Урок «Дифференциация звуков [р-л]»

1
0
Материал опубликован 20 January

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г Черемхово».

 

Урок по ФРС и ПСУР в 4 «г» классе.

Дифференциация звуков [р-л].

Текст: «Флажок» (4 занятие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила и провела:

Учитель слуховой работы

Помигалова Н.В.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи

с обучающимся 4 «г» класса Азадовой Виктории

Д/з 2хст.СНГ. Отработанный речевой материал воспринимает на расстоянии до 0,5 м, без ЗУА – у уш/рак.

 

Ф.И.О. учителя

слуховой работы

Помигалова Наталья Владимировна

Класс:

4 класс

Предмет:

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Тема урока:

1. Обучение произносительной стороны речи.

Работа над речевым дыханием. Работа над развитием артикуляционного аппарата. Работа над словесным ударением

Дифференциация звуков [р-л] во всех позициях.

2.Развитие речевого слуха.

Работа над текстом « Флажок» 4 занятие.

Тип урока:

Комбинированный (закрепление умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях, работа над текстом).

Форма работы:

Индивидуальная.

Цель занятия:

Создание условий для внятной и выразительной речи и развития слухового восприятия.

Задачи

Закреплять правильное произношение звуков «р-л», в слогах, словах, фразах, в разных позициях при чтении и в самостоятельной речи;

Продолжать работу над речевым дыханием, развитием артикуляционного аппарата.

Закреплять умение выделять ударные гласные в словах, подбирать слова глаголы.

Развивать

Закрепить названия геометрических фигур, цвета, учебные принадлежности.

Формировать умения ориентироваться в пространстве, используя предлоги (под, над).

Использовать остаточный слух для коррекции произношения посредством слухозрительно (дозированно слухового) восприятия слогов, слов, словосочетаний, предложений и на речевом материале текста. Развивать слуховое внимание, умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения. Формировать навыки самоконтроля произношения.

Оборудование:

Зеркало, компьютер, презентация, таблички со слогами, геометрические фигуры, разрезной текст «Флажок», цветная бумага, клей, ножницы, клей, карандаш, линейка.

Планируемые результаты.

 

Предметные результаты:

Закрепить правильное произношение звуков «р-л» в различных позициях в слогах, словах, предложениях.

Развивать познавательные процессы - произвольное внимание, слуховую и зрительную память. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.

Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

Развивать навыки слухового восприятия с ИСА.

Регулятивные

Умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

Личностные:

способность к сотрудничеству в соответствии с правилами поведения при совместной работе;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

развитие учебных мотивов.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь педагога;

 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:

 

Этап занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Мотивацион но-целевой

этап.
 

 

 

 

 

 

 

0риентиро

вочный

 

 

 

 

Обучение произноси-

тельной стороне речи

1.Работа

над речевым

дыханием

 

 

 

2. Подготовка

к правильному произноше-

нию звука «р-л».

3.Дифференциация звуков р-л

Работа с профилями.

 

 

Работа над слогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над словом.

 

 

 

Называние ряд слов.

 

 

 

 

 

 

Работа над словосочетаниями.

 

 

 

 

 

Восприятия на сл/зр основе

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над предложением

 

 

 

Работа над словесным ударением

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

.

 

 

Работа на текстом «Флажок»

1.Составление текста и рассыпных табличек.

2.восприятие фраз на сл/зр основе

3. чтение текста учеником. без надстрочных знаков.

5, Выполнение поручений.

 

 

 

 

 

 

6. Рассказ изготовления флажка.

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый этап. Рефлексия.

Включение обучающегося в учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать работу над речевым дыханием, развитием артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

Уточнение положения артикуляции звуков.

 

 

Закрепить правильное произношение звуков «р-л» в прямой позиции в слогах,

Развитее слуховой памяти.

 

 

 

 

Закреплять умение быстро переключатся с одного звука на другой.

 

 

 

 

 

 

 

Тренировать в правильном произношении звука в словосочетаниях

 

 

Развивать слуховое внимание и умение ориентироваться в пространстве.

Закрепить предлоги над, под.

 

 

 

 

Умение определять ударный звук в словах

 

Развитие мелкой моторики, повышение работоспособность головного мозга.

 

Развитие слухового внимания.

 

 

 

 

 

Учить выполнять поручения, и давать словесный отчет своих действий

 

 

 

 

 

Развивать умение дать правильную оценку своей деятельности на занятии.

Учителем создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Поздоровайся …

-Какое у тебя настроение?

-Как ты меня слышишь?

- Сегодня среда? Верно?

- Ты знаешь, что будем делать на уроке?

- Спроси у меня.

Сегодня на уроке будешь слушать и говорить правильно звуки [p-л]

После каждого задания ты будешь себя оценивать смайликами.

Нет ошибок, допускала ошибки, не справилась с заданием. В конце урока посчитаем, каких смайликов больше.

- Будем правильно дышать

Вдыхай носом, выдох через рот и произноси звуки.

А________________

А__О____

А___О____У____

А____о____у____Э____

А___о____у____э____ы_____

 

 

- Будешь делать гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

С ватными палочками.

1. «Улыбочка». 2. «Хоботок».

3. «Окошко»

4. «блинчик»

5. парус.

- Что ты делала?

- Найди профиль звука л и р.

- Опиши эти звуки.

 

-Будешь слушать.

Послушай слоги и разложи карточки со слогами в той же последовательности, которой я произношу.

Ра-ло

Ра-ло-лу

Ла-ро-лу-ры

 

 

 

 

 

- Послушай слова

Подними ту букву, которая слышится в этих словах.

Рак-лак

Рама-лама

t1705752112aa.pngt1705752112ab.jpgt1705752112ab.jpgt1705752112aa.pngt1705752112ab.jpgt1705752112aa.png и.т.д.

 

 

Учитель разлаживает на столе геометрические фигуры.

t1705752112ac.jpg- Что это?

- Послушай, какую фигуру назову, повтори и разложи в клеточки. Правильно произноси звуки р-л.

Зеленый круг, красный овал, серый треугольник.

- Покажи фигуру, которая расположена над черным квадратом.

- Назови фигуру, которая расположена под красным овалом

 

 

 

 

- Будешь читать.

- Прочитай предложения, вставляя продушенное слово. Правильно говори звуки р-л.

 

- Найди в словах ударный звук и нажми на него.

Что ты делала?

Возьми желтый мяч.

- На что похоже?

Солнце спряталось за тучи

Надо тучки разогнать

Раз подуем, два подуем

Вышло солнышко опять

Нас оно теплом согреет

По ладошкам пробежит

Каждый пальчик не забудет

Никого не обделит

Мы ладошками сжимаем

Наше солнышко, вот так.

Пальцы наши разминаем

Прячем солнышко в кулак.

 

 

-Как называется текст, с которым мы работаем?

Разложи текст.

Проверь, ты правильно разложила?

Учитель читает текст

 

 

 

- Будешь читать. Соблюдай все правила нормы орфоэпии и словесное ударение.

Вставь продушенные слова, вместо картинок называй слова.

Будешь делать флажок.

- Возьми синею бумагу, ножницы, клей, линейку, ножницы.

- Начерти прямоугольник со сторонами 8 и 5 см.

Вырежи прямоугольник

- Что ты сделала?

- Наклей большой круг на прямоугольник.

t1705752112ad.jpg

Что у тебя получилось?

Расскажи, как ты делала флажок?

 

 

 

 

Посчитай, каких смайликов у тебя больше.

Ты молодец.

- Какой был урок?

- Что ты делала?

 

Положительно настраивается на занятие. Отвечает на вопросы.

 

Доброе утро Н.В

У меня хорошее настроение.

Я слышу хорошо.

Нет, сегодня вторник

Нет, не знаю

 

Н.В, что будем делать на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик выполняет упражнения на дыхания

 

 

 

 

 

- Буду делать гимнастикУченик делает артикуляционную гимнастику.

 

- Я делала гимнастику.

Звук р

Звонкий, согласный, язык на верху, воздушная струя идет через рот , и.т.д

 

 

-Буду слушать

 

 

Ученица слушает и разлаживает карточки, затем произносит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет.

 

 

 

Ребенок произносит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это фигуры.

 

Ребенок слушает и повторяет, находит фигуру.

 

 

 

 

 

Ребенок показывает.

 

 

Ребенок называет.

 

 

 

Предложения на презентации

Вырезал

Начертил

приклеил

 

работа в презентации.

- читала, слушала, ставила ударение, говорила правильно звуки л-р

 

 

- на солнышко

 

 

 

 

 

- Текст называется «Флажок»

 

 

- Да, я правильно разложила

 

 

 

 

 

Ученица читает.

 

 

 

 

- Я взяла бумагу, клей, ножницы. т.д.

Я начертила прямоугольник.

 

Я вырезала прямоугольник

 

- Я наклеила большой круг на прямоугольник.

- у меня получился флажок.

 

 

 

 

 

 

Я взяла бумагу, линейку, ножницы.

Затем я вырезала прямоугольник.

Потом я наклеила большой круг на прямоугольник.

Получился флажок.

 

 

 

- Был урок развитие слуха и речи.

- Я слушала, говорила звуки р-л

- Я делала флажок.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации