голове, стр. 72 в учебнике, у нас на стене)

 

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ И САМОПРОВЕРКА
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика? (Действие сложение, все примеры на сложение с переходом через ДЕСЯТОК).

 

Б. Самостоятельная  разноуровневая работа. СЛАЙД
(Задание на слайде: зеленая полоса- облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)

- Представьте, что перед нами три лунохода. Скорость первого, ЗЕЛЁНОГО, невелика, и управлять им легко – это нетрудное задание.

- У второго лунохода, СИНЕГО, скорость повыше, и управлять им сложнее - надо вспомнить некоторые правила. А именно – последовательное решение выражений в два действия.

- За управлением третьим луноходом, КОРИЧНЕВЫМ, вы сразу встретите на пути много сложностей. -Взвесьте все свои силы и приступайте к работе.

- Вы выбираете любой «луноход» и решаете выражения, записывая их в тетрадь, делая второй столбик, отступив 3 клетки вправо от первого столбика. Желаю удачи!

 

Зеленая полоса:    7 + 6 =                   8 + 5 =                   9 + 4 =
Желтая полоса:    4 + 8 – 2 =            10 – 7 + 8 =             8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 + * =  11   10 – 4 + * = 13       9 + 7 - * = 10

 

В. Решение задач.   СЛАЙД 16

- На этой планете нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы. А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

1. Задача № 1 на слайде – под руководством учителя.  СЛАЙД
Индивидуальная работа.( со слабоуспевающим учеником)
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 8.
- Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»

- Запишите самостоятельно только решение задачи. Подчеркните карандашом ответ.

(Индивидуальная работа со слабоуспевающим учеником)

9 + 8 = 17(к.)
- Назовите полный ответ: 17 космонавтов высадилось на планету Знаний.

 

2.Задача №2 СЛАЙД 18

«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»

Коллективный анализ и составление краткой записи. Дети краткую запись НЕ пишут в тетрадь.

t1696157468ab.png

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- А сможем ли мы найти, сколько созвездий увидел Вася?

- Каким действием?

- Почему?

- Задача во сколько действий?

- Итак, что найдём сначала? (Васины созвездия)

- Каким действием? (Вычитанием)

(Учитель пишет: 1) - )

- А потом что мы найдём? (Все звёзды детей)

- Каким действием? (Сложением)

(Учитель пишет: 2) + )

 

Самостоятельное решение  задачи обучающимися.(1 ученик у доски)

1)9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася

2)9 + 6 = 15 ( с.)

Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.


Проверка решения на слайде. ВРУЧЕНИЕ ЗВЁЗД НА РАКЕТУ

 

11. Тестовая работа ( на компьютере) . СЛАЙД

- Вот и подходит к концу наше путешествие.

- Чтобы вернуться на Землю, необходимо каждому выполнить задание - найти правильный ответ.

- У вас на столах лежат звёзды с заданиями. На них будем работать.

1.Выбери пример с ответом 14
10 + 3         9 + 4          9 + 8         7 + 7

2. Выбери пример с ответом 11.
9 + 3           6 + 5          7 + 6          8 + 7

3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?

4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3              4               13               15

5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15              11               17               13

6. Выбери число, которое меньше 16.
19              17                13              20

- Проверим наше задание.

- У кого без ошибок – нарисуйте себе звёздочку.

(Считаем звёзды в экипаже за эту работу, а учитель кладёт это количество в ракету экипажа).

- Мы благополучно завершаем наш полет.

Завершаем наш полёт.

Наступает миг – пора!

Наконец вся детвора

Из полёта возвратилась

И на Землю приземлилась!

 

12. Итог урока Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Понравилось вам путешествие?

- Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?

- Достигли ли мы цели, которые ставили в начале нашего путешествия? Что мы повторяли сегодня на уроке?

( Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач. Узнали много нового о космосе и звёздах).

- У кого были затруднения?

- Удалось ли с ними справиться?

- Кто доволен своей работой?

 

- А теперь, после нашего путешествия, какое у вас настроение?

- Покажите смайликом.

 

Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу.

- У вас у каждого есть белые звёздочки. На небе таким светом светятся…( Дети: ОЧЕНЬ горячие звёзды)

- Если вам на уроке всё понравилось, и не было трудностей — раскрасьте её жёлтой.

(сделайте её менее горячей звездой)

- Если были трудности, и вам грустно из-за этого — красной (сделайте её ещё менее практически холодной звездой) (клеят на свои ракеты на доске)

- Я благодарю вас за урок и награждаю «лётными» конфетами.

 

Заключительное слово учителя.

- Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. А для этого надо хорошо учиться и помнить, что наша родная планета - Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.

 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 01.10.23 в 15:06 2Ответить Пожаловаться
А где же презентация, только ссылаетесь на слайды
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.