Урок Мужества «Великие битвы – великой Победы»

4
0
Материал опубликован 27 April 2021




t1619549057aa.gif

УРОК МУЖЕСТВА


ВЕЛИКИЕ БИТВЫ – ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ






Урок Мужества «Великие битвы – великой Победы»
PPTX / 65.17 Мб




Пояснительная записка.


Название работы

Урок Мужества «Великие битвы – великой Победы»


Краткое тематическое содержание

Урок Мужества «Великие битвы – великой Победы» представлен в виде литературно композиции с элементами беседы. Обучающиеся с интересом и доверием слушают учителя.

Беседа на уроке основана на исторических фактах о Великой Отечественной войне. Слова учителя сопровождаются мультимедийной презентацией, на которой запечатлены фрагменты далеких военных лет, что помогает обучающимся конкретно и наглядно представить произошедшие события и подкрепляет их интерес к историческому прошлому своей Родины. Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, жителей Спасского района.


Цели и задачи

Цель урока: показать всю важность переломных битв Великой Отечественной войны, с целью патриотического воспитания учащихся начальных классов, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах Великих битв Великой Отечественной войны.


Область применения

Классный час. Урок Мужества

Формы и методы реализации

Литературно-музыкальная композиция, выставка «Герои - Спассцы»

Возрастные группы обучающихся

3,4класс

Ожидаемые (полученные) результаты

Результатом проведения Урока Мужества является то, что дети знакомятся с историей подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Встречаются с тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов. Что в свою очередь способствует воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста. Учащиеся знакомятся с Героями Советского Союза, уроженцами Спасского района.
























Содержательная часть

УРОК МУЖЕСТВА

ВЕЛИКИЕ БИТВЫ – ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Ученик:

Вам, кому ещё нет 16…

Всем, кто пока не знает, что такое война…

Посвящается,

Чтобы помнили…

Чтобы поняли…

Ученик:

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты подарили вы планете

Великий май, победный май!

Учитель: Сегодня мы проводим урок Мужества, посвящённый 73-летию Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш урок приглашены почётные гости: ваши дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Исполнение песни «Закаты алые» (Группа «Герои») (Слайд 1.)


Ученик: (Слайд 2.)

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною, вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам.

Звучит запись песни “Священная война”.(Слайд 3.)

Учитель: Как великий образец патриотизма и героизма советского воина вошла в историю оборона Брестской крепости. (Слайд 4.)

Ученик: Наши пушки вновь заговорили!

Враг напал. Мы выступили в бой!

Вымпела прославленных флотилий,

Словно чайки вьются над водой.

Бить врага нам нынче не впервые,

Чтоб кровавый след его простыл,

Вам, полки и роты фронтовые,

Помогает действующий тыл.

Как один за Родину мы встали,

Равнодушных между нами нет,

Каждой тонной выпущенной стали

Мы крепим величие побед.

И сражений раскалённых воздух

Стал отныне общею судьбой

Нам, несущим вахту на заводах,

И бойцам, бросающимся в бой.

Родина! Тебе мы присягали,

И, шагая с именем твоим,

Силой крови, пороха и стали

В этой битве снова победим!

(«Война началась» Юрий Инге, 22 июня 1941 г.)

22 июня в 4 часа 15 минут по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, прервана связь. В 4 часа 23 минуты начался штурм. На крепость наступали до 1500 человек пехоты. Неожиданность атаки привела к тому, что гарнизон был разбит на несколько очагов. Однако оказавшись в тылу врага части гарнизона перешли в контратаку, частично уничтожив атакующих. Немцы смогли закрепиться лишь на отдельных участках. Сильное сопротивление они встретили на Волынском и Кобринском укреплениях, где дело доходило до штыковых атак. К 9 часам утра крепость была окружена.

У солдат не было возможности ни выпить воды, ни отдохнуть, ни похоронить раненых. «Я умираю, но не сдаюсь» - запись на одной из стен Крепости. Наши солдаты с первых дней войны показывали немцам , что пусть они и выиграли сражение, но победа всё равно останется за нами.

По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.

8 мая 1965 года Брестской крепости было присвоено звание Крепость-герой. Крепость является мемориалом с 1971 года. (Слайд 5.)

Учитель: И вот наступили самые грозные и тяжёлые дни войны. Летом и осенью 1941 года на всём протяжении фронта шли ожесточённые бои. Битва за Ленинград оказала значительное влияние на ход боевых действий на других участках фронта, сковала крупные силы немецких и финских сил. (Слайд 6.)

Ученик: ...Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и всё могла снести:

медаль "За оборону Ленинграда"

со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, –

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать ещё упрямей и сильней...

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль "За оборону Ленинграда".

...Война ещё идёт, ещё – осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль "За оборону Ленинграда".

(«Моя медаль» О. Берггольц)

Ученик: 8 сентября 1941 года немецкие войска вышли к Ладожскому озеру и блокировали Ленинград с суши. С этого дня началась блокада Ленинграда. Единственное спасение города было в «дороге жизни» - транспортная магистраль через Ладожское озеро. В зимнее время передвижение осуществлялось по льду, а летом – по воде. Благодаря этому пути было спасено около 1 миллиона 400 тысяч человек и перевезено для блокадных жителей свыше 1,5 миллионов тонн продовольствия. Блокада Ленинграда окончательно была снята в 27 января 1944 году. 8 мая 1965 года городу было присвоено звание Город-герой. (Слайд 7.)

Учитель: с 30 сентября 1941 года началась Московская битва. (Слайд 8.)

Ученик: Вся родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы

И долю народа всего,

Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Идет через море людское,

Идет через все города...

И все это, братья, такое,

Что враг не возьмет никогда!

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах! Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(«Москве» А. Прокофьев)

Ученик: Взятие Москвы, для Гитлера, было одной из важнейших политических и военных целей в войне. По плану немцев (операция «Барбароса») захват Москвы должен был произойти в первые три месяца после начала войны.

Битва за Москву охватила огромное количество городов и деревень, находившихся по пути следования немцев.

Обороны Москвы продолжалась до декабря 1941 года. Город несколько раз охватывала паника, настолько близко подходили немцы к столице. Но 5 декабря наше войско начало контрнаступление, которое отбросило немцев на 200 км назад. А к 20 апреля 1942 года отбросило немцев от Москвы. 8 мая 1965 года городу Москве присвоено звание Город-герой. (Слайд 9.)

Учитель: 1941 год был ознаменован и героической обороной Севастополя. (Слайд 10.)

Ученик: Восстань из пепла, Севастополь,

Герой, прославленный навек!

Твой каждый уцелевший тополь

Взлелеет русский человек.

Те камни, где ступал Нахимов,

Нам стали дороги вдвойне,

Когда мы, нашей кровью вымыв,

Вернули их родной стране.

Израненный, но величавый,

Войдешь ты в летопись веков -

Бессмертный город нашей славы,

Святыня русских моряков.

И наши дети внукам нашим

Расскажут в бухте голубой,

Как гордо ты стоял на страже,

Прикрывши Родину собой!

(ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ «СЕВАСТОПОЛЬ»)

Ученик: На защиту Севастополя были брошены лучшие силы советской армии. Но, не взирая на все усилия советский войск, Севастополь был оставлен нами в июле 1942 года. А враг продолжил свое наступление на Кавказ и Волгу.

Но благодаря силам подполья и партизанскому движению, действия которого не прекращались ни на минуту, Севастополь был полностью освобожден в мае 1944 года. 8 мая 1965 года городу Севастополю присвоено звание Город-герой. (Слайд 11.)

Учитель: Фёдор Григорьевич Коробков с июня 1941 года принимал участие в военных действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1941 года был назначен на должность начальника штаба, а в сентябре 1941 года — вновь на должность заместителя начальника Управления ВВС ВМФ СССР. Неоднократно выезжал на флоты для оказания помощи и руководства боевыми действиями авиации. В апреле 1942 года во время обороны Севастополя находился в городе. 24 апреля 1942 года генерал-майоры авиации Фёдор Коробков и командующий ВВС Черноморского флота Николай Остряков в сопровождении должностных лиц осматривали 36-е авиационные мастерские, расположенные на берегу Круглой бухты Севастополя. В это время мастерские подверглись налёту шести немецких бомбардировщиков. Одна из бомб попала в ангар и разорвалась внутри него. Погибли оба генерала, а также 46 сопровождавших их офицеров и работников мастерских. Фёдор Григорьевич Коробков похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе. На могилах Ф. Г. Коробкова, Н. А. Острякова и М. Г. Степаненко, погибшего в ноябре 1941 года, был воздвигнут памятник. На восточном берегу Круглой бухты находится братская могила погибших вместе с командующим. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за умелое руководство морской авиацией, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майору Фёдору Григорьевичу Коробкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 17 апреля 1951 года одна из улиц г. Севастополя названа именем Федора Григорьевича Коробкова, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза, участника гражданской и Великой Отечественной войн» (Слайд 12.)

Учитель: С 17 июля 1942 года началась оборона города Сталинграда. (Слайд 13.)

Ученик: На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой,

Что-то шепчет про себя седая мать,

Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,

Кто погиб, тот не поднимет головы,

Не придет, не скажет: Мама! Я живой!

Не печалься, дорогая, я с тобой!"

(«На Мамаевом кургане тишина» В. Боков)

Ученик: На протяжении 200 дней шла ожесточённая битва за каждый метр города, за каждую улицу, дом и семью. Названия «Мамаев курган», «Дом Павлова», «Мельница Гергардта» - не просто места сражений, а места, где похоронены тысячи и тысячи людей, благодаря которым немцы уже не смогли набрать былую силу и мощь. Закончилась Сталинградская битва 2 февраля 1943 года. 8 мая 1965 года городу Сталинграду (Волгограду) присвоено звание Город-герой. (Слайд 14.)

Учитель: Василий Дмитриевич Кочетков в составе 40-й гвардейской стрелковой дивизии принимал участие в Сталинградской битве с 12 августа 1942 года в полосе обороны 1-й гвардейской армии. 15 августа, после двухсуточного марша взвод младшего лейтенанта Кочеткова занял оборону на высоте 180,9 близ станицы Сиротинской, где наблюдалось большое скопление пехоты противника с поддержкой танков. Командир взвода младший лейтенант Василий Кочетков обратился к своим товарищам с такими словами:

«Вы помните панфиловцев. 28 героев-гвардейцев не отступили перед полсотней танков. Им не куда было отступать — позади них была Москва. Нам также некуда отступать — позади нас Сталин». В одном из боёв Василий Дмитриевич был тяжело ранен, но не ушёл с переднего края. Взвод Кочеткова под руководством командира несколько раз переходил в контратаки. Некоторые воины бросались с гранатами под немецкие танки. В одной из атак младший лейтенант Кочетков был смертельно ранен и погиб, но его подразделение не оставило своих позиций.

За время боёв с 15 по 18 августа на участке обороны взвода младшего лейтенанта Кочеткова враг потерял более двух рот пехоты и 6 танков. За проявленное мужество и героизм младший лейтенант Кочетков Василий Дмитриевич был награждён орденом Ленина посмертно. (Слайд 15.)

Ученик. Григорий Ясинский

НАША ГВАРДИЯ

Посвящается младшему лейтенанту

Василию Дмитриевичу Кочеткову, уроженцу

г. Беднодемьяновска

...Василий Кочетков лежит у пулемета,

А рядом с ним пятнадцать храбрецов.

«Огонь!» — и падает фашистская пехота.

«Умрем, но победим!» — кричит сержант Будров.

Отбита первая атака пьяных фрицев.

Взвод комсомольский, как скала, стоит.

Пусть слава птицею по селам и станицам

О кочетковцах храбрых пролетит!

Уже рассвет вставал, росою серебрился.

Поднялся Кочетков и оглядел друзей:

«Мне кажется, что я сейчас родился

И стал орлом среди донских степей.

Мы любим жизнь, людей, как смелый, дерзкий Данко.

И умереть не страшно ради них.

Друзья! На нас идут двенадцать танков.

Наш долг — не дрогнуть, уничтожить их.

Мы победим!» Был день неравной грозной битвы.

В руках гранаты. Месть — в сердцах бойцов.

Шесть танков кочетковцами подбито.

Смертельно ранен пулей Кочетков.

На танки бросились герои—кочетковцы.

Покрылась пламенем фашистская броня...

И, как панфиловцы, погибли комсомольцы.

Гордись орлами, русская земля!

1942

Учитель: Одним из ключевых сражений в Великой Отечественной войне является Курская битва или битва на Курской дуге, которая проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. Здесь произошло самое крупное танковое сражение. (Слайд 16.)

Ученик: Стоит в тени берёзок стройных

Суровый каменный солдат.

Он стережёт покой героев.

Что под гранитом здесь лежат.

Он охраняет память воинов,

Отдавших жизни в грозный час,

Чтоб нынче жили мы достойно

И горе не коснулось нас.

А вспомним жаркий сорок третий,

Под Курском степи и поля,

Стояли насмерть парни эти, и приняла их мать-земля…

Всегда мы будем помнить подвиг,

И нет страшнее для врага

Тех слов, что высечены в камне

Навечно, - «Курская дуга»!

(«Солдат» Лилия Котельникова) (Слайд 17.)

Учитель: Майский день 1945 года. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Это общий праздник всего нашего народа, всего человечества. (Слайд 18.)

Нам, поколению 21 века, дорого будущее нашей планеты. Наша задача – беречь мир.

Пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Минута молчания. (Слайд 19.)

Ученик: Помните! Через века, через года, — (Слайд 20.)

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, —

помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Ученик: Хлебом и песней, мечтой и стихами, (Слайд 21.)

жизнью просторной.

Каждой секундой, каждым дыханьем

будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою ценой завоевано счастье, —

пожалуйста, помните!

Ученик: Песню свою, отправляя в полет, —(Слайд 22.)

помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, (Слайд 23.)

чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли

помните!

Ученик: К мерцающим звездам ведя корабли, —(Слайд 24.)

о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

люди земли.

Убейте войну, прокляните войну, (Слайд 25.)

люди земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Ученики вместе: Но о тех, кто уже не придет никогда, — (Слайд 26.)

заклинаем, — помните!

(Отрывок из поэмы «Реквием» Роберт Рождественский)

Дети поздравляют гостей, дарят цветы и сувениры, сделанные своими руками.

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце» (Слайд 27.)

Список использованных источников

  1. Журнал «Начальная школа» 2000г. №5
  2. Журнал «Начальная школа» 2015г. №5
  3. Газета «Последний звонок» 2003г. №1
  4. Ресурсы интернета

http://festival.1september.ru/articles/606896/

http://zanimatika.narod.ru/RF34_Moskva41.htm

nsk.tour52.ru›Города-герои ВОВ

http://www.epochtimes.ru/content/view/49053/45/

https://ru.wikipedia.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.