12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михайлова Маргарита Михайловна154
в свободное время увлекаюсь историко-церковным краеведением
Россия, Марий Эл респ., Волжск
4

Внеклассное мероприятие «Великая битва на Волге», посвященное 75- летию победы в Сталинградской битве

Внеклассное мероприятие «Великая битва на Волге»,

посвященное 75- летию победы в Сталинградской битве

Цель:

показать школьникам немеркнующий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. формирование представления о Сталинградской битве как о величайшем событии в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. активизация творческой деятельности учащихся;

3. формирование моральных, эмоциональных качеств личности;

4. привитие чувства патриотизма, любви к родине, уважения к памяти защитников Отечества.

Форма проведения: историко – литературно - музыкальная композиция c использованием учебного проекта.

Методы проведения: метод информирования с применением ИКТ.

Аудитория: обучающиеся 11 класса.

Оформление сцены и зала: На щите сцены название мероприятия «Великая битва на Волге», дата Сталинградской битвы, а внизу под цифрами развевается гвардейская лента; выставка книг о Сталинградской битве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сталинградская битва».

Ход мероприятия

 

Ученик 1: Царицын – Сталинград - Волгоград …Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера».

Ученик 2: На последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар.

Ученик 3: Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.

Чтец 1: 

Есть имена и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

(А.Твардовский)

Чтец 2:

В свой срок – не поздно и не рано-

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву Кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль- февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц,

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль - февраль. Солдатский месяц-

Горят гвоздики на снегу.

(М. Агашина)

Ученик 4: Шёл второй год войны. Фашисты решили взять реванш после разгрома под Москвой. Вражеские войска предприняли наступление на Волгу и Кавказ. В июне 1942 года врагу удалось прорвать оборону на юго - западном фронте. Часть советских войск оказалась в окружении. Над страной нависла смертельная опасность. В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать важную для жизни страны транспортную артерию страны, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть. Перед советскими войсками встала задача, во что бы то ни стало остановить врага.

Чтец 3:

До Волги фашистскими ордами

Истоптан ковыль степной,

Но топчется враг возле города,

Стоит пред стальною стеной.

Она из отваги построена

И верных сердец солдат.

Высоким примером для воина

Стоит богатырь-Сталинград.

(А.Прокофьев)

Ученик 1: 17 июля на речках Чир и Цимла, притоках Дона, встретились передовые отряды 62-й армии генерала В.И.Чуйкова с перешедшим в наступление врагом. Началась Сталинградская битва. Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Немцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии. Гитлер назвал дату захвата города - 25 июля. Противник вышел к Дону и создал реальную угрозу прорыва к подступам Сталинграда.

Чтец 4:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину растянут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой!

(С.Орлов)

Ученик 2: Глубокий прорыв немцев на Кавказском и Сталинградском направлениях резко обострил стратегическую обстановку.28 июля народный комиссар обороны И.В.Сталин обратился к войскам с приказом №227. «Пора кончать отступление,- говорилось в приказе. Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности».

Чтец 5: 

 Сталинград, Сталинград! Вековая громада,

Неизбывная гордость народа всего,

Нам нельзя и на час оставлять Сталинграда,

И на миг невозможно оставить его.

Нам нельзя отойти по любви и по долгу,

Ведь за нами, солдаты, не просто вода,

А великая Волга, великая Волга,

Та, что в песнях народа разлилась навсегда!

И мы на смерть здесь встали, на земле сталинградской,

И в могилы глядеть надо немцам уже...

Снова мы поклялись нашей клятвой солдатской

На последнем, на грозном таком рубеже!

(А.Прокофьев)

Ученик 3: Планы Гитлера по взятию города были сорваны. И тогда, в 3 часа дня 23 августа 1942 года, вражеские бомбардировщики стартуют на Сталинград. В тот день они должны были уничтожить город, стереть его с лица земли. Лётчики рапортовали фюреру: «Под нами Сталинград, он стал горящим адом. Бомбы ложатся точно в цель, громадные пожары во всех районах города являются как бы опознавательными знаками». С 23 по 29 августа фашистские лётчики совершили 2 тысячи самолётовылетов на Сталинград. В считанные часы вражеские бомбы превратили город в адский гигантский костёр. За один день было убито 40 тысяч 754 мирных жителя и свыше 50 тысяч было ранено. Рушились дома, улицы потонули в дыму и пламени.

Чтец 6: 

Следы врага - развалины и пепел.

Здесь всё живое выжжено дотла.

Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,

На месте улиц - камни и зола.

Здесь всё смешалось в этой круговерти:

Огонь и снег, пыль и свинцовый град,

Кто уцелеет здесь, до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград!

(Г.Акопян)

Ученик 4: После ожесточённой бомбардировки 23 августа горящая нефть разлилась по Волге, и реку объяло огнём. 3 дня вела борьбу с пылающим маревом команда пожарного парохода « Гаситель», перевозя раненых, женщин, стариков, детей. Никакая бомбардировка не могла устрашить его экипаж. У защитников Сталинграда была одна переправа, единственный путь к городу – через Волгу, в дыму, под бомбами и снарядами, под пулемётным огнём. По вздыбленной взрывами реке к нему пробирались волжские баржи с резервами, с боеприпасами. Люди на берегу выстраивались в цепь, в рёве и грохоте бомбардировок перебрасывались с руки мины, снаряды до самой линии боя. Над двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли фашистские самолёты. Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники сделали во время Сталинградской битвы 35,5 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Чтец 7

Слову

неподвластные усилия,

сила,

презирающая смерть,-

Волжская

военная флотилия,

как тебя

прославить

и воспеть?

Натиски,

свирепые

и дерзкие,

на родные

наши берега

сдерживали

лодки канонерские,

отражая

лютого врага.

Мужества сурового

Образчики

каждодневно

нынче - как вчера,

вновь и вновь

показывали тральщики,

повторяли бронекатера.

(Г.Трубилов)

 

Ученик 1: 25 августа Сталинград был объявлен на военном положении.26 августа городской комитет обороны призвал население начать сооружение баррикад, чтобы сделать улицы города непроходимыми для врага. И, невзирая на бомбёжку, жители бесстрашно возводили укрепления, оборудовали под огневые точки подвалы зданий. Защищали город части 3 фронтов: Юго – Западного (командующий- генерал М.С.Ватутин), Донского (командующий - К.К.Рокоссовский), Сталинградского (командующий - генерал А.И.Ерёменко).

Ученик 2: 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была брошена немецким командованием 4 - ая танковая армия Гота. Позже в сражение были втянуты 2 румынские и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, в августе- 69, то в сентябре уже 81 дивизия. Сталинградское направление для фашистов было главным. Враг имел полуторное превосходство в людях, двойное - в орудиях и многократное в танках и самолётах.

Ученик 3: Гитлеровцы настойчиво рвались к городу, и им удалось ворваться в него не только с севера, но и с юга. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону города осуществляли части 62-й (командующий- генерал В.И.Чуйков) и 64-й армии (командующий- М.С.Шумилов). Немецко - фашистские войска предприняли 4 попытки штурма одну за другой. В ночь на 15 сентября положение обороняющихся ухудшилось настолько, что свежее под крепление - 13-ую стрелковую дивизию генерала А. И. Родимцева пришлось бросать в бой сразу же после переправы.

Ученик 4: Беспримерное мужество сталинградцев потрясло даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки,- мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.

В 300- 400 метрах от Волги находились боевые позиции 138-й Краснознамённой дивизии генерала И. И. Людникова. На небольшом клочке земли, «острове» семьсот метров по фронту и 400 метров в глубину, почти полтора месяца сражались людниковцы и не пропустили врага. Штаб дивизии Родимцева находился в 5метрах от воды и в 250 метрах от переднего края. Но эти метры гитлеровцы не смогли преодолеть.

Чтец 9

Здесь метр своё значение терял

Как расстояния простая мера.

Он жизнь и смерть собою измерял

И мужества великие примеры.

( Иоганнес Р. Бехер)

Ученик 1: Заводом - воином в эти дни стал тракторный завод.42 дня он работал под бомбёжкой, под артиллерийским и миномётным огнём. В августе завод дал фронту 390 танков. А в сентябре рабочим пришлось работать, не выпуская из рук оружия. И всё же фронт получил 200 танков и 150 тягачей. Гитлеровцы засели на склонах Мечетки, непрерывно обстреливая завод. Теперь танки вступали в строй тут же, за заводскими воротами.

Чтец 10: 

Земля оглохла от пальбы,

И, небо заслоняя,

Встают железные столбы

Железа и огня.

Осколки, цементом пыля,

Звенят у чёрных плит.

Кипит вода. Горит земля,

А человек стоит.

(М.Дудин)

Ученик 2 : Основной удар немцы наносили по 62-й армии в направлении Мамаева Кургана и Центрального вокзала. Об ожесточённости боёв свидетельствует то, что центральный вокзал в 13 раз переходил из рук в руки. В заводском районе батальон морской пехоты занял оборону, когда прорвались фашистские танки. Головной танк вышел к позиции, которую занял Михаил Паникаха. Матрос пропустил фашистов поближе, замахнулся бутылкой с горючей смесью, но пуля пробила бутылку, пламя охватило воина. И тогда он со второй бутылкой бросился на танк, разбил её броню, огромное пламя охватило бойца вместе с вражеской машиной.

Чтец 11: 

 Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад-

Он защищал Сталинград!

Танк на него надвигался, рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, притаившись в канаве, с плеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.

Он защищал Сталинград!

(А.Сурков)

Ученик 3: Фашисты продолжали наращивать свои силы. Их главной целью становится Мамаев курган. Кто владел этой высотой 102,0,тот господствовал над городом. Отсюда просматривались и простреливались центральная переправа, заводские районы. Здесь, начиная с13 сентября 1942 года по 30января 1943 года,140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Почернел, будто обуглился, курган. После войны его называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.

Чтец 12: 

  Был приказ, чтоб назад ни шагу,
Даже если обречены,
Превратились в святую сагу,
Девятнадцать недель войны!
От трёхсот нас осталась рота,
Духом русских побед жива,
А немецкая прёт пехота,
К высоте сто два!
Нас тысячи здесь полегли,
Ломая фашистский хребет,
Мамаев курган – сын Земли,
Наследник великих побед!

(В.Марахин)

Ученик 4: Упорные бои велись в Сталинграде за каждую улицу, дом, этаж, подвал. Дом Павлова на Площади 9 января - это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до одного километра, а на север и юг - ещё дальше. Отделение сержанта Якова Федотовича Павлова из 13 – й гвардейской дивизии уничтожило гитлеровский гарнизон в 4-х этажном доме. Фашисты подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволили гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. 58 дней и ночей атаковали этот дом фашистские танки. В сводках Паулюса этот дом отмечался как мощный оборонительный узел с сильным гарнизоном и подземными ходами. Невдомёк было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая группа гвардейцев из 25 человек. «Дом Павлова» остался неприступным. « Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа»,- отмечал В.И.Чуй ков.

Чтец 13: 

 Атаки, атаки…

Усталостью руки свело.

Какая сегодня погода?

Какое сегодня число?

И снова - атака…

И нет никакого числа…

Последняя пуля

За смертью фашистской ушла.

(Мумин Каноат)

Ученик 1: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Ученик 2 : Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Василии Зайцеве. Зайцев лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Это он сказал слова, ставшие клятвой защитников Сталинграда: «За Волгой для нас земли нет!» Немецко - фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов, чемпиона Европы по стрельбе Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера.

Ученик 3: Артиллерист В.Я.Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.

Ученик 4: Как и представители всех народов и национальностей бывшего Советского Союза, жители марийского края громили фашистов на Волге. По архивным данным Волжского военного комиссариата, в боях под Сталинградом погиб 61 уроженец г. Волжска и района, пропало без вести 21 человек, умерло в боях от полученных ран 19 солдат и офицеров. В послевоенное время проживало 187 участников,70 человек награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Чтец 14

Огонь и сталь

Священные руины Сталинграда,

кто вам родня?

Мы шире Волги сделали преграду

из стали и огня.

Из ярости, которая взлетала

Быстрей орлиных стай,

Из ненависти, что сильней металла,

Что пепелила сталь.

Из братства да из дружбы нашей кровной —

Их забывать не след, —

Да из любви к отчизне — столь огромной,

Что ей и меры нет! …
(А.Прокофьев)

Ученик 2 : Когда положение стало особенно тяжёлым, из Москвы в осаждённый захватчиками Сталинград была перевезена Казанская икона Божией Матери. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, куда рвались фашисты. Врагу так и не удалось перейти великую реку России. А накануне разгрома фашистов под Сталинградом перед чудотворным образом отслужили молебен, и после этого был дан сигнал к наступлению.

Ученик 2: В конце октября генерал Паулюс отмечал: «Сопротивляемость Красной Армии достигла такой силы, какой мы не ожидали. Ни один наш солдат или офицер не говорит теперь пренебрежительно об Иване, хотя ещё недавно они так говорили сплошь и рядом». Но Гитлер до самого рокового дня скрывал правду о событиях под Сталинградом. В речи, произнесённой им в ноябре 1942 года, он заявил:

«Сталинград наш! В нескольких домах сидят ещё русские. Город, носящий имя Сталина в наших руках. Величайшая русская река - Волга – парализована. И нет такой силы в мире, которая сможет сдвинуть нас с этого места».

Ученик 3:Другого мнения были гитлеровские солдаты, находящиеся под Сталинградом. Вот что писал в своём дневнике Вильгельм Гофман, который служил в батальоне канцелярии: «В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!»

Ученик 4: Во второй половине ноября 1942 года завершился оборонительный этап Сталинградской битвы.13 ноября 1942 года план операции по раз грому врага под кодовым названием «Уран» был рассмотрен и утверждён Ставкой Верховного Главнокомандования.

Чтец 15: 

Над нами вспыхнула ракета...
А вслед —
За залпом залп из пушек,
Запев,
Ударили «катюши»
Огнем.
Что плавит сталь и камень, —
Земля горит,
Дым — облаками!
Так начиналась Победа —
Так миру
Наш солдат поведал,
Ему ответив на тревоги,
Чем битва кончится на Волге!

(Леонид Воронин)

Ученик 1:19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тысяч орудий и миномётов Юго - Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюша». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточённое сопротивление, пошли вперёд. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался второй период Сталинградской битвы - период контрнаступления советских войск. 23 ноября передовые части Юго – Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача Советского района.

Ученик 2: Кольцо окружения сомкнулось. Группировка немецко- фашистских войск численностью 330 тысяч человек с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле. Без малого 2 месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили голод и холод. Советское командование создало внешний и внутренний фронты окружения. После войны, уже в 1953 году, бывший командующий окружённой группировкой генерал – фельдмаршал Ф.Паулюс написал: «Хорошо продуманный план Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был осуществлён точностью часового механизма».

Ученик 3 : Оправившись от растерянности, немецко- фашистское командование начало принимать меры по спасению окружённой группировки.12 декабря гитлеровцы предпринимают попытку прорвать кольцо блокады советских войск. Для освобождения войск Паулюса перешла в наступление мощная танковая армия «Дон» под командованием генерала - фельдмаршала Манштейна. В её составе впервые действовал батальон новых тяжёлых танков типа «тигр». Манштейн бросал в бой одну дивизию за другой. В критический момент на помощь нашим истекающим кровью войскам подошла 2-я гвардейская армия Р.Я.Малиновского, и к 31 декабря в результате тяжёлых боёв враг был разбит и отброшен на 250 километров от Сталинграда.

              Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл.М.Львова)

Ученик 4 : В январе советское командование предложило 6-й армии ультиматум о капитуляции, но его Паулюс отверг. План ликвидации противника, условно названный «Кольцо», был составлен ещё в конце декабря. Планом предусматривалось ударом с запада на восток расчленить окружённую группировку на две части, после чего ликвидировать каждую из них по отдельности. Преодолевая упорное сопротивление, наши войска 26 января расчленили группировку на две части - северную и южную. Ликвидировать немецко - фашистские войска Ставка поручила Донскому фронту, которым командовал Генерал К.К.Рокоссовский. В этих целях Ставка ВГК усилила фронт своими резервами. 10 января в 8часов 05 минут началась мощная артподготовка. Такого удара артиллерии враг ещё никогда не испытывал. Рано утром 26 января войска 21- ой армии соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с войсками 62- ой армии и рассекли окружённую группировку на две части.

Чтец 16:

И пробил час. Удар обрушен первый,-

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

(Ольга Бергольц)

Ученик 1: 31 января была ликвидирована южная группировка противника и взят в плен фельдмаршал Паулюс со своим штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.2 февраля сложила оружие и северная группа гитлеровских войск, базировавшаяся в районе тракторного завода и завода «Баррикады». В 4 часа дня в городе на Волге наступила тишина…

                       Звучит песня А. Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина»

Ученик 2: 2 февраля 1943 года величайшее сражение второй мировой войны завершилось. Всего за время Сталинградского сражения немецко- фашистская армия потеряла 800 тысяч человек, до 2 тысяч танков и штурмовых орудий, более 10 тысяч орудий и миномётов, около 3 тысяч боевых и транспортных самолётов. Было уничтожено 35 дивизий и бригад, ещё 16 потеряли больше половины своего состава. Части Советской Армии пленили 91 тысячу фашистов, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Подобной катастрофы Германия ещё никогда не терпела.

Ученик 3: Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. В Сталинграде было разрушено 42 тысячи домов,126 предприятий. Накануне войны в Сталинграде проживало 525 тысяч человек, после окончания битвы осталось 32 тысячи.

Ученик 4: Величайшая роль в достижении Великой победы принадлежит Сталинградской битве. Мир был поражён и восхищён легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Вот что было написано в грамоте Президента США Франклина Д.Рузвельта: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии».

Ученик 1: За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тысяч участников битвы, а город – герой Сталинград в 1965 году был награждён медалью «Золотая звезда».

Ученик 2: 2 февраля 1943 года – это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата, отстоящего для нас мир. О нём, русском солдате, написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они? - Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью - Родиной».( надпись в Зале Воинской славы на Мамаевом кургане).

Чтец 17: 

Не назовешь их поименно, -

Всех, кто много лет назад

Стальной стеною непреклонно

У Волги встал за Сталинград!

 

Не назовешь тех поименно,

Кто город к жизни возродил,

Великой целью окрыленный,

Отдал ему он столько сил.

А если хочешь ты дознаться,

Архивов ветхих не тревожь,

Скажи лишь слово «сталинградцы»,

И всех их сразу назовешь.

( А.Поляков)

 

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»

(муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова)

Чтец18: 

Потомок!
Глядя горделиво
На вольные степи страны,
Припомни,
как честь отстояли
Не знавшие страха сыны!
Упорный в борьбе, величавый,
В кольце неприступных оград.
У Волги в огне и пожарах
Победу ковал Сталинград.
          (Ираклий Абашидзе )

Литература:

1.Чернова М.Н. История: внеклассные мероприятия. (5-11 классы).М.: Айрис- пресс, 2009.

2.Орехова Г.А.Эхо военных лет: методические разработки. Волгоград: Издательство «Панорама»,2006.

3.Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно- спортивных игр/авт.- сост. М.В.Видякин и др. Волгоград: Учитель,2008.

4.Хохлов С.В.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. М:Илекса, Народное образование, Ставрополь, 2003.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.