Урок по геометрии на тему «Правильные многоугольники в задачах ОГЭ» (9 класс)
Урок по геометрии
по теме «Правильные многоугольники в задачах ОГЭ»- 9 класс
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-тренинг
Цель: систематизация и закрепление знаний у учащихся по теме «Правильный многоугольник».
Задачи: обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме; совершенствовать навыки решения задач;
развивающая: расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности, логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы;
воспитывающая: развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между изучаемой темой и окружающей действительностью.
Оборудование и материалы к уроку:
презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, оценочные листы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,самопроверка
Используемая литература:
Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф.и др.,Геометрия,7-9,M/ -Просвещение,2022.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии:-9 класс.-М.:Вако,2018.
Матемаика.ОГЭ-2024
Обратная связь будет осуществлена при выполнении проверочной работы. Дифференциация – через выполнение дополнительного задания.
Метод обучения: частично-поисковый.
План урока
1.Организационный момент(2 мин.)
2. Устная работа(8 мин)
3. Проверка домашнего задания(6 мин)
4.Физпауза(3мин)
5.Закрепление(10мин)
6.Проверочная работа с последующей самооценкой(8мин)
7.Домашняя работа. Итоги урока(3 мин)
Ход урока.
1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока. Сообщение темы урока..
Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много нового и интересного: вспомним понятие правильного многоугольника, повторим формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиуса вписанной и описанной окружностей. Мне хотелось бы начать со слов Бертрана Рассела: “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой…”.
По традиции начнем урок с проверки теории и формул. Отвечаем быстро, четко.
Заполняем лист самооценки
2. Устные упражнения Устный опрос по теории (фронтальная работа с классом)
1) Какой многоугольник называют правильным? Приведите примеры.
-Правильным называется выпуклый многоугольник, у которого все углы и все стороны равны ( например равносторонний треугольник, квадрат и т.д.)
2) Какой многоугольник называют выпуклым?
Многугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через его соседние вершины.
3) Чему равна сумма углов выпуклого многоугольника?
(п-2)180, где п-количество сторон
4)Учитывая, что все углы правильного п-угольника равны, назовите формулу для вычисления угла правильного многоугольника?
5)Чему равна сумма внешних углов правильного многоугольника , взятых по одному при каждой вершине?
360
6)Сформулируйте теорему об окружности ,описанной около правильного многоугольника?
Около любого пр.многугольника можно описать окружность, причем только одну.
7) Что такое описанная окружность?
Окружность называется описанной около многоугольника, если все вершины многоугольника лежат на этой окружности
8)Вписать окружность в правильный многоугольник?
В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну.
9)Какая окружность называется вписанной в правильный многоугольник?
Окружность называется вписанной в правильный многоугольник, если все стороны многоугольника касаются этой окружности
Молодцы!
Итак, что мы знаем и умеем по данной теме, давайте вспомним. Мы изучили теорию по правильным многоугольникам, рассмотрели задачи с использованием формул по данной теме, научились строить правильные многоугольники… Но нас всех волнует вопрос, какие есть задачи на экзамене по данной теме. Цель нашего урока совершенствовать умения решать задачи и готовится к экзаменам. Хочу заметить, на ОГЭ в основном задачи с равносторонним треугольником, квадратом и шестиугольником. Эти фигуры мы с вами и рассмотрим сегодня в рамках нашего урока
А теперь решим задачи по данной теме из раздела по подготовке к ОГЭ
Задание 18 № 169862
Сторона квадрата равна 10. Найдите его площадь.
Задание 18 № 169863
Периметр квадрата равен 32. Найдите площадь квадрата.
Задание 18 № 322861
Из квадрата вырезали прямоугольник (см. рисунок). Найдите площадь получившейся фигуры.
Задание 18 № 340840
Найдите площадь квадрата, если его диагональ равна 20.
Задание 18 № 353229
Найдите площадь квадрата, описанного около окружности радиуса 14.
Задание 18 № 169848
Периметр равностороннего треугольника равен 30. Найдите его площадь, делённую на
Задание 16 № 339394
ABCDEFGH — правильный восьмиугольник. Найдите угол EFG. Ответ дайте в градусах.
Решение.Поставляя п равное восьми, получаем: (8-2)180/8=135
Ответ: 135.
Прежде чем решить следующую задачу, придется вспомнить центральный и вписанные углы.
Вокруг любого правильного многоугольника можно описать окружность,
Задание 16 № 349576
ABCDEFGH— правильный восьмиугольник. Найдите угол DBE . Ответ дайте в градусах.
Решение.
Ответ: 22,5.
Задание 16 № 349447
ABCDEFGH — правильный восьмиугольник. Найдите угол ADF . Ответ дайте в градусах.
Решение.
67,5°
3.Проверка домашнего задания. Когда мы начали изучать эту тему, предлагала вам небольшие исследовательские работы по данной теме. Это история возникновения правильных многоугольников и правильные многоугольники в окружающем нас мире. Давайте их послушаем.
4.Физминутка
5.Упражнения на формирование навыка.
Подготовить заготовки таблицы для учащихся.
пn |
а |
R |
r |
S |
S |
|
33 |
2r |
|||||
44 |
2r |
2R2 |
4r2 |
|||
66 6 |
R |
|||||
пn |
|
1)Радиус окружности, вписанной в правильный шестиугольник, равен 4√ 3 см. Найдите сторону шестиугольника, периметр шестиугольника, площадь шестиугольника и радиус описанной около него окружности.
Ответ.P =48см, S=96√ 3см,
2)Задание 25 № 181
Дан правильный восьмиугольник. Докажите, что если его вершины последовательно соединить отрезками через одну, то получится квадрат.
3) Задание 25 № 311605
Два равносторонних треугольника имеют общую вершину. Докажите, что отмеченные на рисунке отрезки АВ и СD равны.
6. Самостоятельная работа:
Вариант 1 3. Сторона правильного четырехугольника, |
Вариант 2 1. Найдите углы правильного двадцатиугольника 2. Сторона квадрата равна 14. Найдите: |
7. Итог урока. Заполняем листы самооценки
-Поднимите, пожалуйста руки те, кто считает, что работал сегодня отлично и урок помог ему в подготовке к будущей контрольной работе и знания полученные на уроке пригодятся при сдаче экзамена по математике?
-А теперь те, кто считает, что работал сегодня хорошо?
-А кто считает , по этой теме остались вопросы, не до конца понятно т.е. работал удовлетворительно?
- За что вы можете поблагодарить своих одноклассников?
Выставьте свои оценки в оценочные листы урока.
Запишите домашнее задание в дневники, в электронном журнале тоже имеется.
Д/з. п. 105-108 прочитать,№1132,1135,1136 решить
Спасибо!