Материал на проверке

Урок окружающего мира «Дом, в котором ты живешь. Русский северный дом»

2
1
Материал опубликован 29 September 2015

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тема урока:   Дом, в котором ты живешь. Русский северный дом.

Номер урока: 28

Методические пособия: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2011г), часть 1, учебник с.80-83 , рабочая тетрадь с.32, мультимедийный проектор  (Презентация), карточки с заданиями

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (уточнения и обобщения представлений о родном крае)

Задачи:

Образовательные:

 

- Познакомить учащихся  со зданиями разных функциональных значений (учреждение, жилой дом городского и сельского типа);

 

-  Научить узнавать здание по вывеске;

 

- Развивать речь учащихся, умения сравнивать, анализировать;

 

- Познакомить учащихся с внешним видом и бытом русского северного дома, а также домов Архангельской области.

 

- Прививать стремление к познанию окружающего мира, а также культуры своего родного края.

Воспитательные:

 

-  Содействовать формированию патриотических чувств;

 

–  Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа;

 

–  Формирование  умения  работать в паре, в коллективе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

 

Развивающие:

 

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

 

- развиваем умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

- развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

 

Тип урока: Освоение новых знаний.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная

Планируемые результаты обучения (УУД)

 

Регулятивные: контроль и оценка- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

прогнозирование- предвосхищать результат, оценка - выделять и формулировать, то что нужно усвоить;предметные- иметь представление о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие - вести устный диалог.

Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие;смыслообразование- выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

                                             Ход урока.

1.Оргмомент.                                 

Организация местоположения каждого ученика в классе

Учитель: В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…..-

Располагаются за партой

Ученики:Дом

 На доске проектируются  слайд №1 Изображение разных видов домов.

Дети смотрят  на слайд.

2.Актуализация (проверка и уточнение знаний первоклассников)

 Учитель предлагает  открыть учебник на странице № 80.

- Рассмотрите иллюстрации на странице  учебника. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Дети работают с учебником, определяют тему урока «Дом, в котором мы живем»

– Сейчас мы узнаем ,что вы можете рассказать о своем доме, но  мы будем это делать как в стихотворении Сергея Михалкова  « А у Вас?  Итак, по цепочке друг за другом. Я начинаю. Мой дом пятиэтажный, а у Вас?

Учащиеся актуализируют имеющиеся по теме знания,  отвечают на заданный предыдущим соседом вопрос и спрашивают у последующего.

 3.Формирование цели урока

Предлагает рассмотреть слайд, на котором изображены 2 дома (деревянный сельский и многоэтажный городской).Эти же изображения есть  в учебнике на стр. 80

– Ребята, скажите, пожалуйста, эти дома одинаковы?

Ученики: нет

 Учитель: Они совершенно разные и не имеют ничего общего?

Ученики: имеют

Учитель: Ребята, тогда сформируйте цель нашего урока? Что нам сегодня необходимо сделать на уроке?

Ученики:Сравнить дома: найти сходства и различия.

4. Изучение нового материала

Учитель: Сравните эти два здания. Что у них общего?А чем они отличаются друг от друга?

 Ученики:Это жилые помещения. У них есть фундамент и крыша.Дети  отмечают, что вид постройки зависит:

 от места расположения;

 особенностей той местности, где располагается;

 материала, из которого здание построено;

 благоустроенности или её отсутствия.

  Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле. 

Учитель: Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома?

 Ученики предполагают.

Работа со схемой-рисунком (учебник, с. 81).

Рассмотрите схему, у кого похожая квартира?

Дети сравнивают со своей, по желанию отвечают.

5.физкультминутка

- У оленя дом большой.— показываем руками над головой крышу дома.

— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно.

— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.

— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.

— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.

— Дверь открой! — открываем дверь.

— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.

— Охотник злой! — изображаем руками ружье.

— Быстро двери открывай,— показываем рукой приглашение в дом.

— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Выполняют движения, повторяя слова

6.Работа с учебником

Учитель: Вспомните, какие здания встречаются вам по дороге в школу.

Главная задача – привлечь внимание детей к названиям зданий общественного пользования: почта,  магазины и т. д.

– Рассмотрите рисунки (учебник, с. 82). Что здесь изображено?

Ученики: вывески.

Учитель: Для чего нужны вывески?

Ученики: чтобы знать, какие услуги оказывают в здании

Учитель:О чём вывески могут рассказать? Какие вывески здесь изображены?

Учащиеся перечисляют

Учитель: Какие вывески вам встречаются по дороге в школу?

Выбирают из предложенных

7.Получение новых знаний

Учитель: Как вы считаете, чем отличается город от деревни?

Ученики: Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе производством, наукой.

 

 Учитель: Какое производство есть в нашем городе?

 Ученики:Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Там делают бумагу.

 Учитель: Вы правы. Вот наш комбинат. Слайд 2. Там действительно перерабатывают древесину и изготавливают бумагу.

- Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы? 

Ученики: Поморы жили в больших деревянных домах.

Слайд 3

(изображение деревянного дома)

Учитель:северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома.

А как Вы думаете, из какого дерева делались дома? Какая древесина использовалась?

Ученики:Сосну, ель, лиственницу

 Слайд 4

Учитель: да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло. Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью, т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит, в стволах содержится меньше влаги.

 Слайд5

 В деревне  дом называли « Изба». Главное место в нем занимает печь, по – этому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа»- теплое место). Избы высокие строения, в два этажа. Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок, опилки: все для тепла. Строили избы плотники - мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте - апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу. Возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, « как мера и красота скажут». Около избы ставили клеть-помещение, где хранили инструменты, посуду и т. д. Около клети помещались амбары - помещения, где хранили зерно, семена, муку. Иногда в доме располагалась кузница – место для ковки железных вещей. В каждой избе были сени – наружная, холодная часть дома. Изба, клеть и амбар - это крестьянский двор. Ограждала его изгородь. Раньше изгородь называлась «Тын» - деревянный сплошной забор вокруг строения.

8.Закрепление новых знаний. Работа в парах

Учитель:У Вас у каждого на парте задание. В паре с соседом выполните егоЗадание: Соедините старинное название с рисунком.

Подклеть (нижний этаж)

Амбар

Кузница

Тын(изгород)

 Дети выполняют

Учитель: давайте проверим.Слайд 6. Кто не ошибся?

Где в нашей области находится музей деревянного зодчества?

Ученики:Архангельск. Малые карелы.

Действительно. Мы съездим туда на экскурсию, а пока посмотрите на эти памятники русского деревянного зодчества.

Слайд 7,8,9

9.Физкультминутка

Строим, строим новый дом,
Молоточком мы стучим
Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)
И  слева – тук! (дети стучат кулачками слева)
Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками  впереди)
Мы построим новый дом.
Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)
Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)
Двери вставим (дети показывают руками воображаемые  двери)
Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)

10.Работа в тетради

Учитель:Откройте в тетрадях страницу 32.

Ученики выполняют задание.

11.Итог урока. Рефлексия.

– Что было самым главным на уроке?

– Что вы узнали нового?

– Что показалось самым интересным и познавательным?

– О чём бы хотели ещё узнать?

Дети подводят итоги

Комментарии

нет презентации, очень хотелось ее просмотреть

3 December 2015

Поздравляем победителей, участников и их кураторов с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ОТ СПОНСОРА ПОЛУЧАЕТ: Кирилл Шведов (7 класс) – Письмо моей бабушке Октябрине Георгиевне, куратор Лукьянова Вера Алексеевна В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. В ближайшее время мы свяжемся с призерами для уточнения данных. С уважением, администрация.

19 February 2019