Урок по окружающему миру «День народного единства» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 12 November 2021

 

Методическая разработка урока

по окружающему миру в 4 классе

на тему «День народного единства»

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное единство», «лихолетье», «смута»; закрепления и углубления знаний учащихся об истории России; способствовать формированию представления о значении деятельности К. Минина, Д. Пожарского; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения праздника «День народного единства»

Развивающие: развитие речи, познавательных способностей.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, чувство патриотизма, любовь к Родине,

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные:овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Толковый словарь С. И. Ожегова;

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс;

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс к учебнику А.А. Плешакова. Изд-во Экзамен;

https://moiarussia.ru/top-10-patriotichnyh-pesen-o-rossii/

Оборудование

Экран, компьютер; учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь; цветные карандаши; песни «От героев былых времен», «Вставайте, люди русские»; презентация с иллюстрациями.

Сценарий урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Мотивация
к учебной деятельности

Звучит песня «От героев былых времен из кинофильма «Офицеры»

Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню?

Кто такие герои? Что такое Родина? Что значит любить Родину? Что значит защищать Родину?

Из истории мы знаем, что на долю нашей страны выпало немало испытаний. И наша Родина всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжелые испытания, выпавшие на ее долю?

Что значит поговорка «Когда мы едины, мы непобедимы?»

Вот сегодня мы узнаем почему так говорят.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Актуализация средств усвоения

Назови, кому установлен памятник (почему): (картинки на экране):

t1636703580aa.jpg(Юрий Долгорукий)

t1636703580ab.jpg(Иван Федоров)

t1636703580ac.jpg(Минин и Пожарский)

Почему возникли затруднения с последним памятником?

Кто такие К. Минин и Д. Пожарский? Почему им поставили памятник?

Что мы сегодня узнаем?

Назовите цель урока?

Отвечают
на вопросы учителя.

Изучение
нового материала

Сегодня мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России. И как с этим связаны К. Минин и Д. Пожарский.

Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем».

Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова «Лихолетье»

(Время смут, бедствий)

Что значит смута?

(мятеж, народные волнения)

в учебнике на странице 87 определите причины возникновения смуты (работают в паре).

Не было наследника на престол;

Наступление польских захватчиков;

Как наша Родина выстояла в это нелегкое время? Найдите ответ на вопрос в учебнике на страницах 87-89.

Рассказывает о подвиге К. Минина и Д. Пожарского (при рассказе составляют схему в тетрадях)

Примерная схема:

Создано народное ополчение К Мининым и Д. Пожарским в Нижнем Новгороде в 1612 г → в марте 1612 г. Ополчение двинулось к Москве → в августе 1612 разбили польское войско → победа над польскими захватчиками.

Кто такие патриоты?

Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?

Вы можете назвать себя патриотами?

Работают со словарем С. Ожегова, работают с учебником.рассказывают об испытаниях, которые выпали на долю русского народа
в начале XVII века,
создают схему.

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопросы учителя.

Физкультминутка

Танцевальная пауза на экране

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

Предлагает учащимся послушать песню С. Прокофьева «Вставайте, люди русские».

Как вы считаете, кто помог победить К. Минину и Д. Пожарскому? (вводится понятие «народное единство»)

Какой праздник связан именно с этими событиями?

 

Ответьте, верны ли утверждения:

1)Михаил Федорович Романов был сыном царя Федора Ивановича.

2)Призыв к сбору народного ополчения прозвучал из Нижнего Новгорода.

3)Герои 1612 года – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

 

Рассмотрите карту в учебнике на с 92-93. Запишите города, которые были основаны в 17 веке.

Выполнить задание 1 и 2 в рабочей тетради на странице 36.

1 – Рассмотреть памятник . Ответить на вопросы.

2 – Прочитать и озаглавить текст об истории создания памятника К. Минину и Д. Пожарскому.

Слушают песню. Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Работают с утверждениями. Поясняют ответ

 

 

 

Самостоятельная работа с тетрадью и учебником.

Итоги урока.

Рефлексия

Кто такой патриот?

Что значит поговорка «когда мы едины, мы непобедимы»?

Для чего нам нужен такой урок?

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я понял…».

Оцените свою деятельность на уроке?

5 – поднимите красный карандаш;

4 – поднимите синий карандаш;

3 – поднимите желтый карандаш;

Отвечают
на вопросы учителя

 

 

 

Оценивают себя.

Домашнее задание

Сделать сообщение на тему «Патриоты России» (доклад о любых героях, которые защищали нашу страну)

 

Задают уточняющие вопросы


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.