Урок по окружающему миру «День народного единства» (4 класс)
Методическая разработка урока
по окружающему миру в 4 классе
на тему «День народного единства»
Цели |
Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное единство», «лихолетье», «смута»; закрепления и углубления знаний учащихся об истории России; способствовать формированию представления о значении деятельности К. Минина, Д. Пожарского; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Задачи урока |
Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения праздника «День народного единства» Развивающие: развитие речи, познавательных способностей. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, чувство патриотизма, любовь к Родине, |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные: получат возможность научиться работать Метапредметные:овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы |
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
Толковый словарь С. И. Ожегова; Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс; Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс к учебнику А.А. Плешакова. Изд-во Экзамен; https://moiarussia.ru/top-10-patriotichnyh-pesen-o-rossii/ |
Оборудование |
Экран, компьютер; учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь; цветные карандаши; песни «От героев былых времен», «Вставайте, люди русские»; презентация с иллюстрациями. |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Мотивация |
Звучит песня «От героев былых времен из кинофильма «Офицеры» – Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню? – Кто такие герои? Что такое Родина? Что значит любить Родину? Что значит защищать Родину? – Из истории мы знаем, что на долю нашей страны выпало немало испытаний. И наша Родина всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. – Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжелые испытания, выпавшие на ее долю? – Что значит поговорка «Когда мы едины, мы непобедимы?» – Вот сегодня мы узнаем почему так говорят. |
Слушают учителя, принимают участие с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место |
Актуализация средств усвоения |
Назови, кому установлен памятник (почему): (картинки на экране): (Юрий Долгорукий) (Иван Федоров) (Минин и Пожарский) – Почему возникли затруднения с последним памятником? – Кто такие К. Минин и Д. Пожарский? Почему им поставили памятник? – Что мы сегодня узнаем? – Назовите цель урока? |
Отвечают |
Изучение |
– Сегодня мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России. И как с этим связаны К. Минин и Д. Пожарский. Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова «Лихолетье» (Время смут, бедствий) – Что значит смута? (мятеж, народные волнения) – в учебнике на странице 87 определите причины возникновения смуты (работают в паре). Не было наследника на престол; Наступление польских захватчиков; – Как наша Родина выстояла в это нелегкое время? Найдите ответ на вопрос в учебнике на страницах 87-89. Рассказывает о подвиге К. Минина и Д. Пожарского (при рассказе составляют схему в тетрадях) Примерная схема: Создано народное ополчение К Мининым и Д. Пожарским в Нижнем Новгороде в 1612 г → в марте 1612 г. Ополчение двинулось к Москве → в августе 1612 разбили польское войско → победа над польскими захватчиками. – Кто такие патриоты? – Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России? – Вы можете назвать себя патриотами? |
Работают со словарем С. Ожегова, работают с учебником.рассказывают об испытаниях, которые выпали на долю русского народа
Внимательно слушают. Отвечают |
Физкультминутка |
Танцевальная пауза на экране |
Выполняют упражнения |
Закрепление изученного материала
Практическая работа |
Предлагает учащимся послушать песню С. Прокофьева «Вставайте, люди русские». – Как вы считаете, кто помог победить К. Минину и Д. Пожарскому? (вводится понятие «народное единство») – Какой праздник связан именно с этими событиями?
Ответьте, верны ли утверждения: 1)Михаил Федорович Романов был сыном царя Федора Ивановича. 2)Призыв к сбору народного ополчения прозвучал из Нижнего Новгорода. 3)Герои 1612 года – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
– Рассмотрите карту в учебнике на с 92-93. Запишите города, которые были основаны в 17 веке. – Выполнить задание 1 и 2 в рабочей тетради на странице 36. № 1 – Рассмотреть памятник . Ответить на вопросы. № 2 – Прочитать и озаглавить текст об истории создания памятника К. Минину и Д. Пожарскому. |
Слушают песню. Отвечают на вопросы учителя.
Работают с утверждениями. Поясняют ответ
Самостоятельная работа с тетрадью и учебником. |
Итоги урока. Рефлексия |
– Кто такой патриот? – Что значит поговорка «когда мы едины, мы непобедимы»? – Для чего нам нужен такой урок? – Закончите фразу: «Сегодня на уроке я понял…». – Оцените свою деятельность на уроке? 5 – поднимите красный карандаш; 4 – поднимите синий карандаш; 3 – поднимите желтый карандаш; |
Отвечают
Оценивают себя. |
Домашнее задание |
Сделать сообщение на тему «Патриоты России» (доклад о любых героях, которые защищали нашу страну)
|
Задают уточняющие вопросы |