12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новаковская Югана Александровна203
Учитель начальных классов
Россия, Башкирская респ., Уфа

Технологическая карта урока

Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Размножение и развитие растений»

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Формирование УУД:

Личностные действия: -понимать и иметь желание учиться,

-выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-положительно отзываться о школе, одноклассниках;

-правильно оценивать себя с позиции школьника.

Регулятивные действия: - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-удерживать цель деятельности до получения её результата;

-отвечать на предлагаемые вопросы;

-извлекать информацию из текстов, иллюстраций;

-оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные действия: -сравнивать различные объекты: выявлять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

-высказывать предположения;

-выявлять признаки объектов в процессе рассматривания;

-воспроизводить по памяти информацию.

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные действия: - выражать и оформлять свои мысли в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре: обсуждать, сравнивать

Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1; иллюстрации к уроку.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные:

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

Мотивация к учебной деятельности

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

Выполняют тест «Моё настроение».

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Актуализация знаний

-Сейчас я вам предлагаю вспомнить, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого я предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 1)


-Посмотрите на слайд и проверьте себя.

Критерии оценки:

0 ошибок-5

1-2 ошиб.-4

3 ошиб.-3.

Поднимите руку у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3 ошибки.

-Ребята, вы все отлично справились с заданием, но некоторым из вас следуют вернуться к пройденной теме и повторить еще раз ее.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Во лугах сестрички –

Золотой глазок.

Белые реснички

(Прикрепляет рисунок ромашки к доске)


Летит – гудит,

Сядет - молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг-

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

(Прикрепляет рисунок пчелы на ромашку)

-Посмотрите внимательно на получившейся рисунок и скажите какая существует связь между пчелой и цветком ромашкой?

-Сформулируйте тему урока.

Выполняют тест.




Самопроверка.














-Ромашка











-Пчела





-Размножение и развитие растений

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Изучение нового материала

-Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

-Как размножаются растения: хвойные и цветковые?

-А водоросли, мхи, папоротники?

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.


-Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему?

-Что такое опыление?

- В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям.


Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка.

После опыления у растений появляются плоды (семена).

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле.

Работа по учебнику (с. 80).

-Что такое опыление?

-Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

-Что произойдет, если цветок не будет опылен?


-А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашутики.

-Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки».

-А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их.

А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например, у бешеного огурца и недотроги.

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.

-Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать?




-Семенами


-Спорами




- Они кормятся сладким цветочным соком - нектаром и при этом опыляют растения.

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.































Работа по учебнику.

Отвечают на вопросы.















-Их разносит ветром.




































-На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека


Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять подведение под понятие;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания

Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Выполняют упражнения.

Личностные:

Применение знаний о здоровом образе жизни.

Закрепление изученного материала

- Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение.

-Прочитайте статью на с. 82 учебника.

-Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».


Выполнение заданий в рабочей тетради с. 34 – 35.

Работа по учебнику.














Работа по рабочей тетради.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к оценке своей учебной деятельности;

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Итоги урока

- Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

- Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи.

- Как птицы, звери и люди распространяют семена?

-С помощью них растения размножаются


- Чтобы привлекать птиц



Личностные:

основы экологической культуры

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, строить рассуждения в форме связи простых суждений

Домашнее задание

1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82).

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83).

Записывают домашнее задание в дневники. Консультируются по поводу домашнего задания.

Коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересно?

- Определите своё настроение в конце урока?

- Оцените нашу работу.

Отвечают на вопросы, оценивают результаты работы:

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересно?

- Определите своё настроение в конце урока?

- Оцените нашу работу.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности



Приложение 1.

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б) зоология;

в) астрономия.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными

веществами?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

4. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

5. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами:

яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.



Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 05.11.23 в 15:46 3Ответить Пожаловаться
Ошибку в названии уберите...
Новаковская Югана Александровна, 06.11.23 в 10:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимательность
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.