Урок по окружающему миру по теме «Что такое почва» (3 класс)
Технологическая карта урока
Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Что такое почва»
Цель урока: сформировать знания о почве и ее плодородии.
Формирование УУД:
Личностные действия: продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность.
Регулятивные действия: формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий.
Познавательные действия: развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации.
Коммуникативные действия: развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами.
Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап | Приветствие учащихся, организация положительной атмосферы и учебного настроения у детей, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Мотивация познавательной деятельности | Фронтальный опрос - Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Какое значение имеет вода для человека? - Давайте вспомним правила бережного отношения к воде. - Какой можно сделать вывод из вышесказанного? | О воде. О том, что воду надо беречь и охранять. Большое, с помощью воды человек готовит пишу, стирает вещи и т.д. Дети рассказывают правила. Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистительные сооружения. Каждый человек должен беречь воду. | Познавательные: «Земля» -название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. «земля» - слой почвы. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. |
Актуализация знаний | Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко — горой румяных яблок... - Как называется эта волшебная кладовая? Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — впору на грузовике везти. Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю, обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах, ягодах. И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка. Так и с волшебной кладовкой — землей. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – почва - верхний слой коры нашей планеты, поверхность. - Кто догадался, какая тема у нашего сегодняшнего урока? - Сегодня объектом нашего изучения будет почва. - Что мы узнаем на уроке? | -Земля -Что такое почва Узнаем состав и свойства почвы, как образуется почва, охрана почвы, какое значение имеет почва для растений и животных, какие животные живут в почве. | Познавательные: «Земля» -кормилица, матушка. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Регулятивные: Ставят самостоятельно цель и задачи. |
Изучение нового материала | - Как вы думаете, как образуется почва? 1. Беседа: «Как образовалась почва» Сейчас вы будете моими помощниками в сочинении сказки «Как образовалась почва». - Откройте учебник на с. 64 и прочитайте первый абзац. - Что такое почва? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. - Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли). Из каких слов оно состоит? - Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать). - Почему почва плодородна? Докажите. - А как узнать о составе почвы? -Сейчас мы с вами прочитаем опыты, с помощью которых мы узнаем состав почвы. - Какое вещество делает почву плодородной? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Самая плодородная почва называется черноземом. Есть еще и другие виды почвы: красноземы, сероземы, подзолистые. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, за 5—6 тыс. лет. А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы. Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода сможет смыть 500 тыс. лет, на лугу — за 3225 лет, а там, где нет растений, — всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? | - Верхний плодородный слой земли. - Плодо – родный. Плоды, родить (рождать). - Наверное, в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. - Перегной | Познавательные: Почему не всякая почва является местом обитания. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи. Личностные: умение работать в группе. |
Физкультминутка | Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головами) Облака плывут над нами, Словно белая гора. (Подтягивания – руки вверх) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперед, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полевка. Покажись, скорей, плутовка! (Приседания) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте) И немного отдохнем. (Дети садятся за парты) | | Личностные: |
Закрепление изученного материала | - Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Открывайте Рабочую тетрадь на странице 32, выполняем задания №1, 2, 3. | Дети выполняют задания в рабочей тетради. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения заданий. Познавательные: уметь решать проблемы, строить логические цепи рассуждений. |
Подведение итогов | - Что такое почва? - Из чего состоит почва? - Как образуется почва? - Что особенно понравилось на уроке? | - Почва – это верхний плодородный слой земли. - Почва состоит из: воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральных солей, бактерий. - За счет разрушения горных пород. | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод |
Домашнее задание | 1. Учебник: прочитать текст с. 64—67, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с. 67. 2. Рабочая тетрадь: с. 33 №4, 5. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы по домашнему заданию. | Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности |
Рефлексия | - Наш урок подходит к концу, определите, насколько комфортно вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке. Для этого поднимите карточки в нужной цветовой гамме и оцените своё состояние на данный момент. | Учащиеся поднимают карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). | Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |