Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Начало истории человечества»
Методическая разработка урока
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:
«Начало истории человечества»
Программа «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова
Пояснительная записка
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях. (Примерная программа по Окружающему миру).
Данная методическая разработка урока предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России», а также может быть использована учителями, работающими по другим программам.
В процесс урока предусмотрена групповая работа, которая позволяет каждому ученику, не зависимо от способностей, проявить себя. Дети учатся планировать общую деятельность, договариваться о способах выполнения заданий, соотносить свои действия с действиями партнёров, принимать участье в сравнении цели и результата деятельности .
Л.С. Выготский писал: «То, что дети смогут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».
Школьники лучше осваивают тот учебный материал, который они изучали в группе сотрудничества, чем материал, который им приходится изучать индивидуально или в условиях конкуренции.
Важными структурными элементами урока окружающего мира является умение учащихся ставить задачи урока и делать выводы.
Формы, применяемые на уроке, выбраны в соответствие с дидактическими и психологическими требованиями к уроку: индивидуальная, коллективная и групповая.
Тип урока: получение новых знаний.
Цель урока: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у школьника опыта общения с людьми, обществом.
Задачи:
1. дать учащимся представление о первобытных людях;
2. развивать кругозор, речь и память учащихся;
3. воспитывать интерес к истории.
Личностные:
Формирование у детей активной гражданской позиции (любви к родной стране, выражающейся в желании участвовать в её делах и событиях);
Формирование культуры поведения и взаимоотношений с окружающими.
Метапредметные:
Способность регулировать собственную деятельность;
Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и со сверстниками;
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
Усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов, явлений, характерных для природной действительности;
Пересказывать часть учебника своими словами;
Умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты.
Структура урока:
Инициация
Вхождение в тему урока.
Постановка задач урока.
Знакомство с новым материалом.
Физкультминутка.
Работа над новой темой.
Групповая работа.
Физкультминутка.
Отчёт групп.
Подведение итога.
Рефдексия.
Технологии: технология сотрудничества.
Оборудование: Плакаты, карточки командам.
Ход урока
Структурный компонент урока | МО | Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель |
Инициация | | | Мотивирует учащихся Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Здравствуй, добрый человек! Мы сегодня на уроке Дружно в путь отправимся, С чудом повстречаемся! | Произносят вместес учителем, повторяют действия за учителем. | Поднятие настроения детей |
Вхождение в тему урока | | | Чудо – это превращения, волшебство. Вот и мы с Вами отправляемся сегодня в путешествие на ковре-самолёте. А куда? Отгадайте. Когда-то Земля была огненным шаром, И это, конечно же, было кошмаром: Куда ни поедешь, куда ни пойдешь, То в лаву, то в магму, то в дым попадёшь. И если бы мы на Земле появились, То все как один непременно сварились… И мы потому лишь все вместе спаслись, Что к этому времени не родились. - Куда мы с Вами отправимся? - Мы отправляемся в далёкое прошлое, узнаем, какие события происходили много лет назад. | Слушают учителя Определение темы урока | Мотивация Развитие логического мышления |
Постановка задач урока | Р | Фронтальная | -Правильно, мы с Вами попадём в начало истории человечества. -Как Вы думаете, чему мы научимся на этом уроке? | (НА доске) Мы узнаем… Мы научимся… Мы поймём … Ученики добавляют высказывания | Умение ставить задачи |
Знакомство с новым материалом Что такое история. | Р ОИ | Фронтальная Коллективная | “История – наука о прошлом”. Посмотрите на схему и расскажите, что такое история и для чего она нужна. По щелчку учитель включает название: «История – наука о прошлом» | Ученики по схеме ( карта – схема на доске) составляют рассказ о том, что такое история. У учеников получается рассказ: История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”. История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. | Способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач |
Физкультминутка | | Коллективная | На ковре мы полетим, Высоко мы все взлетим. (руки вверх) Вдаль посмотрим ( Смотрим как в бинокль) И поймём, где и как бродил первобытный человек ( передвигаемся сутулясь). Что он ел, что он пил (показ) Как жилище мастерил. ( | Дети повторяют за учителем | Здоровье-сберегающие технологии |
Работа над новой темой. | Р ПИ | Коллективная Индивидуальная | -А как на самом деле люди узнают о том, что происходило много лет тому назад? -Как называются люди, которые нам помогают узнавать прошлое? Катрочка: Археология Первобытные люди. | Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Их называют археологами. Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Рассказ подготовленного ученика: Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. | Усвоение первоначальных сведений об особенностях жизни наших предков |
Групповая работа | | Груповая Диференцированная | 1 группа Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного. - Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? 2 группа Узнайте, кто такой Геродот. Почему люди помнят его? 3 группа Составьте выражения из мозаики слов: История это … Археология – это… (История – это дорога во времени. Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества). 4 группа Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы: -Почему первобытные люди жили группами? -Почему первобытным людям не нужно было заботиться о тёплой одежде? -Для чего строили жилища первобытные люди? Для чего и какие первобытные люди изготавливали орудия труда? Перечислите их. - Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? 5 группа Удивительно, что много тысячелетий назад существовало первобытное искусство. Древние люди изображали животных, на которых охотились, сцены своей жизни. Посмотрите иллюстрации в учебнике и попробуйте нарисовать сцены охоты. | Дети распределяют роли и работают в группах. | Формирование культуры поведения и взаимоотношений с окружающими. |
Физкультминутка | | | Мы немножко все устали. Встали, ноги поразмяли. Руки в стороны разведём И над головой сведём. Тихо вниз опустим их И на пояс ставим вмиг. Плечи вверх и вниз. Вот и отдохнули мы. | Читают текст и повторяют за учителем. | Развитие внимания |
Ответы групп | Р ПИ | Коллективная | | Команды по-очереди выходят к доске, читают задание и отвечают. Показывают свои рисунки | Коммуникативные навыки |
Итог урока | | Индивидуальная Коллективная | - Какие задачи вы ставили перед собой вначале урока? ( | Ученики про себя читают задачи урока и вслух говорят, чему они научились за урок, что поняли, что узнали. | |
Рефлексия | | Индивидуальная | Оцените свою деятельность на уроке: Я узнал на уроке много нового, мне это поможет при изучении других предметов. Я узнал новое на уроке, но не знаю, пригодится ли мне это в жизни. Всё, о чём говорили на уроке, мне было неинтересно, данные знания мне не пригодятся в жизни. Желаю, чтобы и в жизни все знания, полученные на уроках, пригодились Вам. Может кто-то из Вас станет археологом, историком или исследователем. | На столе у детей прямоугольники трёх цветов. Они выбирают один и поднимают его вверх. | Умение делать выбор |
Карточки к уроку
1 группа
Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
- Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос:
Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
2 группа
Узнайте, кто такой Геродот. Почему люди помнят его?
Расскажите о том, что узнаете, одноклассникам
3 группа
Составьте выражения из мозаики слов:
История - это …
Археология – это…
4 группа
Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы:
- Почему первобытные люди жили группами?
-Почему первобытным людям не нужно было заботиться о тёплой одежде?
-Для чего строили жилища первобытные люди?
- Для чего и какие первобытные люди изготавливали орудия труда? Перечислите их.
- Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?
5 группа
Удивительно, что много тысячелетий назад существовало первобытное искусство. Древние люди изображали животных, на которых охотились, сцены своей жизни.
Посмотрите иллюстрации в учебнике и попробуйте нарисовать сцены охоты.
Что такое история
(На уроке как плакат)
Археология
Распечатываются учителем как плакаты к уроку