Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников
|
1. Самоопределение (организационный момент) | - Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся с ними. Приступим к работе. Работать мы будем по картинному плану. |
Дети здороваются. |
2.Актуализация знаний 
| - Чтобы хорошо работать, надо размяться, вспомнить пройденный материал. Проведем разминку «Речь».
- Поиграем в игру «Угадай звук». - Я буду показывать губами, а вы произносить звук вместо меня. Учитель произносит - [а], [о], [у], [ы], [и], - Какие звуки вы назвали? - Почему? Докажите. - А это что за звук? Учитель беззвучно произносит звук [э]. | Ученики воспроизводят звуки все, кроме последнего.
- Это звуки гласные. - Мы их можем петь, произносим легко, свободно, без преград. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Почему вы не произнесли последний звук? | - Мы его не знаем. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний). Звук [Э]
| У: - У каждого из вас на столе лежит картинка. Рассмотрите ее. - Я определение предмет, а дети с картинкой выходят и вешают на доску.
- Это крупная птица, напоминающая страуса. Она проживает в Австралии. (Эму).
- Землеройная машина, оснащенная ковшом. (Экскаватор). -Сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью? (Эскимо). - Это растение с мясистыми сочными листьями, покрытыми по краям зубцами. Родина растения – Африка. (Алоэ). - Небольшая скульптура, изображающая животных, людей, предметы. (Статуэтка). - Электропоезд, который используется в пригородном сообщении? (Электричка). - Часть здания, где находятся квартиры? (Этажи). - Сказочный герой, повторяющий услышанные звуки? (Дедушка Эхо). - Дедушка Эхо будет помогать нам в работе. У: - Произнесем слова еще раз: эскимо, эму, алоэ, этаж, экскаватор, статуэтка, электричка, эхо.
- Какой общий звук вы услышали? - Понаблюдаем, как и где рождается этот звук. Произнесем его вместе.
Учитель объясняет ученикам артикуляцию звука [Э]: - губки в улыбке; - зубки сближены; - широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; - произносим голосом. | Дети выходят и вывешивают картинку с названным предметом.








- Этот звук [э].
|
Характеристика звука [Э]. | - Дадим характеристику звука [Э]. Это любимый звук Дедушки Эхо. | Звук [Э] — гласный, его можно петь. Язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Обозначается красный цветом. Дети закрашивают в тетрадях квадратик красным цветом.
|
   Составление схемы слова «эхо» |
- Дедушка Эхо, мы составим и подарим тебе схему твоего имени. а) количество звуков; б) количество слогов; в) характеристика первого слога; г) характеристика второго слога; д) определение ударного слога.
|
Дети составляют схему слова под руководством учителя. 
  
|
Открытие новых знаний. Буква Э. | - Этот звук обозначается буквой, которая так и называется – буква Э, э. На доску вывешивается карточка с буквой. - На что похожа буква? Это – Э С открытым ртом И большущим языком. |
- Зачем нужны две буквы?
|
Дети предлагают варианты ассоциаций.
- Заглавная буква нужна, чтобы писать имена собственные и начало предложения. |
Физминутка. К онструирование буквы.
| - Немножко отдохнем. Подойдите к столам, на которых стоят лотки с крупой. - Напишите букву Э пальчиком, проводя по крупе. - А теперь сконструируйте букву с помощью шнура, выкладывая ее по контуру. | Дети выполняют задания. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Какую букву вы конструировали? - Дедушка Эхо хочет посмотреть, как вы напечатаете ее в тетрадях. - Нужно постараться, чтобы Дедушка Эхо остался доволен. - Сначала обведите по контуру, наложив клеенки на образец.
| - Букву Э.
Дети выполняют задание.
|
Рефлексия учебной деятельности | - Подчеркните самую красивую. | Дети проводят самооценку выполненного задания.
|
6 . Работа над артикуляцией | - Перед вами лежат карточки, на которых напечатаны слоги с буквой Э. АО ОЭ ИЭ ЭИ УЭ УА АУО ЭУА ЭАО АУА КЭ ТЭ МЭ РЭ - Возьмите ручку с красной пастой и подчеркните букву Э. - Сколько букв вы подчеркнули? - Хором прочитаем их. - Еще раз прочитаем 3 строчку. Как звучит согласный перед буквой Э.
Чтение слов, написанных на доске. У: - Прочитаем слова, записанные на доске. Трехразовое чтение. э-хо э-таж Эл-ла э-то э-кран Э-дик
|
Дети выполняют задание.
- 10 букв. Дети выполняют задание.
- С буквой Э образуются твердые слияния. |
Физминутка | У: - Поиграем в игру «Найди букву Э». Дедушка Эхо просит соблюдать условия: По классу двигаемся шагом. Вы можете взять только одну букву. У: - У кого на карточке с обратной стороны рисунок, останьтесь около доски. Учитель выстраивает детей в нужном порядке. (повторить понятия справа, т.д.) | Дети идут по классу, ищут 1 карточку с буквой Э. (разные по цвету, форме, размеру) На 4 карточках с обратной стороны рисунки.
|
7. Включение в систему знаний и повторение. | - Перед вами схема слова.    
- Составьте слово, называя первые звуки в слове. -Какое слово у вас получилось? - Напечатаем это слово в тетрадях. Вывешивается картинка с девочкой, которая ест эскимо. - Составьте предложение о девочке Эмме.
- Запишем его с помощью схемы.    
.
|
- У меня получилось слово Эмма. Дети выполняют задание.
- Девочка Эмма ест эскимо.
Дети составляют схему слова под руководством учителя. |
8. Самостоятельная работа с проверкой. 
| У: - Дедушка Эхо очень доволен вами и предлагает поиграть. «Угадай-ка!» - Я говорю слова, а вы в тетради на схемах обозначаете, где стоит звук [Э]: вначале, середине или в конце. Эскимос (житель Севера) Каноэ (лодка индейцев) Поэт (человек, сочиняющий стихи)
| Дети на схемах слов обозначают место звука в слове. Проверка задания по презентации.
Каждый правильный ответ дети помечают «+», неправильный «-» |
9. Работа в учебнике. Учебник стр 59. 
| У:- Вот и поэтесса Евгения Трутнева написала стихотворение, где рассказывается про ЭХО. - Дедушка Эхо, мы хотим тебя порадовать, прочитать стих о тебе. - Откроем учебник на странице 59.
- Читаем хором, тянем последнее слово несколько раз. - Это дедушка Эхо как раз и играл с вами в игру «Эхо». |
Текст - читает учитель, дети следят по учебник; - читают хором;
|
1 0. Рефлексия учебной деятельности.
  [Э]           
| У: - Наш урок подошел к концу. - Мы прошли долгий путь по дороге знания. - Посмотрите, на что похож этот путь?
У:- Какой звук она обозначает?
- Что нового каждый из вас взял из урока?
- Молодцы. Вы замечательно поработали. Дедушка Эхо очень вами доволен. Спасибо!
|
- Он похож на букву Э.
- Он обозначает гласный звук [Э]. Дети делятся своими достижениями. |