Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое деньги? Семейный бюджет»

3
0
Материал опубликован 30 October 2023 в группе




КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе








Тема урока: «Что такое деньги? Семейный бюджет. Интеграция «Финансовая грамотность»











Подготовила: учитель начальных классов

ЗахароваТатьяна Александровна











г. Заводоуковск, 2023 г.





КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе


Тема урока: «Что такое деньги? Семейный бюджет. Интеграция «Финансовая грамотность»


Цель деятельности учителя:

 создание условия на уроке для знакомства обучающихся с историей денежных единиц, их видами и характерными особенностями. Организация работы по усвоению новых понятий - доходы, расходы, семейный бюджет.

Задачи :

Обучающие: дать представление о роли денег в жизни человека, формировать умение составлять семейный бюджет. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. Познакомить с появлением названия денежной единицей –рубль.

Развивающие: формировать навык самостоятельной работы с полученной информацией, умение видеть проблему и находить пути ее решения. Формировать познавательные интересы, мышление, память ,внимание, речь, умение анализировать, обобщать ,делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к предмету. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

Планируемые результаты:

Личностные:

-мотивация к учебной деятельности;

-принятие образ хорошего ученика;

- воспитание бережного отношения к природе;

- создание атмосферы радости от совместного труда.

умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в паре; проявление интереса и активности в выборе решения.

Метапредметные УУД

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию из учебной литературы из различных источников;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

-обнаруживать и формулировать учебную проблему и ставить задачу совместно с учителем;

-высказывать свою версию;

- планировать свою деятельность;

Коммуникативные:

-учить строить сообщение в соответствии с поставленной задачей;

-слушать и понимать речь других;

-предлагать помощь и сотрудничество для анализа собственной деятельности;

- умение работать в парах;

Предметные:
- познакомятся с понятием деньги и их функциями;

- научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


Оборудование: компьютер, проектор, планшеты, учебник Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал, карта урока.

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

Траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный


Словесн: слово учителя

1 мин

- Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем.- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!


Приветствовать;


Настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний


Практич.: проверка д/з


Словесн.: ответы на вопросы;

5 мин



Рисунок Мудрой Черепахи

-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.

(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)

-Но это не так -то просто, необходимо ответить на вопросы, которые написаны на оборотной стороне монеты

-Что обозначает слово «экономика» ? Какова главная задача экономики?
( в переводе с греческого «ведение хозяйства», удовлетворение потребностей человека)

- Что называют потребностями человека? (всё,что нужно людям для жизни)

-Что является основой экономики? (труд, природные богатства, капитал)

-Назовите отрасли экономики. (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля )

- Какие отрасли промышленности вам известны? (добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая)

Проверять домашнее задание;





Внимательно читать вопрос и ответ.

Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)


-монетки прикрепляют к горшку.




П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

один шаг.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения.

3.

Постановка учебных задач

Работа в парах

Проблемный метод

5 мин










Подведение к теме урока.

-На очередной монетке задание: (открыть конверт №1. Достать картинки. Ответить, что изображено на картинках одним словом, вклеить картинки в карту и записать) Приложение 1.

1-монеты, 2- банкноты рубль, 3- евро, 4- морские раковины,5- шкурки, 6- гривны (серебряные слитки различной формы), 7- доллар

- Как всё это, можно назвать одним словом?

На доске слово деньги и вопрос

-Я согласна, что картинки под номером 1,2,3,7-это деньги

Но, неужели морские раковины, шкурки зверей это тоже деньги?

Слайд 2

-Сегодня мы узнаем, что такое деньги? Как деньги появились? Зачем и как их экономить?

Смотрят иллюстрации.

Приклеивают каждую картинку в карту.



?Деньги.


предполагают


Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: участвовать в

учебном диалоге;






Р: определять цель деятельности 
на уроке 


3.

Введения знаний

Решение частных задач




Словесн.: ответы на вопросы;



















10 мин
























Стр. 67 в учебнике найдём ответ на 1 вопрос.-Что такое деньги? И действительно ли ракушки и шкурки зверей –деньги?

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Этот обмен получил название «бартер».

Но обменивать товар было сложно, потому что ценность вещей и продуктов разная. Кроме того, такой обмен не всегда мог удовлетворить потребности людей. Поэтому появились товары-посредники.

Товар-посредник – товар, заменяющий деньги. В качестве товаров-посредников в ходе исторического развития в разных странах мира использовались самые разнообразные предметы.

Да, действительно, люди страдали от неудобства и изобрели деньги. Это был очень долгий процесс. Деньгами были зерно, шкурки животных, чай.

Деньгами были малюски –каури .Это ракушки .В них делали дырочки и носили на шее в виде бус. На шее могло висеть до 1000 ракушек. За 500 ракушек можно было купить корову. По количеству ракушек можно было определить материальное положение человека.

Позже появились копейки –монетки , на которых был изображен всадник с копьем .Эти деньги были выпущены при Иване четвертом. Название копейка произошло от слова копье. А при Екатерине второй появились бумажные деньги.


- Как вы знаете в разных странах используются различные денежные единицы. Некоторые представлены на картинках. А вы знаете, почему в России денежная единица стала называться рубль?

В ходу появились серебряные слитки, различной формы. Называли их гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, ее рубили топором .Такую половину называли « рубль» от слова рубить .Отсюда и произошло название российского рубля.

- Теперь можем ответить, что такое деньги?

-мы выполнили задание. Можем вернуть монетку.

Читают, находят ответ. Действительно, раковины, шкурки зверей выполняли роль денег.























Рассматривают иллюстрации

Запоминать новую информацию.


Делают выводы.Деньги-это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;


П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;


К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное;


П: устанавливать причинно-следственные связи;


Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

4

Обобщение первичного закрепление и систематизация знаний

Практическая работа







































Физминутка






Работа в паре

15 мин









































2 мин

Ребята, оказывается, тут осталась ещё одна монетка.

Задание: разгадайте ребус. Слайд 3


-Мы говорили про деньги, при чём здесь семья?


- Представьте, что вы оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас посмотрим.
Ситуация «Семейный бюджет» Инсценировка (приглашены ученики из параллельного класса)
Вечером вся семья собралась вместе. Мама, как всегда, готовила ужин, папа что-то мастерил, дедушка читал газету, а мальчишки бурно обсуждали новый планшет, который появился у их соседа по площадке.

Вася Я вчера у Сёмки видел новый планшет, ещё круче старого, в нём столько много классных игр. Ему родители подарили.

Петя Да, он сегодня забегал ко мне, хвастался. А у нас только приставка, которая давно уже не в моде.

Мама Мальчики! Вы же понимаете, что это очень дорого! Денег нет на планшет! Да и ни к чему он вам.

Папа А я мечтаю купить себе хорошую удочку, чтобы рвануть денька на три на рыбалку и ни о чём не думать... Красота!

Мама Ну, а я тогда хочу новую сумочку.. Работаем, работаем…Вроде и зарплату неплохую получаем, а денег всё время не хватает! Даже обидно!

Дедушка Эх вы, молодёжь! Не умеете вы жить. Планировать свой бюджет надо правильно. Вот ты, Петя, знаешь , что такое бюджет?

Петя Конечно, в школе изучал.


- А вы, ребята, знаете? Что такое бюдже?

На доске карточка БЮДЖЕТ ?

-прочитаем текст на стр. 75. Найдём ответ


-Если свой бюджет планирует семья, то это какой бюджет?

На доске карточка семейный

- Согласны ли вы с дедушкой, что семейный бюджет нужно планировать. Слайд 4

- Конечно, бюджет необходимо планировать, чтобы вести правильно хозяйство семьи.

- В каждой семье есть свои доходы и расходы. Это и есть семейный бюджет. Слайд 5

Игра «Доходы и расходы» Если доход, то дружное рукопожатие с соседом по парте, если расход, то нужно помахать рукой.

Зарплата папы, покупка компьютера, стипендия сына, пенсия бабушки, покупка продуктов, оплата счета за интернет, посещение цирка, зарплата мамы, ремонт автомобиля.

- Задание на этой монетке продолжается. Нужно посчитать семейный бюджет семьи Рублёвых.

Будем работать в парах, но задания будут разные (задания дифференцированные).

У каждой пары кью ар код для выхода на онлайн –сервис ttps://learningapps.org/

1. уровень

https://learningapps.org/display?v=phkkzcssk23


Задание: прочитать текст. Заполнить таблицу, выбрав нужную информацию из текста. Подсчитать доход семьи.

Для учителя.

Доход семьи

Мама

18 тыс.

Папа

25 тыс.

Дедушка

12 тыс.

Итого

55 тыс.


Мама Я получаю за свою работу заработную плату – 18 тыс. рублей.

Папа А я каждый месяц зарабатываю 25 тыс. рублей.

Дедушка Моя пенсия составляет 12 тыс. рублей.

Вася А как же я…?

Дедушка А твоя работаэто учёба с хорошими отметками.

t1698697313aa.png



t1698697313ab.png


2 уровень. Посчитать расходы семьи, выполнив задание.

https://learningapps.org/display?v=pd8qapdwt23

t1698697313ac.png

t1698697313ad.png


Для учителя

Расход семьи

Коммунальные услуги

8 тыс.

Продукты

18 тыс.

Одежда

10 тыс.

Бытовая химия

1 тыс.

Транспорт

3 тыс.

Посещение кинотеатра

1 тыс.

Услуги

2 тыс.

Кафе

5 тыс.

Посещение бассейна

1 тыс.

Игрушки

1 тыс.

Итого

50 тыс.


3 уровень. Распределить доход и расход семьи. Посчитать и записать в тетрадь. Сравните их. Подобрать формулу семейного бюджета: Доходы=расходы Доходы>расходы Доходы<расходы. Объяснить свой выбор. https://learningapps.org/display?v=pjmtftqic23

t1698697313ae.png

Для учителя

доход

расход

Зарплата мамы-18 тыс.

Коммунальные услуги

8 тыс.

Зарплата папы - 25 тыс.

Продукты

18 тыс.

Пенсия дедушки - 12 тыс.

Одежда

10 тыс.


Бытовая химия

1 тыс.


Транспорт

3 тыс.


Посещение кинотеатра

1 тыс.


Услуги

2 тыс.


Кафе

5 тыс.


Посещение бассейна

1 тыс.


Игрушки

1 тыс.

Итого:55 тыс.

Итого:50 тыс.

Формула бюджета

Доходы>расходы

Когда дети, представляют результат, обсуждаем формулу бюджета.

Слайд 7

– Выбрали формулу. Когда доходы превышают расходы, что получает семья?

- Какая сумма уходит в сбережения семьи?

Может ли семья позволить себе ещё покупку?

Слайд 8 -9

Вспомним семью Рублёвых. Что они хотели? Список на слайде.

Дети- планшет – 20 тыс.

Мама-сумочка- 4 тыс.

Дедушка – лекарство – 4 тыс.

Папа- 3 тыс.

- Что важнее всего нужно приобрести семье в первую очередь?

- Правильно. Ведь здоровье близких дороже всего. Всё имеет цену. А забота о близких имеет ценность.

Но родители, которые любят своих детей, всё -таки хотят сделать им подарок ко Дню защиты детей и купить им планшет.

- Как быть?

- Какие советы по экономии мы можем дать семье?

В конверте №2 есть советы. Выберите и приклейте правильные советы в карту урока.

Проверка

1) Не забывай выключить свет, выходя из комнаты.(+)

2) Требуя новую игрушку, не забывай подумать о семейном бюджете.(+)

3) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.(-)

4) Экономя семейный бюджет, откажись от похода в кинотеатр, кафе.(+)

5) Сходил в магазин – оставь сдачу себе.(-)

6) Бережно относись к своим вещам.(+)

7) Чаще пользуйся услугами такси – береги ноги.(-)

8) Чаще разговаривай с друзьями по мобильному телефону.(-)

9) Меньше покупать сладости.(+)

- как гласит пословица «Копейка – рубль бережет». Ведь если мы будем экономить, то обязательно накопим на то, что хотели.


-Мы выполнили последнее задание на монетке.

Возвращаем монетку в горшок Черепахе.

Оказывается деньги и семья связаны

Рассматривать иллюстрацию на слайде. Отгадывают -семья

Каждая семья деньги зарабатывает, тратит.




Смотрят инсценировку










Выполняют творческое задание. Выступают.








Бюджет-это план доходов и расходов.

Семейный бюджет


Да







Дети выполняют движения

Одним словом называется –доход. Это деньги заработанные членами семьи.

Расход-трата денег на разные товары и услуги.


Дети работают в парах. Какая пара выполнила первая, выходит к доске и записывает результат.





















































Все записывают формулу в карту урока































































Сбережения

5 тыс.

Да







Лекарство дедушке





Нужно экономить



Приклеивают

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.





































Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;


5.

















6.

Подведение итогов.



Рефлексия.













Домашнее задание

2 мин

- Ответили мы на вопросы урока? Слайд 10

Что такое деньги?

- Что такое семейный бюджет?

-Что вы нового для себя узнали?

- Чтобы понять на сколько хорошо вы усвоили материал урока, предлагаю пройти тест из 5 вопросов в онлайн конструкторе тестов.

https://onlinetestpad.com/ru/test/193049-okruzhayushhij-mir-3-klass-semejnyj-byudzhet

-Проверка

Слайд 11

Мы помогли Мудрой Черепахе. В благодарность она делится с нами такой мудростью: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

- Как вы понимаете эту мудрость?

- Можете ли вы дома поделиться с родителями советом по планированию бюджета?

Домашнее задание: учебник стр. 75-78, задание в рабочей тетради стр. 46 № 1, 2. На выбор: составить бюджет своей семьи или синквейн на тему «Деньги».

Подводить итог урока;

Проводить анализ урок, работу на уроке.



Самопроверка уровня усвоенного материала





Нужно умело планировать свой бюджет



Записывают домашнее задание.

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


презентацияPPT / 6 Мб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации