Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое деньги? Семейный бюджет»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе
Тема урока: «Что такое деньги? Семейный бюджет. Интеграция «Финансовая грамотность»
Подготовила: учитель начальных классов
ЗахароваТатьяна Александровна
г. Заводоуковск, 2023 г.
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе
Тема урока: «Что такое деньги? Семейный бюджет. Интеграция «Финансовая грамотность»
Цель деятельности учителя:
создание условия на уроке для знакомства обучающихся с историей денежных единиц, их видами и характерными особенностями. Организация работы по усвоению новых понятий - доходы, расходы, семейный бюджет.
Задачи :
Обучающие: дать представление о роли денег в жизни человека, формировать умение составлять семейный бюджет. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. Познакомить с появлением названия денежной единицей –рубль.
Развивающие: формировать навык самостоятельной работы с полученной информацией, умение видеть проблему и находить пути ее решения. Формировать познавательные интересы, мышление, память ,внимание, речь, умение анализировать, обобщать ,делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к предмету. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
Планируемые результаты:
Личностные:
-мотивация к учебной деятельности;
-принятие образ хорошего ученика;
- воспитание бережного отношения к природе;
- создание атмосферы радости от совместного труда.
умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в паре; проявление интереса и активности в выборе решения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
- умение извлекать нужную информацию из учебной литературы из различных источников;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
-обнаруживать и формулировать учебную проблему и ставить задачу совместно с учителем;
-высказывать свою версию;
- планировать свою деятельность;
Коммуникативные:
-учить строить сообщение в соответствии с поставленной задачей;
-слушать и понимать речь других;
-предлагать помощь и сотрудничество для анализа собственной деятельности;
- умение работать в парах;
Предметные:
- познакомятся с понятием деньги и их функциями;
- научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, планшеты, учебник Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал, карта урока.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе- Траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Мотивационный Словесн: слово учителя | 1 мин | - Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие. Попробуем.- Добрый день девчонкам! - Добрый день мальчишкам! - Добрый день всем, кто любит помогать друзьям! - Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным! | Приветствовать; Настраиваться на урок; | Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний Практич.: проверка д/з Словесн.: ответы на вопросы; | 5 мин | Рисунок Мудрой Черепахи -Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты. (На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з) -Но это не так -то просто, необходимо ответить на вопросы, которые написаны на оборотной стороне монеты -Что обозначает слово «экономика» ? Какова главная задача экономики? - Что называют потребностями человека? (всё,что нужно людям для жизни) -Что является основой экономики? (труд, природные богатства, капитал) -Назовите отрасли экономики. (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля ) - Какие отрасли промышленности вам известны? (добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая) | Проверять домашнее задание; Внимательно читать вопрос и ответ. Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы) -монетки прикрепляют к горшку. | П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Постановка учебных задач Работа в парах Проблемный метод | 5 мин | Подведение к теме урока. -На очередной монетке задание: (открыть конверт №1. Достать картинки. Ответить, что изображено на картинках одним словом, вклеить картинки в карту и записать) Приложение 1. 1-монеты, 2- банкноты рубль, 3- евро, 4- морские раковины,5- шкурки, 6- гривны (серебряные слитки различной формы), 7- доллар - Как всё это, можно назвать одним словом? На доске слово деньги и вопрос -Я согласна, что картинки под номером 1,2,3,7-это деньги Но, неужели морские раковины, шкурки зверей это тоже деньги? Слайд 2 -Сегодня мы узнаем, что такое деньги? Как деньги появились? Зачем и как их экономить?
| Смотрят иллюстрации. Приклеивают каждую картинку в карту. ?Деньги. предполагают Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге; Р: определять цель деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Введения знаний Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы; | 10 мин | Стр. 67 в учебнике найдём ответ на 1 вопрос.-Что такое деньги? И действительно ли ракушки и шкурки зверей –деньги? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Этот обмен получил название «бартер». Но обменивать товар было сложно, потому что ценность вещей и продуктов разная. Кроме того, такой обмен не всегда мог удовлетворить потребности людей. Поэтому появились товары-посредники. Товар-посредник – товар, заменяющий деньги. В качестве товаров-посредников в ходе исторического развития в разных странах мира использовались самые разнообразные предметы. Да, действительно, люди страдали от неудобства и изобрели деньги. Это был очень долгий процесс. Деньгами были зерно, шкурки животных, чай. Деньгами были малюски –каури .Это ракушки .В них делали дырочки и носили на шее в виде бус. На шее могло висеть до 1000 ракушек. За 500 ракушек можно было купить корову. По количеству ракушек можно было определить материальное положение человека. Позже появились копейки –монетки , на которых был изображен всадник с копьем .Эти деньги были выпущены при Иване четвертом. Название копейка произошло от слова копье. А при Екатерине второй появились бумажные деньги. - Как вы знаете в разных странах используются различные денежные единицы. Некоторые представлены на картинках. А вы знаете, почему в России денежная единица стала называться рубль? В ходу появились серебряные слитки, различной формы. Называли их гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, ее рубили топором .Такую половину называли « рубль» от слова рубить .Отсюда и произошло название российского рубля. - Теперь можем ответить, что такое деньги? -мы выполнили задание. Можем вернуть монетку. | Читают, находят ответ. Действительно, раковины, шкурки зверей выполняли роль денег. Рассматривают иллюстрации Запоминать новую информацию. Делают выводы.Деньги-это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное; П: устанавливать причинно-следственные связи; Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Обобщение первичного закрепление и систематизация знаний Практическая работа Физминутка Работа в паре | 15 мин 2 мин | Ребята, оказывается, тут осталась ещё одна монетка. Задание: разгадайте ребус. Слайд 3 -Мы говорили про деньги, при чём здесь семья? - Представьте, что вы оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас посмотрим. Вася Я вчера у Сёмки видел новый планшет, ещё круче старого, в нём столько много классных игр. Ему родители подарили. Петя Да, он сегодня забегал ко мне, хвастался. А у нас только приставка, которая давно уже не в моде. Мама Мальчики! Вы же понимаете, что это очень дорого! Денег нет на планшет! Да и ни к чему он вам. Папа А я мечтаю купить себе хорошую удочку, чтобы рвануть денька на три на рыбалку и ни о чём не думать... Красота! Мама Ну, а я тогда хочу новую сумочку.. Работаем, работаем…Вроде и зарплату неплохую получаем, а денег всё время не хватает! Даже обидно! Дедушка Эх вы, молодёжь! Не умеете вы жить. Планировать свой бюджет надо правильно. Вот ты, Петя, знаешь , что такое бюджет? Петя Конечно, в школе изучал. - А вы, ребята, знаете? Что такое бюдже? На доске карточка БЮДЖЕТ ? -прочитаем текст на стр. 75. Найдём ответ -Если свой бюджет планирует семья, то это какой бюджет? На доске карточка семейный - Согласны ли вы с дедушкой, что семейный бюджет нужно планировать. Слайд 4 - Конечно, бюджет необходимо планировать, чтобы вести правильно хозяйство семьи. - В каждой семье есть свои доходы и расходы. Это и есть семейный бюджет. Слайд 5 Игра «Доходы и расходы» Если доход, то дружное рукопожатие с соседом по парте, если расход, то нужно помахать рукой. Зарплата папы, покупка компьютера, стипендия сына, пенсия бабушки, покупка продуктов, оплата счета за интернет, посещение цирка, зарплата мамы, ремонт автомобиля. - Задание на этой монетке продолжается. Нужно посчитать семейный бюджет семьи Рублёвых. Будем работать в парах, но задания будут разные (задания дифференцированные). У каждой пары кью ар код для выхода на онлайн –сервис ttps://learningapps.org/ 1. уровень https://learningapps.org/display?v=phkkzcssk23 Задание: прочитать текст. Заполнить таблицу, выбрав нужную информацию из текста. Подсчитать доход семьи. Для учителя.
Мама Я получаю за свою работу заработную плату – 18 тыс. рублей. Папа А я каждый месяц зарабатываю 25 тыс. рублей. Дедушка Моя пенсия составляет 12 тыс. рублей. Вася А как же я…? Дедушка А твоя работа –это учёба с хорошими отметками. 2 уровень. Посчитать расходы семьи, выполнив задание. https://learningapps.org/display?v=pd8qapdwt23 Для учителя
3 уровень. Распределить доход и расход семьи. Посчитать и записать в тетрадь. Сравните их. Подобрать формулу семейного бюджета: Доходы=расходы Доходы>расходы Доходы<расходы. Объяснить свой выбор. https://learningapps.org/display?v=pjmtftqic23 Для учителя
Когда дети, представляют результат, обсуждаем формулу бюджета. Слайд 7 – Выбрали формулу. Когда доходы превышают расходы, что получает семья? - Какая сумма уходит в сбережения семьи? Может ли семья позволить себе ещё покупку? Слайд 8 -9 Вспомним семью Рублёвых. Что они хотели? Список на слайде. Дети- планшет – 20 тыс. Мама-сумочка- 4 тыс. Дедушка – лекарство – 4 тыс. Папа- 3 тыс. - Что важнее всего нужно приобрести семье в первую очередь? - Правильно. Ведь здоровье близких дороже всего. Всё имеет цену. А забота о близких имеет ценность. Но родители, которые любят своих детей, всё -таки хотят сделать им подарок ко Дню защиты детей и купить им планшет. - Как быть? - Какие советы по экономии мы можем дать семье? В конверте №2 есть советы. Выберите и приклейте правильные советы в карту урока. Проверка 1) Не забывай выключить свет, выходя из комнаты.(+) 2) Требуя новую игрушку, не забывай подумать о семейном бюджете.(+) 3) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.(-) 4) Экономя семейный бюджет, откажись от похода в кинотеатр, кафе.(+) 5) Сходил в магазин – оставь сдачу себе.(-) 6) Бережно относись к своим вещам.(+) 7) Чаще пользуйся услугами такси – береги ноги.(-) 8) Чаще разговаривай с друзьями по мобильному телефону.(-) 9) Меньше покупать сладости.(+) - как гласит пословица «Копейка – рубль бережет». Ведь если мы будем экономить, то обязательно накопим на то, что хотели. -Мы выполнили последнее задание на монетке. Возвращаем монетку в горшок Черепахе. Оказывается деньги и семья связаны | Рассматривать иллюстрацию на слайде. Отгадывают -семья Каждая семья деньги зарабатывает, тратит. Смотрят инсценировку Выполняют творческое задание. Выступают. Бюджет-это план доходов и расходов. Семейный бюджет Да Дети выполняют движения Одним словом называется –доход. Это деньги заработанные членами семьи. Расход-трата денег на разные товары и услуги. Дети работают в парах. Какая пара выполнила первая, выходит к доске и записывает результат. Все записывают формулу в карту урока Сбережения 5 тыс. Да Лекарство дедушке Нужно экономить Приклеивают | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. 6. | Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание | 2 мин | - Ответили мы на вопросы урока? Слайд 10 Что такое деньги? - Что такое семейный бюджет? -Что вы нового для себя узнали? - Чтобы понять на сколько хорошо вы усвоили материал урока, предлагаю пройти тест из 5 вопросов в онлайн конструкторе тестов. https://onlinetestpad.com/ru/test/193049-okruzhayushhij-mir-3-klass-semejnyj-byudzhet -Проверка Слайд 11 Мы помогли Мудрой Черепахе. В благодарность она делится с нами такой мудростью: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». - Как вы понимаете эту мудрость? - Можете ли вы дома поделиться с родителями советом по планированию бюджета? Домашнее задание: учебник стр. 75-78, задание в рабочей тетради стр. 46 № 1, 2. На выбор: составить бюджет своей семьи или синквейн на тему «Деньги». | Подводить итог урока; Проводить анализ урок, работу на уроке. Самопроверка уровня усвоенного материала Нужно умело планировать свой бюджет Записывают домашнее задание. | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |