Урок окружающего мира «Дом, в котором ты живешь. Русский северный дом»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тема урока: Дом, в котором ты живешь. Русский северный дом.
Номер урока: 28
Методические пособия: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2011г), часть 1, учебник с.80-83 , рабочая тетрадь с.32, мультимедийный проектор (Презентация), карточки с заданиями
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (уточнения и обобщения представлений о родном крае)
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со зданиями разных функциональных значений (учреждение, жилой дом городского и сельского типа);
- Научить узнавать здание по вывеске;
- Развивать речь учащихся, умения сравнивать, анализировать;
- Познакомить учащихся с внешним видом и бытом русского северного дома, а также домов Архангельской области.
- Прививать стремление к познанию окружающего мира, а также культуры своего родного края.
Воспитательные:
- Содействовать формированию патриотических чувств;
– Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа;
– Формирование умения работать в паре, в коллективе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развиваем умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная
Планируемые результаты обучения (УУД)
Регулятивные: контроль и оценка- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
прогнозирование- предвосхищать результат, оценка - выделять и формулировать, то что нужно усвоить;предметные- иметь представление о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие - вести устный диалог.
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие;смыслообразование- выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Организация местоположения каждого ученика в классе
Учитель: В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый…..-
Располагаются за партой
Ученики:Дом
На доске проектируются слайд №1 Изображение разных видов домов.
Дети смотрят на слайд.
2.Актуализация (проверка и уточнение знаний первоклассников)
Учитель предлагает открыть учебник на странице № 80.
- Рассмотрите иллюстрации на странице учебника. Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Дети работают с учебником, определяют тему урока «Дом, в котором мы живем»
– Сейчас мы узнаем ,что вы можете рассказать о своем доме, но мы будем это делать как в стихотворении Сергея Михалкова « А у Вас? Итак, по цепочке друг за другом. Я начинаю. Мой дом пятиэтажный, а у Вас?
Учащиеся актуализируют имеющиеся по теме знания, отвечают на заданный предыдущим соседом вопрос и спрашивают у последующего.
3.Формирование цели урока
Предлагает рассмотреть слайд, на котором изображены 2 дома (деревянный сельский и многоэтажный городской).Эти же изображения есть в учебнике на стр. 80
– Ребята, скажите, пожалуйста, эти дома одинаковы?
Ученики: нет
Учитель: Они совершенно разные и не имеют ничего общего?
Ученики: имеют
Учитель: Ребята, тогда сформируйте цель нашего урока? Что нам сегодня необходимо сделать на уроке?
Ученики:Сравнить дома: найти сходства и различия.
4. Изучение нового материала
Учитель: Сравните эти два здания. Что у них общего?А чем они отличаются друг от друга?
Ученики:Это жилые помещения. У них есть фундамент и крыша.Дети отмечают, что вид постройки зависит:
от места расположения;
особенностей той местности, где располагается;
материала, из которого здание построено;
благоустроенности или её отсутствия.
Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле.
Учитель: Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома?
Ученики предполагают.
Работа со схемой-рисунком (учебник, с. 81).
Рассмотрите схему, у кого похожая квартира?
Дети сравнивают со своей, по желанию отвечают.
5.физкультминутка
- У оленя дом большой.— показываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— показываем рукой приглашение в дом.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.
Выполняют движения, повторяя слова
6.Работа с учебником
Учитель: Вспомните, какие здания встречаются вам по дороге в школу.
Главная задача – привлечь внимание детей к названиям зданий общественного пользования: почта, магазины и т. д.
– Рассмотрите рисунки (учебник, с. 82). Что здесь изображено?
Ученики: вывески.
Учитель: Для чего нужны вывески?
Ученики: чтобы знать, какие услуги оказывают в здании
Учитель:О чём вывески могут рассказать? Какие вывески здесь изображены?
Учащиеся перечисляют
Учитель: Какие вывески вам встречаются по дороге в школу?
Выбирают из предложенных
7.Получение новых знаний
Учитель: Как вы считаете, чем отличается город от деревни?
Ученики: Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе производством, наукой.
Учитель: Какое производство есть в нашем городе?
Ученики:Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Там делают бумагу.
Учитель: Вы правы. Вот наш комбинат. Слайд 2. Там действительно перерабатывают древесину и изготавливают бумагу.
- Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы?
Ученики: Поморы жили в больших деревянных домах.
Слайд 3
(изображение деревянного дома)
Учитель:северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома.
А как Вы думаете, из какого дерева делались дома? Какая древесина использовалась?
Ученики:Сосну, ель, лиственницу
Слайд 4
Учитель: да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло. Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью, т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит, в стволах содержится меньше влаги.
Слайд5
В деревне дом называли « Изба». Главное место в нем занимает печь, по – этому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа»- теплое место). Избы высокие строения, в два этажа. Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок, опилки: все для тепла. Строили избы плотники - мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте - апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу. Возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, « как мера и красота скажут». Около избы ставили клеть-помещение, где хранили инструменты, посуду и т. д. Около клети помещались амбары - помещения, где хранили зерно, семена, муку. Иногда в доме располагалась кузница – место для ковки железных вещей. В каждой избе были сени – наружная, холодная часть дома. Изба, клеть и амбар - это крестьянский двор. Ограждала его изгородь. Раньше изгородь называлась «Тын» - деревянный сплошной забор вокруг строения.
8.Закрепление новых знаний. Работа в парах
Учитель:У Вас у каждого на парте задание. В паре с соседом выполните его. Задание: Соедините старинное название с рисунком.
Подклеть (нижний этаж)
Амбар
Кузница
Тын(изгород)
Дети выполняют
Учитель: давайте проверим.Слайд 6. Кто не ошибся?
Где в нашей области находится музей деревянного зодчества?
Ученики:Архангельск. Малые карелы.
Действительно. Мы съездим туда на экскурсию, а пока посмотрите на эти памятники русского деревянного зодчества.
Слайд 7,8,9
9.Физкультминутка
Строим, строим новый дом,
Молоточком мы стучим
Справа – тук! (дети стучат кулачками справа)
И слева – тук! (дети стучат кулачками слева)
Впереди – тук- тук, тук- тук! (дети стучат кулачками впереди)
Мы построим новый дом.
Будет в нём фундамент крепкий, (дети приседают и показывают руками)
Окна встроим, (дети показывают руками воображаемые окна)
Двери вставим (дети показывают руками воображаемые двери)
Посчитаем этажи. (дети считают до 10, подтягиваясь на носочках)
10.Работа в тетради
Учитель:Откройте в тетрадях страницу 32.
Ученики выполняют задание.
11.Итог урока. Рефлексия.
– Что было самым главным на уроке?
– Что вы узнали нового?
– Что показалось самым интересным и познавательным?
– О чём бы хотели ещё узнать?
Дети подводят итоги
Ирина Михайловна
Администрация сайта «УРОК.РФ»