Урок музыки в 8 классе «Как прекрасен этот мир»
Презентация в 8 классе "Как прекрасен этот мир"
PPT / 5.58 МбПрезентация в 8 классе "Как прекрасен этот мир"
PPT / 5.58 Мб
Конспект урока в 8 классе. Тема четверти: «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая».
Вход в класс под музыку И. С. Баха Прелюдия до-мажор (1ч. ХТК) в обработке Джеймса Ласта.
У. –Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Вам знакома музыка, под которую вы вошли в класс?
Д.- Да, это Прелюдия И.С.Баха до-мажор.
У.- А обычно для каких инструментов писал Бах?
Д.- Для органа, клавира.
У.- А здесь в каком исполнении звучит прелюдия?
Д.- В исполнении современных инструментов, в современной обработке.
У.- А о чём это говорит нам?
Д.- Музыка созвучна нашему времени, нужна современному человеку.
У. –Скажите, а зачем нам нужна эта музыка серьёзная, классическая, написанная почти 300 лет назад, что может она дать современному человеку?
Д.- Музыка-это отражение человеческих чувств, она заставляет задуматься о смысле жизни…(музыка несёт радость, заряд энергии, она созвучна времени).
У.- Да, « воспринимая музыку, мы познаём себя», а один писатель сказал: «Сердце человека- довольно древняя вещь» и мы с вами испытываем те же чувства, что и люди, живущие 200, и 300 лет назад . «В этой музыке-гармония Вселенной»,- так отзывался известный физик Энштейн о творчестве Баха. Оказывается, музыка обладает ещё лечебным эффектом. Ещё в 3 веке до нашей эры в Древней Греции был построен музыкально- медитативный центр, где музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Греки верили, что во Вселенной царит совершенная гармония, а земная музыка - её отражение. И вот, в конце 20 века человечество в борьбе с плохо поддающимися лечению депрессиями вновь обращается к музыкальной терапии, использующей, в основном произведения классические, созданные лучшими композиторами мира.
А вы хотели бы принять участие в экспресс- сеансе музыкотерапии с целью активизации энергетического потенциала?
Д- Да.
У.- Тогда сначала в левом углу вашего листка обведите значок, который больше всего соответствует вашему состоянию на данный момент.( Ребята обводят значки). Задача сеанса- приобретение душевной лёгкости, свободы, умения проживать жизнь в лёгком весе, когда у человека всё получается, все трудности кажутся легко преодолимыми. Экспресс- релаксация. Relaxing Yoga – Camarua,Прелюдия As-dur Шопена, Прелюдия до мажор И. С. Бах
Пожалуйста, поставьте ноги на пол под углом 90°,руки спокойно лежат на парте, смотрим внимательно, не отрываясь на слайд( музыка Camarua),а теперь можно принять удобную позу, положив голову на руки. Закрываем глаза. Делаем 3 глубоких вдоха и выдоха. Начинаем: Вдох- выдох, вдох- выдох, вдох- выдох. Все посторонние мысли уходят. Мышцы лба расслаблены, глаза закрыты. Медленно и спокойно я иду по берегу моря, приятный тёплый песок согревает ступни моих ног. Воздух напоён ароматами диковинных цветов, щебет птиц ласкает мой слух. Приятное тепло окутывает всё моё тело, проникает во внутренние органы. (Прелюдия Шопена As-dur)
Я отдыхаю, успокаиваются мои нервы, я думаю только о покое и отдыхе. Тело ощущает лёгкость, невесомость. Я дышу легко и свободно. В груди приятное облегчение и покой. Волны глубокого покоя и радости разливаются по всему моему телу. Я чувствую себя хорошо.
Постепенно свежесть и бодрость наполняют меня . Я внимательно слушаю слова и они становятся моими ощущениями. Каждое слово становится ощущением.( Прелюдия до-мажор Баха)
Учись идти по жизни легко…
Танцуй, пока ты молодой,
А молодым ты должен быть всегда и везде,
Независимо от возраста…
Лёгкий, как пух,
Беззаботный, как ребёнок,
Свежий, как морской бриз,
Быстрый, как майский ветер.
Яркий, как летний день…
Чувствуй это в себе-
В своих мышцах, в осанке,
В развороте плеч, во взгляде…
Лёгкость приносит радость,
Радость приносит улыбку..
Всё вместе приносит свободу…
Улыбайся жизни,
Впускай её в себя…
Пей её большими глотками,
Ибо жизнь- прекрасна!!!
Я чувствую прилив сил, тело стало бодрым, крепким, хорошо отдохнувшим, настроение ровное, жизнерадостное, работоспособное. Сеанс заканчивается. Делаем глубокий вдох и резкий выдох. Повторяю: вдох-выдох, вдох- выдох, вдох- выдох. Открываем глаза, садимся. Потягиваемся. А теперь сжимаем и разжимаем пальцы рук, начинаем: раз-два, раз-два, раз-два. Наш экспресс-сеанс окончен. В правом углу листочка отметьте значок, больше всего соответствующий вашему состоянию . Поднимите руки, у кого значок сейчас улыбающийся? Какой вывод можно сделать?
Д.- Музыка положительно повлияла на наше состояние
У.- Это произошло и потому, что музыка сохраняет и передаёт информацию, как и вода. Как вы считаете, сколько процентов воды содержит наш организм?
Д- 60%, 80%...
У.- От 85 до 90%, причём больше всего воды содержится в мозге.
Посмотрите, что происходит с водой, а, соответственно и с нами и всеми живыми организмами, когда мы слушаем классическую музыку.
Просмотр фрагмента документального фильма «Великая тайна воды» -влияние классической музыки.
У.- Правда, красивые кристаллы?
У.- Среди перечисленных композиторов учёные выделяют одного, музыка которого наиболее гармонично влияет на людей с грудного до пожилого возраста. Как вы думаете, кто это?
Д.- Моцарт, Бах…
У.- «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!»-воскликнул композитор Рубинштейн. По легенде, Моцарту удалось найти музыкальную формулу счастья.
У.- Одного композитора, жившего в 19 веке называли «польским Моцартом», «душой фортепиано», Ф. Лист говорил о нём: «Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств- любовью к Родине».
Назовите, пожалуйста, его имя.
Д.- Фридерик Шопен.
У.- Да, действительно,- это Ф. Шопен, в 20 лет он покинул свою любимую Польшу и не смог туда больше вернуться. Тоска по Родине ускорила безвременную смерть. Тело Шопена похоронено во Франции, а сердце в стеклянном сосуде по завещанию композитора было доставлено в Польшу и замуровано в стене костёла.
« Стоит в Варшаве церковь.
Там стена скрывает человечества святыню- Шопена сердце.
Тишина полна биеньем сердца этого доныне.» (Рыльский)
Исполнение учителем Ноктюрна №13 до-минор Ф.Шопена.
Я исполнила вам моё любимое произведение Ф. Шопена. Как вы думаете, какие чувства человека выразила эта прекрасная музыка?
Д.- Печаль, волнение, тоску по Родине…
У.- Какому жанру более всего подходят определения, данные вами?
( На слайде презентации: Этюд, вальс, ноктюрн.)
Д.- Ноктюрн .
У.- Почему вы решили, что это ноктюрн?
Д.- Этюд- произведение техничного характера, а ноктюрн- передаёт картины ночной природы.
У.- Да, действительно, эта пьеса-Ноктюрн до минор.
У.- Попробуйте отразить своё восприятие Ноктюрна с помощью синквейна.( План синквейна на слайде презентации).Работать будем в парах по партам, вы составляете один синквейн на двоих за 2-3 минуты. А потом я скажу каким одним словом Шопен сам характеризовал своё творчество.
Чтение синквейна.
У.- Молодцы, ребята .Каждый отразил своё понимание произведения. Спасибо, вы открыли для меня это произведение с несколько другой стороны. Когда Шопена спросили, каким одним словом можно определить основное настроение его музыки, он ответил- «жаль». Целая гамма настроений от жалобы и сожаления до неутешной скорби, до накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы окрашивает его творчество то в серебристые, то в огненные тона. Жизнь прекрасна несмотря ни на что. Жаль, что мне так мало было отпущено.
Как вы думаете, сколько здесь было частей?
Д.- 3 части :1-ая и 3-я часть повторяются.
У.- Определите, пожалуйста, какой фрагмент нотного текста относится к 1 части, а какой к 3-ей и почему.
Д.- 3-я часть более насыщенная динамика за счёт аккордов.
У.- Какое настроение создают триоли?
Д.- Волнение…
А какая музыка владеет умами довольно большой части нашей молодёжи, мы сейчас узнаем. На последних уроках вы, разбившись на группы, в классе и дома анализировали самые популярные современные музыкальные направления. Среди них были: рэп, клубная музыка, шансон, поп-музыка, рок. Мы услышим один из лучших докладов: «Клубная (электронная музыка)». Я прошу выйти сюда ребят, готовивших это сообщение.
Ребята представляют сообщение «Клубная(электронная музыка)
Клубная музыка
Клубной принято называть музыку, созданную с помощью клубных средств, таких, как компьютер, синтезатор, драм-машина и другие. Эта музыка виртуозно управляет настроением слушателя, может передавать и дикий восторг, и вселять уверенность в своих силах, и заставлять волноваться так сильно, что появляется боль в груди, и успокаивать , и дарить ощущение счастья. Её цель- достижение технотронного экстаза, снятие эмоциональных и мышечных зажимов, уход от проблем повседневной жизни.У истоков электронно- инструментальной рок-музыки стояла группа « Space»-«космический»(70-ые годы) во главе с Дидье Маруани. Они использовали набор электро-музыкальных инструментов. Послушайте композицию «Magic fly»(волшебный полёт). Некоторые талантливые музыканты, создающие электронную музыку, гармонично вводят в неё и живые инструменты, миксуют классические произведения, виртуозно переплетая всё в одну мелодию. Материалом также могут служить фрагменты популярных детских, эстрадных песен, техно- ремиксы прошлых лет, музыка и цитаты из кинофильмов. Послушайте фрагмент всем известной песни в жанре Drum and Bass.
--«Прекрасное -далёко»
Электронная музыка сейчас- это в основном танцевальная музыка, которую играют в клубах. Здесь почти нет чётких текстов, а если пару фраз вставляют, то почти всегда на английском языке. Основные составляющие музыкально-выразительные средства—это громкая, насыщенная динамика, монотонный, повторяющийся ритм с различными эффектами, плавные переходы незамысловатой мелодии. Если ещё вспомнить, что в клубах применяются интенсивные цветовые подсветки, и некоторые принимают химические препараты, то понятно, что все средства в сочетании с энергичным движением воздействуют на все 5 чувств и поэтому сильнейшим образом влиют на сознание подростков. Основные стили - транс, фанк, техно, хаус, рейв и другие. Я расскажу о самых популярных в нашей школе стилях танцев.
Тектоник- танец, в котором учавствуют быстрые движения рук, он содержит в себе элементы хип-хопа и техно. Появился впервые в 2000 году в парижском метро, где собиралась молодёжь, готовая быть непохожими на других. С 2007 года получил всемирное распространение благодаря различным средствам информации(просмотр фр-та).
Драм энд бэсс- жанр электронной музыки, характеризующийся присутствием низких басов и быстрыми движениями ног( просмотр фр-та)
У.- Спасибо ребята, садитесь.
У.- В сообщениях вы отметили, что некоторая электронная, рок музыка несёт в себе разрушительную агрессию, имеет сильное стрессовое воздействие на организм. Если вдобавок прибавляются и слова, иной раз непристойные, призывающие к насилию- последствия могут быть печальными, вплоть до убийств и суицида. Вот посмотрите, что происходит с молекулами воды:
Фрагмент фильма «Великая тайна воды», показывающий последствия воздействия агрессивной музыки.
У.- Растения вянут, коровы перестают давать молоко, отказываются есть, ложатся. Учёные предупреждают ,что клетки мозга при неумеренном слушании музыки такого плана начинают испытывать кислородное голодание, что может привести к деградации личности. Надо постоянно анализировать свои ощущения при слушании музыки, её тексты, так как она воздействует на подсознание, порой независимо от нас. Секрет благотворного воздействия музыки великих классиков в том , что многие были глубоко верующими людьми. Их музыка приближает нас к гармонии Вселенной. Внимание на экран:
Фрагмент фильма «Вода» иллюстрирующий воздействие слова (слова молитвы, бранные слова)
У.- Для того, чтобы улучшить кровообращение, предупредить кислородное голодание - выполним упражнение для стабилизации позвоночника. Давайте встанем, выйдем из-за парт.
Выполняется гимнастика для стабилизации шейного, грудного отделов позвоночника.
У.- Давайте мы с вами как музыкальные эксперты на примере этих двух произведений (Клубной музыки и ноктюрна) выделим основные различия между музыкой серьёзных и лёгких жанров
Различия | Серьёзная музыка | Лёгкая музыка |
Преобладающие средства музыкальной выразительности | Мелодия, гармония | Ритм |
Художественный образ статичен или динамичен | Динамичен | Статичен |
Восприятие углублённое или поверхностное | Углублённое | Поверхностное |
Разрядка музыкального переживания: в мысленных образах, фантазиях или в движении | Мысленные образы | В движении |
Музыка нисходит к возможностям слушателя или поднимает до своего уровня | Поднимает до своего уровня | Нисходит к возможностям слушателя |
Отделена от повседневной жизни или неотделима(создаёт фон) | Отделена | Фон |
Принципы человечества: «здесь и сейчас», «везде и всегда». | «Везде и всегда» | «Здесь и сейчас» |
Самопознание личности: индивидуальное переживание, коллективное переживание. | Индивидуальное | Коллективное |
У.- В человеке выделяют 3 начала: дух, душа, тело. На что именно чаще всего воздействует музыка серьёзных, а на что лёгких жанров?
Д.- На духовность воздействует серьёзная музыка, на телесность- лёгкая. У.- Всегда ли это так?
Д.- Нет.
У.Этот вопрос может быть спорным. И в жанрах лёгкой музыки есть произведения, заставляющие задуматься о смысле жизни
На стенгазете вы видите тексты группы «Зона рифмы», ваших ровесников, учеников нашей школы, которые пишут музыку в стиле рэп и поднимают серьёзные вопросы. Они подчёркивают мысль, что жизнь надо ценить в каждом моменте и , продолжая её, я прошу вас вместе со мной исполнить песню -«Как прекрасен этот мир» из репертуара группы «Самоцветы». Встаньте, пожалуйста, распоёмся на припеве .
Распевание и пение песни «Как прекрасен этот мир» караоке.
Слайд презентации показывает текст целиком.
У.-Спасибо, вы исполнили очень красиво, эмоционально, душевно. Не случайно есть выражение: музыка берёт за душу. И в моей душе живёт песня , которую я хочу вам подарить, поделиться той радостью, которая она мне даёт.
«Музыка звучит»-песня в исполнении учителя. А вы попробуйте передать свои чувства с помощью движений.
Спасибо, ребята за поддержку, за вашу отличную работу, проведённую в группах на уроке и при подготовке . Я хочу, чтобы вы взяли на память удивительные слова, дающие надежду в самой безнадёжной ситуации, они принадлежат матери Терезе, которая является символом милосердия. На этом наш урок окончен, до свидания.
Порошина Ольга Анатольевна
Смирнова Людмила Евгеньевна