Урок математики «Сложение и вычитание вида + 1, - 1» (1 класс)
16.11.2022г.
Хайбуллина С.В.
Конспект урока математики в 1 классе
Тема: Сложение и вычитание вида + 1, - 1.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник, карточки с примерами, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация.
Проектируемые результаты:
Регулятивные УУД:
- организовать свое место под руководством учителя;
- определять цель выполнений заданий на уроке;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Познавательные УУД:
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- ориентироваться в учебнике, в тетради.
Предметные УУД:
- учащиеся научатся сложению и вычитанию 1, совершенствуют умение решать и составлять простые задачи.
Личностные УУД:
- оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности, понимают ценность труда и упорства.
– осваивать роль ученика, формирование интереса к учению.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели.
- Внимательно посмотрите на своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку математики?
- А каким должно быть ваше настроение, чтобы урок получился удачным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Для этого улыбнитесь одноклассникам, мне и нашим гостям, для этого можно повернуться к ним, но только один раз.
2.Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, для чего нам нужны уроки математики? (ответы детей). А еще благодаря данным урокам мы развиваем внимательность. Что я и предлагаю сделать трем желающим поработать у доски.
Игра «Самый внимательный»
- Помогите исправить ошибки, которые имеются в данных записях. Исправлять вы будете, как настоящий учитель, поэтому я вам выдаю красный мел. Вы можете зачеркнуть неверны ответ и записать верный рядом.
У доски работают 3 ученика.
1 ученик: 7 – 0 = 0 2 + 2 = 5 2 + 4 = 6 8 - 4 = 3 5 + 0 = 5 |
2 ученик: 3 < 7 5 > 8 9 < 2 4 < 5 6 > 10 |
3 ученик: 0,1,2,3,3,4,5,7,9,8,10. |
Пока ребята исправляют ошибки, мы с вами поиграем.
Игра «Назови предыдущее/последующее число». Я буду бросать мяч, проговаривая число, вы же должны вернуть мне мяч, назвав следующее число. А теперь называете предыдущее число.
Работа с сигнальными карточками.
- Проверим ребят, как они справились с заданием. Если вы согласны с исправлением, то поднимаете зеленый цветовой сигнал, нет - красный цветовой сигнал. Как мы можем назвать данные записи? Докажите.
- Попрошу обратить внимание, что при записи числового отрезка нельзя писать одно число несколько раз, пропускать числа или менять их местами. (было написано два раза число 3, пропущено число 6, поменяны местами числа 8 и 9).
- Ребята, скажите, а почему мы сейчас поиграли, выполняли задания у доски? Есть предположения?
- Молодцы, сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на данном этапе урока: если вы легко справились со всеми заданиями, то предлагаю на лесенке, которая у вас вклеена в тетрадь, изобразить человечка на первой ступеньке. Если же при устной работе у вас были неточности, то человечка мы не рисуем. Кстати, скажите, а из чего состоит наш человечек? Можете назвать, из каких геометрических фигур?
3.Подведение к теме урока, целеполагание
- Как вы думаете, можем ли мы сказать, что мы уже все умеем на уроке математики? На каждом уроке мы узнаём что-то новое. И прежде чем мы узнаем тему сегодняшнего нашего урока, давайте еще немного поиграем. Прошу выйти сюда ребят, у которых на столах лежат большие цифры. Построитесь, пожалуйста, по порядку номеров.
- Правильно ли построились ребята?
- первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед.
- Сколько ребят сделали шаг вперед?
Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед?
-К 5 прибавили 1 получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед?
- Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1?
- Повторите вывод, приводя свой пример.
Десятый ученик, сядь, пожалуйста, на место.
- Сколько было учеников?
- Сколько учеников сели на свое место?
- Сколько учеников осталось?
- Как это записать?
( аналогично рассматривается еще несколько случаев)
- Кто догадался, чему мы научимся на уроке?
Кто из вас может сформулировать тему урока? (Прибавление и вычитание числа 1)
- Кто догадался, чему мы научимся на уроке? Попробуйте назвать цель урока.
4. Работа над новой темой.
- Откройте учебник на стр. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.
- Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1? Очень многие ребята знают, как это делать. Но чтобы запомнить этот прием, предлагаю прочитать предложения, которые даны в учебнике:
« Чтобы к числу прибавить 1, надо назвать следующее за ним число при счете. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать……….»
- Это правило можно рассмотреть и на числовом отрезке. Вот он. Чтобы к числу прибавить один, на числовом отрезке нужно сделать один шаг вправо.
- Предлагаю сейчас рассмотреть выражения, данные на стр.80 учебника, при этом мы будем использовать различные способы чтения выражения. Давайте внимательно посмотрим на равенства. Почему они даны в 2 столбика? Теперь посмотрите на слова, которые мы можем использовать при чтении выражений. Попробуйте разбить их также в 2 столбика (прибавить, плюс, увеличить на; вычесть, минус, уменьшить на …)
Фронтальная работа, выражения со стр.80 учебника,
К числу один прибавим один, получим два: 1 + 1 = 2
К числу два прибавим один, получим три: 2 + 1 = 3
К числу три прибавим один, получим четыре: 3 + 1 = 4
К числу четыре прибавим один, получим пять: 4 + 1 = 5
К числу пять прибавим один, получим шесть: 5 + 1 = 6
К числу шесть прибавим один, получим семь: 6 + 1 = 7
К числу семь прибавим один, получим восемь: 7 + 1 = 8
К числу восемь прибавим один, получим девять: 8 + 1 = 9
К числу девять прибавим один, получим десять: 9 + 1 = 10
- А теперь скажите, в каком направлении нужно сделать шаг в числовом отрезке, если требуется из числа вычесть один? На числовом отрезке нужно сделать один шаг влево.
Когда из числа вычитают один, то получают предыдущее число.
Из числа десять вычтем один, получим девять: 10 - 1 = 9
Из числа девять вычтем один, получим восемь: 9 - 1 = 8
Из числа восемь вычтем один, получим семь: 8 - 1 = 7
Из числа семь вычтем один, получим шесть: 7 - 1 = 6
Из числа шесть вычтем один, получим пять: 6 - 1 = 5
Из числа пять вычтем один, получим четыре: 5 - 1 = 4
Из числа четыре вычтем один, получим три: 4 - 1 = 3
Из числа три вычтем один, получим два: 3 - 1 = 2
Из числа два вычтем один, получим один: 2 - 1 = 1
Дети называют результаты таблицы сложения и вычитания с единицей.
Физминутка
5. Этап закрепления и применения новых знаний.
Думаю, пора применить наши знания в конкретных ситуациях.
№ 1
- Посмотрим в учебник и скажем, в какую сторону идет зайчик и белочка, и почему? Какие выражения мы видим? Назовите недостающие числа в равенствах. Докажите, почему именно данные числа подставили? (Устно)
№ 2
- Какие выражения можем составить к рисункам?
- После работы в учебнике мы снова обращаемся к нашей лесенке. Те, кто понял, как прибавлять и вычитать число 1, справился с предложенными заданиями учебника, может подняться на ступеньку выше. У кого были большие трудности, увы, данный шаг для вас еще недоступен.
Работа в тетради с печатной основой.
- Откройте тетради на стр. 29. Расскажите, что вы видите на первом рисунке.
- Какое равенство можно составить?
Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
- Прочитайте следующее задание. Оно представляет из себя 3 столбика выражений.
- Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике?
- Назовите закономерность во втором столбике.
- Чем интересен третий столбик? Запишите ответы и добавьте еще по 3 примера в каждый столбик.
- В рабочей тетради осуществили записи, значит, пора время себя проверить. Снова предстоит оценить свои успехи по лесенке.
Работа в парах.
А сейчас вы поработаете в паре. Распределите обязанности в паре, чтобы выполнить работу быстро и правильно. Решите примеры, проговаривая правила друг другу. Расшифруйте слово.
Карточка для работ в паре
«Расшифруй слово».
Чтобы разгадать зашифрованное слово, вам нужно решить выражения. Запишите разгаданное слово.
И | 4 + 1 = | У | 5 – 1 = |
М | 6 – 1 = | И | 7 + 1 = |
К | 8 + 1 = | Н | 9 – 1 = |
4 | 5 | 8 | 5 | 9 | 8 |
| | | | | |
Оцените работу с соседом на лесенке.
Игра “Лесенка”.
- Напоследок предлагаю обратить внимание еще на одну лесенку. Это математическая лесенка. Вначале мы поднимемся по ней, а потом спустимся.
Поднимаясь по “лесенке”, учащиеся повторяют, что если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число.
Рисунок 1 – Математическая “лесенка”.
Спускаясь по “лесенке”, повторяют, что если число уменьшить на 1, то получится предыдущее число.
6. Этап подведения итогов учебного занятия.
- Урок математики заканчивается, время подвести итоги.
Над какой темой сегодня работали?
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы её? С каким правилом познакомились?
Что вы запомнили на этом уроке?
Чтобы прибавлять 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.
7. Рефлексия
- Посмотрите на свою лесенку. Скажите, достиг ли кто самой высокой ступеньки? Благодаря чему им это удалось? Смотрите, мы делали каждый раз лишь один шажочек, а достигли больших высот. Так и в жизни: маленькими шагами достигается большая победа.
- Предлагаю вам домашнее задание: прийти домой, рассказать родителям, на какой ступени вы оказались, почему вам это удалось? А может кто-то расскажет, почему ему не удалось взобраться наверх.
- Спасибо за урок! До свидания!