Урок по окружающему миру по теме «Размножение и развитие растений» (3 класс)
Технологическая карта урока
Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Размножение и развитие растений»
Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.
Формирование УУД:
Личностные действия: -понимать и иметь желание учиться,
-выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
-положительно отзываться о школе, одноклассниках;
-правильно оценивать себя с позиции школьника.
Регулятивные действия: - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
-удерживать цель деятельности до получения её результата;
-отвечать на предлагаемые вопросы;
-извлекать информацию из текстов, иллюстраций;
-оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные действия: -сравнивать различные объекты: выявлять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
-высказывать предположения;
-выявлять признаки объектов в процессе рассматривания;
-воспроизводить по памяти информацию.
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные действия: - выражать и оформлять свои мысли в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- работать в паре: обсуждать, сравнивать
Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1; иллюстрации к уроку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап | Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Личностные: Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; |
Мотивация к учебной деятельности | Тест «Моё настроение». - Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо). - Настроение замечательное, настрой рабочий. - Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать. | Выполняют тест «Моё настроение». | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно |
Актуализация знаний | -Сейчас я вам предлагаю вспомнить, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого я предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 1) -Посмотрите на слайд и проверьте себя. Критерии оценки: 0 ошибок-5 1-2 ошиб.-4 3 ошиб.-3. Поднимите руку у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3 ошибки. -Ребята, вы все отлично справились с заданием, но некоторым из вас следуют вернуться к пройденной теме и повторить еще раз ее. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки: Во лугах сестрички – Золотой глазок. Белые реснички (Прикрепляет рисунок ромашки к доске) Летит – гудит, Сядет - молчит. Целый день в трудах, То в лугах, то в садах. И кто ей друг- Тот всегда с медком. А кто ей не люб- Спасайся бегом! (Прикрепляет рисунок пчелы на ромашку) -Посмотрите внимательно на получившейся рисунок и скажите какая существует связь между пчелой и цветком ромашкой? -Сформулируйте тему урока. | Выполняют тест. Самопроверка. -Ромашка -Пчела -Размножение и развитие растений | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения |
Изучение нового материала | -Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений. -Как размножаются растения: хвойные и цветковые? -А водоросли, мхи, папоротники? Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения. -Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? -Что такое опыление? - В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. После опыления у растений появляются плоды (семена). Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. Работа по учебнику (с. 80). -Что такое опыление? -Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей. -Что произойдет, если цветок не будет опылен? -А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена? Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашутики. -Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». -А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например, у бешеного огурца и недотроги. В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец. И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами. Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. -Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? | -Семенами -Спорами - Они кормятся сладким цветочным соком - нектаром и при этом опыляют растения. Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение. Работа по учебнику. Отвечают на вопросы. -Их разносит ветром. -На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять подведение под понятие; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания |
Физкультминутка | На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. | Выполняют упражнения. | Личностные: |
Закрепление изученного материала | - Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. -Прочитайте статью на с. 82 учебника. -Ответьте на вопросы раздела «Подумай!». Выполнение заданий в рабочей тетради с. 34 – 35. | Работа по учебнику. Работа по рабочей тетради. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к оценке своей учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Итоги урока | - Какую роль играют плоды и семена в жизни растений? - Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. - Как птицы, звери и люди распространяют семена? | -С помощью них растения размножаются - Чтобы привлекать птиц | Личностные: основы экологической культуры Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, строить рассуждения в форме связи простых суждений |
Домашнее задание | 1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82). 2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83). 3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83). | Записывают домашнее задание в дневники. Консультируются по поводу домашнего задания. | Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Когда было интересно? - Определите своё настроение в конце урока? - Оцените нашу работу. | Отвечают на вопросы, оценивают результаты работы: - Что нового узнали на уроке? - Когда было интересно? - Определите своё настроение в конце урока? - Оцените нашу работу. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Приложение 1.
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия.
2. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) воздух, воду, соли.
3. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными
веществами?
а) азот;
б) углекислый газ;
в) кислород.
4. Что несёт солнечный свет для растений?
а) тепло
б) энергию
в) красоту
5. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами:
яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.
Ирина Владимировна Казарцева
Новаковская Югана Александровна